Судья Кирсанов С.В. дело №33-10800/23 /2-114/2023/
22RS0063-01-2023-000118-42
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 декабря 2023 г. г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Цибиной Т.О.
судей Довиденко Е.А., Медведева А.А.
при секретаре Орликовой С.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю на решение Шелаболихинского районного суда Алтайского края от 21 сентября 2023 г. по делу
по иску прокурора <адрес> Алтайского края в интересах Дорофеева Н. И. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации, взыскании морального вреда.
Заслушав доклад судьи Довиденко Е.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Дорофеев Н.И. является <данные изъяты>, индивидуальной программой реабилитации *** от ДД.ММ.ГГ ему рекомендованы технические средства реабилитации (ТСР): <данные изъяты>, которыми он не был обеспечен в достаточном количестве в 2022году. У Дорофеева Н.И. отсутствует возможность самостоятельного приобретения необходимых ТСР. В связи с несвоевременным предоставлением необходимых ТСР у Дорофеева Н.И. значительно была ограничена возможность вести достойный и комфортный образ жизни.
В связи с чем, 22.03.2023г прокурор <адрес> Алтайского края обратился в суд с иском в интересах Дорофеева Н.И., в котором просил признать незаконными бездействие ОСФР по Алтайскому краю по необеспечению Дорофеева Н.И необходимыми ТСР., поскольку ответчиком не предприняты все необходимые меры для проведения закупки и заключения контракта на поставку вышеуказанных жизненно необходимых Дорофееву Н.И. ТСР, возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю обязанность предоставить Дорофееву Н.И. технические средства реабилитации за 2022 год – <данные изъяты> также взыскать с ОСФР по Алтайскому краю в пользу Дорофеева Н.И. денежную компенсацию морального вреда в размере 15 000 рублей; решение суда обратить к немедленному исполнению.
Решением Шелаболихинского районного суда Алтайского края от 21 сентября 2023 г.исковые требования прокурора удовлетворены частично.
Признано незаконным бездействие ОСФР по Алтайскому краю (ИНН *** по обеспечению Дорофеева Н. И. техническим средством реабилитации за 2022-2023 год.
на ОСФР по Алтайскому краю (ИНН ***) возложена обязанность обеспечить Дорофеева Н. И., (паспорт серия *** *** выдан ДД.ММ.ГГ <данные изъяты> <адрес> Алтайского края, код подразделения <данные изъяты>) техническим средством реабилитации, предусмотренным индивидуальной программой реабилитации <данные изъяты> *** от ДД.ММ.ГГ, а именно: за 2022 год – <данные изъяты>
Решение суда в данной части обращено к немедленному исполнению.
Взыскана с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю (ИНН ***) в пользу Дорофеева Н. И. компенсация морального вреда в размере 5000 рублей.
В апелляционной жалобе ответчик просит об отмене судебного акта, ссылаясь на то, что судом оставлены без внимания его доводы о предусмотренном законодательством механизме обеспечения граждан техническими средствами реабилитации; со стороны ответчика бездействия допущено не было, ответчик действовал и действует в соответствии с требованиями законодательства и предусмотренной Административным регламентом процедурой предоставления государственной услуги по обеспечению истца необходимыми техническими средствами реабилитации, которая завершается выдачей гражданину направления на получение технического средства реабилитации; механизм реализации права граждан на обеспечение техническими средствами реабилитации допускает необходимость ожидания их фактической выдачи. ; законодательством не предусмотрен какой-либо срок для завершения процедуры отбора поставщика, как и не предусмотрено понятия своевременности обеспечения, в случае если по объективным причинам (отсутствие потенциальных поставщиков, ценовых предложений, финансирования) не завершен какой-либо этап отбора; Фонд заблаговременно осуществил мероприятия для непрерывного обеспечения истца ТСР; истец не воспользовался альтернативным способом обеспечения путем приобретения за свой счет средств реабилитации с последующей компенсацией расходов либо путем их приобретения с использованием электронного сертификата; судом не установлено, за какой период необходимо обеспечить истца в 2022 и 2023годах, в каком количестве ТСР, суд не правильно истолковал нормы материального права, так, судом не обосновано, каким образом возложение обязанности предоставить технические средства реабилитации в будущем восстановит право истца на их использование в прошлом, то есть в периоде, который уже прошел, а также каким образом это восстановит право на использование технических средств реабилитации ежедневного использования непрерывно. При этом, отсутствие нормы права, прямо предусматривающей возможность обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре за прошлый период, означает в рамках механизма публично-правового регулирования спорных отношений запрет на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре за прошлый период в случае их несвоевременного предоставления по каким-либо причинам; особых обстоятельств для обращения решения суда к немедленному исполнению не имелось; предпринятые меры свидетельствуют о соблюдении всех предусмотренных законом предписаний, отсутствии незаконного бездействия, а также вины ответчика в длительном необеспечении истца ТСР; поэтому отсутствует обязательное условие для взыскания с ответчика морального вреда, а именно виновность ОСФР по Алтайскому краю, поскольку направление не было выдано истцу по причинам объективного характера, не зависящим от действий ответчика.
В суде апелляционной инстанции прокурор полагал, что решение суда постановлено законно и обоснованно, апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения, представитель ответчика доводы жалобы поддержала. Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. Об отложении судебного разбирательства не просили, о наличии уважительных причин неявки не сообщали. В этой связи, с учетом положений ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации их неявка не препятствует рассмотрению дела.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в обжалуемой части в соответствии с ч.1 и ч.2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из преамбулы к Федеральному закону от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ) настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Согласно статье 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 11 указанного Федерального закона под индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида понимается комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Согласно статье 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
Техническими средствами реабилитации инвалидов являются: специальные средства для самообслуживания; специальные средства для ухода; специальные средства для ориентирования (включая собак-проводников с комплектом снаряжения), общения и обмена информацией; специальные средства для обучения, образования (включая литературу для слепых) и занятий трудовой деятельностью; протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты); специальное тренажерное и спортивное оборудование, спортивный инвентарь; специальные средства для передвижения (кресла-коляски).
Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Предусмотренные индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов технические средства реабилитации, предоставленные им за счет средств федерального бюджета и Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, передаются инвалидам в безвозмездное пользование.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Приказом ФСС РФ от 16.05.2019 № 256 утвержден Административный регламент Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации…., который установил порядок, сроки и последовательность административных процедур (действий), осуществляемых территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации в процессе предоставления государственной услуги, порядок взаимодействия между территориальными органами Фонда и их должностными лицами, порядок взаимодействия с заявителями, органами государственной власти.
Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее – Правила №240).
В соответствии с п.2 Правил № 240 обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов.
Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия)(п.3 «а»).
Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом однократно в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (п. 4).
Согласно п.5 Правил № 240 уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок и уведомляет инвалида (ветерана) в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган: высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организация, в которую выдано направление). В направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного контракта.
При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.
Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в организацию, в которую выдано направление, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.
Как следует из материалов дела, Дорофеев Н.И., ДД.ММ.ГГ года рождения, является <данные изъяты> группы по общему заболеванию, которая установлена ему бессрочно с ДД.ММ.ГГ.
Согласно ИПРА от ДД.ММ.ГГ *** Дорофееву Н.И. рекомендованы ТСР: <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГ Дорофеев Н.И. обратился в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении ему ТСР согласно ИПРА от ДД.ММ.ГГ *** которыми был обеспечен только частично.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь вышеизложенными нормами права, исходил из того, что Дорофеев Н.И. является <данные изъяты>, имеет право на получение технических средств реабилитации; несоблюдение ответчиком требований законодательства по предоставлению технических средств реабилитации нарушает права истца <данные изъяты>, в связи с чем пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований о возложении обязанности по предоставлению технических средств реабилитации.
Суд апелляционной инстанции с такими выводами суда первой инстанции соглашается.
Судебная коллегия считает, из имеющихся материалов дела следует, что Дорофеев Н.И. по вине ответчика, нарушившего сроки обеспечения инвалида средствами технической реабилитации, не был обеспечен необходимыми средствами реабилитации и нуждается в связи с этим в судебной защите.
Доводы жалобы о том, что право на обеспечение техническими средствами реабилитации могло быть реализовано истцом за счет выплаты денежной компенсации или использования электронного сертификата не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта, поскольку это право инвалида, а не обязанность.
На законность обжалуемого решения не влияют доводы жалобы об отсутствии вины Фонда в связи с принятием им мер для соблюдения всех предписаний, предусмотренных законом. Дорофеев Н.И. состоит на учете в качестве нуждающегося в обеспечении техническими средствами реабилитации, и ответчиком не оспаривается его право на получение технических средств реабилитации. Ему не может быть отказано в предоставлении технического средства реабилитации по мотиву не завершения процедуры отбора поставщика, отсутствия действующих государственных контрактов, иное означало бы возможность фактического лишения инвалида гарантированных ему Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством прав в сфере социальной защиты.
Своевременность размещения заявок на заключение государственного контракта не умаляет право инвалидов на получение технических средств реабилитации, необходимых для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалидов и не освобождает ответчика от возложенной на него гражданско-правовой ответственности, поскольку названные в жалобе действия Фонда не привели к желаемому результату.
То обстоятельство, что потенциальные поставщики технических средств реабилитации не высказывают намерений поставлять соответствующие технические средства, не предоставляют ценовых предложений, не является основанием для освобождения ответчика от выполнения обязанности обеспечить инвалида техническими средствами реабилитации с соблюдением установленных законом сроков.
Вопреки доводам жалобы, судом первой инстанции учтен предусмотренный законодательством механизм обеспечения граждан техническими средствами реабилитации.
Ссылка в жалобе на то, что законодательством не предусмотрен какой-либо срок для завершения процедур отбора поставщика, если по объективным причинам не завершен какой-либо этап отбора, не может служить основанием к отмене решения суда, поскольку обязанность по своевременному обеспечению техническими средствами реабилитации возложено законом на ответчика, несвоевременное обеспечение Дорофеев Н.И. необходимыми техническими средствами реабилитации произошло по вине ответчика и не может нарушать его права.
Доводы ответчика о том, что обеспечение средствами реабилитации со стороны ответчика ограничивается заключением контрактов и выдачей направления на получение средств реабилитации, является несостоятельным, так как согласно п. 3 приведенных выше Правил обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия), а не выдачей одного направления, как заявляет ответчик.
Доводы жалобы о незаконности обеспечения инвалида техническими средствами реабилитации в натуре за прошлый период в случае их несвоевременного предоставления по каким-либо причинам подлежат отклонению, поскольку оспариваемым решением восстановлены права истца на обеспечение техническими средствами реабилитации, нарушенные на момент вынесения судом решения.
Установив нарушение права истца на достойное существование в связи с имеющимися ограничениями по здоровью, на своевременное обеспечение техническими средствами реабилитации в результате виновных действий ответчика, суд первой инстанции правильно возложил на Отделение Фонда обязанность по компенсации морального вреда.
Доводы апелляционной жалобы о том, что факт длительного обеспечения истца техническими средствами реабилитации не свидетельствует о причинении ему нравственных и физических страданий, судебной коллегией отклоняются как необоснованные ввиду следующего.
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (часть 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (часть 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не всегда означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда»).
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему от рождения или в силу закона нематериальные блага. В статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация. Поскольку возможность денежной компенсации морального вреда обусловлена посягательством на личные неимущественные права гражданина и другие нематериальные блага, само по себе отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав.
В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание, что компенсация морального вреда, о взыскании которой заявлено в связи с неправомерными действиями ответчика, выразившимися в несвоевременном обеспечении истца техническими средствами реабилитации, является одним из видов гражданско-правовой ответственности, то нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающие общие основания ответственности за причинение вреда, применимы как к возмещению имущественного, так и морального вреда, причиненного Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю.
Взыскивая с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что несвоевременное обеспечение истца полагающимися ему техническими средствами реабилитации существенно нарушило его личные неимущественные права. Определяя сумму, подлежащую взысканию с ответчика в пользу истца, суд первой инстанции учел обстоятельства, установленные по делу, принцип разумности и справедливости. Оснований не согласиться с выводами районного суда у суда апелляционной инстанции не имеется.
Коллегия находит несостоятельными доводы жалобы о том, что суд необоснованно указал на немедленное исполнение судебного решения в части обеспечения истца ТСР.
В силу ч.1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Обстоятельства дела свидетельствуют о длительности периода необеспечения истца-инвалида техническими средствами реабилитации и об острой нуждаемости его в них по жизненным показаниям для обеспечения его передвижения и самообслуживания. Данные обстоятельства, по мнению коллегии, являются достаточным основанием для обращения решения суда к немедленному исполнению, поскольку замедление исполнения решения может привести к существенному нарушению гарантированных государством конституционных прав инвалида на предоставление мер социальной поддержки, своевременное проведение реабилитационных мероприятий, а также ограничивает право на равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества. Кроме того, согласно пояснениям представителя ответчика в суде апелляционной инстанции решение суда в части обеспечения истца ТСР исполнено ответчиком.
Таким образом, правильно определив юридически значимые обстоятельства, не допустив нарушений норм материального или процессуального права, суд принял законное и обоснованное решение.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Шелаболихинского районного суда Алтайского края от 21 сентября 2023 г оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю– без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено ДД.ММ.ГГ