Дело № 2а – 407/2017 19 июня 2017 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сланцевский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Дударевой О.Ф.,
при секретаре Нигуле А.А.,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ленинградской области к Смирнову Андрею Вячеславовичу о взыскании обязательных платежей и санкций,
у с т а н о в и л:
Административный истец МИФНС России № 3 по Ленинградской области обратился в суд с административным исковым заявлением к Смирнову А.В. о взыскании обязательных платежей и санкций, а именно: транспортного налога в размере <данные изъяты>, начисленного за период с 31.01.2014 года по 08.08.2014 года.
В обоснование заявленных требований представитель административного истца в иске указал, что Межрайонная ИФНС России №3 по Ленинградской области обратилась в адрес мирового судьи судебного участка № 62 Сланцевского района Ленинградской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ответчика Смирнова А.В. недоимки по транспортному налогу за 2014 год в сумме <данные изъяты>.
26 мая 2016 года мировым судьёй судебного участка № 62 Сланцевского района Ленинградской области был вынесен судебный приказ по делу № 2-819/2016, согласно которому в пользу МИФНС России №3 по Ленинградской области с ответчика была взыскана недоимка по транспортному налогу в указанном размере.
26 декабря 2016 года Межрайонной ИФНС России № 3 по Ленинградской области получено определение от 16 декабря 2016 года об отмене судебного приказа № 2-819/2016 от 26.05.2016г. в связи с поступлением за пределами установленных сроков от должника возражений на судебный приказ относительно его исполнения.
22 февраля 2017 года Межрайонной ИФНС России № 3 по Ленинградской области получено определение от 14 февраля 2017 года о повороте исполнения судебного приказа № 3-819/2016.
Согласно п. 3 ст. 48 Налогового Кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 129 ГПК РФ, ст.45 НК РФ, п.3 ст. 48 НК РФ, гл. 32 КАС РФ, ст. 286 КАС РФ Межрайонная ИФНС России № 3 по Ленинградской области обратилась в Сланцевский городской суд с административным исковым заявлением к Смирнову А.В. о взыскании обязательных платежей и санкций в размере <данные изъяты>.
В соответствии со ст. ст. 19, 357 НК РФ Смирнов А.В. признан плательщиком транспортного налога, на которого были зарегистрированы транспортные средства: автомобиль грузовой марки <данные изъяты>, легковой автомобиль марки <данные изъяты>, легковой автомобиль марки <данные изъяты>.
Ему, как налогоплательщику, на основании представленных регистрирующими органами сведений был исчислен транспортный налог за 2014 год в размере <данные изъяты>.
В соответствии со ст. 52 НК РФ в адрес налогоплательщика было направлено уведомление на уплату физическим лицом транспортного налога.
В установленный срок исчисленная сумма налога ответчиком не уплачена.
Административным истцом в адрес налогоплательщика Смирнова А.В. в соответствии со ст. ст. 45, 69 НК РФ 19.10.2015 года было направлено требование № об уплате налога с предложением добровольной уплаты транспортного налога в размере <данные изъяты>.
На день подачи административного искового заявления требование частично исполнено и за административным ответчиком числится недоимка по транспортному налогу за период с 31.01.2014 года по 08.08.2014 года за одно транспортное средство - легковой автомобиль марки <данные изъяты> в размере <данные изъяты>.
Ссылаясь на нормы ст. 48, ст. 75, п. 1 ст. 357, ст. 358, ст. 359 НК РФ, административный истец просил взыскать со Смирнова А.В. недоимку по транспортному налогу за период с 31.01.2014 года по 08.08.2014 года за транспортное средство - легковой автомобиль марки <данные изъяты> в размере <данные изъяты>.
Представитель административного истца МИФНС России № 3 по Ленинградской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте его проведения, письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в своё отсутствие (<данные изъяты>).
Административный ответчик Смирнов А.В. в судебное заседание не явился, не смотря на то, что был лично извещен о явке в суд, направил телефонограмму, в которой ходатайствовал о рассмотрении спора в своё отсутствие, указав, что исковые требования не признаёт. В представленном ранее письменном отзыве ответчик указал, что в начале 2014 года транспортное средство легковой автомобиль марки <данные изъяты> им был отчужден по договору купли-продажи. Копия указанного договора и копия ПТС были направлены Смирновым А.В. в налоговый орган (<данные изъяты>).
В соответствии с ч. 7 ст. 150 КАС РФ, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
Учитывая приведенную правовую норму, административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.
Статья 19 НК РФ предусматривает, что налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии со ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Перечень транспортных средств, не являющихся объектом налогообложения, установлен п. 2 ст. 358 НК РФ.
В силу ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.
Пунктом 4 ст. 57 НК РФ предусмотрено, что в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Согласно ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. Если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В отношении транспортного налога соответствующая обязанность налогового органа предусмотрена п. 1 ст. 362 НК РФ, где указано, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Порядок и сроки уплаты транспортного налога установлены ст. 2 Областного закона Ленинградской области от 22.11.2002 г. № 51-ОЗ "О транспортном налоге" (в ред. от 28.06.2013 № 13), согласно п. 2 которой налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, осуществляют уплату транспортного налога на основании налогового уведомления не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Ставки транспортного налога в Ленинградской области установлены Законом Ленинградской области от 22.11.2002 года № 51-ОЗ «О транспортном налоге» в зависимости от мощности двигателя и категории транспортных средств, в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.
В соответствии со ст. 1 указанного Закона ставка транспортного налога для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) составляет <данные изъяты>.
Пунктом 3 статьи 362 НК РФ (до введения в действие изменений, принятых Федеральным законом от 29.12.2015 N 396-ФЗ) установлено, что в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.
Согласно представленным материалам, за административным ответчиком в спорный период (31.01.2014 по 08.08.2014) было зарегистрировано транспортное средство - легковой автомобиль марки <данные изъяты> с мощностью двигателя 272 л.с., следовательно, в соответствии со ст. ст. 357 НК РФ он признается плательщиком транспортного налога.
В соответствии со ст. 52 НК РФ ответчику 19.04.2015 года было направлено налоговое уведомление №, в котором указано на его обязанность уплатить транспортный налог за налоговый период 2014 года в размере <данные изъяты> в срок 01.10.2015 года, в том числе и за указанное транспортное средство в размере <данные изъяты> (<данные изъяты>).
Указанные обстоятельства административным ответчиком не оспорены.
Данная обязанность в силу п. 1 ст. 45 НК РФ должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и применения в последующем при неисполнении требования мер по принудительному взысканию недоимки (ст. ст. 46, 47, 69 НК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога.
В соответствии п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее <данные изъяты>, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах (пункт 4 статьи 69 НК РФ).
В связи с неуплатой транспортного налога административному ответчику Смирнову А.В. в соответствии со ст. 69 НК РФ 19.10.2015 г. направлено требование № <данные изъяты> об уплате транспортного налога за налоговый период 2014 года в размере <данные изъяты> в срок до 25.11.2015 года (<данные изъяты>).
Как установлено из материалов административного дела, ответчиком частично исполнена обязанность по оплате транспортного налога, до настоящего времени им не уплачен транспортный налог за 2014 год в размере <данные изъяты> за транспортное средство - легковой автомобиль марки <данные изъяты>.
Из содержания ст. 48 НК РФ следует, что в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налогов (ч. 1).
26 мая 2016 года мировым судьёй судебного участка № 62 Сланцевского района Ленинградской области по заявлению административного истца был вынесен судебный приказ по делу № 2-819/2016, которым в пользу МИФНС России № 3 по Ленинградской области со Смирнова А.В. взыскана недоимка по транспортному налогу в размере <данные изъяты>.
Определением мирового судьи судебного участка № 62 Сланцевского района Ленинградской области от 16.12.2016 года судебный приказ по делу № 2-819/2016 о взыскании со Смирнова А.В. в пользу МИФНС России № 3 по Ленинградской области недоимки по транспортному налогу в размере <данные изъяты> отменён.
Определением мирового судьи судебного участка № 62 Сланцевского района Ленинградской области от 14 февраля 2017 произведен поворот исполнения судебного приказа № 3-819/2016.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Учитывая указанные обстоятельства, положения ст. 48 Налогового кодекса РФ, представленную суду копию требования № 75679 года от 19.10.2015 года об уплате транспортного налога, суд находит, что налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском без пропуска срока, установленного КАС РФ для такого обращения.
Кроме того, административным ответчиком Смирновым А.В. не оспорены представленные истцом сведения, не оспорены также налоговая ставка и расчет недоимки по транспортному налогу.
Суд, проверив расчет недоимки по транспортному налогу (л.д. 6), находит его правильным, соответствующим положениям налогового законодательства Российской Федерации, Закона Ленинградской области от 22.11.2002 года № 51-ОЗ «О транспортном налоге».
Доказательства направления ответчику налоговой инспекцией в установленные законом сроки уведомлений об уплате налога за 2014 год, с получением которых закон связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате транспортного налога, представителем административного истца представлены (л.д. <данные изъяты>), и не оспаривается также ответчиком.
Ответчик Смирнов А.В. не признает административный иск, полагая, что он, заключив сделку по отчуждению транспортного средства - легкового автомобиля марки <данные изъяты> в начале 2014 года, не обязан уплачивать транспортный налог за него.
Однако, из буквального толкования положений ст. 357 НК РФ следует, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, а не лица, являющиеся собственниками транспортного средства.
Согласно сведениям, представленным по запросу суда МРЭО ГИБДД № 11 Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения, указанное транспортное средство было зарегистрировано за ответчиком Смирновым А.В. в период с 31.01.2014 г. по 08.08.2014 года (л.д. <данные изъяты>).
Таким образом, в спорный налоговый период (2014 год) легковой автомобиль марки <данные изъяты> был в течение 8-ми месяцев зарегистрирован за административным ответчиком.
В соответствии с положениями постановления Правительства РФ от 12.08.1994 г. № 938 (в ред. от 11.12.2012) «О государственной регистрации автомоторных средств и других видов самоходной техники на территории РФ» юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
Следовательно, положения п. 3 указанного постановления Правительства РФ о том, что владельцы транспортных средств обязаны в установленном порядке зарегистрировать транспортные средства или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции в течение 10 суток после приобретения, не снимает с лиц, являющихся прежними собственниками (владельцами) транспортных средств, обязанности по снятию транспортного средства с учета в подразделениях Государственной инспекции после его отчуждения.
Материалами административного дела подтверждается, что обязанность по снятию ответчиком с регистрационного учета транспортного средства - легкового автомобиля марки <данные изъяты> вплоть до 08.08.2014 года исполнена не была.
Довод Смирнова А.В. о том, что он не являлся собственником транспортного средства - автомобиля <данные изъяты> с начала 2014 года, а, следовательно, не должен нести расходы по уплате транспортного налога за него, основан на неправильном толковании действующего налогового законодательства.
Кроме того, административным ответчиком в нарушение требований ст. 62 КАС РФ не представлено доказательств в обоснование своих возражений о том, что транспортное средство им было отчуждено в пользу третьего лица в начале 2014 года.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования МИФНС России № 3 по Ленинградской области о взыскании с Смирнова А.В. недоимки по транспортному налогу в размере <данные изъяты> подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ с ответчика надлежит взыскать государственную пошлину, от уплаты которой истец освобожден п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, как государственный орган, обращающийся в суд за защитой государственных интересов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 293,294 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Взыскать со Смирнова Андрея Вячеславовича, 03.12.1965 года рождения, уроженца Санкт-Петербурга, зарегистрированного по месту жительства по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, в доход бюджета Ленинградской области недоимку по транспортному налогу в размере <данные изъяты>.
Взыскать со Смирнова Андрея Вячеславовича в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий О.Ф. Дударева