Дело № 33а-19518/2019
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07 октября 2019 г. г. Уфа
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Александровой Н.А.,
судей Бураншина Т.А. и Субхангулова А.Н.,
при ведении протокола помощником судьи Идельбаевым З.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан на решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 25 июня 2019 года.
Заслушав доклад судьи Субхангулова А.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Буланцова Л.С., Буланцов А.В., Веретеньчева Н.Д., Чудинова Д.Л., Миронычева Л.Н., Джагарян Ф.С., Джагарян А.Т. Хамадиева Л.Р., Хамадиева А.Р., Хамадиева Э.Р., Казакова И.Я., Казаков Л.В., Казаков В.Л., Казаков А.Л., Куликова С.Я., Руба А.К., Тажетдинов М.К., Руба Р.А., Тажетдинова-Елисеева Л.К., Тажетдинова Р.Р., Тажетдинов Э.М., Семейкина А.Н., Аюпова Л.Ф., действующая также в интересах несовершеннолетних детей ФИО3, 2007 года рождения, ФИО3, 2017 года рождения, Матвеева Р.Г., Матвеев И.Х., Асылова Е.И., действующая также в интересах несовершеннолетней ФИО3, 2014 года рождения, ФИО3 обратились в суд с административным иском к администрации городского округа город Уфа, Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа об оспаривании постановления органа местного самоуправления.
В обоснование требований указали, что постановлением администрации городского округа город Уфа № 1926 от 10.12.2018 многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Уфа, Орджоникидзевский район, ул. Коммунаров дом 54, признан аварийным и подлежащим сносу. Указанное Постановление выносилось во исполнение решения Орджоникидзевского районного суда г. Уфы от 20.06.2018 года, вступившего в законную силу 19.09.2018 года, на основании заключения Межведомственной комиссии городского округа город Уфа по признанию жилого помещения непригодным для проживания и подлежащим сносу. Истцы постоянно проживают и зарегистрированы в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. Уфа, Орджоникидзевский район, ул. Коммунаров дом 54. Указанный многоквартирный дом состоит из восьми квартир. В отношении жилых помещений - квартир под номерами 3, 4, 6 с жильцами заключены договора социального найма, квартиры являются муниципальными. Жилые помещения - квартиры под номерами 2, 5, 7, 8 принадлежат гражданам на праве собственности. В квартире под номером 1 никто не приживает, квартира является муниципальной собственностью. Жилой дом №54 по ул. Коммунаров в г. Уфе 1953 года постройки, двухэтажный, 1-подъездный, с 80 % износа, техническое состояние в соответствии с техническим заключением оценивается как недопустимое, конструкция стен и крыши - как аварийное. В доме имеются многочисленные трещины, отслоение, следы замачивания и разрушения штукатурного слоя цокольной части дома. 17.10.2018 заключением Межведомственной комиссии жилой дом № 54 по ул. Коммунаров в г. Уфе признан аварийным и подлежащим сносу. Аварийное состояние перекрытий стен здания может привести к их обрушению. Имеется опасность для жизни и здоровья людей. Дальнейшая эксплуатация жилого дома допустима только после проведения полного комплекса усилительно восстановительных мероприятий, требующих значительных капитальных вложений. Проведение капитального ремонта жилого дома экономически нецелесообразно. В нарушение перечисленных требований администрацией Орджоникидзевского района городского округа г. Уфа, администрацией городского округа г. Уфа решение о дальнейшем использовании жилого дома, сроках расселения жильцов дома до настоящего времени не принято. Жильцы продолжают проживать в аварийном доме. 17.12.2018 истцами было направлено коллективное обращение в адрес ответчика администрации Орджоникидзевского района ГО г. Уфы с просьбой включить жилой многоквартирный дом в адресную программу по расселению аварийного жилья. Ответом администрации Орджоникидзевского района ГО город Уфа от14.01.2019 за № 76-03-100 им был направлен ответ, что в действующие адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда включить аварийный дом, расположенный по адресу: г. Уфа, ул. Коммунаров, дом 54 не представляется возможным. Реализация адресных программ Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы, а также перечень аварийных жилых домов расселяемых по Республиканской программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2015-2018 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31.05.2015 № 99 определен. На протяжении длительного времени, начиная с 1990-х годов, жильцы и собственники многоквартирного жилого дома обращались в администрацию города с просьбой провести обследование жилого дома по ул. Коммунаров, 54 признать его аварийным и расселить. На протяжении 25 лет ответчики надлежащим образом не исполняли свои обязанности, не проводили обследование, а наоборот, всячески оттягивали вопрос с признанием дома аварийным. Только после прокурорского реагирования и вступившего в законную силу решения суда дом был признан аварийным. Однако, было упущено время и по вине ответчиков дом не был включен ни в одну из адресных программ по сносу и расселению аварийного жилья. Ответом администрации за № 210 Ж-1 от 18.04.2000 года дом по ул. Коммунаров №54 был включен в Программу сноса ветхого жилфонда по Президентской программе на 1998-2005 года. Однако до настоящего времени вопрос с расселением не решен, не решен вопрос даже во включение в одну из программ по расселению и сносу. Многочисленные обращения в адрес ответчиков провести обследование дома и признать его аварийным оставались без рассмотрения, истцы получали на обращения только отписки должностных лиц. Жилой дом №54 по улице Коммунаров был заселён в 1953 году и был построен как временное жильё и рассчитан на срок службы не более 15 лет. Ответчики явно и умышленно оттягивали процесс расселения и сноса данного дома, что привело к его физическому износу и обветшанию. В 2000 году жильцы дома №54 по улице Коммунаров, опираясь на Президентскую программу «О сносе и реконструкции кварталов», подписанную 29 декабря 1997, документ № 4885, обратились в администрацию Орджоникидзевского района с письмом о вынесении решения о расселении и дальнейшем сносе нашего ветхого жилья. На обращение пришёл ответ в письменном виде от главы администрации района ФИО3, что дом №54 по улице Коммунаров включён в программу сноса ветхого жилья в городе Уфа по Президентской программе на 1999 - 2005 годы (документ № 210-21-1 от 18 апреля 2000). Также истцы обратились в письменной форме к начальнику управления по обеспечению жизнедеятельности города Уфа ФИО3 для разъяснения вопроса: по какому принципу городская администрация выбирает дома для расселения. Спустя месяц на обращение пришёл ответ (документ №90-03-764 от 11 декабря 2013 года) о том, что вопрос многоквартирного дома №54 по улице Коммунаров как дома непригодного для проживания не рассматривался в период с 2007 по 2013 года. А также, что дом №54 по улице Коммунаров не включён в адресную программу по переселению граждан из ветхого аварийного фонда на 2013 - 2015 года. На обращение истцов по электронной почте в приёмную комиссию президента Республики Башкортостан в ответ пришло письмо от членов и председателя межведомственной комиссии ФИО3 о том, что для рассмотрения вопроса об аварийности жилого дома необходима независимая экспертиза. Решением общего собрания жильцами многоквартирного дома № 54 по ул. Коммунаров, было принято решение о проведении обследования здания за свой счет, с целью установления его технического состояния на сегодняшний день. 18.07.2017 истцы обратились в Межведомственную комиссию рассмотреть заявление. Заявление было принято. 26.07.2017 состоялось заседание Межведомственной комиссии по дому № 54 по ул. Коммунаров, но никто из собственников этого дома на это заседание не был приглашён, также не был приглашен эксперт инженерного центра ООО «Белит КПД», проводивший техническое обследование строительных конструкций дома № 54 по ул. Коммунаров.
На основании вышеизложенного, административные истцы просят признать постановление администрации городского округа город Уфа №1926 от 10.12.2018 незаконным в части установления срока проведения мероприятий по расселению граждан из аварийного многоквартирного жилого дома - до 31.12.2023 и обязать ответчика установить разумные сроки проведения мероприятий по расселению граждан из аварийного многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Уфа, Орджоникидзевский район, ул. Коммунаров дом 54, не более одного года со дня вынесения постановления о признании дома аварийным.
Решением Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 25 июня 2019 года постановлено:
административное дело по административному иску ФИО3, ФИО3, ФИО3, ФИО3, ФИО3, ФИО3, ФИО2, ФИО3, ФИО3, ФИО3, ФИО3, ФИО3, ФИО3, ФИО3, ФИО3, ФИО3, ФИО3, ФИО3, ФИО3-Елисеевой Лии ФИО3, ФИО3, ФИО3, ФИО3, ФИО3, действующей также в интересах несовершеннолетних детей ФИО3, 2007 года рождения, ФИО3, 2017 года рождения, ФИО3, ФИО3, ФИО3, действующей также в интересах несовершеннолетней ФИО3, 2014 года рождения, ФИО3 к Администрации городского округа город Уфа, Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа об оспаривании постановления органа местного самоуправления удовлетворить частично.
Признать незаконным пункт 2 постановления главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 10.12.2018 г. № 1926 «О признании многоквартирного дома № 54 по ул. Коммунаров в Орджоникидзевском районе городского округа г. Уфа РБ аварийным и подлежащим сносу» в части установления срока расселения до 31.12.2023 года, не обеспечивающего предотвращение угрозы жизни и здоровью граждан.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан установить разумные сроки проведения мероприятий по расселению граждан из аварийного многоквартирного жилого, расположенного по адресу: г. Уфа, Орджоникидзевский район, ул. Коммунаров, д.54, не позднее 31.12.2020 года.
В апелляционной жалобе администрация городского округа г. Уфа Республики Башкортостан просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных требований истцов. В обоснование жалобы указывает, что указанный в оспариваемом постановлении администрации срок расселения до 31 декабря 2023 года является предельным. При формировании новых адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда либо актуализации действующих адресных программ, сроки расселения будут откорректированы. Считает, что установленный срок для проведения мероприятий по расселению граждан из многоквартирного дома в срок до 31 декабря 20023 года является обоснованным, разумным.
Судебная коллегия на основании ч. 2 ст. 306, ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Пунктом 3 ч. 9 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.
Пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ допускает принятие судом решения об удовлетворении требований о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в случае, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище.
Неотъемлемое право каждого человека на жилище также закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11).
При этом, как следует из п. 1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В ст. 7 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Согласно ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в том числе, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п. 3 ст. 15 Жилищного кодекса РФ).
Пунктом 33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, предусмотрено, что основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
В соответствии с п.49 указанного Положения, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
В случае невключения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и соответственно об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ применяются нормы чч. 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 ЖК РФ. При этом положения ч. 4 ст. 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Как установлено материалами дела, заключением Межведомственной комиссии от 17.10.2018 года на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» многоквартирный жилой дом № 54 по ул. Коммунаров в г.Уфе признан аварийным и подлежащим сносу. 10.10.2018г. членами Межведомственной комиссии проведен осмотр жилого дома, по результатам визуального осмотра установлено следующее: обнаружены многочисленные трещины, отслоение, следы замачивания и разрушения штукатурного слоя цокольной части дома. Местами отсутствует отмостка по периметру здания, а также видны следы разрушения нулевого фундамента. В квартирах при ходьбе наблюдаются участки просадки пола, перекосы и поперечные трещины внутренних стен, нарушена целостность оконных и дверных проёмов.
Постановлением Администрации городского округа город Уфа № 1926 от 10.12.2018 года многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г.Уфа, Орджоникидзевский район, ул. Коммунаров, дом 54, признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлено провести мероприятия по расселению граждан из многоквартирного дома в срок до 31.12.2023 года.
Согласно техническому заключению ООО «Белит КПД» от 06.07.2017 года техническое состояние несущих строительных конструкций жилого дома № 54, по ул. Коммунаров, г. Уфа, Республики Башкортостан, жильцами которого истцы являются, следующее: конструкции фундамента имеют недопустимое техническое состояние, конструкции стен - аварийные, конструкции перекрытия и покрытия - недопустимые, конструкции крыши - аварийные. Техническое состояние жилого дома, расположенного по адресу: РБ. г.Уфа. ул. Коммунаров, д. 54, квалифицируется, как аварийное. Техническое состояние строительных конструкций оценивалось по системе категорий состояния, регламентированной СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений». Жилой дом не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям в части обеспечения безопасности, и создает угрозу жизкгь и здоровью жильцов и третьих лиц. Для дальнейшей безопасной эксплуатации рекомендовано ограничить пребывание людей в здании. В связи с тем, что техническое состояние несущих конструкций классифицируется как аварийное, жилой дом не пригоден для дальнейшего проживания. Величина физического износа здания составляет 80.3 %. что характеризует его техническое состояние как неудовлетворительное.
Административными истцами представлены наглядные доказательства того, что жилой дом находится в крайне неудовлетворительном состоянии и создает опасность для лиц, проживающих в нем, а также третьих лиц.
При этом решение конкретных вопросов, связанные с расселением аварийного дома и его последующим сносом, как объекта недвижимости относятся к компетенции органов государственной и муниципальной власти.
Между тем установленный постановлением крайний срок расселения жильцов жилого дома (до 31.12.2023 года) не отвечает целям обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, в нем проживающих, а также третьих лиц, поскольку текущее состояние разрушающегося многоквартирного дома представляет реальную угрозу жизни и здоровью проживающих в нем граждан.
С учетом состояния дома срок расселения жильцов, установленный постановлением главы администрации городского округа г. Уфа от 10.12.2018 г. № 1926, является неразумным, нарушающим права административных истцов.
Решение администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об установлении срока сноса аварийного дома не должно носить произвольный, не основанный на объективных данных характер. Однако на день рассмотрения настоящего дела жилой дом в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда не включен, действий, предусмотренных ст.32 ЖК РФ, также не предпринято.
При таких обстоятельствах, для обеспечения баланса между объективно необходимым минимальным временем для проведения мероприятий по расселению жильцов и их правами на жизнь, здоровье и безопасное жилище, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости возложить на административного ответчика обязанность принять меры, направленные на установление нового разумного срока расселения, обеспечивающего предотвращение угрозы жизни и здоровью граждан, проживающих в аварийном многоквартирном доме № 54, по ул. Коммунаров, в Орджоникидзевском районе городского округа г. Уфа РБ не позднее 31 декабря 2020 года, чем частично удовлетворить заявленные исковые требования.
Доводы административного ответчика о пропуске истцами срока обращения в суд судом отклонены, так как доказательств получения всеми административными истцами оспариваемого постановления за пределами трехмесячного срока до подачи административного иска, суду не представлены.
С выводами суда, мотивами, изложенными в решении, судебная коллегия соглашается, считает их правильными, а принятое по делу решение отвечающим требованиям закона.
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).
В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Вместе с тем, предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия установленного органом местного самоуправления срока расселения дома, в случае, если будет установлено, что помещение, в котором проживают граждане, представляет опасность для их жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством. Соответствующая правовая позиция изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ от 16 сентября 2009 года "Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 года".
Доводы жалобы о том, что срок расселения до 31 декабря 2023 года является обоснованным, разумным, несостоятельны.
Решением Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 20 июня 2018 года установлено, что дом, расположенный по адресу: РБ, г. Уфа, ул. Коммунаров, д. 54 представляет реальную угрозу жизни и здоровью проживающих в нем граждан, так и иных граждан, проходящих, и находящихся рядом с домом, вследствие его разрушения в любой момент, тем самым создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Данное решение суда вступило в законную силу.
В соответствии с п. 2 ст. 64 КАС РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что указанный жилой дом представляет опасность для их жизни и здоровья граждан по причине его аварийного состояния и поэтому установленный администрацией срок расселения до 31 декабря 2023 года не является разумным.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора материальный закон судом истолкован и применен правильно.
Нарушений норм процессуального права, которые могут быть основанием к отмене решения, судом не допущено.
Принятое по делу решение является законным и обоснованным, постановлено при полной и объективной оценке представленных доказательств, верном применении норм материального и процессуального права.
В целом апелляционная жалоба не содержит оснований к отмене решения суда и подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 307-309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 25 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий Н.А. Александрова
Судьи Т.А. Бураншин
А.Н. Субхангулов
Справка: судья Фахрисламова Г.З.