Решение по делу № 2-67/2020 от 17.07.2019

52RS0003-01-2019-002876-51

Дело № 2-67/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 февраля 2020 года

Ленинский районный суд Н.Новгорода в составе председательствующего федерального судьи Бердниковой С.И.,

при секретаре Солодковой И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО «Домсервис - ЖКХ - Расчет» к Мальцеву Р.Н. о взыскании задолженности за жилищные услуги,     

У С Т А Н О В И Л:

ООО «Домсервис - ЖКХ - Расчет» обратилось в суд с иском к Мальцеву Р.Н. о взыскании задолженности за жилищные услуги за период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. в размере 93 851,22 руб., указывая на то, что ответчик, являясь получателем данных услуг, обязанность по их оплате не выполняет. В связи с тем, что ответчик не выполняет таковую обязанность, заявлены требования о взыскании пени в размере 43 865,23 руб., как меры ответственности за нарушение обязательств. Заявлены требования о взыскании судебных расходов.

В судебном заседании представитель истца ООО «Домсервис - ЖКХ - Расчет» Сухова Е.М. исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика Мальцева Р.Н. - Князев С.П. исковые требования признал частично. Признал исковые требования в части основного долга в размере 52 424,31 руб. Так же его доверитель не согласен с применением повышающих коэффициентов при начислении платы за электроэнергию, водоснабжение, т.к. установить приборы учета в доме и индивидуальные приборы учета не имеется технической возможности. Так же указал, что его доверитель не получал платежные документы, на основании которых он мог провести проверку правильности начисления платы и произвести оплату, в связи с чем, считает начисление пени неправомерным. Не согласны с размером платы по услуге «тепловая энергия, мощность на тепловую энергию», поскольку применен неправильный норматив тепловой нагрузки 0, 1960 Гкал/ч., должен быть применен иной норматив. Истец использует в расчете по услугам ХВС и электроснабжение количество проживающих в размере <данные изъяты> человек, хотя это не соответствует действительности. М.С.А. М.К.Р.., М.Е.Р. не зарегистрированы по спорному адресу.

Выслушав доводы сторон, проверив материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению частично.

В силу ст. 67 ч.3 п.5 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги;

Обязанность проживающих в общежитии граждан по внесению платы за пользование жилой площадью, предоставляемые коммунальные услуги и другие услуги по установленным ставкам и тарифам, предусмотрена также п. 13 Постановления Совмина РСФСР от 11 августа 1988 года N 328 "Об утверждении примерного положения об общежитиях".

Граждане и организации, как это следует из положений ст. 153 ЖК РФ, обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора;

Согласно ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме). Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; 3) плату за коммунальные услуги.

Согласно ст.155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом

Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники) (за исключением взносов на капитальный ремонт), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом

Ст. 57 ч.1 ГПК РФ установлено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что между ООО «Домсервис - ЖКХ - Расчет» (Агент) с ООО «Домсервис» (Принципал) заключен агентский договор на взыскание задолженности с должника от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с которым Агент обязуется по поручению Принципала за вознаграждение совершать от его имени и за его счет, либо от своего имени и за счет Принципала юридические и иные действия взысканию задолженности за жилищные и коммунальные услуги с должника Принципала.

В соответствии с решением учредителя от ДД.ММ.ГГГГ года произведена смена фирменного наименования ООО «Домсервис» на ООО «Профессиональный подход».

ООО «Профессиональный подход» - управляющая организация, в соответствии с Лицензий осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (МКД) от ДД.ММ.ГГГГ.

ООО «Профессиональный подход» осуществляло управление, содержание общего имущества, поставку коммунальных ресурсов с ДД.ММ.ГГГГ для <адрес> на основании протокола открытого конкурса по выбору управляющей организации для управления МКД от ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчик Мальцев Р.Н. является нанимателем комнаты <адрес> по договору социального найма койко-место от ДД.ММ.ГГГГ года и состоит на регистрационном учете в спорной комнате с ДД.ММ.ГГГГ года.

Судом установлено, что ответчик оплату жилищных услуг своевременно в полном объеме не производит, в связи с чем, требования истца о взыскании суммы задолженности, законны и подлежат удовлетворению.

Рассматривая вопрос о размере задолженности, подлежащей взысканию с ответчика, суд исходит из следующего.

В соответствии с ч.2,3 ст. 156 ЖК РФ 2. Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения. 3. Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований). Плата за наем устанавливается в соответствии с методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В силу ч.1,2 ст. 157 ЖК РФ предусмотрено, что 1. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации. 2. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается по ценам, определяемым в рамках предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).

В соответствии с разъяснениями, данными в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности"

«п.16. При разрешении споров, связанных с внесением платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, услуги и работы по управлению таким домом, следует учитывать, что утвержденный общим собранием собственников размер такой платы не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).

17. Управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 ЖК РФ, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450 - 453 ГК РФ).

19. Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) устанавливается в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома и определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения (части 2 и 4 статьи 156 ЖК РФ).

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, предусмотренном федеральным законом, или органом местного самоуправления в случае наделения его отдельными государственными полномочиями (части 1, 2 статьи 157 ЖК РФ).»

Согласно расчетам истца, у ответчика за период ДД.ММ.ГГГГ года - ДД.ММ.ГГГГ., образовалась задолженность в общей сумме 93 851,22 руб., которая состоит: содержание и текущий ремонт помещений - 23 227,53 руб., ХВС и водоотведение - 13 532,53 руб., тепловая энергия и мощность - 25 094,35 руб., электроснабжение - 31 996,80 руб.

Проверив расчет истца, суд находит его правильным и соответствующим действующему законодательству, в части расчета задолженности за содержание и текущий ремонт помещений - 23 227,53 руб., при этом отклоняет доводы ответчика о том, что неправильно производится расчет исходя из общей площади, а не из площади комнаты, в которой проживает истец.

Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения (ч. 2 ст. 156 ЖК РФ).

Согласно ч. 5 ст. 15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире (ч. 4 ст. 16 ЖК РФ).

Исходя из смысла приведенных выше правовых норм, граждане, проживающие в общежитиях на условиях договора найма специализированного жилого помещения, пользуются также помещениями вспомогательного назначения, которые предназначены для нужд, непосредственно связанных с их проживанием, и на них лежит обязанность нести расходы на содержание и ремонт жилого помещения, коммунальные услуги, исходя из занимаемой общей площади жилого помещения с учетом площади вспомогательных помещений.

Кроме того, ООО «Профессиональный подход» осуществляло управление, содержание общего имущества, поставку коммунальных ресурсов с ДД.ММ.ГГГГ для МКД <адрес> на основании протокола открытого конкурса по выбору управляющей организации для управления МКД от ДД.ММ.ГГГГ заключенного ДД.ММ.ГГГГ года Договора управления многоквартирным домом, заключенного по итогам открытого конкурса. В соответствии с заявкой на участие в открытом конкурсе, заключенного Договора, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме устанавливается в размере 41,61 руб. за кв.метр общей площади. Результаты конкурса и Заключенный с ООО «Профессиональный подход» Договор, никем не оспорен.

Так же, суд находит правильным расчет истца задолженности по услуге «тепловая энергия и мощность» - 25 094,35 руб. и отклоняет довод ответчика о том, что применен неправильный норматив тепловой нагрузки, поскольку исчисление размера задолженности исходя из тепловой нагрузки на МКД - 0,1960 Гкал/ч, соответствует заключенному между истцом и ОАО «Теплоэнерго» Договору на отпуск коммунального ресурса для удовлетворения потребностей жителей дома 27 по ул. Паскаля г. Н. Новгорода, что соответствует Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, которым предусмотрено, что « п. 38. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).

При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.»

Расчет истца задолженности по коммунальным услугам: ХВС и водоотведение - 13 532,53 руб., электроснабжение - 31 996,80 руб., которые произведены с применением повышающего коэффициента, в связи с отсутствием приборов учета, суд находит неправильным, исходя из следующего.

Вступившим в силу в ДД.ММ.ГГГГ года Законом об энергосбережении на собственников зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу указанного Закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, возложена обязанность до ДД.ММ.ГГГГ года завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (часть 4 статьи 13).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354

«п.81. Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.»

Таким образом, действующее законодательство возлагает на собственника помещения в многоквартирном доме обязанность по оборудованию этого помещения приборами учета независимо от того, относится ли оно к государственному (муниципальному) или частному жилищному фонду, и независимо от того, использует ли собственник принадлежащее ему помещение для проживания или сдает это помещения внаем другим лицам.

Частью 1 статьи 157 ЖК РФ предусмотрено, что «Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.»

В соответствии с пунктом 42 Правил предоставления коммунальных услуг (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603, от 26.12.2016 N 1498) при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с 1 января 2017 года - 1,5. Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.

Оценивая вышеприведенные положения действующего законодательства, суд приходит к выводу, что применение повышающего коэффициента к нормативу потребления соответствующей коммунальной услуги обусловлено, во-первых, наличием предусмотренной действующим законодательством обязанности по оснащению помещения приборами учета используемых воды, электрической энергии, во-вторых, отсутствием в помещении таких приборов учета при наличии технической возможности их установки.

Вместе с тем законодательство возлагает обязанность по оснащению жилого помещения в многоквартирном доме приборами учета на его собственника, тогда как в рассматриваемом случае ответчик не является собственником жилого помещения, а является нанимателем спорного жилого помещения, в связи с чем он не может нести неблагоприятные имущественные последствия (применение повышающего коэффициента) за не совершение собственником жилого помещения действий по оборудованию жилого помещения приборами учета потребляемых ресурсов. (Данный вывод суда согласуется с позицией Верховного Суда РФ, изложенной в Определении от 18.07.2019 года № 307-ЭС19-6279).

По запросу суда, истцом представлен расчет ХВС и водоотведение и электроснабжение за спорный период без применение повышающего коэффициента к нормативу потребления соответствующей коммунальной услуги и задолженность составит 9 148,87 руб. и 21 640,96 руб. соответственно.

С учетом требований ст.196 ГПК РФ, суд проверил расчет именно за данный период и соглашается с ним.

При этом, суд полагает, что оплата коммунальных услуг - электроснабжения, холодное водоснабжение и водоотведение за заявленный период правильно исчислена, исходя из 4 проживающих лиц в жилом помещении.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", если жилым помещением, не оборудованным индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета горячей воды, и (или) холодной воды, и (или) электрической энергии, пользуются временно проживающие потребители, то размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной в таком жилом помещении, рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих в жилом помещении потребителей. При этом в целях расчета платы за соответствующий вид коммунальной услуги потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.

В случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и исполнитель располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, исполнитель вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении. Указанный акт подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и не менее чем 2 потребителями и членом совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом и органом управления такого товарищества или кооператива заключен договор управления с управляющей организацией.

Ответчик Мальцев Р.Н. является нанимателем комнаты <адрес> по договору социального найма койко-место от ДД.ММ.ГГГГ года и состоит на регистрационном учете в спорной комнате с ДД.ММ.ГГГГ года.

В соответствии с актом об установлении фактически проживающих граждан от ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д.129), в жилом помещении № , нанимателем которого является Мальцев Р.Н., совместно с ним проживают супруга- М.С.А. и дочери - М.К.Р.., М.Е.Р.., в квартире установлена электрическая плита и электрический водонагреватель.

Довод ответчика о том, что он один проживает в спорной комнате не может быть принят судом во внимание.

Как следует из ответа на запрос суда из Управления образования администрации <данные изъяты> района г.Н.Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ года, М.К.Р. и М.Е.Р.. обучаются в МБОУ «<данные изъяты>».

Согласно ответа на запрос суда из ГБУЗ НО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ года М.К.Р.. проживает по адресу: <адрес> и наблюдается в ГБУЗ НО «<данные изъяты>». М.Е.Р.. проживает по адресу: <адрес> и наблюдается в ГБУЗ НО «<данные изъяты>».

Поэтому, представленные истцом справки и выписки из лицевого счета о месте регистрации по иному месту жительства М.С.А. М.К.Р. и М.Е.Р. данном случае правового значения не имеют.

Таким образом, общая сумма задолженности составляет: содержание и текущий ремонт помещений - 23 227,53 руб., ХВС и водоотведение - 9 148,87 руб., тепловая энергия и мощность - 25 094,35 руб., электроснабжение - 21 640,96руб., а всего 79 111,72 руб., которая подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

Расчет пени, представленный истцом, проверен судом, является математически правильным.

В соответствии со ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков. Кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.

В ст. 333 ГК РФ предусматривается, что если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.

При этом необходимо отметить, что неустойка является мерой гражданско-правовой ответственности должника в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств и носит компенсационный характер по отношению к возможным убыткам кредитора, направленный на восстановление нарушенных прав, а не карательный (штрафной) характер.

Исходя из анализа действующего законодательства, неустойка представляет собой меру ответственности за нарушение исполнения обязательств, является средством возмещения потерь, вызванных нарушением обязательств, для другой стороны, и не может являться способом обогащения одной из сторон.

В силу ст. 333 ГК РФ суд вправе уменьшить неустойку, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.

Конституционный Суд РФ в п. 2 Определения от 21.12.2000 г. N 263-О указал, что положения п. 1 ст. 333 ГК РФ содержат обязанность суда установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного, а не возможного размера ущерба. Предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, то есть, по существу, - на реализацию требования ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в п. 1 ст. 333 ГК РФ речь идет не о праве суда, а, по существу, о его обязанности установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного, а не возможного, размера ущерба.

Наличие оснований для снижения и определение критериев соразмерности определяются судом в каждом конкретном случае самостоятельно, исходя из установленных по делу обстоятельств.

Критериями установления несоразмерности в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки, значительное превышение суммы неустойки суммы возможных убытков, вызванных нарушением обязательства, длительность неисполнения обязательства и другие обстоятельства.

Пунктом 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что при разрешении вопроса об уменьшении неустойки следует иметь в виду, что размер неустойки может быть уменьшен судом только в том случае, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.

Таким образом, суд, учитывая, что неустойка по своей природе носит компенсационный характер, является способом обеспечения исполнения обязательства должником и не должна служить средством обогащения стороны, но при этом направлена на восстановление прав, нарушенных вследствие ненадлежащего исполнения обязательства, а потому должна соответствовать последствиям нарушения, приходит к выводу о необходимости снизить размер пени до 16 000 руб.

Истцом заявлены также требования о взыскании судебных расходов - суммы госпошлины, уплаченной при подаче иска, в размере 5 573,26 руб., которые подтверждены представленными доказательствами.

Согласно ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, … судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

В соответствии с вышеизложенным, подлежит взысканию с ответчика в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3 053,35 руб.

ООО «Домсервис - ЖКХ - Расчет» заявлено также требование о взыскании расходов на оплату агентских услуг в размере 23 732,57 руб.

В силу п. 1 ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Из агентского договора (л.д.9-10) от ДД.ММ.ГГГГ года п.3.1. явствует, что размер вознаграждения «агента» за выполнение поручения по взысканию задолженности составляет <данные изъяты> % от суммы, взысканной и фактически полученной от должника и составляет по рассматриваемому спору 9 511,17 руб.

С учетом изложенного и руководствуясь ст.ст.12, 56, 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Мальцева Р.Н. в пользу ООО «Домсервис - ЖКХ - Расчет» задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в сумме 79 111 (семьдесят девять тысяч сто одиннадцать) руб. 72 коп., пени в сумме 16.000 (шестнадцать тысяч) руб., расходы по оплате услуг представителя в размере 9 511 (девять тысяч пятьсот одиннадцать) руб. 17 коп. и возврат госпошлины 3 053 (три тысячи пятьдесят три) руб. 35 коп.

В остальной части иска ООО «Домсервис - ЖКХ - Расчет» к Мальцеву Р.Н. о взыскании задолженности за жилищные услуги отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Федеральный судья:                                                         С.И.Бердникова

2-67/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
ООО "Домсервис-ЖКХ-Расчет"
Ответчики
Мальцев Руслан Николаевич
Другие
Князев Сергей Павлович
Суд
Ленинский районный суд г. Нижний Новгород
Судья
Бердникова С.И.
Дело на странице суда
leninsky.nnov.sudrf.ru
05.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.04.2020Передача материалов судье
05.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.04.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
05.04.2020Предварительное судебное заседание
05.04.2020Предварительное судебное заседание
05.04.2020Судебное заседание
05.04.2020Судебное заседание
05.04.2020Судебное заседание
12.11.2019Судебное заседание
11.12.2019Судебное заседание
13.01.2020Судебное заседание
11.02.2020Судебное заседание
27.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее