Дело № 5-1259/2022
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
21 июля 2022 года г. Оренбург
Ленинский районный суд г.Оренбурга
в составе председательствующего судьи Хаирова М.Р.,
при секретаре Биккуловой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Гулинского Юрия Владимировича, ..., зарегистрированного и проживающего по адресу: ...,
У С Т А Н О В И Л :
Гулинским Ю.В. совершено нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
ТакГулинский Ю.В., в нарушение статьи 34.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», являясь собственником объекта недвижимости по адресу: ..., произвел строительные работы по сносу здания по указанному адресу, расположенному в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельностиN объекта культурного наследия федерального значения «Здание Оренбургского высшего авиационного училища, в котором в 1955-1957 годах учился первый в мире летчик космонавт Гагарин Юрий Алексеевич», утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 14.01.2014 №6-п.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 14.01.2014 №6-п в ЗРЗ-2, где находится вышеуказанный объект культурного наследия федерального значения, запрещается снос исторических зданий и сооружений, за исключением разборки ветхих и аварийных построек на основании заключения инженерно-технической экспертизы в соответствии с установленным порядком по согласованию с государственным органом охраны объектов культурного наследия).Указанные работы Инспекцией государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области не согласовывались.
В отношении Гулинского Ю.В. ведущим специалистом отдела государственного надзора инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области08 июня 2022 года составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 7.13 КоАП РФ.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Гулинский Ю.В. в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте рассмотрения дела посредством направления судебной повестки по адресу указанному в протоколе об административном правонарушении. Суд постановил рассмотреть дело в порядкечасти 2 статьи 25.1 КоАП РФ в отсутствиеГулинского Ю.В.
В судебном заседании была допрошена в качестве свидетеля –специалист отдела государственного надзора инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области ФИО, которая показала, что на основании требования прокуратуры Оренбургской области от 27 мая 2022 года должностными лицами инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области с 02.06.2022 по 08.06.2022 в отношении Гулинского Ю.В. проведена внеплановая проверка соблюдения законодательства об охране объектов культурного наследия.
В рамках вышеуказанной проверки установлено, что являясь собственником объекта недвижимости по адресу: ..., который находится в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия федерального значения, произвел снос указанного здания, в отсутствие необходимого на то разрешения государственного органа.
08 июня 2022 Инспекцией государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области составлен акт выездной внеплановой проверки в отношении собственника земельного участка по адресу: ... Гулинского Ю.В., из которого следует, что последним произведен снос объекта недвижимости, расположенного в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия федерального значения, без соответствующего разрешения. Сотрудниками инспекции проводился осмотр здания, по результатам которого составлен акт осмотра от 02.06.2022, с приложенными фотографиями, свидетельствующими о фактическом сносе здания.
Данный объект располагается в защитной зоне объекта культурного наследия федерального значения, при этом никаких разрешений на выполнение данных работ по сносу инспекцией не выносилось.
В адрес Гулинского Ю.В. направлялось требование от 31.05.2022 о предоставлении необходимых документов, однако никаких документов в адрес инспекции не поступало.
По данному факту в отношении Гулинского Ю.В. составлен протокол от 08 июня 2022 года об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ.
Изучив материалы дела, судья приходит к следующему.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям; каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
Согласно статье 1 названного Закона предметами регулирования настоящего Федерального закона являются: отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации как особым видом недвижимого имущества; порядок формирования и ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; общие принципы государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Определением от 9 декабря 2014 года №2755-0 Конституционный Суд РФ разъяснил, что государственная охрана такого невосполнимого ресурса, как объекты культурного наследия - одна из приоритетных задач органов государственной власти РФ для реализации, которой законом предусмотрены, в частности, процедуры сохранения объектов культурного наследия, под которым понимаются направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе, консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
В силу пункта 1 статьи 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно части 1 статьи 34.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям (за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи объектов культурного наследия) и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.
Границы защитной зоны объекта культурного наследия устанавливаются: для памятника, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 100 метров от внешних границ территории памятника, для памятника, расположенного вне границ населенного пункта, на расстоянии 200 метров от внешних границ территории памятника. (пункт 1 части 3 статьи 34.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ).
Постановлением правительства Оренбургской области от 14.01.2014 №6-п утверждены границы территорий, зон охраны объектов культурного наследия, в частности объекта культурного наследия федерального значения «Здание Оренбургского высшего авиационного училища, в котором в 1955-1957 годах учился первый в мире летчик космонавт Гагарин Юрий Алексеевич».
Частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в соответствии со статьей 11 Федерального Закона от 25 июня 2002 № 73-ФЭ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» должностными лицами инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области02 июня 2022 года проведен осмотр и выполнена фотофиксация здания, расположенного по адресу: ....
В результате проведенного осмотра выявлено, что на объекте вышеуказанного здания ведутся строительные работы по сносу здания, которое в значительной степени разрушено.
Данный объект, расположенный по адресу: ... располагается в защитной зоне (ЗРЗ-2) объекта культурного наследия федерального значения «Здание Оренбургского высшего авиационного училища, в котором в 1955-1957 годах учился первый в мире летчик космонавт Гагарин Юрий Алексеевич», расположенного по адресу: ....
Согласно выписки из ЕГРН, земельный участок, расположенный по адресу: ..., принадлежит на праве собственности Гулинскому Ю.В.Вместе с тем, каких-либо разрешений на выполнение данных по сносу здания работ Гулинскому Ю.В. инспекцией не выдавалось.
Обстоятельства совершения административного правонарушения, а также винаГулинского Ю.В. подтверждается: протоколом об административном правонарушении от 08 июня 2022 года N; актом выездной проверки от 08 июня 2022 года N;фототаблицей; выпиской из ЕГРН.
В силу части 1 статьи2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
В силу статей 2.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для привлечения к административной ответственности необходимо наличие состава административного правонарушения, который подлежит установлению на основании доказательств, полученных административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении и отвечающим требованиям статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оценив, представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о виновности Гулинского Ю.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ - нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Представленные в материалы дела доказательства получены с соблюдением требований статьи 26.2 КоАП РФ, являются допустимыми и достоверными. Оснований не доверять указанным доказательствам не имеется. Совокупность доказательств является достаточной для принятия решения по делу.
Учитывая характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, принимая во внимание, что рассматриваемое правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, оснований для признания его малозначительным не усматриваю.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).
Согласно части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение,обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность Гулинского Ю.В., не установлено.
С учетом характера и степени общественной опасности совершенного административного правонарушения, в частности практически полного уничтожения здания находящегося в защитной зоне памятника культурного наследия, личности виновного, отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, учитывая данные, подтверждающие действительную необходимость применения к Гулинскому Ю.В. меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов врамках административного судопроизводства, обсудив все виды наказания, предусмотренные санкцией части 1 статьи 7.13 КоАП РФ, суд приходит к выводу о назначении наказания в виде административного штрафа.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 7.13, частью 2 статьи 29.9, статьями 29.10, 29.11 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Признать Гулинского Юрия Владимировича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ и назначить административное наказание виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В соответствии с части 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня исчисления срока отсрочки или срока рассрочки. Квитанция об уплате административного штрафа должна быть предъявлена в суд.
Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности в Межрегиональное операционное УФК (Министерство культуры Российской Федерации л/с 04951000540) ИНН 7705851331 КПП 770301001 ОПЕРАЦИОННЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ БАНКА РОССИИ//Межрегиональное операционное УФК г.Москва БИК 024501901, единый казначейский счет 40102810045370000002 казначейский счет 03100643000000019500 ОКТМО 45382000 КБК 054 1 16 01071 01 9000 140. Назначение: административный штраф.
При неуплате административного штрафа в срок сумма штрафа на основании статьи 32.2 КоАП РФ будет взыскана в принудительном порядке.
В соответствии со статьей 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в указанный срок, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
Постановление может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления через Ленинский районный суд г.Оренбурга.
Судья: подпись М.Р. Хаиров
Копия верна, судья:
секретарь: