(№ 2-2058/2023)
УИД 59RS0011-01-2023-002280-43
Судья Зуева О.М.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Пермь 07 сентября 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Высочанской О.Ю.,
судей Безматерных О.В., Журавлевой В.М.
при секретаре Зайцевой К.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кутюхина Максима Викторовича к администрации г. Березники о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору специализированного жилищного фонда по апелляционной жалобе администрации г. Березники на решение Березниковского городского суда Пермского края от 07.06.2023.
Заслушав доклад судьи Высочанской О.Ю., пояснения прокурора Левыкиной Л.Л., возражавшей против отмены постановленного решения, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Кутюхин М.В. обратился в суд с иском к администрации г. Березники, о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору специализированного жилищного фонда.
В обоснование исковых требований указал, что относится к категории лиц из числа детей-сирот. Истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения. Истец до настоящего времени жильем не обеспечен, зарегистрирован по адресу: **** в квартире, нанимателем которой является его мать. Истец арендует жилье для проживания или живет у друга.
Судом постановлено решение об удовлетворении исковых требований: на администрацию города Березники Пермского края возложена обязанность предоставить Кутюхину Максиму Викторовичу, *** года рождения, как лицу, включенному в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда на территории города Березники Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории города Березники Пермского края, общей площадью не менее 28 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений, за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых для этих целей.
Об отмене постановленного решения в апелляционной жалобе просит ответчик – администрация г. Березники Пермского края. Апеллянт не оспаривает статус истца как ребенка-сироты и его право на социальные льготы. Повторяя обстоятельства дела, апеллянт указывает, что 23.03.2023 Кутюхин М.В. включен в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, датой наступления основания предоставления жилого помещения истцу является 23.03.2023. Ответчиком осуществлялись действия по обеспечению истца жильем, установленные законодательством сроки не нарушены. Ответчик своевременно выполнил все действия, в результате которых истец включен в необходимые списки и будет обеспечен жильем. Списки детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, ежеквартально направляются в Министерство социального развития Пермского края для составления сводного списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального и краевого бюджетов, на каждый финансовый год с распределением по муниципальным образованиям по дате наступления основания (права) и дате включения в список. В указанные списки истец включен и подлежит обеспечению жильем, в связи с чем апеллянт полагает, что ответчик не нарушил права истца на обеспечение жилым помещением. Судом первой инстанции не приняты во внимание доводы ответчика о том, что само по себе то обстоятельство, что с момента постановки на учет до настоящего времени истцу не предоставлено жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, не свидетельствует о нарушении ответчиком прав истца, подлежащих восстановлению посредством возложения обязанности на ответчика предоставить указанное жилое помещение, поскольку ответчиком исполнены обязанности, предусмотренные законом, по постановке на учет и обеспечению жильем Кутюхина М.В. В 2023 году из федерального бюджета в бюджет муниципального образования «Город Березники» выделены субвенции для приобретения 8 жилых помещений для детей-сирот. Формирование списка, по которому дети-сироты получают жилые помещения, происходит в Автоматизированной системе ЕАИС «Социальный регистр населения». Администрацией города Березники 09.01.2023 в Автоматизированной системе сформирован список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2023 году. В указанный список детей-сирот попали лица, у которых основания предоставления жилого помещения наступили в 2017-2018 годах. Всего в списке детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории МО «Город Березники» в настоящее время состоят 315 лиц, из них у 218 лиц право на получение жилья возникло, но не реализовано. Выделение Правительством Пермского края субвенций на обеспечение 8 из 218 лиц является нарушением со стороны Правительства Пермского края. В свою очередь ответчиком проведены все возможные мероприятия по информированию Правительства Пермского края о необходимости устранения указанных нарушений: о необходимости увеличения объемов финансирования с целью предотвращения нарушения законных прав лиц, у которых уже возникло право на получение жилого помещения. Правительством Пермского края не исполнена обязанность по исчерпывающему финансированию на приобретение муниципальным образованием жилых помещений для детей-сирот, в связи с чем не может быть принято решение о предоставлении Кутюхину М.В. жилого помещения.
Министерством социального развития Пермского края представлены возражения на апелляционную жалобу с просьбой оставить решение суда без изменения.
В суд апелляционной инстанции истец Кутюхин М.В. не явился, администрация города Березники, Министерство социального развития Пермского края, Управление имущественных и земельных отношений администрации г. Березники, Министерство строительства Пермского края своих представителей не направили, о месте, времени слушания дела извещены надлежащим образом.
При указанных обстоятельствах в соответствии со ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (часть 1 статьи 327.1. ГПК РФ), судебная коллегия не усматривает оснований к его отмене либо изменению.
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п.8).
Согласно ч.1 ст.3 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот; списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; принятию решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключению договоров найма специализированного жилого помещения возлагается на органы местного самоуправления.
В силу ч.ч. 1, 2, 5 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Постановлением Правительства Пермского края от 19.07.2017 № 670-п утвержден Порядок предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, согласно которого:
1.4. Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона N 1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям: жилое помещение предоставляется в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 19.06.2018 N 322-п, от 01.06.2022 N 464-п); жилое помещение должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, в том числе требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта в соответствии с законодательством Российской Федерации (в ред. Постановления Правительства Пермского края от 01.06.2022 N 464-п).
По материалам дела судом первой инстанции верно установлено, что матерью Кутюхина Максима Викторовича, *** года рождения, является К., что подтверждается свидетельством о рождении (л.д.11).
Решением Березниковского городского суда Пермского края от 11.07.2011 К. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына Кутюхина М.В., с нее взысканы алименты на содержание сына (л.д. 7-9).
Приказом территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Соликамскому городскому округу и Соликамскому муниципальному району от 19.12.2012 № 2171 В. назначена опекуном Кутюхина М.В., Кутюхин М.В. передан в приемную семью В. с проживанием по адресу: **** с 20.12.2012.
Постановлением главы муниципального образования «Город Березники» от 23.03.2023 № 01-02-457 Кутюхин М.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения.
30.03.2023 Кутюхин М.В. подал заявление начальнику Управления имущественных и земельных отношении администрации города Березники об обеспечении его жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Кутюхин М.В. жилых помещений в собственности не имеет, с 02.03.2006 по настоящее время зарегистрирован по адресу: ****.
Заключением межрайонного территориального управления Министерства социального развития Пермского края от 30.01.2023 № 01-07-179 установлен факт невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: ****.
Кутюхин М.В. не является нанимателем либо членом семьи нанимателя по договору социального найма. Сведения о принадлежности Кутюхину М.В. жилых помещений на праве собственности в материалы дела не представлены.
До настоящего времени истец не обеспечен жильем в установленном законом порядке, что является нарушением его прав. Из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях, не исключен.
Установив изложенные выше обстоятельства, учитывая, что на момент рассмотрения настоящего дела Кутюхин М.В. не обеспечен жилым помещением по договору социального найма и по договору найма специализированного жилого помещения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требования истца о возложении на администрацию г. Березники обязанности по предоставлению ему жилого помещения по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда подлежат удовлетворению.
Доказательства тому, что с момента постановки на учет изменились обстоятельства, в связи, с чем Кутюхин М.В. перестал являться нуждающимся в улучшении жилищных условий в связи с приобретением жилья в собственность либо в постоянное пользование по договору социального найма, или по иным установленным законом основаниям, в судебном заседании суду первой и апелляционной инстанции не представлены.
На сегодняшний день Кутюхин М.В. не обеспечен жилым помещением, имеет право на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в границах муниципального образования «Город Березники».
Действующим законодательством (ст. 3 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей») обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа возложена на органы местного самоуправления, поэтому иск удовлетворен обоснованно.
Доводы ответчика о неисполнении Правительством Пермского края, Министерством строительства Пермского края финансовых обязательств, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам, является фактически попыткой переложить на иных лиц ответственность за ненадлежащее исполнение собственных полномочий, а ссылка администрации г. Перми на недостаточность денежных средств, выделяемых муниципальному образованию для приобретения жилых помещений для граждан указанной категории (субвенций), не влечет необходимость отмены решения суда, поскольку не имеет правового значения.
Предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа должно быть обеспечено немедленно по обращении за жилыми помещениями лиц указанной категории при наступлении предусмотренных в законе обстоятельств (достижение определенного возраста, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия и др.). Немедленное предоставление жилых помещений лицам указанной категории из специализированного жилищного фонда должно достигаться посредством формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
При этом формирование и ведение указанного выше списка, в свою очередь, направлено в том числе на эффективное планирование бюджетных денежных средств для приобретения (строительства) жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа; заблаговременный учет таких детей; установление нуждаемости лиц указанной категории в жилых помещениях; контроль за своевременным обеспечением лиц указанной категории жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц, но не устанавливает очередность предоставления жилья.
Сам по себе факт включения истца в список детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, не свидетельствует, вопреки позиции ответчика, об исполнении уполномоченным органом обязательств по предоставлению жилого помещения.
Гарантированное законом право истца как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением, не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц названной категории, имеющих право на получение жилья по договорам найма специализированных жилых помещений, и включенных в список, подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, ранее истца.
Ссылок на иные основания, влекущие необходимость отмены решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции не допущено, оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Березниковского городского суда Пермского края от 07.06.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Березники – без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Копия верна. Судья: О.Ю.Высочанская
Мотивированное апелляционное определение составлено 14.09.2023.