Решение по делу № 33а-11539/2020 от 22.10.2020

Судья Охроменко С.А.                        Дело 33а-11539/2020

УИД 24RS0024-01-2020-000134-23

                                             А-3.198

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 ноября 2020 года                         г. Красноярск

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Сидоренко Е.А.

судей Корниенко А.Н., Шавриной А.И.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Копейкиной Т.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №8 по Красноярскому краю к Мамычеву Юрию Ивановичу о взыскании налога и пени

по апелляционной жалобе Мамычева Ю.И.

на решение Канского городского суда Красноярского края от 31 июля 2020 года, которым постановлено:

«Удовлетворить административное исковое заявление межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №8 по Красноярскому краю к Мамычеву Юрию Ивановичу о взыскании налога и пени.

Взыскать с Мамычева Юрия Ивановича недоимку за 2014-2017 на страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года в виде пени в размере 211 рублей 35 копеек, сумму транспортного налога в размере 112244 рублей 51 копейки, сумму пени по транспортному налогу в размере 8642 рублей 62 копеек.

Взыскать с Мамычева Юрия Ивановича за рассмотрения дела в суде государственную пошлину в размере 3621 рублей 97 копеек в доход местного бюджета муниципального образования г. Канск»

Заслушав и обсудив доклад судьи Корниенко А.Н.,

УСТАНОВИЛА:

МИ ФНС России №8 по Красноярскому краю обратилась с указанным административным иском.

Требования мотивированы тем, что Мамычев Ю.И. являлся владельцем транспортных средств и плательщиком транспортного налога, но не уплатил его за 2014-2017г.г. в размере 112244 рублей 51 копейки, несмотря на направленные налоговые уведомления.

В связи с неуплатой транспортного налога Мамычеву Ю.И. начислены пени в размере 8642,76 рублей.

Налогоплательщику были направлены требования №9879934, №46033 и №6 об уплате налога и пени, однако в установленный срок задолженность не погашена.

Судебным приказом мирового судьи судебного участка №39 в г.Канске Красноярского края от 21 июня 2019г. с Мамычева Ю.И. взысканы пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года в размере 211 рублей 35 копеек, транспортный налог в размере 112244 рублей 51 копейки, пени за несвоевременную уплату транспортного налога в размере 8642 рублей 62 копеек.

Определением того же мирового судьи от 24.07.2019 г. судебный приказ отменен в связи с возражениями должника.

Представитель МИ ФНС России №8 по Красноярскому краю по доверенности Кириченко А.В. просила взыскать с Мамычева Ю.И. пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере 211 рублей 35 копеек, транспортный налог за 2014-2017г. в размере 112244 рублей 51 копейки, пени по транспортному налогу в размере 8642 рублей 62 копеек.

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Мамычев Ю.И. просил отменить решение суда, принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска, поскольку налоговым органом не соблюден срок на обращение в суд с административным иском.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель МИФНС России по Красноярскому краю №8 Кириченко А.В. просила оставить решение суда без изменения, как постановленное в соответствии с требованиями закона.

Признав возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не просивших об отложении судебного разбирательства, проверив материалы дела в полном объеме в соответствии со ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия считает, что решение суда необходимо изменить по следующим основаниям.

Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса (ст. 357 ч. 1 НК РФ).

Налоговым периодом признается календарный год (ст. 360 НК РФ).

Согласно п.1 ст. 363 НК РФ(в редакции федерального закона от 23.11.2015 года № 320-ФЗ) уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления направляемого налоговым органом. Направление, которого допускается не более чем на три налоговых периода предшествующих календарному году его направления (п.3).

В силу положений ст.58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

В соответствии с п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

На основании ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В соответствии со ст. 419 Налогового кодекса РФ индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.

Согласно п. 1 ст. 430 НК РФ индивидуальные предприниматели - плательщики страховых взносов, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах.

Фиксированный размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 2 п. 2 ст. 425 НК РФ.

Частью 2 ст. 286 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии с п.2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Согласно п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Как видно из материалов дела, в период с 2014 по 2017г. Мамычев Ю.И. являлся собственником транспортных средств:

-ТОУОТА AURIS государственный регистрационный знак С946ХХ/24,

- ТОУОТA CAMRY государственный регистрационный знак Е375СТ/24,

- МАЗДА БОНГО государственный регистрационный знак: О583АС/124,

- MITSUBISHI FUSO государственный регистрационный знак: Х924ВС/124,

- MAZDA TITAN государственный регистрационный знак Х953ВС/124,

- TOУOTA LAND CRUISER 100 государственный регистрационный знак У193ВС/124,

- 27950В    государственный регистрационный знак Р523КА/124,

- УАЗЗ15192 государственный регистрационный знак А135МЕ/124,

- ВАЗ2121    государственный регистрационный знак У477МА/24,

- МЕРСЕДЕС БЕНЦ Е320 ELEGANCE    государственный регистрационный знак А966ХМ/24,

- ЗИЛ ММ-3555    государственный регистрационный знак Н377КХ/24.

    Налоговым органом Мамычеву Ю.И. исчислен транспортный налог за 2014-2016г.г. в размере 119666 рублей, о чем направлено налоговое уведомление №9879934 от 13.07.2017г. с предложением заплатить налоги в срок до 1 декабря 2017г., которое оставлено, по данным административного истца, без исполнения.

То есть недоимка по налогу образовалась 02.12.2017г. Следовательно, в соответствии со ст.70 НК РФ требование об уплате налога и пени должно быть направлено не позднее 2 марта 2018г., но этого сделано не было. Налоговое требование направлено только 15 января 2019г. со сроком исполнения до 25 февраля 2019г. Направление требования об уплате налога и пени с нарушением установленного законом срока влечет пропуск сроков в процедуре принудительного взыскания задолженности. Доказательств уважительности пропуска срока налоговым органом не предоставлено.

Таким образом, шестимесячный срок с момента, когда налоговое требование должно было быть выставлено с учетом времени для добровольного исполнения в 40 дней(12 апреля 2018г.) истек 12 октября 2018г., а с заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган обратился только 20 мая 2019г., то есть после окончания установленного законом срока.

В этой части решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе во взыскании транспортного налога за 2014-2016г.г. и пени за его несвоевременную уплату, так как административным истцом пропущен срок для обращения с соответствующим иском.

Аналогичное решение об отказе в иске следует принять и в части требований налогового органа о взыскании пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере 211 рублей 35 копеек, поскольку требование о взыскании этой пени подлежало включению в требование о взыскании транспортного налога и пени за 2014-2016г.г., так как общая сумма налогов, сборов и пени превысила 3000 рублей, но этого своевременно сделано не было.

Судебная коллегия отмечает, что в материалы дела вообще не предоставлено копии налогового требования об уплате пени по страховым взносам в размере 211 рублей 35 копеек, а также за какой период и на какую недоимку эта пени начислена.

Судебная коллегия отклоняет доводы налогового органа, изложенные в пояснениях по делу от 10.11.2020г., о том, что днем выявления недоимки по транспортному налогу за 2014-2016г. в размере 79444,51 руб. следует считать день составления акта об этом от 15 января 2019г., так как из смысла положений ст.70 НК РФ недоимка возникает и, следовательно, должна быть выявлена на следующий день после установленного срока уплаты соответствующего налога.

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза» пропуск установленных законом сроков обращения в суд влечет утрату таможенным органом права требовать взыскания задолженности. Вместе с тем на основании части 16 статьи 80 Закона о таможенном регулировании пропущенный таможенным органом по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании задолженности может быть восстановлен судом. Такое восстановление производится судом на основании ходатайства таможенного органа, содержащего обоснование причин, повлекших пропуск сроков обращения в суд. Не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска названных сроков необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче таможенным органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя таможенного органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя таможенного органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления.

Судебная коллегия считает, что данная правовая позиция Верховного суда РФ применима не только ко взысканию таможенных сборов, но и ко взысканию иных обязательных платежей, в том числе, транспортного налога и пени, поэтому внутренние причины для несвоевременного выявления недоимки, не могут рассматриваться как основания для соблюдения процедуры принудительного взыскания налога.

Вместе с тем срок для обращения в суд за взысканием транспортного налога за 2017год и соответствующей пени, вопреки доводам апелляционной жалобы не пропущен.

Так, налоговое уведомление №57082651 от 23.09.2018г. о необходимости уплаты транспортного налога за 2017г. в срок до 3 декабря 2018г. направлено Мамычеву Ю.И. заказным письмом с уведомлением 9 октября 2018г.(л.д.19-20).

В связи с неуплатой налога в срок, установленный п. 1 ст. 70 НК РФ, в адрес Мамычеву Ю.И. направлено требование №46033 от 20.12.2018г. с предложением уплатить транспортный налог в размере 32800 рублей и пени в размере 132 рубля 2 копейки в срок до 29 января 2019г. заказным письмом с уведомлением от 16.01.2019г.(л.д.22-23, 26-27)

Как отмечено выше, с заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган обратился 20 мая 2019г. Заявление зарегистрировано мировым судьей судебного участка № 39 в г.Канске Красноярского края 17.06.2019г.,т.е. в пределах шестимесячного срока с момента истечения срока исполнения требования от №46033 от 20.12.2018г.

Судебным приказом мирового судьи судебного участка №39 в г.Канске Красноярского края от 21 июня 2019г. с Мамычева Ю.И. взысканы транспортный налог за 2014-2017г. в размере 112244 рублей 51 копейки, пени за несвоевременную уплату транспортного налога в размере 8642 рублей 62 копеек.

Определением того же мирового судьи от 24.07.2019 г. судебный приказ отменен в связи с возражениями должника.

С административным исковым заявлением о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени за 2017г. инспекция обратилась в суд 21 января 2020 года (л.д. 3-6), то есть в шестимесячный срок с момента отмены судебного приказа.

Поскольку ни на момент подачи административного иска, ни на момент вынесения решения Мамычев Ю.И. не заплатил указанную задолженность, то в соответствии с вышеприведенными положениями Налогового кодекса РФ суд первой инстанции правомерно взыскал с ответчика транспортный налог за 2017 год в размере 32800 рублей и пени за неуплату этого налога в размере 132 рубля 2 копейки.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции о необходимости взыскания с административного ответчика транспортного налога за 2017 год в размере 32800 рублей и пени за неуплату этого налога в размере 132 рубля 2 копейки, поскольку они сделаны при правильно установленных юридически значимых обстоятельствах и основаны на верном применении норм материального и процессуального права. Транспортный налог за 2017 год является обязательным платежом, который Мамычев Ю.И., как собственник приведенных выше транспортных средств, должен был уплатить в срок до 3 декабря 2018 г., однако этого не сделал. Произведенный судом первой инстанции расчет суммы налога и пени проверен судебной коллегией и признается верным, так как соответствует требованиям ст.363 НК РФ, ст. 2 Закона Красноярского края "О транспортном налоге" от 8 ноября 2007 года N 3-676 исходя из мощности каждого из транспортных средств, а также положениям ст. 75 НК РФ.

Поэтому решение суда первой инстанции следует изменить, отменить решение в части взыскания транспортного налога и пени за 2014-2016г.г., а также пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование и принять в этой части новое решение, которым отказать в удовлетворении административного иска о взыскании транспортного налога и пени за 2014-2016г.г., а также пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в связи с пропуском срока для обращения в суд.

Поскольку общая сумма взыскания снизилась до 32932,02 рублей(32800 + 132,02), то пропорциональному снижению подлежит государственная пошлина до 1187,96 рублей.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 309-311 КАС РФ,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Канского городского суда Красноярского края от 31 июля 2020 года изменить, отменить решение в части взыскания транспортного налога и пени за 2014-2016г.г., а также пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование и принять в этой части новое решение, которым отказать в удовлетворении административных исковых требований межрайонной инспекции ФНС России №8 по Красноярскому краю к Мамычеву Ю.И. о взыскании транспортного налога и пени за 2014-2016г.г., а также пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Снизить размер взысканной с Мамычева Юрия Ивановича государственной пошлины с 3621,97 рублей до 1187,96 рублей.

В остальной части решение Канского городского суда Красноярского края от 31 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мамычева Ю.И. – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

судьи:

33а-11539/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная ИФНС №8 по Красноярскому краю
Ответчики
МАМЫЧЕВ Юрий Иванович
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Корниенко Александр Николаевич
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
11.11.2020Судебное заседание
01.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.12.2020Передано в экспедицию
11.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее