Решение
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
24 января 2022 г. с.Шигоны
Шигонский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Полянского А.Ю.,
при секретаре Логиновой М.Е.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело в„– 2Р°-7/2022 РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению Межрайонной РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– РїРѕ Самарской области Рє Тарасову Р.РЎ. Рѕ взыскании обязательных платежей Рё санкций,
Установил:
Межрайонная Рнспекция ФНС Р Р¤ в„– РїРѕ Самарской области (далее – РФНС, Рнспекция) обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением, РІ котором РїСЂРѕСЃРёС‚ взыскать СЃ Тарасова Р.РЎ. задолженность (недоимку) РїРѕ страховым взносам РЅР° обязательное медицинское страхование Р·Р° ДД.РњРњ.ГГГГ РІ размере 8426 СЂСѓР±., пени РЅР° задолженность ДД.РњРњ.ГГГГ РІ размере 14,32 СЂСѓР±., пени РЅР° задолженность 2019 Рі. РІ размере 21,51 СЂСѓР±.; задолженность (недоимку) РїРѕ страховым взносам РЅР° обязательное пенсионное страхование Р·Р° 2020 Рі. РІ размере 32448 СЂСѓР±., пени РЅР° задолженность ДД.РњРњ.ГГГГ РІ размере 55,16 СЂСѓР±., пени РЅР° задолженность ДД.РњРњ.ГГГГ РІ размере 91,73 СЂСѓР±.
Р’ обоснование административного РёСЃРєР° указано, что Тарасов Р.РЎ. РІ период СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ являлся индивидуальным предпринимателем Рё соответственно налогоплательщиком страховых РІР·РЅРѕСЃРѕРІ. Р’ адрес налогоплательщика были направлены требования РѕР± уплате налога в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ Рё в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, которые получены ответчиком РІ соответствии СЃ положениями Рї. 4 СЃС‚. 31 Рё Рї. 6 СЃС‚. 69 Налогового кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации (далее - РќРљ Р Р¤). Р’ установленный СЃСЂРѕРє ответчик требования РѕР± уплате налога РЅРµ исполнил, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем РФНС РЅР° основании СЃС‚. 48 РќРљ Р Р¤ обратилась Рє РјРёСЂРѕРІРѕРјСѓ СЃСѓРґСЊРµ судебного участка в„– РЁРёРіРѕРЅСЃРєРѕРіРѕ судебного района Самарской области СЃ заявлением Рѕ вынесении судебного приказа Рѕ взыскании СЃ административного ответчика задолженности РїРѕ налогам Рё пени. ДД.РњРњ.ГГГГ судебный приказ был вынесен, однако определением РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ СЃСѓРґСЊРё РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ отменен РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ поступившими РѕС‚ должника возражениями относительно его исполнения. Налоговая задолженность административным ответчиком РґРѕ настоящего времени РЅРµ уплачена.
Представитель административного истца РІ судебное заседание РЅРµ явился, направив заявление Рѕ поддержании РёСЃРєР° Рё рассмотрении дела без его участия <данные изъяты> Р’ письменных пояснениях <данные изъяты> представитель Рнспекции указал, что СЃСЂРѕРє для обращения Рє РјРёСЂРѕРІРѕРјСѓ СЃСѓРґСЊРµ СЃ заявлением Рѕ вынесении судебного приказа соблюден РІ отношении взыскании задолженности РїРѕ страховым взносам Рё пеням Р·Р° ДД.РњРњ.ГГГГ указанной РІ требовании РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–.
Административный ответчик Тарасов Р.РЎ., надлежаще извещенный Рѕ времени Рё месте судебного разбирательства, РІ том числе РЅР° указанный РёРј адрес электронной почты <данные изъяты> РІ судебное заседание также РЅРµ явился, направив заявление Рѕ рассмотрении дела РІ его отсутствие <данные изъяты> Р’ письменных возражениях <данные изъяты> административный ответчик считал исковые требования необоснованными, поскольку указанную РІ РёСЃРєРѕРІРѕРј заявлении задолженность РЅРµ имеет, требования РѕР± уплате налогов ему РЅРµ направлялись, его статус индивидуального предпринимателя прекращен РїРѕ инициативе РФНС. Р’ случае удовлетворения РёСЃРєР° РїСЂРѕСЃРёС‚ снизить размер пеней.
Поскольку явка сторон не признавалась обязательной, суд считает возможным рассмотреть дело без их участия в порядке ч. 7 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Рсследовав материалы дела, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующему.
Частью 6 статьи 289 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Судом установлено, что с рассматриваемым административным иском обратился уполномоченный государственный орган, действующий в пределах своей компетенции.
РР· материалов дела следует, что Тарасов Р.РЎ. РІ период СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ был зарегистрирован РІ качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждено выпиской РёР· ЕГРРРџ <данные изъяты> Рё РЅРµ оспаривается административным ответчиком.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст. 3, подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Как следует из п. 2 ст. 44 НК РФ, обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В силу подп. 1 п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Пунктом 2 статьи 45 НК РФ установлено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Согласно п. 6 ст. 45 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.
Пунктом 1 статьи 69 НК РФ предусмотрено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п. 2 ст. 69 НК РФ).
В соответствии со ст. 11 НК РФ недоимка - сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Как установлено п. 4 ст. 69 НК РФ, требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В силу п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги.
Как предусмотрено п. 1 ст. 419 НК РФ, плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности, индивидуальные предприниматели.
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», подпункта «б» пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» административный ответчик в период, когда был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, являлся страхователем по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию.
В соответствии с подп. 1, 2 п. 1 ст. 430 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса (индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.
Пунктом 3 статьи 430 НК РФ установлено, что если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.
Согласно подп. 1 п. 4 ст. 430 НК РФ в целях реализации пункта 3 настоящей статьи календарным месяцем начала деятельности признается: для индивидуального предпринимателя календарный месяц, в котором произведена его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.
В силу п. 5 ст. 430 НК РФ, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.
За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно.
Согласно п. 7 ст. 431 НК РФ плательщики, указанные в подп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ, представляют расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В соответствии с п. 5 ст. 432 НК РФ в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
На основании Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» с ДД.ММ.ГГГГ переданы налоговым органам.
Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В силу п. 2 ст. 75 НК РФ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 4 ст. 75 НК РФ).
РЎСѓРґРѕРј установлено, что Р·Р° период своей деятельности РІ качестве индивидуального предпринимателя Тарасов Р.РЎ. допустил образование задолженности РїРѕ страховым взносам РЅР° обязательное медицинское страхование Рё страховым взносам РЅР° обязательное пенсионное страхование.
В силу п. 2 ст. 11.2 НК РФ личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.
РР· содержания приказа ФНС Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ 22.08.2017 «Об утверждении РїРѕСЂСЏРґРєР° ведения личного кабинета налогоплательщика» следует, что налоговый орган вправе направлять налогоплательщику через его личный кабинет документы (информацию), сведения, используемые налоговыми органами РїСЂРё реализации СЃРІРѕРёС… полномочий РІ электронной форме лишь после получения налогоплательщиком доступа Рє личному кабинету РІ установленном РїРѕСЂСЏРґРєРµ.
В соответствии с п. 23 указанного приказа датой отправки документов (информации), сведений физическому лицу через личный кабинет налогоплательщика считается дата, зафиксированная налоговым органом в подтверждение даты отправки.
Датой получения документов (информации), сведений физическим лицом считается день, следующий за днем размещения документов (информации), сведений в личном кабинете налогоплательщика.
Как следует РёР· материалов дела, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ неисполнением административным ответчиком РІ установленный СЃСЂРѕРє обязанности РїРѕ уплате налогов, РЅР° основании Рї. 2 СЃС‚. 69, Рї. 1 СЃС‚. 70 РќРљ Р Р¤ налоговым органом РІ адрес Тарасова Р.РЎ. РІ электронной форме через личный кабинет налогоплательщика было направлено требование РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– <данные изъяты> РІ котором установлен СЃСЂРѕРє уплаты налогов (страховые РІР·РЅРѕСЃС‹ РЅР° обязательное пенсионное страхование РІ СЃСѓРјРјРµ 32448 СЂСѓР±. Р·Р° ДД.РњРњ.ГГГГ страховые РІР·РЅРѕСЃС‹ РЅР° обязательное медицинское страхование РІ СЃСѓРјРјРµ 8426 СЂСѓР±. Р·Р° 2020 Рі., пени РїРѕ страховым взносам РЅР° обязательное пенсионное страхование, начисленные РЅР° задолженность ДД.РњРњ.ГГГГ РІ СЃСѓРјРјРµ 55,16 СЂСѓР±., пени РїРѕ страховым взносам РЅР° обязательное медицинское страхование, начисленные РЅР° задолженность ДД.РњРњ.ГГГГ РІ СЃСѓРјРјРµ 14,32 СЂСѓР±.) РґРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ.
Сервис Личный кабинет налогоплательщика был подключен у ответчика через портал ГОСУСЛУГРДД.ММ.ГГГГ и отключен ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>
Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе (абз. 5 ч. 2 ст. 11.2 НК РФ).
Сведений Рѕ том, что Тарасов Р.РЎ. обращался РІ налоговый орган СЃ заявлением Рѕ необходимости получения документов РЅР° бумажном носителе, материалы дела РЅРµ содержат. Таким образом, административный ответчик, имея личный кабинет налогоплательщика Рё доступ РІ него, имел возможность ознакомиться СЃ направленным РІ его адрес требованием РѕР± уплате налогов Рё пеней.
Направленное налогоплательщику указанное выше требование содержит подробные данные об основаниях взимания налога, в нем указаны срок исполнения требования, меры по взысканию задолженности по налогам, если данное требование не будет исполнено в срок, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Указанное требование считается полученным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с положениями п. 4 ст. 31 и п. 6 ст. 69 НК РФ.
РљСЂРѕРјРµ того, РІ адрес Тарасова Р.РЎ. РІ электронной форме через личный кабинет налогоплательщика Рнспекцией было направлено требование РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– <данные изъяты> РІ котором установлен СЃСЂРѕРє уплаты налогов (страховые РІР·РЅРѕСЃС‹ РЅР° обязательное пенсионное страхование РІ СЃСѓРјРјРµ 29354 СЂСѓР±. Р·Р° ДД.РњРњ.ГГГГ страховые РІР·РЅРѕСЃС‹ РЅР° обязательное медицинское страхование РІ СЃСѓРјРјРµ 6884 СЂСѓР±. Р·Р° ДД.РњРњ.ГГГГ пени РїРѕ страховым взносам РЅР° обязательное пенсионное страхование, начисленные РЅР° задолженность ДД.РњРњ.ГГГГ РІ СЃСѓРјРјРµ 91,73 СЂСѓР±., пени РїРѕ страховым взносам РЅР° обязательное медицинское страхование, начисленные РЅР° задолженность ДД.РњРњ.ГГГГ РІ СЃСѓРјРјРµ 21,51 СЂСѓР±.) РґРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ.
Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ невыполнением налогоплательщиком требований РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– Рё РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– РФНС ДД.РњРњ.ГГГГ обратилась Рє РјРёСЂРѕРІРѕРјСѓ СЃСѓРґСЊРµ судебного участка в„– РЁРёРіРѕРЅСЃРєРѕРіРѕ судебного района Самарской области СЃ заявлением Рѕ выдаче судебного приказа РЅР° взыскание СЃ ответчика задолженности <данные изъяты>
ДД.РњРњ.ГГГГ мировым судьей судебного участка в„– РЁРёРіРѕРЅСЃРєРѕРіРѕ судебного района Самарской области был вынесен судебный приказ Рѕ взыскании СЃ Тарасова Р.РЎ. СЃРїРѕСЂРЅРѕР№ задолженности <данные изъяты>
Определением РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ СЃСѓРґСЊРё РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ судебный приказ отменен РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ поступившими РѕС‚ Тарасова Р.РЎ. возражениями относительно его исполнения <данные изъяты>
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с рассматриваемым административным исковым заявлением, которое поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Согласно пункту 2 этой же статьи заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Как предусмотрено абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ, требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Таким образом, законодателем определены сроки, в течение которых, налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О-П, обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. В силу пункта 5 статьи 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Поскольку пеня, как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, носит компенсационный характер и является производной от основного обязательства, следует признать, что срок на взыскание пеней истекает одновременно с истечением срока для взыскания недоимки по конкретному налогу.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· указанных положений законодательства, заявление Рѕ взыскании РІ судебном РїРѕСЂСЏРґРєРµ пеней РЅР° задолженность Р·Р° 2019 Рі. РїРѕ страховым взносам РЅР° обязательное медицинское страхование РІ размере 21,51 СЂСѓР±. Рё пеней РЅР° задолженность РїРѕ страховым взносам РЅР° обязательное пенсионное страхование Р·Р° 2019 Рі. РІ размере 91,73 СЂСѓР±. РїРѕ требованию РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– должно было быть предъявлено РЅРµ позднее 6 месяцев СЃРѕ РґРЅСЏ истечения установленного РІ требовании СЃСЂРѕРєР° исполнения, то есть РґРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ. Однако СЃ заявлением Рѕ выдаче судебного приказа РЅР° взыскание указанной задолженности РїРѕ пеням истец обратился Рє РјРёСЂРѕРІРѕРјСѓ СЃСѓРґСЊРµ лишь РІ марте 2021 Рі., СЃРѕ значительным РїСЂРѕРїСѓСЃРєРѕРј установленного законом СЃСЂРѕРєР°.
Частью 5 статьи 180 КАС РФ предусмотрено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
В соответствии с ч. 1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный КАС РФ процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Бремя доказывания уважительности причин пропуска срока возложено на административного истца в силу общего правила распределения обязанности по доказыванию, установленного ст. 62 КАС РФ.
Административным истцом ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд не заявлено.
РџРѕ мнению СЃСѓРґР°, Сѓ Рнспекции имелась реальная возможность обратиться РІ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением РІ установленные законом СЃСЂРѕРєРё. Никаких уважительных причин, наличие которых объективно препятствовало РФНС своевременно обратиться РІ СЃСѓРґ СЃ заявлением Рѕ взыскании задолженности РїРѕ требованию РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–, РЅРµ имелось. Ненадлежащее исполнение СЃРІРѕРёС… обязанностей, Р° также столь существенное несоблюдение СЃСЂРѕРєР°, установленного для обращения РІ СЃСѓРґ, РЅРµ может быть мотивировано, РІ частности, высокой загруженностью Рё проведением работы РїРѕ взысканию налогов, поскольку налоговый орган представляет интересы государства РІ процессе налогообложения Рё должен принимать РІСЃРµ меры Рє соблюдению установленного РїРѕСЂСЏРґРєР° взыскания налогов, РІ том числе своевременному обращению Р·Р° взысканием недоимки РІ судебном РїРѕСЂСЏРґРєРµ (СЃС‚. 32, 33 РќРљ Р Р¤).
Несоблюдение Рнспекцией установленных законодательством СЃСЂРѕРєРѕРІ обращения РІ СЃСѓРґ СЃ заявлением Рѕ взыскании налога является основанием для отказа РІ удовлетворении административного РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления РІ части взыскания пеней РЅР° задолженность Р·Р° ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ страховым взносам РЅР° обязательное медицинское страхование РІ размере 21,51 СЂСѓР±. Рё пеней РЅР° задолженность РїРѕ страховым взносам РЅР° обязательное пенсионное страхование Р·Р° ДД.РњРњ.ГГГГ РІ размере 91,73 СЂСѓР±.
Вместе СЃ тем, СЃСЂРѕРєРё обращения Рє РјРёСЂРѕРІРѕРјСѓ СЃСѓРґСЊРµ СЃ заявлением Рѕ выдаче судебного приказа, Р° также РІ СЃСѓРґ РІ РёСЃРєРѕРІРѕРј РїРѕСЂСЏРґРєРµ, предусмотренные абзацем 1 пункта 2 Рё абзацем 2 пункта 3 статьи 48 РќРљ Р Р¤, С‡. 2 СЃС‚. 286 РљРђРЎ Р Р¤, относительно задолженности РїРѕ страховым взносам Рё пеням Р·Р° ДД.РњРњ.ГГГГ указанной РІ требовании РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–, Рнспекцией соблюден.
Судом установлено, что до настоящего времени административный ответчик не исполнил свои обязанности, его задолженность составляет: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за ДД.ММ.ГГГГ - 32448 руб., пени по данным страховым взносам на задолженность ДД.ММ.ГГГГ - 55,16 руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за ДД.ММ.ГГГГ - 8426 руб., пени по данным страховым взносам на задолженность ДД.ММ.ГГГГ - 14,32 руб.
Расчет взыскиваемой задолженности, в том числе в части пеней <данные изъяты> судом проверен и признан достоверным, основанным на представленных суду письменных материалах, в том числе требовании об уплате налога, карточке расчетов с бюджетом <данные изъяты> Доказательств обратного ответчиком не представлено.
Оснований для снижения размера указанных пеней суд не усматривает.
Административным ответчиком доказательств оплаты указанной РІ РёСЃРєРµ задолженности, Р° также СЃРІРѕР№ расчет, опровергающий правильность произведенного РФНС расчета, СЃСѓРґСѓ РЅРµ представлен.
Таким образом, СЃ Тарасова Р.РЎ. подлежит взысканию задолженность РїРѕ страховым взносам РЅР° обязательное пенсионное страхование Р·Р° ДД.РњРњ.ГГГГ РІ размере 32448 СЂСѓР±., пени РїРѕ данным страховым взносам РЅР° задолженность ДД.РњРњ.ГГГГ РІ размере 55,16 СЂСѓР±.; задолженность РїРѕ страховым взносам РЅР° обязательное медицинское страхование Р·Р° ДД.РњРњ.ГГГГ РІ размере 8426 СЂСѓР±., пени РїРѕ данным страховым взносам РЅР° задолженность ДД.РњРњ.ГГГГ РІ размере 14,32 СЂСѓР±.
Приведенные Тарасовым Р.РЎ. РґРѕРІРѕРґС‹ РѕР± отсутствии СЃРїРѕСЂРЅРѕР№ налоговой задолженности СЃРѕ ссылкой РЅР° сведения личного кабинета портала ГОСУСЛУГ СЃСѓРґ учесть РЅРµ может, поскольку РѕРЅРё противоречат представленным административным истцом Рё перечисленным выше доказательствам.
Доводы административного ответчика Рѕ том, что ему РЅРµ направлялись требования РѕР± уплате налогов, опровергаются материалами дела. Как указано выше, налоговым органом РІ адрес Тарасова Р.РЎ. было своевременно направлено требование РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– РІ электронной форме через личный кабинет налогоплательщика, РІ период, РєРѕРіРґР° данный сервис был подключен РїРѕ его инициативе.
Согласно материалам дела РФНС направила РєРѕРїРёРё административного РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления Рё дополнительных документов РїРѕ адресу регистрации Тарасова Р.РЎ. РїРѕ месту жительства <данные изъяты> что соответствует положениям СЃС‚. 11, Рї. 5 СЃС‚. 31 РќРљ Р Р¤.
На основании подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ истец, являясь государственным органом, освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, и зачисляется в доход федерального бюджета.
Вместе с тем, п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, подлежит зачислению в бюджеты муниципальных районов.
В пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснено, что при разрешении коллизий между нормой права, предусмотренной ч. 1 ст. 114 КАС РФ, и положениями Бюджетного кодекса РФ судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса РФ как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, исходя из удовлетворенной части иска, размер подлежащей взысканию государственной пошлины в данном случае составляет 1428 руб.
Руководствуясь ст. ст. 175- 180, 290 КАС РФ,
РЕШРР›:
Административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление Межрайонной РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– РїРѕ Самарской области удовлетворить частично.
Взыскать СЃ Тарасова Р.РЎ., ДД.РњРњ.ГГГГ зарегистрированного РїРѕ месту жительства РїРѕ адресу: <адрес>, РІ бюджет задолженность (недоимку):
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за ДД.ММ.ГГГГ в размере 32448 руб., пеням по данным страховым взносам на задолженность ДД.ММ.ГГГГ в размере 55,16 руб.;
- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за ДД.ММ.ГГГГ в размере 8426 руб., пеням по данным страховым взносам на задолженность ДД.ММ.ГГГГ в размере 14,32 руб.,
всего взыскать 40943,48 руб. (Сорок тысяч девятьсот сорок три рубля сорок восемь копеек).
Р’ удовлетворении остальной части административного РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления Межрайонной РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– РїРѕ Самарской области отказать.
Взыскать СЃ Тарасова Р.РЎ. РІ РґРѕС…РѕРґ бюджета муниципального района РЁРёРіРѕРЅСЃРєРёР№ Самарской области государственную пошлину РІ размере 1428 СЂСѓР±. (РћРґРЅР° тысяча четыреста двадцать восемь рублей) РїРѕ следующим реквизитам:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Шигонский районный суд.
Председательствующий А.Ю.Полянский