Решение по делу № 2-167/2017 от 23.01.2017

Дело № 2-167/2017

Решение в мотивированном виде составлено 20 марта 2017 года.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 марта 2017 года                                город Кушва

    Кушвинский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Ильиной А.А.,

при секретаре судебного заседания Качиной Т.Н.,

с участием истца Попова В.В.,

представителя ответчика администрации Кушвинского городского округа и третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Комитета по управлению муниципальным имуществом Кушвинского городского округа ФИО1, действующей на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ,

    рассмотрев в помещении Кушвинского городского суда в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Попова В.В. к администрации Кушвинского городского округа об обязании заключить договор социального найма на ранее предоставленное жилое помещение,

установил:

    Попов В.В. обратился в Кушвинский городской суд с иском к администрации Кушвинского городского округа об обязании заключить договор социального найма на ранее предоставленное жилое помещение.

В судебном заседании истец Попов В.В. исковые требования поддержал, в их обоснование пояснил, что с ДД.ММ.ГГГГ он зарегистрирован по адресу: <адрес>, где проживал до 2008 года и оплачивал жилье и коммунальные услуги: электроэнергию, водоснабжение.

Постановлением Главы Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ указанный жилой дом признан непригодным для проживания, а он – нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма жилья. В 2008 году он был вынужден выехать из указанного жилого помещения в виду его разрушения и полной непригодности для проживания.

Решением Кушвинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ его выезд из жилого помещения был признан вынужденным в связи с ненадлежащим исполнением наймодателем в лице администрации Кушвинского городского округа обязанностей как собственника по содержанию дома, что привело к тому, что фактически помещение стало непригодным для проживания. Согласно справке БТИ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ данный многоквартирный дом имел общий процент износа 81%. В 2013 году он обращался к ответчику с заявлением об обследовании жилого помещения. Актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ комиссия подтвердила, что жилое помещение не соответствует предъявляемым требованиям к жилому помещению.

ДД.ММ.ГГГГ Комитет по управлению муниципальным имуществом Кушвинского городского округа заключил с ним договор о передаче в пользование жилого помещения - квартиры № во вновь построенном трехэтажном жилом доме,    расположенном по адресу: <адрес>. Также в этот день они подписали акт приема-передачи жилого помещения – <адрес>, находящуюся в жилом доме по адресу: <адрес>, после чего ему были переданы ключи от квартиры.

В последующем на своё обращение к ответчику с просьбой заключить договор социального найма жилья, необходимый для регистрации, он получил отказ. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказался признать его малоимущим в целях предоставления по договору социального найма жилья жилого помещения муниципального жилищного фонда и постановке на учет малоимущих в целях предоставления жилья по договору социального найма. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал ему в предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда Кушвинского городского округа по договору социального найма по основанию, указанному в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ. Считает отказ ответчика незаконным, так как жилое помещение ему предоставлено по действующему договору, заключенному ДД.ММ.ГГГГ, а также по программе переселения граждан из ветхого жилья, а не как нуждающемуся малоимущему гражданину. Какого-либо жилья, пригодного для проживания, он не имеет.

Администрация Кушвинского городского округа ссылается на то, что у него был в собственности недостроенный дом в <адрес>. Действительно, в 2013 году он взял кредит на строительство дома, купил земельный участок. Все документы по строительству были оформлены на его имя. Дом в дальнейшем был подарен им сыну. На сегодня он не имеет никакого жилья.

    Истец Попов В.В. просит суд обязать ответчика администрацию Кушвинского городского округа заключить с ним договор социального найма жилья – квартиры, расположенной в <адрес>, переданной ему по программе переселения граждан из ветхого жилья.

Представитель ответчика администрации Кушвинского городского округа и третьего лица на стороне ответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом Кушвинского городского округа ФИО1, действующая на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, суду пояснила, что в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации на момент предоставления жилых помещений по договорам социального найма, гражданам, проживающим в аварийных жилых помещениях, Комитетом по управлению муниципальным имуществом Кушвинского городского округа была проведена проверка документов на наличие нуждаемости и соответствие критерию малоимущих вышеуказанных граждан. По результатам проверки были выявлены граждане, которые на момент предоставления, то есть в октябре 2016 года, обеспечены жилыми помещением по установленным нормам, а также граждане, чей доход не позволяет отнести их к категории малоимущих, в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Так, Поповым В.В. были предоставлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку согласно расчетам среднемесячного дохода каждого члена семьи в течение расчетного периода 2013-2015 годы, указанный гражданин не может быть отнесен к категории малоимущих. Кроме того, на основании сведений, предоставленных самим Поповым В.В., установлено, что им ДД.ММ.ГГГГ было отчуждено жилое помещение - жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>А, по договору дарения ФИО2 Данный договор зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области. Это привело к ухудшению жилищных условий заявителя и в соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ является самостоятельным основанием для отказа в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поэтому ему отказали в постановке на учет. На основании изложенного, просит отказать в удовлетворении исковых требований.

    Суд, выслушав доводы истца, возражения представителя ответчика, учитывая мнение третьего лица, исследовав письменные материалы дела, оценив все доказательства в совокупности, пришел к следующим выводам.

    Согласно статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договорам социального найма жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, с соблюдением предусмотренного настоящим Кодексом порядка.

Нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в том числе признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (пункт 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма определен в статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно части 2 которой вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» указывает на то, что часть 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. При этом необходимо иметь в виду, что часть 2 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации допускает применение акта жилищного законодательства к жилищным отношениям, возникшим до введения его в действие, но только в случаях, прямо предусмотренных этим актом. Так как отношения, регулируемые жилищным законодательством, как правило, носят длящийся характер, соответственно, права и обязанности субъектов этих отношений могут возникать и после того, как возникло само правоотношение, статьей 5 Вводного закона установлено общее правило, согласно которому к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом. В связи с этим при рассмотрении конкретного дела необходимо определить, когда возникли спорные жилищные правоотношения между сторонами. Если будет установлено, что спорные жилищные правоотношения носят длящийся характер, то Жилищный кодекс Российской Федерации может применяться только к тем правам и обязанностям сторон, которые возникли после введения его в действие, то есть после 01.03.2005.

Согласно статье 29 Жилищного кодекса РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям.

Нормами же жилищного законодательства, действующего в случае, если бы истец Попов В.В. был поставлен на учет, уже требовалось признание граждан малоимущими для постановки их на учет в целях предоставления жилого помещения.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

В силу ч. 8 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.

Нуждаемость в жилом помещении определяется по уровню обеспеченности жилым помещением применительно к установленным нормам учета в населенном пункте, в котором лицо, претендующее на предоставление мер социальной поддержки, проживает (ч. 4 и ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Допускается отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если не истек срок, предусмотренный ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации (п. 3 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Соответственно, для определения уровня обеспеченности жилым помещением должны приниматься во внимание все жилые помещения, в том числе которые были отчуждены лицом, претендующим на признание его нуждающимся в предоставлении жилого помещения, в течение пяти лет, предшествующим обращению с заявлением о признании нуждающимся в жилом помещении.

Из материалов дела следует, что Попов В.В. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д. 6).

Из выписки Реестра муниципальной собственности Кушвинского городского округа следует, что правообладателем дома <адрес> Кушвинский городской округ (л.д. 68).

Жилой дом <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по информации СОГУП «Областной Центр недвижимости» филиала «Кушвинское Бюро технической инвентаризации» имел 81 % физического износа (л.д. 7). ДД.ММ.ГГГГ комиссией из представителей жилищного отдела администрации Кушвинского городского округа и МУП КГО «Комитет жилищно-коммунальной сферы» было проведено обследование указанного дома, по результатам которого установлено, что квартира № этого дома находится в разрушенном состоянии, подхода к дому нет. Попов В.В. по месту регистрации не проживает с 2008 года (л.д. 10-15).

Администрация Кушвинского городского округа в 2013 году обращалась в Кушвинский городской суд с иском о признании Попова В.В. утратившим право пользования этим жилым помещением, но решением суда от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в удовлетворении иска, поскольку судом было установлено, что выезда истца из этого жилого помещения носил вынужденный характер (л.д. 16-17).

ДД.ММ.ГГГГ между истцом и Комитетом по управлению муниципальным имуществом КГО заключен договор о передаче в пользование жилого помещения во вновь построенном жилом доме по адресу: <адрес> (л.д. 18-19). Факт передачи жилого помещения Попову В.В. подтверждается актом приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20).

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ администрация Кушвинского городского округа отказала Попову В.В. в признании малоимущим и постановке на учет малоимущих в целях предоставления ему по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда на территории города Кушвы (л.д. 21).

В соответствии со ст. 13 Закона № 97-ОЗ от 22 июля 2005 года «Об учете малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда на территории Свердловской области» (в ред. от 14 ноября 2016 года) органы местного самоуправления муниципальных образований, в которых осуществляется ведение учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда, при рассмотрении вопроса о предоставлении гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда проводят проверки наличия обстоятельств, служащих основанием для принятия решения о снятии граждан и (или) совместно проживающих с ними членов семьи, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, с учета.

Органы местного самоуправления муниципальных образований, в которых осуществляется ведение учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда, вправе периодически проводить проверки наличия обстоятельств, служащих основанием для принятия решения о снятии гражданина и (или) совместно проживающих членов семьи, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, с учета.

Периодичность проведения проверок, указанных в части первой настоящего пункта, устанавливается муниципальными нормативными правовыми актами.

В ходе проверок, указанных в пункте 1 и части первой пункта 2 настоящей статьи, органы местного самоуправления муниципальных образований, в которых осуществляется ведение учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда, производят расчет обеспеченности граждан, состоящих на учете, общей жилой площадью, а также расчеты, необходимые для признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

В ходе проведения проверок наличия обстоятельств, служащих основанием для принятия решения о снятии гражданина и (или) совместно проживающих с ним членов семьи, состоящих на учете в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда, с учета, органы местного самоуправления муниципальных образований, в которых осуществляется ведение учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда, запрашивают у граждан и (или) по межведомственным запросам необходимые для проведения проверок документы, являющиеся основаниями для принятия граждан на учет.

Согласно справки администрации Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ Попов В.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированный по адресу: <адрес> на учете граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий и признанных малоимущими в Комитете по управлению муниципальным имуществом Кушвинского городского округа на ДД.ММ.ГГГГ не состоял.

ДД.ММ.ГГГГ администрация КГО приняла постановление об отказе Попову В.В. в предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда Кушвинского городского округа по договору социального найма в связи с отсутствием у него нуждаемости в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда (л.д. 21-22).

    Как установлено судом, Попов В.В. с ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи являлся собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес> А, что подтверждается Выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 36-37). Следовательно, на момент принятия администрацией Кушвинского городского округа в марте 2016 года решения о выделении истцу жилого помещения по адресу: <адрес>, как нуждающемуся в нём, Попов В.В. был собственником жилого дома общей площадью 42,2 кв.м., пригодного для проживания.

ДД.ММ.ГГГГ Попов В.В. по договору дарения подарил принадлежащий ему жилой дом своему сыну ФИО2 (л.д. 38). Данный факт истец не оспаривал, мотивируя свои действия тем, что он подлежал переселению в другое жилье только по тому основанию, что жилое помещение, в котором он был зарегистрирован, признано в установленном порядке ветхим, не подлежащим ремонту и реконструкции.

    Однако суд, анализируя характер и последовательность действий истца, временные периоды, в которые они совершены, приходит к выводу о том, что Попов В.В. уже по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не вправе был претендовать на предоставление ему муниципального жилья по договору социального найма, а в сентябре 2016 года намеренно ухудшил свои жилищные условия с целью сохранить право пользования и владения предоставленным ему по договору от ДД.ММ.ГГГГ муниципальным жилым помещением.

    То обстоятельство, что жилой дом, в котором зарегистрирован истец, признан в установленном законом порядке не пригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, само по себе не может служить основанием для предоставления другого муниципального жилья по договору социального найма, поскольку закон предусматривает совокупность обстоятельств, которые должны учитываться уполномоченным органом при решении вопроса о предоставлении другого жилья взамен ветхого. Одним из таких обстоятельств является нуждаемость гражданина в другом жилом помещении. Понятие нуждаемости подразумевает под собой, что лицо, претендующее на жилье, не имеет другого пригодного для проживания жилого помещения ни во владении, ни в собственности, а также не имеет финансовых средств для его приобретения. Попов В.В. на момент предоставления ему муниципального жилого помещения в марте 2016 года не обладал признаком нуждаемости в жилье, а затем намеренно ухудшил свои жилищные условия.

    Учитывая выше изложенное, суд считает необходимым отказать Попову В.В. в удовлетворении исковых требований к администрации Кушвинского городского округа об обязании заключить договор социального найма на ранее предоставленное жилое помещение.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Попова В.В. к администрации Кушвинского городского округа об обязании заключить договор социального найма на ранее предоставленное жилое помещение отказать.

Решение в течение месяца со дня его изготовления в мотивированном виде может быть составлено в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через канцелярию Кушвинского городского суда.

Судья                                       А.А. Ильина

2-167/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Попов В.В.
Ответчики
Администрация КГО
Другие
КУМИ КГО
Суд
Кушвинский городской суд Свердловской области
Дело на сайте суда
kushvinsky.svd.sudrf.ru
23.01.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.01.2017Передача материалов судье
27.01.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.01.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.02.2017Подготовка дела (собеседование)
20.02.2017Подготовка дела (собеседование)
20.02.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.03.2017Судебное заседание
20.03.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.03.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее