Решение по делу № 33а-3806/2018 от 10.05.2018

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Дело № 33а-4341

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:

Председательствующего И.А. Чемякиной,

судей О.Ю.Поздняковой, Е.П. Иском

при секретаре А.М.Борзуновой

рассмотрела в порядке упрошенного (письменного) производства 30 мая 2018 года административное дело по административному исковому заявлению Хрущева И.Ю. к Комсомольской-на-Амуре городской Думе о признании незаконным решения Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 19 октября 2016 №91 «О досрочном прекращении полномочий депутата Комсомольской-на-Амуре городской Думы Хрущева И.Ю.», по апелляционным жалобам Хрущева И.Ю., Ермакова А.А. на решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 15 августа 2017 года.

Заслушав доклад судьи Иском Е.П., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Хрущев И.Ю. обратился в Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре с иском к Комсомольской-на-Амуре городской Думе о признании незаконным решения Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 19 октября 2016 №91 «О досрочном прекращении полномочий депутата Комсомольской-на-Амуре городской Думы Хрущева И.Ю.», указав, что оспариваемое решение нарушает его права, свободы и законные интересы, гарантированные ст. ст. 3, 21, 37, 32, 130 Конституции РФ, противоречит требованиям Конституции РФ. Полномочия депутата прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений и запретов, неисполнения обязанностей, установленных федеральными законами «О противодействии коррупции», «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами». Статьей 3 Федерального закона «О противодействии коррупции» установлены основные принципы противодействия коррупции, Конституция РФ гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, тогда как пунктом 7.1 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает только лишь обязанность, ограничения и запреты депутату, несоблюдение которых прекращают досрочно его полномочия и не содержит положений о его правах и свободах. Между тем Федеральным законом «О противодействии коррупции», кроме обязанностей, ограничений и запретов установлены права и свободы отдельных категорий граждан. Следовательно, отдельные категории граждан, указанные в статье 8 Федерального закона «О противодействии коррупции», находятся в привилегированном положении относительно лиц, указанных в п. 7.1 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», что не соответствует положениям Конституции РФ. Положения пункта 7.1 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отменяют и умаляют права и свободы, предоставленные иными нормативными правовыми актами. Также указал, что Комсомольская-на-Амуре городская Дума не является учредителем или лицом, которому предоставлены полномочия по проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений, и лицами, замещающими данные должности, в соответствии с пунктом 7.1 статьи 8 Федерального закона «О противодействии коррупции». В компетенции городской Думы отсутствует полномочие на принятие решений о досрочном прекращении полномочий депутата, а также полномочия по проведению проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, следовательно, решение не основано на законе, принято с превышением полномочий.

Определением суда от 22 июня 2017 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Ермаков А.А..

Решением Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 15 августа 2017г. в удовлетворении административных исковых требований Хрущеву И.Ю., отказано в полном объеме.

В апелляционной жалобе Хрущев И.Ю., с вынесенным решением не согласен. Указывает, что органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами. Голосование по отзыву депутата проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ для проведения местного референдума. Основанием для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействия) в случае их подтверждения в судебном порядке. Представительный орган местного самоуправления – Комсомольская-на-Амуре городская Дума, несомненно, действовала с превышением полномочий, так как не соблюдение депутатом ограничений, запретов обязанностей которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами является лишь основанием наступления ответственности депутата перед населением и только в случае их подтверждения в судебном порядке. Указывает, что на день рассмотрения его заявления в суде, материалы дела не содержат решения суда о подтверждении конкретных противоправных решений или действий (бездействий) депутата Хрущёва И.Ю. которые могли бы быть основанием его досрочного сложения полномочий. Полагает, что исключительным правом на досрочное прекращение полномочий депутата представительного органа местного самоуправления Хрущева И.Ю. наделен только многонациональный народ в лице жителей г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, проживающих по месту жительства в десятом избирательном округе. Указывает, что из представления прокурора г. Комсомольска-на-Амуре об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции депутатом Хрущевым И.Ю. следует, что в ходе проверки выявлено два факта получения, в отчетном периоде, денежных средств за оказание услуги по представительству в судах общей юрисдикции, при этом, указанна сумма полученного дохода 0 рублей. Данное обстоятельство послужило основанием принятия решения о сложении досрочно полномочий депутата Хрущева И.Ю. Согласно материалов дела Хабаровский краевой суд (определение от 12.10.2016г. по делу №33а-7951), факт получения им, в отчетный период, денежных средств за оказанные услуги по представительству в судах общей юрисдикции не принял во внимание, так как договоры на оказание юридических услуг, расписки в получении денежных средств за оказанные юридические услуги, по мнению суда, не являются доказательством получения дохода. Следовательно, выводы прокуратуры г. Комсомольска-на-Амуре и принятые на основании него решения комиссии по контролю за соблюдением депутатами городской Думы законодательства в сфере противодействия коррупции, оспариваемое решение не соответствует закону. Просит решение отменить принять новое об удовлетворении требований.

    В апелляционной жалобе Ермаков А.А. с принятым решением не согласен, считает, что оно подлежит отмене. Указывает, что депутат не несет ответственности перед представительным органом муниципального образования – городской Думой. У представленного органа муниципального образования нет прав применять к депутату любую ответственность, в том числе за нарушение антикоррупционного законодательства. Депутат несет ответственность только перед населением, избравшим его. Просит решение отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.

     В письменных возражениях на апелляционную жалобу Хрущева И.Ю. представитель Комсомольской-на-Амуре городской думы А.П. Ерёмкина с доводами апелляционной жалобы не согласна считает решение суда законным и обоснованным. Все обстоятельства, имеющие значение для дела судом учтены и исследованы. Указывает, что административный истец в апелляционной жалобе руководствуется статьей 24 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ. Данная норма регламентирует порядок отзыва депутата представительного органа местного самоуправления. В данном случает административный истец неправильно применяет и трактует нормы материального права, поскольку процедура, в рамках которой принято решение Комсомольской-на-Амуре городской Думой от 19.10.2016г. № 91 «О досрочном прекращении полномочий депутата Комсомольской-на-Амуре городской Думы Хрущева И.Ю» предусмотрена статьей 40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ и статьей 17 Устава муниципального образования города Комсомольска-на-Амуре. Обжалуемое решение не касается процедуры отзыва депутата городской Думы, оно устанавливает досрочное прекращение полномочия депутата городской Думы. Законодательно предусмотрены две различные процедуры, два самостоятельных порядка: отзыв депутата и досрочное прекращение полномочий, которые не могут подменять друг друга, поскольку имеют различные основания для их применения и наступления ответственности.

     В письменных возражениях на апелляционную жалобу Ермакова А.А. представитель Комсомольской-на-Амуре городской Думы А.П. Ерёмкина указывает, что доводы заинтересованного лица не основаны на законе и являются следствием неправильного толкования норм материального права. Указывает, что оспариваемое Хрущевым И.Ю. решение принято Комсомольской-на-Амуре городской Думой в рамках действующего законодательства и соответствует требованиям пункта 7.1, подпункта 10 пункта 10, пункта 11 статьи 40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ, пунктам 4,5 статьи 12.1, подпункта 2 пункта 1 статьи 13.1 ФЗ «О противодействии коррупции» от 15.12.2008г. № 273-ФЗ, пункта 2 статьи 17 Устава муниципального образования города Комсомольска-на-Амуре, решению Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 20.06.2016г. № 63 «О комиссии по контролю за соблюдением депутатами Комсомольской-на-Амуре городской Думы законодательства РФ в сфере противодействия коррупции», решению комиссии по контролю за соблюдением депутатами Комсомольской-на-Амуре городской Думы законодательства РФ в сфере противодействия коррупции от 05.10.2016г. № 3.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, их явка обязательной не является, судом обязательной не признавалась. При указанных обстоятельствах, в соответствии с ч.7 ст.150 КАС РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ.

Хрущев И.Ю. о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Согласно отчета об отслеживании судебного извещения, оно ожидает адресата в месте вручения.

В силу разъяснений содержащихся в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлено лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (часть 4 статьи 2, часть 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Также о дате и месте рассмотрения дела истец извещался телефонограммой, однако по указанному в материалах дела номеру не отвечал.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что все меры к извещению административного истца Хрущева И.Ю. были предприняты, в связи с чем считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Согласно ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено, что 15 сентября 2014 года Хрущев И.Ю. избран депутатом Комсомольской-на-Амуре городской Думы шестого созыва.

31 марта 2016 года Хрущевым И.Ю. представлена справка о его доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год (далее - справка о доходах).

Прокуратурой г.Комсомольска-на-Амуре в городской Думе и Комсомольской-на-Амуре контрольно-счетной палате проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных депутатами и иными лицами, замещающими муниципальные должности, должности муниципальной службы в городской Думе и Комсомольской-на-Амуре контрольно-счетной палате. По результатам проведенной проверки прокурором города Комсомольска-на-Амуре в адрес председателя Комсомольской-на-Амуре городской Думы направлено представление от 30.06.2016 года № 2-22/2016 «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции». В числе выявленных нарушений законодательства о противодействии коррупции в представлении указано, что депутатом Хрущевым И.Ю. указана сумма полученного дохода «0» рублей, при этом в ходе проверки выявлено 2 факта получения в отчетном периоде депутатом денежных средств за оказанные услуги по представительству в судах общей юрисдикции. Факты оказания Хрущевым И.Ю. услуг и получение им сумм дохода также подтверждаются материалами гражданских дел и вынесенными по ним судебными решениями, имеющимися в свободном доступе (апелляционное определение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от 22.03.2016 по делу №2-125/2015 по иску Вдовина А.И. к индивидуальному предпринимателю Павловой М.П; решение Центрального районного суда г.Комсомолька-на-Амуре от 25.02.2016 по делу №2-211/2016, 2- 5619/2015 по иску Ермакова А.А. к ООО СК «Визави»). В предписании содержится требование о принятии конкретных мер к устранению выявленных нарушений закона, причин и условий им способствующих, к недопущению их в дальнейшем, о рассмотрении вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших ненадлежащее исполнение своих обязанностей и не осуществлявших должного контроля за соблюдением законодательства в пределах компетенции.

Комсомольской-на-Амуре городской Думой решением от 20.07.2016 года №63 «О комиссии по контролю за соблюдением депутатами Комсомольской-на- Амуре городской Думы законодательства Российской Федерации в сфере противодействия коррупции» утверждено Положение о комиссии по контролю за соблюдением депутатами Комсомольской-на-Амуре городской Думы законодательства Российской Федерации в сфере противодействия коррупции.

05 октября 2016 года состоялось заседание комиссии по контролю за соблюдением депутатами Комсомольской-на-Амуре городской Думы законодательства в сфере противодействия коррупции, на котором было рассмотрено представление прокурора города. Согласно протоколу №3 заседания комиссии от 05 октября 2016 года в ее работе принимали участие члены комиссии, представитель прокуратуры города, два депутата, допустивших нарушение. Хрущев И.Ю., уведомленный о дате заседании комиссии, в заседании комиссии не участвовал.

На заседании комиссии рассмотрены нарушения антикоррупционного законодательства, допущенные Хрущевым И.Ю.: указание суммы дохода «0» рублей», при выявлении 2 фактов получения в отчетном периоде денежных средств за оказанные юридические услуги, и не представление Хрущевым И.Ю. сведений на несовершеннолетнего ребенка.

По результатам работы комиссии нарушения антикоррупционного законодательства, допущенные Хрущевым И.Ю. единогласно были признаны значительными, принято решение внести на рассмотрение в Комсомольскую-на-Амуре городскую Думу проект решения о досрочном прекращении полномочий депутата Хрущева И.Ю. в связи с установлением значительных нарушений в представленных сведениях о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

19 октября 2016 года Комсомольская-на-Амуре городская Дума в соответствии с пунктом 7.1, подпунктом 10 пункта 10, пунктом 11 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года №131-Ф3, пунктами 4, 5 статьи 12.1, подпунктом 2 пункта 1 статьи 13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года №273-Ф3, пунктом 2 статьи 17 Устава муниципального образования города Комсомолькая-на-Амуре, на основании решения комиссии по контролю за соблюдением депутатами Комсомольской-на-Амуре городской Думы законодательства Российской Федерации в сфере противодействия коррупции от 05 октября 2016 года №3 приняла решение №91 «О досрочном прекращении полномочий депутата Комсомольской-на-Амуре городской Думы Хрущева И.Ю.»

Как следует из протокола заседания городской Думы от 19 октября 2016 года №9 данное решение принято большинством голосов (15 - «за», 0 - «против», 3 - «воздержались»), при этом на заседании принимало участие 18 из 25 избранных депутатов.

Решением комиссии по контролю за соблюдением депутатами Комсомольской-на-Амуре городской Думы законодательства Российской Федерации в сфере противодействия коррупции от 05 октября 2016 года №3 установлено, что представленные депутатом городской Думы Хрущевым И.Ю. сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера являются недостоверными, не представлены сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера несовершеннолетнего ребенка.

Согласно ст. 8 Устава муниципального образования города представительным органом муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" является Комсомольская-на-Амуре городская Дума.

Согласно п.2 ст.36, п.1 ст.37 Устава муниципального образования муниципальные правовые акты представительного органа муниципального образования принимаются в виде решений Комсомольской-на-Амуре городской Думы.

В соответствии с п.3 ст.37 Устава муниципального образования, статьей 56 регламента городской Думы решения городской Думы считаются принятыми, если за них проголосовало более половины от установленного числа депутатов.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ депутат является лицом, замещающим муниципальную должность.

В соответствии с частью 7.1 статьи 40 Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ (в редакции Федерального закона от 03.11.2015 № ЗОЗ-ФЗ), депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-Ф3 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

В соответствии со статьей 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, прекращаются досрочно, в том числе, в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (пункт 10 части 10 статьи 40), а также в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом (часть 10.1 статьи 40).

Пунктом 4 статьи 12.1 Федерального закона № 273-Ф3, устанавливающей ограничения и обязанности, налагаемые на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, на данных лица возложена обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу пункта 5 статьи 12.1 Федерального закона № 273-Ф3 лица, замещающие муниципальные должности, нарушившие запреты, ограничения и обязанности, установленные частями 1 - 4.1 настоящей статьи, несут ответственность, предусмотренную федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно статье 13.1 Федерального закона № 273-Ф3, лицо, замещающее муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений (пункт 2).

Согласно п. 2 ст. 17 Устава муниципального образования досрочное прекращение полномочий депутата городской Думы наступает в случаях, установленных федеральным законом. Досрочное прекращение полномочий депутата наступает со дня принятия городской Думой соответствующего решения, или со дня вступления в силу судебного акта, либо со дня вступления в силу краевого закона о роспуске городской Думы.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, установив приведенные обстоятельства пришел к правильному выводу о доказанности факта нарушения действующего законодательства о противодействии коррупции депутатом Комсомольской-на-Амуре городской Думы Хрущевым И.Ю. При принятии оспариваемого решения Комсомольской-на-Амуре городской Думой нарушений законодательства, влекущих признание его незаконным, допущено не было.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны применении норм материального права и установленных по делу обстоятельствах.

Доводы апелляционной жалобы о том, что у городской Думы отсутствовали полномочия по принятию оспариваемого решения, судебной коллегией не принимаются, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права. Данные доводы были предметом рассмотрения суда первой инстанции и обосновано отклонены по мотивам, приведенным в решении.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами районного суда и не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Судебная коллегия оснований, предусмотренных ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены решения суда, не усматривает.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 15 августа 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению Хрущева И.Ю. к Комсомольской-на-Амуре городской Думе о признании незаконным решения Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 19 октября 2016 №91 «О досрочном прекращении полномочий депутата Комсомольской-на-Амуре городской Думы Хрущева И.Ю.», – оставить без изменения, апелляционные жалобы Хрущева И.Ю., Ермакова А.А. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий И.А.Чемякина

Судьи О.Ю.Позднякова

Е.П. Иском

33а-3806/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Хрущев И.Ю.
Ответчики
Комсомольская-на-Амуре Городская Дума
Другие
Ермаков А.А.
Суд
Хабаровский краевой суд
Судья
Иском Елена Петровна
Дело на сайте суда
kraevoy.hbr.sudrf.ru
11.05.2018Передача дела судье
30.05.2018Судебное заседание
30.05.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.05.2018Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее