КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 06 апреля 2021 года по делу № 33а-1877/2021
Судья Кузовлева И.С. Дело № 2а-4470/2021
Судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Коноваленко А.Б.,
судей Шкуратовой А.В., Тимощенко Р.И.,
при секретаре Шавровой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федорова Р.А. к Управлению Росреестра по Калининградской области об оспаривании отказа в государственном кадастровом учете, по апелляционной жалобе административного истца Федорова Р.А. на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 14 декабря 2020 года.
Заслушав доклад судьи Коноваленко А.Б., объяснения представителя административного истца Федорова Р.А. - Лавриненко С.В., поддержавшего апелляционную жалобу, представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области Журовича А.Н., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
Административный истец Фёдоров Р.А. обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что является собственником земельного участка для ведения крестьянского хозяйства (земли сельскохозяйственного назначения) с кадастровым номером №, общей площадью 200 000 кв.м, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка с почтовым адресом: <адрес> Решением 27-й сессии Гурьевского окружного Совета депутатов пятого созыва от 24.01.2019 № № «Об утверждении генерального плана Гурьевского городского округа» были изменены границы поселения и указанный земельный участок включен в границы п. Заозерье. Решением 37-й сессии Гурьевского окружного Совета депутатов пятого созыва от 19.12.2019 № № были утверждены новые правила землепользования и застройки МО «Гурьевский городской округ», согласно которым данный земельный участок относится к зоне Ж4/А – «Зона застройки индивидуальными жилыми домами». 22.04.2020 г. он обратился в Управление Росреестра по Калининградской области с заявлением о государственном кадастровом учете (об изменении категории земель), 29.04.2020 г. государственный кадастровый учет был приостановлен, а 30.07.2020 г. в государственном кадастровом учете было отказано. В качестве единственной причины приостановки было указано, что земельный участок располагается вне границ населенного пункта. Но данное утверждение противоречит фактам и документам, поданным административным истцом в материалы регистрационного дела (в том числе приобщенному фрагменту правил землепользования и застройки МО «Гурьевский городской округ»), и не соответствует действительности. Поэтому отказ в государственной регистрации является необоснованным и незаконным. С учетом изложенного, просил суд признать незаконным отказ Управления Росреестра по Калининградской области в государственном кадастровом учете по изменению категории земельного участка с кадастровым номером № на категорию «земли поселений»; обязать Управление Росреестра по Калининградской области осуществить государственный кадастровый учет по изменению категории данного земельного участка, изменив категорию земель с категории «земли сельскохозяйственного назначения» на категорию «земли поселений».
Судом вынесено решение, которым в удовлетворении административного иска Федорова Р.А. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Федоров Р.А., не соглашаясь с выводами суда о наличии оснований для отказа в удовлетворении административного искового заявления, просит решение отменить. Полагает, что с учетом представленных им документов о включении принадлежащего ему земельного участка в границы населенного пункта оснований для принятия регистрирующим органом оспариваемого решения не имелось.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Пунктом 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Фёдоров Р.А., являясь собственником земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 200000 кв.м, адрес (местоположение): <адрес> вид разрешенного использования «ведение крестьянского хозяйства», категория земель «земли сельскохозяйственного назначения», 22.04.2020 обратился в Управление Росреестра по Калининградской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с изменением категории земель данного земельного участка с категории «земли сельскохозяйственного назначения» на категорию «земли населенных пунктов».
29.04.2020 г. государственный кадастровый учет был приостановлен на основании п. 7 ч. 1 ст. 26Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» с указанием на невозможность изменения категории земель, поскольку спорный земельный участок не располагается в границах какого-либо населенного пункта, и административному истцу рекомендовано осуществить изменение категории земель в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
05.06.2020 г. административным истцом в дополнение к ранее поданным документам предоставлена выписка из правил землепользования и застройки Гурьевского городского округа, утвержденных решением Гурьевского окружного Совета депутатов от 19.12.2019 № №.
30.07.2020 г. в соответствии с положениями ст. 27 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в осуществлении государственного кадастрового учета было отказано, поскольку в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, вопреки доводам подателя жалобы, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения.
Так, согласно ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В статье 26 названного Федерального закона приведены основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета, к которым в числе прочего относится несоответствие формы и (или) содержания документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, требованиям законодательства Российской Федерации (п. 7 ч. 1).
В силу п. 8 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ населенного пункта.
В соответствии с п. 18.1 указанной статьи обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктами 3, 8 - 10 части 1, пунктами 4 и 5 части 3, частью 3.1 настоящей статьи, являются подготовленные в электронной форме графическое описание местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территории, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, перечень координат характерных точек границ таких населенных пунктов, зон, территорий.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 34 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» орган регистрации прав в срок не позднее пятнадцати рабочих дней с даты поступления в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, направляет уведомление о невозможности внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости, если границы населенного пункта, сведения о местоположении которых содержатся в поступивших документах, пересекают границы земельных участков, муниципального образования, территориальной зоны, за исключением случая, если границы населенного пункта могут быть изменены путем приведения в соответствие с границами земельных участков по правилам частей 8 - 11 настоящей статьи, а также в случае, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ таких муниципального образования, территориальной зоны в документах, на основании которых сведения вносились в Единый государственный реестр недвижимости.
По смыслу положений ч. 1 ст. 8 Земельного кодекса РФ перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Частью 1 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установлено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных, в том числе с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что 09.09.2019 г. администрацией Гурьевского городского округа в адрес филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Калининградской области в целях внесения в ЕГРН сведений о границах населенных пунктов, установленных Генеральным планом Гурьевского городского округа, утвержденным решением Гурьевского окружного Совета депутатов от 24.01.2019 № №, направлены некорректные сведения.
После того как программным комплексом ФГИС ЕГРН были выявлены пересечения границ населенных пунктов с границами земельных участков (в частности граница населенного пункта п. Заозерье Гурьевского городского округа пересекает границы земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №), 30.10.2019 филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Калининградской области в адрес администрации Гурьевского городского округа было направлено уведомление о невозможности внесения в ЕГРН сведений о границах населенных пунктов по основаниям, предусмотренным п. 5 ч. 2 ст. 34 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».
До настоящего времени указанные недостатки органом местного самоуправления не устранены и в ЕГРН содержатся сведения о прежних границах населенных пунктов.
Таким образом, как правильно указал суд в решении, невозможность осуществления государственного кадастрового учета вызвана объективными и независящими от Управления Росреестра по Калининградской области причинам, оспариваемое решение административного ответчика соответствует приведенным выше нормам материального права, подлежащим применению к спорным правоотношениям, что исключает удовлетворение административного искового заявления.
В этой связи, судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что обжалуемое решение основано на вышеприведенных нормативных правовых актах, регулирующих спорные отношения, в то время как административным истцом не доказан факт нарушения своих прав действиями административного ответчика, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении административного искового заявления.
В жалобе не приведено доводов, которые влекут отмену решения, принятого по заявленным требованиям в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 14 декабря 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи: