Решение по делу № 2-1213/2016 от 10.05.2016

                                                                                                                                                    2-1213/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Великий Устюг                                                                                                              13 мая 2016 года

Великоустюгский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Медведчикова Е.Г.,

при секретаре Нелаевой Т.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Обухова А.А. к администрации Великоустюгского муниципального района, администрации сельского поселения Самотовинское и Правительству Вологодской области об установлении факта постоянного проживания и включении в сводный список граждан, пострадавших в результате паводка в 2016 году в Великоустюгском муниципальном районе,

УСТАНОВИЛ:

Истец Обухов А.А. обратился в суд с исковым заявлением к администрации Великоустюгского муниципального района, администрации сельского поселения Самотовинское и Правительству Вологодской области об установлении факта постоянного проживания и включении в сводный список граждан, пострадавших в результате паводка в 2016 году в Великоустюгском муниципальном районе.

В обоснование иска указал, что он зарегистрирован по адресу: ..., - а фактически постоянно проживает по адресу: Вологодская .... В период с 11 по 19 апреля 2016 года в г. Великом Устюге и Великоустюгском районе произошло наводнение, на указанной территории был введен режим чрезвычайной ситуации. В результате наводнения произошло затопление домовладения по адресу: ..., - где он не зарегистрирован, но постоянно проживает. Вследствие наводнения также были затоплены подвал, придомовая территория, хозяйственные постройки.

Просит суд установить факт его постоянного проживания по адресу: Вологодская ..., - и обязать ответчиков включить его в сводный список граждан, пострадавших в результате паводка в 2016 году в Великоустюгском муниципальном районе.

В судебном заседании истец Обухов А.А. исковые требования уточнил, просил установить факт его постоянного проживания по адресу: ..., -, признать его потерпевшим в результате чрезвычайной ситуации, признать за ним право на получение единовременной материальной помощи в сумме 10 000 руб., финансовой помощи в сумме 100 000 руб. и обязать включить его в Список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и в Список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой им имущества (имущества первой необходимости) в результате чрезвычайной ситуации. Просил обратить решение суда к немедленному исполнению, при этом дополнил, что при обращении в администрацию района ему пояснили, что он не может быть включен в списки лиц, нуждающихся в оказании материальной и финансовой помощи, поскольку не зарегистрирован по указанному выше адресу.

Представитель ответчика - администрации сельского поселения Самотовинское в судебное заседание не явился, о времени месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель Правительства Вологодской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель администрации Великоустюгского муниципального района Лопатникова Е.С. в судебном заседании пояснила, что право на получение финансовой помощи имеют граждане, зарегистрированные и проживавшие в жилом помещении, которое оказалось и пострадало в зоне чрезвычайной ситуации, при полной или частичной утрате имущества. В случае установления факта постоянного проживания по указанному адресу истец будет иметь право на включение в вышеуказанные списки.

Представитель третьего лица - Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства в Вологодской области, будучи надлежащим образом извещенный о дне рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил отзыв на иск, в котором указал, что истец длительное время нарушает ст. 6 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», что является административным правонарушением и влечет за собой административную ответственность.

Третье лицо Г.В. в судебное заседание не явилась, возражений по существу иска не представила.

Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения участников процесса, показания свидетелей, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций; в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 года N 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.

Подп. «г», «д» п. 2 Правил предусмотрено, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций:

оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека;

оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).

Согласно абз. 2 п. 5 Правил органы исполнительной власти субъектов РФ при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджетах субъектов РФ для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца со дня возникновения чрезвычайной ситуации обращаются в Правительство РФ с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.

В апреле 2016 года в г. Великий Устюг Вологодской области и Великоустюгском муниципальном районе произошло чрезвычайное стихийное бедствие - наводнение.

Постановлением Губернатора Вологодской области № 180 от 17.04.2016 «О введении режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Вологодской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее по тексту - Постановление Губернатора Вологодской области № 180 от 17.04.2016) в пределах территориальных границ Великоустюгского муниципального района в связи с резким подъемом уровня воды выше критической отметки в р.Сухона и Малая Северная Двина в результате заторных явлений, введена чрезвычайная ситуация.

В соответствии с приложением к постановлению администрации Великоустюгского муниципального района от 21.04.2016 № 440 жилой дом, расположенный по адресу: Вологодская ... - попал в зону чрезвычайной ситуации природного характера, возникшей с 17.04.2016 в результате подъема уровня воды на реках Великоустюгского района.

Собственником жилого дома, расположенного по вышеуказанному адресу, является Г.В., что подтверждается свидетельством о праве на наследство по завещанию от ....

Из доверенности от 25.06.2013 следует, что Обухов А.А. уполномочен собственником жилого дома, расположенного по адресу: ... - по своему усмотрению пользоваться указанным домом, обрабатывать земельный участок, производить реконструкцию и строительство. Согласно завещанию от 10.01.2007 указанный жилой дом на случай смерти Г.В. завещан Обухову А.А.

В соответствии с Приказом МЧС России от 29.08.2014 N 470 «Об утверждении Порядка подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» списки граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) формируются на основании заявлений граждан и актов комиссионного обследования утраченного имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями (далее - акт обследования).

Акт обследования составляется комиссией, создаваемой органами местного самоуправления в целях определения степени утраты (полностью или частично) имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями. Акт подписывается всеми членами комиссии (не менее 3 человек) и пострадавшими гражданами - собственниками имущества (имущества первой необходимости), утверждается руководителем органа местного самоуправления с расшифровкой подписей, проставлением даты и заверяется соответствующей печатью.

Утвержденными МЧС России Методическими рекомендациями N 2-4-87-24-7 от 03.10.2014 по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее по тексту - Методические рекомендации), к имуществу первой необходимости рекомендовано относить минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, в том числе: холодильник, телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, медицинские предметы для поддержания жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями.

Согласно акту обследования утраченного имущества первой необходимости от 21.04.2016 по адресу: Вологодская ..., - в результате чрезвычайной ситуации дом был затоплен до уровня окон, пришли в негодность шкафы для одежды и посуды, диваны, кровать, холодильник, испорчена водозаборная станция, замыло скважину, частично разрушился септик.

По заключению комиссии от 21.04.2016 имущество первой необходимости по адресу: ...- утрачено полностью.

Из анализа правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, следует, что для реализации права

на получение единовременной материальной помощи - необходимо установить факт постоянного проживания в зоне стихийного бедствия гражданина, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации;

на получение финансовой помощи - необходимо установить факт постоянного проживания в зоне стихийного бедствия гражданина, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации, а также факт полной или частичной утраты имущества первой необходимости.

Заявление истца об оказании материальной и финансовой помощи в связи с чрезвычайной ситуацией и утратой имущества первой необходимости принято не было в связи с отсутствием регистрации по вышеуказанному адресу (...).

Вместе с тем, согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 04 апреля 1996 г. N 9-П и 02 февраля 1998 г. N 4-П, Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13 июля 2000 г. N 185-0 и 06 октября 2008 г. N619-0-11).

Согласно главе 2 Методических рекомендаций N 2-4-87-24-7 от 03.10.2014 при отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.

Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Исходя из положений ст. 2 указанного Закона, местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Проанализировав исследованные доказательства, суд приходит к выводу о том, что истец пострадал в результате чрезвычайной ситуации, связанной с наводнением в апреле 2016 года, поскольку постоянно проживал в жилом доме, попавшем в зону чрезвычайной ситуации (...) и утратил имущество первой необходимости.

Указанные обстоятельства подтверждаются совокупностью логически связанных между собой доказательств: объяснениями истца, показаниями свидетеля М.В., пояснившего в судебном заседании, что Обухов А.А. в течение длительного времени, постоянно проживает по вышеуказанному адресу, в результате наводнения его дом был затоплен.

Факт проживания Обухова А.А. по указанному адресу объективно подтверждается также доказательствами, которые сформировались до его обращения в суд:

- постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от 07.05.2015, из которого следует, что Обухов А.А. постоянно проживает по адресу: .... По месту своей регистрации Обухов А.А. не проживает из-за ссоры с братом;

- почтовой корреспонденцией из полиции, ОАО «...», частных лиц, направляемой Обухову А.А. в 2015, 2016 гг. по адресу: ...;

- гражданско-правовыми договорами Обухова А.А. (договором от 23.09.2015 на сооружение скважины для забора воды, договором от 08.05.2015 поставки печного кирпича), в которых указано, что место исполнения обязательств располагается по адресу: ...;

- актом от 21.02.2016 проверки условий обеспечения сохранности оружия и патронов по месту проживания Обухова А.А., расположенного по адресу: ...;

- актом обследования утраченного имущества от 21.04.2016, в котором указано, что Обухов А.А. пострадал в результате чрезвычайной ситуации, полностью утратив имущество первой необходимостипо адресу: ....

Каких-либо доказательств, опровергающих доводы истца о постоянном проживании по адресу: ... - ответчиками в соответствии со ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.

Суд презюмирует, что, постоянно проживая в жилом доме в зоне чрезвычайной ситуации природного характера, истец подвергался воздействию неблагоприятных факторов стихийного бедствия (угрожающих жизни, здоровью и имуществу гражданина, связанных с подтоплением жилого дома, близлежащих территорий, объектов жизнеобеспечения истца), что с очевидностью для суда влекло за собой ограничение его личных и имущественных прав, причинение имущественного вреда, нарушение привычного образа жизни истца.

Данные обстоятельства дают суду основания считать истца пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации.

Поскольку юридические факты, связанные с постоянным проживанием истца в зоне стихийного бедствия и полной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, установлены, у Обухова А.А., пострадавшего в результате наводнения,

возникло право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. и финансовой помощи в сумме 100 000 руб.,

а у администрации Великоустюгского муниципального района возникла обязанность включить истца в соответствующие списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. и финансовой помощи в сумме 100 000 руб.

Указанное является основанием для удовлетворения заявленных требований.

Учитывая недостаточность бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Вологодской области для ликвидации чрезвычайных ситуаций, суд приходит к выводу о том, что право истца на получение материальной и финансовой помощи должно быть реализовано за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

В силу ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

Учитывая сокращенный период формирования вышеуказанных списков, суд соглашается с доводами истца о необходимости немедленного исполнения настоящего судебного решения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 198, 212 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Установить факт постоянного проживания Обухова А.А., ... года рождения, по адресу: ...

Признать Обухова А.А., ... года рождения, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, связанной с наводнением в 2016 году и введенной на территории Великоустюгского муниципального района постановлением Губернатора Вологодской области от 17.04.2016 № 180.

Признать за Обуховым А.А., ... года рождения, право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб., а также право на получение финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100 000 руб. в результате чрезвычайной ситуации, связанной с наводнением в 2016 году и введенной на территории Великоустюгского муниципального района постановлением Губернатора Вологодской области от 17.04.2016 № 180, за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Обязать администрацию Великоустюгского муниципального района включить Обухова А.А., ... года рождения, в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб., а также в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100 000 руб. в результате чрезвычайной ситуации, связанной с наводнением в 2016 году и введенной на территории Великоустюгского муниципального района постановлением Губернатора Вологодской области от 17.04.2016 № 180, за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Обратить решение суда к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Великоустюгский районный суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья Е.Г.Медведчиков

2-1213/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Обухов А.А.
Ответчики
Правительство Вологодской области
Администрация с/п Самотовинское
Администрация Великоустюгского муниципального района
Другие
Министерство финансов РФ
Глебова В.В.
Суд
Великоустюгский районный суд Вологодской области
Дело на сайте суда
velikoustugsky.vld.sudrf.ru
10.05.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.05.2016Передача материалов судье
11.05.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.05.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.05.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.05.2016Судебное заседание
18.05.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.06.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.06.2016Дело оформлено
13.05.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее