Решение по делу № 5-18/2024 от 25.10.2024

Дело № 5-18/2024

УИД НОМЕР

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Куса Челябинской области         01 ноября 2024 года                

Судья Кусинского районного суда Челябинской области Сюсина А.С., рассмотрев в порядке подготовки к рассмотрению протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 14 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и другие материалы дела в отношении администрации Злоказовского сельского поселения Кусинского района Челябинской области,

у с т а н о в и л :

в Кусинский районный суд Челябинской области для рассмотрения поступил протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении администрации Злоказовского сельского поселения Кусинского района Челябинской области.

Согласно ст. 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют, в том числе правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу.

В случае неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выносит определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ.

Изучив представленные материалы, судья полагает необходимым возвратить протокол об административном правонарушении в отношении администрации Злоказовского сельского поселения Кусинского района Челябинской области и приложенные к нему материалы должностному лицу, составившему указанный протокол на основании следующего.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.

Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ.

В соответствии с данной нормой, в протоколе об административном правонарушении в обязательном порядке указывается, в том числе, место, время совершения и событие административного правонарушения.

Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.

Вместе с тем событие вмененного администрации Злоказовского сельского поселения Кусинского района Челябинской области административного правонарушения, предусмотренного ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении должным образом не описано.

Часть 14 ст. 19.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 или 13 данной статьи.

В соответствии с ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор.

Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ.

Как следует из протокола об административном правонарушении администрации Злоказовского сельского поселения Челябинской области вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного
ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ, выразившееся в невыполнении в срок по ДАТА обязательных к исполнению мероприятий, предложенных в предписании от ДАТА НОМЕР государственного инспектора по пожарному надзору.

Указание на повторность совершения администрацией Злоказовского сельского поселения данного правонарушения при описании его события в протоколе об административном правонарушении не содержится.

Кроме того, административное правонарушение, выразившееся в неисполнении предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, совершается в форме бездействия.

В силу чч. 1, 2 ст. 4.8 КоАП РФ сроки, предусмотренные названным Кодексом, исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами. Течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 в п. 14 постановления «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Исходя из изложенного, административное правонарушение, выразившееся в виде невыполнения в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, имеет конкретную дату его совершения, и такой датой будет являться день, с которым должностное лицо связывает истечение контрольного срока исполнения предписания.

    Аналогичные правовые позиции выражены Верховным Судом Российской Федерации в ряде постановлений, вынесенных по конкретным делам об административных правонарушениях, например, в постановлениях от 07 марта 2018 года № 8-АД18-2, 18 июля 2017 года № 9-АД17-12, 06 июля 2016 года № 18-АД16-142.

Из приложенных к протоколу об административном правонарушении материалов усматривается, что сроком исполнения предписания государственного инспектора по пожарному надзору от ДАТА НОМЕР невыполнение положений которого вменяется администрации Злоказовского сельского поселения Кусинского района Челябинской области установлено ДАТА (то есть последний день исполнения предписания).

При таких обстоятельствах указание должностным лицом в протоколе об административном правонарушении датой его совершения ДАТА не соответствует приложенным к протоколу материалам дела.

Таким образом, изложенное в протоколе об административном правонарушении описание события административного правонарушения, вменяемого администрации Злоказовского сельского поселения Кусинского района Челябинской области, не отвечает требованиям ст. 28.2 КоАП РФ.

    В силу ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Согласно ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

В случае неявки физического лица или законного представителя физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ).

Толкование положений чч. 4, 4.1, 6 ст. 28.2 КоАП РФ в их системной взаимосвязи позволяет прийти к выводу о том, что протокол об административном правонарушении составляется в присутствии физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие таких лиц протокол об административном правонарушении может быть составлен только при наличии сведений о надлежащем их извещении о времени и месте составления протокола.

Иное толкование вышеприведенных норм КоАП РФ означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Таким образом, указанными выше нормами лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обеспечиваются правовая возможность для защиты прав и законных интересов и непосредственное участие его при составлении протокола по делу об административном правонарушении.

    Порядок извещения лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, регламентирован ст. 25.15 КоАП РФ.

    В соответствии с частью 1 названной статьи КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

    Приложенные к протоколу об административном правонарушении материалы не содержат доказательств надлежащего извещения законного представителя администрации Злоказовского сельского поселения Кусинского района Челябинской области о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, вручения или направления ему копии такого протокола.

Представленные копии протокола об административном правонарушении и уведомления о времени и месте его составления, содержащие отметки о направлении их посредством электронной почты в виде «вх. НОМЕР от ДАТА.» и «вх. НОМЕР от ДАТА.» соответственно, к таким доказательствам отнесены быть не могут, поскольку из них невозможно установить, по какому конкретному электронному адресу они направлены и какому субъекту, а также кем именно данные отметки произведены.

Иные документы, содержащие сведения об электронном адресе, по которому были направлены копия протокола об административном правонарушении, уведомление о времени и месте его составления, принадлежности данного электронного адреса администрации Злоказовского сельского поселения Кусинского района Челябинской области, должностном лице, получившем копию протокола и уведомление и проставившем указанные выше отметки, к представленным материала дела не приложены (уведомление о доставке, отчет о прочтении сообщения, переписка, подтверждающая факт вручения отправления и т.д.).

Помимо вышеперечисленного, в представленных материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт вручения (получения) администрацией Злоказовского сельского поселения Кусинского района Челябинской области предписания от ДАТА НОМЕР, невыполнение положений которого вменяется администрации Злоказовского сельского поселения Кусинского района Челябинской области, а также распоряжения (решения) о проведении выездной внеплановой проверки не позднее чем за 24 часа до ее начала и акта выездной проверки от ДАТА, на основании которого в отношении администрации Злоказовского сельского поселения Кусинского района Челябинской области был составлен данный протокол об административном правонарушении, в порядке, предусмотренном ст. 21 Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Кроме того, в приложенных материалах дела не содержится документов о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в отношении администрации Злоказовского сельского поселения Кусинского района Челябинской области с органом прокуратуры в соответствии с требованиями п. 2.6 ст. 77 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пп. «а» п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля».

Приведенные недостатки протокола об административном правонарушении и неполнота представленных материалов являются существенными и не могут быть устранены при рассмотрении дела по существу. Суд не является органом административного преследования, ввиду чего не вправе самостоятельно собирать доказательства виновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, устанавливать событие административного правонарушения, поскольку в противном случае будет нарушен принцип беспристрастности суда при отправлении правосудия. При рассмотрении дела об административном правонарушении суд исходит из обвинения, изложенного в протоколе об административном правонарушении, и не вправе выйти за его пределы и ухудшить положение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Также следует отменить, что, исходя из смысла и содержания ст. 28.2, ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ, лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, знакомиться с протоколом об административном правонарушении, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств, в том числе с представлением доказательств в подтверждение своей позиции. Несоблюдение требований, предъявляемых ст. 28.2 КоАП РФ к содержанию протокола об административном правонарушении, ненадлежащее описание события административного правонарушения может повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу правонарушения.

При таких обстоятельствах, в соответствии п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ судья полагает необходимым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в отношении администрации Злоказовского сельского поселения Кусинского района Челябинской области возвратить должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, для устранения недостатков, препятствующих рассмотрению дела.

Согласно ч. 3 ст. 28.8 КоАП РФ, в случае, если протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, а также в иных случаях, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 29.4 настоящего Кодекса, недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются указанным судье, органу, должностному лицу в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков.

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

о п р е д е л и л :

протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 14 статьи 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и другие материалы дела в отношении администрации Злоказовского сельского поселения Кусинского района Челябинской области возвратить государственному инспектору города Златоуста и Кусинского района по пожарному надзору Барановскому М.А. для устранения недостатков, препятствующих рассмотрению дела.

Судья А.С. Сюсина

5-18/2024

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено определение о возвращении протокола об АП и др. материалов дела в орган, долж. лицу ... в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, ...
Ответчики
администрация Злоказовского сельского поселения
Суд
Кусинский районный суд Челябинской области
Судья
Сюсина Анастасия Сергеевна
Статьи

19.5

Дело на странице суда
kusa.chel.sudrf.ru
25.10.2024Передача дела судье
01.11.2024Подготовка дела к рассмотрению
08.11.2024Протокол (материалы дела) НЕ БЫЛИ возвращены в ТРЕХДНЕВНЫЙ срок
08.11.2024Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
01.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее