Решение по делу № 2-1051/2015 от 10.04.2015

2-1051/2015

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

15 мая 2015 года                             село Иглино

    Иглинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Сафиной Р.Р.,

    с участием истцов Кордубайло Т.Ю., Кордубайло В.Д.,

    ответчика Бородина С.В.,

при секретаре Насибуллиной Э.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кордубайло Т.Ю., Кордубайло В.Д. к Бородина С.В. об обязании устранить препятствий в пользовании земельным участком, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Кордубайло Т.Ю., Кордубайло В.Д. обратились в суд с иском к Бородину С.В. об обязании устранить препятствий в пользовании земельным участком, компенсации морального вреда, указывая в обоснование, что Кордубайло Т.Ю. является собственником земельного участка, с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>. Ответчику на праве собственности принадлежит смежный земельный участок по адресу: <адрес>, на котором Бородин С.В. содержит пасеку с 30-ти пчелосемьями. Из-за пчел, которые периодически вылетают из ульев на территорию их участка, истцы не могут пользоваться своим земельным участком, во избежание укусов пчел вынуждены выходить на улицу в специальной защитной одежде. С учетом изложенного истцы просят обязать ответчика устранить препятствия в пользовании земельным участком, возложив на него обязанность вывозить пчелы на летний сезон на качевку, взыскать с Бородина С.В. в их пользу компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб.

В ходе судебного заседания истец Кордубайло Т.Ю. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, суду пояснила, что ограждение между участками был возведен ответчиком лишь год назад, до этого граница участка была ограждена решетчатым забором. Однако, несмотря на наличие забора из профнастила пчелы также продолжают вылетать на территорию их участка, были случаи их укусов, в частности, ДД.ММ.ГГГГ ее укусила пчела.

Истец Кордубайло В.Д. исковые требования поддержал, просил удовлетворить, суду пояснил, что земельный участок ими приобретен в период брака, является их совместной собственностью, однако, пользоваться своим участком они не имеют возможности из-за проводимой Бородиным С.В. пчеловодческой деятельности.

Ответчик Бородин С.В. с исковыми требованиями не согласился, просил в их удовлетворении отказать, суду пояснил, что между участками он возвел двухметровый забор, пчелы летают высоко и не залетают на участок истцов.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

По правилам п. 2 ст. 1101 ГК РФ характер физических и нравственных страданий оценивается с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, индивидуальных особенностей потерпевшего, степени вины причинившего вред лица, а также с учетом требований разумности и справедливости.

Ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со ст. 137 Гражданского кодекса Российской Федерации к животным применяются общие правила об имуществе, постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное.

На основании ст. 18 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 года N 4979-1 "О ветеринарии", ответственность за содержание и использование животных несут их владельцы.

В силу ст. 10 Федерального закона РФ от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", граждане обязаны не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Пунктом 1.2 Ветеринарно-санитарных правил содержания пчел, утвержденных Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 15 декабря 1976 года, предусмотрено, что территория стационарной пасеки должна быть огорожена и обсажена плодовыми деревьями и ягодными кустарниками, а площади, не занятые зданиями и дорогами, ежегодно перепахивают и засевают медоносами. Расстояние между ульями должно быть не менее 3-3,5 м, а между рядами ульев - не менее 10 м.

Из содержания ст. 9 Закона Республики Башкортостан от 31 июля 1995 года №6-з «О пчеловодстве» следует, что субъекты пчеловодческой деятельности размещают улья с пчелиными семьями без ограничения их количества на принадлежащих (предоставленных) им земельных участках при соблюдении зоотехнических и ветеринарно-санитарных норм и правил содержания медоносных пчел.

Ульи с пчелиными семьями на пасеках, расположенных на территориях населенных пунктов и садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, размещаются на таком расстоянии, которое обеспечивает безопасность людей.

Ульи с пчелиными семьями размещаются на земельном участке на расстоянии не ближе чем десять метров от границы земельного участка, в противном случае улья с пчелиными семьями должны быть размещены на высоте не менее чем два метра либо отделены от соседнего земельного участка зданием, строением, сооружением или густым кустарником высотой не менее чем два метра.

В соответствие с п. 2.2.10.13 Республиканских нормативов градостроительного проектирования Республики Башкортостан "Градостроительство. Планировка и застройка городских округов, городских и сельских поседений Республики Башкортостан", утвержденных Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 18 декабря 2014 г. N 604, размещение пасек и отдельных ульев в жилых зонах запрещается. Разрешается устройство пасек и ульев на территории сельских населенных пунктов на расстоянии не менее 100 метров от ближайшего расположенного жилого дома. Пасеки должны быть огорожены плотными живыми изгородями из древесных и кустарниковых культур или сплошным деревянным забором высотой не менее 2 м.

Из положений приведенных Закона РБ "О пчеловодстве", Постановления Правительства Республики Башкортостан следует, что граждане вправе размещать ульи с пчелиными семьями без ограничения их количества на принадлежащих (предоставленных) им земельных участках при соблюдении зоотехнических и ветеринарно-санитарных норм и правил содержания медоносных пчел на безопасном расстоянии от границ земельного участка.

На территориях же населенных пунктов в жилых зонах, ульи с пчелиными семьями, размещаются на расстоянии не менее 100 метров от ближайшего расположенного жилого дома. При этом пасеки должны быть огорожены плотными живыми изгородями из древесных и кустарниковых культур или сплошным деревянным забором высотой не менее 2 м.Из материалов дела следует, что Кордубайло Т.Ю. является собственником земельного участка, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым , с разрешенным видом использования: под жилую застройку индивидуальную, расположенного по адресу: <адрес>.

Поскольку указанный земельный участок приобретен Кордубайло Т.В. в период брака с Кордубайло В.Д., то в силу ст. 34 Семейного кодекса РФ он принадлежит супругам на праве совместной собственности.

Ответчик Бородин С.В. является собственником смежного земельного участка, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , с разрешенным видом использования: для садоводства и огородничества, расположенного по адресу: <адрес>.

На территории земельного участка Бородина С.В. располагаются 20 пчелосемей, земельный участок Бородина С.В. огорожен с двух сторон забором из профнастила высотой 2 метра, в том числе, со стороны земельного участка Кордубайло Т.Ю., летки ульев установлены в противоположную стороны земельного участка Кордубайло Т.Ю., что подтверждается ответом на запрос начальника ГБУ Иглинская районная ветеринарная станция РБ Гареева К.А. от ДД.ММ.ГГГГ .

Из этого же ответа следует, что ст. 9 Закона РБ «О пчеловодстве» Бородиным С.В. не нарушается, требования п. 1.7 Инструкции о мероприятиях по предупреждению и ликвидации болезней, отравлений и основных вредителей пчел, утвержденный главой Департамента ветеринарии РФ от 17 августа 1998 года соблюдаются, п.3.1. раздела «Меры по охране пасек от заноса возбудителей инфекционных и инвазионных болезней пчел» выполнены, имеется ветеринарно-санитарный паспорт пасеки , выданный ДД.ММ.ГГГГ, в ДД.ММ.ГГГГ на пасеке проведены лечебно-профилактические мероприятия и лабораторные исследования, в результате которых выявлено отсутствие инфекционных и инвазионных болезней пчел.

Согласно акту о местоположении ульев от ДД.ММ.ГГГГ следует, что между смежными участками имеется ограждение из профнастила высотой более 2 метров, протяженностью 20 метров и омшаник длиной 7 метров.

Данных о расстоянии между ульями, а также о расстоянии местоположения ульев до границ земельного участка истцов в ответе ГБУ Иглинская районная ветеринарная станция РБ на запрос суда не содержится.

Однако, ранее начальником ГБУ Иглинская районная ветеринарная станция РБ Гареевым К.А. на обращение Кордубайло Т.Ю. был дан ответ, из которого следует, что пчелосемьи размещены на расстоянии 4 м от соседнего земельного участка, владельцу пасеки рекомендовано по возможности на летний период вывозить пасеку на кочевку.

Кордубайло Т.Ю. представлена справка ГБУЗ РБ Городская клиническая больница №21 г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ о том, что Кордубайло Т.Ю. оказана медицинская помощь в приемно-диагностическом отделении ГБУЗ РБ ГКБ №21 г. Уфы в связи с обращение с жалобой на укус насекомого (пчелы), выставлен диагноз: отек Квинке (аллергический отек).

По утверждению ответчика принадлежащие ему пчелосемьи не летают на территорию земельного участка истцов. Вместе с тем, в ходе судебного заседания была исследована видеозапись, из которой следует, что ответчик Бородин С.В. на территории земельного участка Кордубайло Т.Ю. осуществляет сбор разлетевшегося роя.

Ссылаясь на то, что роя ему не принадлежит, ответчик какие-либо доказательства не представил.

Таким образом, из имеющихся в деле доказательств видно, что содержание ульев с пчелосемьями ответчиком на своем земельном участке не соответствует требованиям нормативов о безопасности их размещения, поскольку расстояние от ближайших ульев до смежного земельного участка истцов составляет менее 100 метров, что позволяет пчелам беспрепятственно находится на территории земельного участка Кордубайло Т.Ю.

В силу п. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Поскольку имеет место установленный факт пчелоужаливания истца Кордубайло Т.Ю., суд считает, что имеется реальная опасность для жизни и здоровья истцов в результате размещения ответчиком пасеки в непосредственной близости с их земельным участком, поэтому суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в части возложения на ответчика обязанность вывозить улья с пчелиными семьями в летний период с территории земельного участка ответчика в иное место, не имеющее общих границ с земельным участком истцов.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

В соответствии с положениями п. 2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Является общеизвестным и не подлежит доказыванию тот факт, что пчелиный укус и вызванная этим укусом аллергическая реакция вызывают физическую боль и дискомфорт.

Ответчик является собственником пчелиной пасеки, стало быть, в силу ст. 210 ГК РФ несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Принимая во внимание обстоятельства дела, учитывая физические и нравственные страдания Курдубайло Т.Ю. от укуса пчелы, с учетом степени разумности и справедливости, суд полагает возможным удовлетворить исковые требования в части взыскании в ее пользу компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб.

В то же время суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Кордубайло В.Д. в части компенсации морального вреда, поскольку каких-либо доказательств того, что он был подвергнут укусу пчелы суду не представлено.

Руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    исковые требования Кордубайло Т.Ю., Кордубайло В.Д. удовлетворить частично.

    Обязать Бородина С.В. ежегодно в летний период вывозить с земельного участка ульи с пчелиными семьями в иное место, не имеющее общих границ с земельным участком Кордубайло Т.Ю. и Кордубайло В.Д..

    Взыскать с Бородина С.В. в пользу Кордубайло Т.Ю. в счет компенсации морального вреда <данные изъяты> руб.

    В удовлетворении исковых требований Кордубайло В.Д. к Бородина С.В. о компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан через Иглинский районный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда изготовлено в окончательной форме 25 мая 2015 года.

    

Председательствующий                              Р.Р. Сафина

2-1051/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Кордубайло Т.Ю.
Кордубайло В.Д.
Ответчики
Бородин С.В.
Суд
Иглинский районный суд Республики Башкортостан
Дело на странице суда
iglinsky.bkr.sudrf.ru
10.04.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.04.2015Передача материалов судье
13.04.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.04.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.04.2015Подготовка дела (собеседование)
24.04.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.05.2015Судебное заседание
25.05.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.06.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.05.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее