Дело № 2а-117/2018
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
02 октября 2018 года п. Молоково
Молоковский районный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Молоковского районного суда Лыкова Ю.А.,
при секретаре Соколовой Т.П.,
с участием процессуального административного истца – помощника прокурора Молоковского района Тверской области Лебедевой А.Г..
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Молоковского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к администрации муниципального образования «Молоковское сельское поселение» Молоковского района Тверской области о признании незаконным бездействия по не определению гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения поселения и возложении обязанности устранить нарушения,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
Прокурор Молоковского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, мотивировав следующим.
Прокуратурой Молоковского района проведена проверка соблюдения администрацией муниципального образования «Молоковское сельское поселение» Молоковского района Тверской области требований законодательства о водоснабжении и водоотведении, в ходе которой установлено, что административным ответчиком ненадлежащим образом осуществляется полномочие по организации водоснабжения населения, поскольку до настоящего времени не определена гарантирующая организация для системы холодного водоснабжения.
На основании п. 4 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ), ст. 1 закона Тверской области от 19.11.2014 № 92-ЗО «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Тверской области» к вопросам местного значения сельского поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Аналогичное полномочие сельского поселения закреплено в п. 4 ст. 8 Устава муниципального образования «Молоковское сельское поселение», утвержденного решением Совета депутатов Молоковского сельского поселения от 14.02.2017 № 44.
Реализация указанного полномочия в силу п. 6 ст. 31 Устава муниципального образования возложена на администрацию Молоковского сельского поселения.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ) государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение целей охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Согласно п.п. 1, 2 ч. 1, ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения гарантирующей организации.
При этом под гарантирующей организацией понимается организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения; а под организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства) - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем (п.п. 6, 15 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ).
На основании ч.ч.1, 2 ст. 12, ч. 2 ст. 42 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ органы местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.
Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
До 01.07.2013 органы местного самоуправления поселения, городского округа осуществляют инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), утверждают схему водоснабжения и водоотведения, определяют гарантирующую организацию, устанавливают зоны ее деятельности.
В силу ч. 7 ст. 7 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ до определения гарантирующей организации, а также в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со ст. 12 настоящего Федерального закона, договоры холодного водоснабжения и (или) водоотведения заключаются с организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, к водопроводным и (или) канализационным сетям которой подключены (технологически присоединены) объекты капитального строительства абонента.
Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что основными источниками водоснабжения населения муниципального образования «Молоковское сельское поселение» являются 32 артезианские скважины и 44 колодца. Общая протяженность водопроводной сети составляет 34,6 км. Указанные объекты водоснабжения находятся на балансе администрации сельского поселения.
Решением совета депутатов муниципального образования «Молоковское сельское поселение» от 31.05.2017 № 61-1 утверждена схема водоснабжения и водоотведения Молоковского сельского поселения Молоковского района Тверской области.
Однако в нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства администрацией Молоковского сельского поселения гарантирующая организация для системы холодного водоснабжения поселения до настоящего времени не определена и соответственно зона ее деятельности не установлена.
В целях устранения данных нарушений прокуратурой Молоковского района 25.04.2018 главе муниципального образования «Молоковское сельское поселение» вносилось представление.
РР· содержания предоставленного ответа РЅР° представление РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° следует, что администрация направила запрос РІ РњРЈРџ «Теплофикация» СЃ РїСЂРѕСЃСЊР±РѕР№ быть гарантирующей организацией, который остался без рассмотрения. Рных мер РїРѕ обеспечению наличия гарантирующего поставщика административным ответчиком РЅРµ принято, РІ том числе путем создания муниципального унитарного предприятия.
До настоящего времени вышеуказанные нарушения законодательства о водоснабжении и водоотведении не устранены.
Неисполнение обязанности по определению гарантирующей организации препятствует определению и контролю лицензионных требований в отношении участков недр, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения поселения.
Согласно ч. 1 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
По смыслу ч. 2 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах (ч. 3 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 1.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
Статьей 9 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» установлено, что пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.
Предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами (ст. 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»).
В соответствии с ч. 5 ст. 18 Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам.
Согласно ч. 3 ст. 18 Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Бездействие администрации муниципального образования «Молоковское сельское поселение» по не принятию мер по определению гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения поселения влечет за собой отсутствие контроля за рациональным использованием и охраной недр, отсутствие санитарно-эпидемиологического контроля за состоянием водных объектов, приводит к отсутствию контроля за состоянием работоспособности водозаборных скважин, отсутствию обязанности по их содержанию и ремонту, что может привести к аварии, повлечь загрязнение, засорение или истощение подземных водных объектов, ухудшает экологическую обстановку, в связи с чем нарушается гарантированное Конституцией Российской Федерации право граждан на благоприятную окружающую среду.
Право прокурора на обращение в суд в данном случае обусловлено следующим.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст.ст. 17, 18 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.
В статье 9 Конституции Российской Федерации установлено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантированно право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается исполнением Федеральных законов, регулирующих правоотношения в частности в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Таким образом, право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием.
Кроме того, на основании ст. 4 Федерального закона от 07.02.1997 №2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на получение услуги, соответствующей по качеству требованиям, предусмотренным законами или в установленном порядке.
Ргнорирование административным ответчиком вышеуказанных требований федерального законодательства нарушает гарантированные СЃС‚. 42 Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, СЃС‚. 11 Федерального закона РѕС‚ 10.01.2002 в„– 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» права жителей Молоковского района, Р° также РґСЂСѓРіРёС… граждан, посещающих данный район, РЅР° благоприятную окружающую среду, Р° также РЅР° надлежащее водоснабжение РІ установленном законодательством РїРѕСЂСЏРґРєРµ.
Указанным бездействием также нарушаются законные интересы Российской Федерации как собственника недр, в том числе подземных вод, поскольку не проведение в установленном федеральным законодательством порядке контрольно-проверочных мероприятия может повлечь загрязнение, засорение или истощение подземных водных объектов.
Как указано в ст. 2 Гражданского Кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством.
Согласно ст. 1 Гражданского Кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
В соответствии со ст. 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в частности путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре.
В силу того, что администрацией муниципального образования «Молоковское сельское поселение» не выполняются обязанности, возложенные на нее вышеуказанным законодательством, то они подлежат возложению на административного ответчика в судебном порядке.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Процессуальный административный истец – помощник прокурора Молоковского района Тверской области Лебедева А.Г. в судебном заседании заявленные прокурором района требования поддержала и просила их удовлетворить, подтвердив доводы, изложенные в административном исковом заявлении.
Административный ответчик - представитель администрации муниципального образования «Молоковское сельское поселение» Молоковского района Тверской области, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, сведений об уважительных причинах неявки не сообщил, не просил об отложении дела и не представил возражений относительно заявленных к нему административных исковых требований.
Заинтересованное лицо – представитель администрации муниципального образования «Молоковский район» Тверской области, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, сведений об уважительных причинах неявки не сообщил, не просил об отложении дела и не представил возражений относительно заявленных административных исковых требований.
Заинтересованное лицо – представитель Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тверской области в Бежецком районе, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в своем заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие, возражений относительно заявленных административных исковых требований не представил.
В соответствии со ст.150 КАС РФ, и принимая во внимание, что участие административного ответчика в судебном заседании, судом не признано обязательным, суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие и отсутствие заинтересованных лиц.
Заслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст.ст. 17, 18 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.
В статье 9 Конституции Российской Федерации установлено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантированно право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается исполнением Федеральных законов, регулирующих правоотношения в частности в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
На основании п. 4 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ), ст. 1 закона Тверской области от 19.11.2014 № 92-ЗО «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Тверской области» к вопросам местного значения сельского поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Аналогичное полномочие сельского поселения закреплено в п. 4 ст. 8 Устава муниципального образования «Молоковское сельское поселение» (л.д.20-44), утвержденного решением Совета депутатов Молоковского сельского поселения от 14.02.2017 № 44.
Реализация указанного полномочия в силу п. 6 ст. 31 Устава муниципального образования возложена на администрацию Молоковского сельского поселения.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение целей охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Согласно п.п. 1, 2 ч. 1, ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения гарантирующей организации.
При этом под гарантирующей организацией понимается организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения; а под организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства) - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем (п.п. 6, 15 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ).
На основании ч.ч.1, 2 ст. 12, ч. 2 ст. 42 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ органы местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.
Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
До 01.07.2013 органы местного самоуправления поселения, городского округа осуществляют инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), утверждают схему водоснабжения и водоотведения, определяют гарантирующую организацию, устанавливают зоны ее деятельности.
В силу ч. 7 ст. 7 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ до определения гарантирующей организации, а также в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со ст. 12 настоящего Федерального закона, договоры холодного водоснабжения и (или) водоотведения заключаются с организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, к водопроводным и (или) канализационным сетям которой подключены (технологически присоединены) объекты капитального строительства абонента.
Судом установлено, что основными источниками водоснабжения населения муниципального образования «Молоковское сельское поселение» являются 32 артезианские скважины и 44 колодца. Общая протяженность водопроводной сети составляет 34,6 км. Указанные объекты водоснабжения находятся на балансе администрации сельского поселения.
Решением совета депутатов муниципального образования «Молоковское сельское поселение» от 31.05.2017 № 61-1 утверждена схема водоснабжения и водоотведения Молоковского сельского поселения Молоковского района Тверской области (л.д.13-18).
Однако в нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства администрацией Молоковского сельского поселения гарантирующая организация для системы холодного водоснабжения поселения до настоящего времени не определена и соответственно зона ее деятельности не установлена.
В целях устранения данных нарушений прокуратурой Молоковского района 25.04.2018 главе муниципального образования «Молоковское сельское поселение» вносилось представление (л.д.9-10).
Согласно письму администрации Молоковского сельского поселения от 18.05.2018 (л.д.11), поселение просит МУП «Теплофикацию» быть гарантирующей организацией по обеспечению поселения холодным водоснабжением.
Рных мер РїРѕ обеспечению наличия гарантирующего поставщика административным ответчиком РЅРµ принято, РІ том числе путем создания муниципального унитарного предприятия.
До настоящего времени вышеуказанные нарушения законодательства о водоснабжении и водоотведении не устранены.
Неисполнение обязанности по определению гарантирующей организации препятствует определению и контролю лицензионных требований в отношении участков недр, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения поселения.
Согласно ч. 1 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
По смыслу ч. 2 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах (ч. 3 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 1.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
Статьей 9 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» установлено, что пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.
Предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами (ст. 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»).
В соответствии с ч. 5 ст. 18 Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам.
Согласно ч. 3 ст. 18 Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Анализируя указанные выше нормативно правовые акты и исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу о бездействии администрации муниципального образования «Молоковское сельское поселение» в решении вопроса по определению гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения поселения, которое влечет за собой отсутствие контроля за рациональным использованием и охраной недр, отсутствие санитарно-эпидемиологического контроля за состоянием водных объектов, приводит к отсутствию контроля за состоянием работоспособности водозаборных скважин, отсутствию обязанности по их содержанию и ремонту, что может привести к аварии, повлечь загрязнение, засорение или истощение подземных водных объектов, ухудшает экологическую обстановку, в связи с чем нарушается гарантированное Конституцией Российской Федерации право граждан на благоприятную окружающую среду.
Не выполнение административным ответчиком вышеуказанных требований федерального законодательства нарушает гарантированные ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 4 Федерального закона от 07.02.1997 №2300-1 «О защите прав потребителей» права жителей Молоковского района, а также других граждан, посещающих данный район, на благоприятную окружающую среду, а также на надлежащее водоснабжение в установленном законодательством порядке.
Указанным выше бездействием также нарушаются законные интересы Российской Федерации как собственника недр, в том числе подземных вод, поскольку не проведение в установленном федеральным законодательством порядке контрольно-проверочных мероприятия может повлечь загрязнение, засорение или истощение подземных водных объектов.
При таких обстоятельствах, административные исковые требования прокурора о признании незаконным бездействия административного ответчика по непринятию мер по не определению гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения поселения и возложении обязанности устранить нарушения, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Решая вопрос о сроке исполнения решения суда, суд принимает во внимание возможные последствия не своевременного устранения нарушений, влияющих на права граждан на охрану здоровья, поддержание благоприятной окружающей природной среды и объем предстоящих работ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.39, 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Р• РЁ Р Р› :
Административные исковые требования прокурора Молоковского района Тверской области удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Молоковское сельское поселение» Молоковского района Тверской области, выразившимся в непринятия мер по определению гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения поселения и установлению зоны ее деятельности.
Возложить на администрацию муниципального образования «Молоковское сельское поселение» Молоковского района Тверской области обязанность в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу определить гарантирующую организацию для централизованной системы холодного водоснабжения на территории Молоковского сельского поселения и установить зоны ее деятельности.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Молоковский районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 02 октября 2018 года.
Председательствующий Ю.А. Лыков