Судья Жерносек О.В. Дело № 33-2538/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 марта 2017 года г. Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Стрюкова Д.А.
судей Бичуковой И.Б., Игошевой О.И.
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С.И.В. к Федеральному государственному казенному учреждению «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Приморскому краю», администрации Кавалеровского муниципального района Приморского края о признании регистрации права оперативного управления жилым помещением недействительным, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
по апелляционной жалобе С.И.В. на решение Кавалеровского районного суда Приморского края от 14 ноября 2016 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Бичуковой И.Б., возражения представителя ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Приморскому краю», представителя территориального управления Росимущества в Приморском крае, судебная коллегия
установила:
С.И.В. обратилась в суд с названным иском. В обоснование заявленных требований указала, что на основании ордера № № от 01.10.1999, выданного администрацией Кавалеровского муниципального района, она вселилась в квартиру по адресу: <адрес> Договор социального найма от 13.12.2005 с ней заключило МП ЖЭУ. Договор социального найма с администрацией заключен 31.03.2008. По причине нахождения данной квартиры в федеральной собственности и наличия права оперативного управления в отношении нее у отдела вневедомственной охраны при ОВД по Кавалеровскому муниципальному району ей было отказано в ее приватизации. По результатам рассмотрения ее исковых требований о признании права на приватизацию данной квартиры определением Кавалеровского районного суда Приморского края от 24.11.2009 было утверждено мировое соглашение, согласно которому администрация Кавалеровского муниципального района Приморского края обязалась не чинить препятствия и передать спорную квартиру ей в собственность в порядке приватизации после передачи жилого помещения из федеральной собственности в муниципальную, а отдел вневедомственной охраны при ОВД по Кавалеровскому муниципальному району обязался не чинить препятствия в передаче данной квартиры в муниципальную собственность для дальнейшей передачи жилого помещения ей в собственность. До настоящего время квартира в муниципальную собственность не передана. 28.04.2015 ФГКУ «Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому краю», являющееся правопреемником отдела вневедомственной охраны при ОВД по Кавалеровскому муниципальному району, зарегистрировало право оперативного управления в отношении данной квартиры, создав тем самым препятствие для приватизации ею указанного жилья. Ссылаясь на то, что занимает жилое помещение по договору социального найма, просила признать недействительной регистрацию права оперативного управления в отношении квартиры и признать за ней право собственности на нее в порядке приватизации.
В судебном заседании представитель С.И.В.. исковые требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Приморскому краю» (ранее ФГКУ «Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому краю») в судебное заседание не явился. В представленном суду отзыве отразил возражение на исковые требования. Указал на то, что спорное жилое помещение является собственностью Российской Федерации и учреждению предоставлено на праве оперативного управления. Договор о передаче спорной квартиры в собственность, заключенный между отделом вневедомственной охраны при ОВД по Кавалеровскому району и муниципальным образованием 19.02.2002, является ничтожным, поскольку заключен без согласия собственника жилого помещения на его отчуждение.
Представитель территориального управления Росимущества в Приморском крае, привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, в судебное заседание не явился. В представленном суду письменном отзыве указал на отсутствие оснований для удовлетворения исковых требований. Отразил, что спорная квартира была приобретена в собственность Российской Федерации, учтена в реестре федерального имущества и передана Отделу вневедомственной охраны при ОВД по Кавалеровскому муниципальному району в оперативное управление до передачи в пользование истцу. Передача спорного жилого помещения истцу по договору социального найма является ничтожной сделкой, поскольку муниципальное образование не имело права распоряжаться федеральным имуществом.
Постановленным решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, С.И.В. подала на него апелляционную жалобу, в которой изложила просьбу об его отмене и принятии по делу нового решения об удовлетворении ее исковых требований. В обоснование указала, что выводы суда о наличии у спорного жилого помещения статуса служебного жилья и отсутствии у отдела вневедомственной охраны при ОВД по Кавалеровскому муниципальному району полномочий по передаче спорного жилого помещения муниципальному образованию, не соответствуют действительности. Также сослалась на то, что препятствие в приватизации жилого помещения противоречит утвержденному судом мировому соглашению.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований к отмене обжалуемого решения не имеется.
Из материалов дела следует, что жилое помещение по адресу: <адрес>, является федеральной собственностью, приобретено в собственность Российской Федерации на основании договора купли-продажи от 10.01.1994, заключенного между К. и отделом вневедомственной охраны при ОВД по Кавалеровскому району.
На основании распоряжения Комитета по управлению имуществом Приморского края № № от 25.02.2000 и договора о закреплении государственного имущества на праве оперативного управления № № от 25.02.2000 указанное жилое помещение передано на праве оперативного управления Кавалеровскому отделу вневедомственной охраны при Кавалеровском районном отделе внутренних дел.
01.10.1999 администрацией муниципального образования Кавалеровский район Приморского края выдан ордер № № на указанную квартиру С.И.В. (С.И.В.
Согласно договору от 19.08.2002, заключенному между Кавалеровским отделом вневедомственной охраны при РОВД в лице начальника С. и Муниципальным образованием «Кавалеровский район» в лице главы П. спорная квартира передана отделом вневемоственной охраны с разрешения Комитета по управлению государственным имуществом Приморского края муниципальному образованию для лица, имеющего право на получение жилплощади – С.И.В. для последующей приватизации.
13.12.2005 между С.И.В. и МП ЖЭУ заключен договор социального найма жилого помещения.
31.03.2008 договор социального найма с С.И.В. заключен администрацией Кавалеровского муниципального района.
Определением Кавалеровского районного суда Приморского края от 24.11.2009 утверждено мировое соглашение между С.И.В. отделом вневедомственной охраны при ОВД по Кавалеровскому муниципальному району и администрацией Кавалеровского муниципального района, согласно которому администрация Кавалеровского муниципального района Приморского края обязалась не чинить препятствия и передать спорную квартиру в собственность С.И.В. в порядке приватизации после передачи жилого помещения из федеральной собственности в муниципальную собственность, а отдел вневедомственной охраны при ОВД по Кавалеровскому муниципальному району обязался не чинить препятствия в передаче данной квартиры в муниципальную собственность для дальнейшей передачи жилого помещения в собственность С.И.В.
28.04.2015 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о регистрации права оперативного управления в отношении данного жилого помещения за ФГКУ «Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому краю» (после переименования – ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Приморскому краю»).
Указанное обстоятельство явилось основанием для обращения истца в суд с настоящими исковыми требованиями.
Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что спорное жилое помещение является федеральной собственностью и имеет статус служебного жилого помещения, которое не подлежит приватизации.
Оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что заключенные с С.И.В. не состоящей в трудовых отношениях с органом внутренних дел, договоры социального найма в силу статьи 168 ГК РФ являются ничтожными, а ордер недействительным.
При этом суд исходил из того, что при заключении отделом вневедомственной охраны при ОВД по Кавалеровскому муниципальному району договора о передачи квартиры муниципальному образованию, указанное учреждение, в нарушение п. 1 ст. 296 ГК РФ, не получило согласие территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, как органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Приморского края.
Указанный вывод признается судебной коллегией правильным.
На основании статьи 209 ГК РФ права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат его собственнику, который вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с п. 4 ст. 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
Согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Как следует из материалов дела, спорное жилое помещение было приобретено по договору купли-продажи от 19.01.1994 отделом вневедомственной охраны при ОВД по Кавалеровскому муниципальному району.
Поскольку имущество внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации в силу п. 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» независимо от того, на чьем балансе оно находится, и от ведомственной подчиненности предприятий, относится исключительно к федеральной собственности, спорная квартира с момента ее приобретения отделом вневедомственной охраны при ОВД по Кавалеровскому муниципальному району перешла в федеральную собственность.
Следовательно, права собственника в отношении нее, согласно п. 3 ст. 214 ГК РФ, могли осуществляться лишь уполномоченным органом, которым на момент заключения договора о передачи квартиры муниципальному образованию являлся Комитет по управлению государственным имуществом Приморского края.
Учитывая, что спорная квартира относится исключительно к федеральной собственности, согласие собственника на распоряжение закрепленного за отделом вневедомственной охраны при ОВД по Кавалеровскому муниципальному району на праве оперативного управления жилого помещения должно было выражаться в соответствии с установленной законодательством процедурой.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.1995 № 1190 (ред. от 16.06.1997) «Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом», действовавшим на момент заключения договора о передаче квартиры муниципальному образованию, закреплено, что в целях выполнения возложенных на него задач Госкомимущество России дает согласие на продажу недвижимого имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении, на передачу его в аренду или залог либо на распоряжение этим имуществом иным способом (п. 6).
В связи с тем, что в своей деятельности Госкомимущество России подотчетно Правительству Российской Федерации, такое согласие должно быть оформлено документально, в виде распоряжения либо решения территориального органа.
При таких обстоятельствах, ссылка в договоре о передаче квартиры муниципальному образованию на то, что такая передача осуществлена с разрешения Комитета по управлению государственным имуществом Приморского края без документального оформления такого разрешения не имеет правового значения.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о согласовании передачи квартиры муниципальному образованию территориальным органом Госкомимущества России несостоятельны.
Принимая во внимание изложенное, вывод суда о ничтожности заключенных отделом вневедомственной охраны и муниципальным образованием договоров в отношении спорной квартиры правомерен.
С учетом данного обстоятельства, оснований для признания недействительной осуществленной ФГКУ «Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому краю» регистрации права оперативного управления в отношении спорной квартиры у суда не имелось.
Довод жалобы о том, что регистрация такого права противоречит утвержденному судом мировому соглашению, подлежит отклонению, так как данное соглашение не носит преюдициального характера для разрешения настоящего спора.
Также правомерен вывод суда о том, что спорная квартира имеет статус служебного жилого помещения.
Данный вывод основан на положениях статей 101, 105 ЖК РСФСР, статей 92, 99 ЖК РФ и пунктах 1, 16 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации 17.12.2002 № 897.
Исходя из фактического назначения переданного в оперативное управление отдела вневедомственной охраны при ОВД по Кавалеровскому муниципальному району жилья, отсутствие принятого уполномоченным органом решения о присвоения спорной квартире статуса служебного на момент заселения в нее С.И.В. не позволяет отнести данное жилое помещение к помещениям, предоставляемым на условиях договора социального найма.
Так как при принятии обжалуемого решения судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и верно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, решение суда является законным и обоснованным, в связи с чем отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кавалеровского районного суда Приморского края от 14 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу С.И.В. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи