Судья Точинов С.В. |
№ 33-323/2019 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 января 2019 г. |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Переплесниой Е.М.,
судей Гудковой Г.В., Савина А.И.
при секретаре Гуйдо К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Пудожского районного суда Республики Карелия от 29 октября 2018 г. по иску Ермакова А. В. к ГКУ социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы Пудожского района» о присвоении звания «Ветеран труда Республики Карелия».
Заслушав доклад судьи Гудковой Г.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Иск заявлен по тем основаниям, что ответчик отказал истцу в присвоении звания «Ветеран труда Республики Карелия» по причине недостаточности необходимого стажа работы. С таким решением истец не согласен, ссылаясь на то, что в подсчет его стажа не учтена учеба в Петрозаводском профессиональном торгово-кулинарном училище с 01.09.1974 по 01.07.1976, просил обязать ответчика с учетом указанного периода присвоить ему звание «Ветеран труда Республики Карелия».
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГУ – Управление ПФР в г. Кондопога РК (межрайонное).
Решением суда исковые требования удовлетворены частично. Суд обязал ответчика присвоить Ермакову А.В. звание «Ветеран труда Республики Карелия» с 03.10.2018; взыскал с ответчика в пользу истца расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
С данным решением не согласен ответчик, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что период обучения истца в Петрозаводском профессиональном торгово-кулинарном училище не может быть включен в стаж для присвоения звания «Ветеран труда Республики Карелия», поскольку Ермаков А.В. в спорный период не осуществлял трудовую деятельность, за него не уплачивались страховые взносы.
В письменных возражениях на жалобу истец ссылается на отсутствие правовых оснований для ее удовлетворения.
В суд апелляционной инстанции участвующие в деле лица не явились, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, обозрев пенсионное дело истца, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона Республики Карелия от 25.07.1995 № 69-ЗРК «Об установлении звания «Ветеран труда Республики Карелия» и порядке его присвоения» (далее – Закон) звание «Ветеран труда Республики Карелия» присваивается гражданам, не имеющим права на присвоение звания «Ветеран труда» в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».
Как установлено ст. 1 Закона, за многолетний и добросовестный труд ветеранами труда Республики Карелия признаются граждане, проживающие в Республике Карелия и достигшие возраста 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин:
1) имеющие удостоверения «Ветеран труда Республики Карелия»;
2) награжденные Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Карело-
Финской ССР, Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Карельской АССР,
Почетной грамотой Верховного Совета Республики Карелия, Почетной грамотой
Республики Карелия либо удостоенные почетных званий Карело-Финской ССР,
Карельской АССР, Республики Карелия и имеющие стаж не менее 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, если не менее соответственно 20 лет и 15 лет указанного стажа
приходится на период работы и (или) иной деятельности на территории Республики
Карелия;
3) лица, не имеющие наград и (или) званий, указанных в п. 2 настоящей статьи,
если их стаж на 5 лет превышает стаж, указанный в п. 2 настоящей части, при
условии, что не менее 20 лет стажа для мужчин и 15 лет стажа для женщин приходится на период работы и (или) иной деятельности на территории Республики Карелия.
Для целей настоящего Закона под стажем понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, иных периодов, засчитываемых в соответствии с законодательством в страховой стаж, а также периодов работы, подтвержденных документально, в процессе которых не выплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда Республики Карелия» определяются уполномоченным органом исполнительной власти Республики Карелия (ч. 2 ст. 2 Закона).
Согласно п. 2 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда Республики Карелия», утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия от 03.08.2006 № 515 звание «Ветеран труда Республики Карелия» присваивается государственными учреждениями социальной защиты - центрами социальной работы городов и районов Республики Карелия по месту жительства лица, претендующего на присвоение указанного звания.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что с 15.04.2014 истец Ермаков А.В., (...) года рождения, является получателем досрочной трудовой (страховой) пенсии по старости в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
При оценке пенсионных прав истца в его страховой стаж и общий трудовой стаж не учитывался период обучения в Петрозаводском профессиональном торгово-кулинарном училище с 01.09.1974 по 01.07.1976 по специальности слесарь по холодильному и торгово-технологическому оборудованию; в страховой стаж истца частично был учтен период прохождения им оплачиваемой производственной практики с 25.03.1976 по 20.07.1976.
Страховой стаж истца на дату назначения пенсии составил 31 год 00 месяцев 28 дней; стаж работы в МКС - 24 года 11 месяцев 21 день.
02.10.2018 Ермаков А.В. обратился в ГКУ социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы Пудожского района» с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда Республики Карелия».
Приказом ответчика от 11.10.2018 (...) в присвоении указанного звания истцу было отказано по причине недостаточности необходимого трудового стажа.
Ответчик учел в расчет стажа, необходимого для присвоения истцу звания «Ветеран труда Республики Карелия» 34 года 09 месяцев 10 дней, при этом период оплачиваемой производственной практики с 25.03.1976 по 20.07.1976, также был учтен в трудовой стаж истца.
Суд первой инстанции удовлетворяя исковые требования Ермакова А.В., исходил из того, что возможность включения указанного периода обучения в трудовой стаж истца предусмотрена п. п. «з» п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590.
Согласно которому кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации.
Вместе с тем с таким выводом судебная коллегия согласиться не может.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии с 01.01.2002 определялись в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», действовавшим до 01.01.2015.
В связи с введением в действие указанного Федерального закона при установлении трудовой пенсии по старости осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал (п. 1 ст. 30).
В соответствии с п. 2 ст. 30 названного Федерального закона расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном п. 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном п. 4 настоящей статьи, то есть в порядке, аналогичном исчислению размера пенсии по нормам ранее действовавшего Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» с применением и без применения индивидуального коэффициента пенсионера, соответственно.
Формулы, по которым определяется расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица, приведены в соответствующих п. п. 3 и 4 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
При этом к расчетному размеру трудовой пенсии, исчисляемому по п. 3 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», применяются определенные ограничения, которые не позволяют учитывать в общий трудовой стаж некоторые периоды общественно полезной деятельности, в том числе период обучения в учебном заведении, в том числе в училище, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством (Закон РФ «О государственных пенсиях в РФ»). Возможность зачета таких периодов в общий стаж предусмотрена только при исчислении расчетного размера пенсии в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 30 указанного Федерального закона.
Возможность смешивать показатели данных формул действующим законодательством не предусмотрена.
Из материалов пенсионного дела истца следует, что при оценке пенсионных прав (на 15.04.2014) расчетный размер его пенсии был определен пенсионным органом по более выгодному варианту по п. 3 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», то есть без учета периода обучения в училище.
Следует также отметить, что Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590, применяется в части, не противоречащей действующему пенсионному законодательству Российской Федерации (с 01.01.2001 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», с 01.01.2015 ФЗ «О страховых пенсиях»), и дает возможность применения п. п. «з» п. 109 для определения права на трудовую (страховую) пенсию по старости с учетом положений п. 14, то есть при назначении пенсии по старости на льготных условиях, когда периоды указанные в данном подпункте приравниваются к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Кроме того, при назначении пенсий по старости периоды, указанные в п. п. «и» (обучение в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях - техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д.) п. 109 Положения засчитываются в стаж при условии, если этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Документы, представленные в материалы дела в отношении пенсионных прав истца указывают на невозможность применения к ним положений указанного выше пункта, так как досрочная трудовая пенсия истцу назначена по основаниям п. п. 4 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»; периоду учебы в училище не предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Поскольку без учета спорного периода необходимый трудовой стаж для присвоения звания «Ветеран труда Республики Карелия» у истца отсутствует, оснований для удовлетворения исковых требований не имелось.
В связи с изложенным выше решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным в силу п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ оно подлежит отмене, с принятием в нового решения об отказе в иске.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пудожского районного суда Республики Карелия от 29 октября 2018 г. по настоящему делу отменить. Принять новое решение об отказе Ермакову А.В. в иске.
Председательствующий
Судьи