Дело №
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 июля 2021 года пос. Кугеси
Чебоксарский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Егоровой А.В., при секретаре судебного заседания Елисеевой О.Г., с участием помощника прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики Бельской А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску заместителя прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзору) в лице Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике о признании информации, размещенной на Интернет – странице, информацией, распространение которой запрещено,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике, о признании информации, размещенной на Интернет – странице: <данные изъяты>, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В обоснование требований приведены следующие обстоятельства.
По результатам проведенной прокуратурой Чебоксарского района Чувашской Республики проверки исполнения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», выявлен факты размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для свободного доступа неограниченного круга лиц на сайтах: <данные изъяты>, информации о возможности приобретения за определенную плату военных билетов либо справки о непригодности к военной службе.
Указанная информация о доступности документов в сфере прохождения воинской службы, постановки и снятия с воинского учета в Российской Федерации негативным образом может сказаться на формировании у молодежи отношения к военному призыву, а также подталкивает к перспективе совершения преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 327 Уголовного кодекса Российской Федерации, посягающего на авторитет государственной власти, т.к. распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации.
Размещенные на указанных интернет-сайтах сведения вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования документа в сфере воинской службы за плату без прохождения воинской службы в предусмотренном законом порядке, пропагандируют использование заведомо подложных документов, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на исковое заявление с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Выслушав помощника прокурора, изучив материалы административного дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - ФЗ №) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
В силу ст.9 ФЗ №, - ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ч. 1 ст. 15.1 ФЗ №, - в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет».
Согласно ч. 2 ст. 15.1 данного ФЗ №, - в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 ФЗ №).
По делам о признании указанной информации размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети Интернет запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной в сети Интернет, запрещенной.
Судом установлено, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Чебоксарского района Чувашской Республики в сети Интернет выявлены электронные адреса сайтов: <данные изъяты>, вход на которые свободен, не требуется дополнительная регистрация и отсутствует ограничение на передачу, копирование и распространение информации.
Указанная информация о доступности документов в сфере прохождения воинской службы, постановки и снятия с воинского учета в Российской Федерации негативным образом может сказаться на формировании у молодежи отношения к военному призыву, а также подталкивает к перспективе совершения преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 327 Уголовного кодекса Российской Федерации, т.к. распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации.
Правовые основания прохождения военной службы, постановки и снятия с воинского учета на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Федеральный закон № 53-ФЗ).
Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона № 53-ФЗ граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 1 Порядка ведения и хранения военного билета солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № военный билет оформляется и выдается гражданину Российской Федерации, не пребывающему в запасе и не проходившему военную службу: при призыве его на военную службу, а также при поступлении на военную службу по контракту на должность солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана; при поступлении его в военную профессиональную образовательную организацию; при зачислении в запас Вооруженных Сил Российской Федерации в состав солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов из числа граждан: не прошедших военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу; не прошедших военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу; прошедших альтернативную гражданскую службу; граждан женского пола, имеющих военно-учетную специальность.
В силу ст. 48 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № бланки военных билетов и удостоверений граждан, подлежащих призыву на военную службу, бланки удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу в периоды мобилизации, военного положения и военное время, а также, бланки извещений о зачислении на специальный воинский учет, изготавливаются по заказам Министерства обороны РФ, размещаемом в установленном законодательством РФ порядке.
С учетом ст. 7 Федерального закона № 53-ФЗ за нарушение требований федерального законодательства о воинской обязанности и военной службы предусматривается административная и уголовная ответственность.
Незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей (ст. 324 УК РФ), а также подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа (ст. 327 УК РФ), являются уголовно наказуемыми преступлениями.
Данные преступления посягают на авторитет государственной власти, нарушают установленный порядок создания, приобретения и оборота документов.
При указанных обстоятельствах, сведения, размещенные на указанных интернет-сайте, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования документа в сфере воинской службы за плату без прохождения воинской службы в предусмотренном законом порядке, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.
Статьей 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ так же предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
При этом статьей 324 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей.
Статьей 327 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за подделку, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей бланков.
Статьей 339 УК РФ предусмотрена ответственность за уклонение военнослужащего от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни, или причинения себе какого-либо повреждения (членовредительство), или подлога документов, или иного обмана.
Согласно п. 6 ст. 10 ФЗ №149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статьей 19.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за подделку штампа, печати, бланка, их использование, передачу либо сбыт.
Доступ к сайтам, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть ограничен, поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства.
Частью 1 статьи 327 УК РФ предусмотрена ответственность за подделку официального документа, предоставляющего право или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков.
При таком положении сведения, размещенные на вышеуказанных интернет-сайтах, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования таких справок, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно пунктам 2, 3 указанных Правил создание, формирование и ведение Реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором Реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к его формированию и ведению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Наличие в свободном доступе на Интернет-ресурсе по указанным выше электронным адресам информации, размещение которой запрещено действующим законодательством Российской Федерации, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах, в целях предотвращения распространения указанной информации и ее использования, суд находит исковые требования заместителя прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики подлежащими удовлетворению.
В силу требований ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать информацию, размещенную на Интернет - странице: <данные изъяты>, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Копию настоящего решения в течение трех дней после вступления его в законную силу направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике (Управление Роскомнадзора по Чувашской Республике) по адресу: Чувашская <адрес> для внесения сведений в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда подачей апелляционной жалобы через Чебоксарский районный суд Чувашской Республики.
В мотивированной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья А.В. Егорова