Судья: Машошина С.В. Дело № 33-1796-2019 г.
КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ |
Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:
председательствующего Журавлёва А.В.,
судей Леонтьевой И.В., Чупрыной С.Н.,
при секретаре Крюковой М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 25 июня 2019 года дело по исковому заявлению М. к УФСИН России по <данные изъяты> о признании права на получение единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности совершить действия, признании незаконным решения, поступившее с апелляционной жалобой УФСИН России по <данные изъяты> на решение Ленинского районного суда г. Курска от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
«Исковые требования М. удовлетворить.
Признать за М. право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Возложить на комиссию УФСИН России по <данные изъяты> по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждения и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно – исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, обязанность поставить М. с членами его семьи: И., Т. и Д. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ.
Признать незаконным решение комиссии УФСИН России по <данные изъяты> по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждения и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно – исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья от ДД.ММ.ГГГГ об отказе М. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения».
Заслушав доклад судьи Леонтьевой И.В., судебная коллегия
установила:
Истец М. обратился в суд с вышеназванным иском к УФСИН России по <данные изъяты>, в котором указал, что он является майором внутренней службы, начальником караула отдела охраны ФКУ <данные изъяты> УФСИН России по <данные изъяты>, выслуга лет в календарном исчислении составляет более <данные изъяты> лет. ДД.ММ.ГГГГ он обратился с рапортом в комиссию УФСИН России по <данные изъяты> по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья с просьбой о постановке его и членов его семьи (он, жена и двое несовершеннолетних детей, всего 4 человека) на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, к которому приложил все необходимые документы для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Согласно сообщению ответчика от ДД.ММ.ГГГГ №, решением комиссии УФСИН России по <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в принятии на учет для получения единовременной выплаты в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м. С данным решением комиссии УФСИН России по <данные изъяты> он не согласен, так как он и члены его семьи общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров не обеспечены. ДД.ММ.ГГГГ он зарегистрировал брак с И. (ранее ФИО34., имевшей дочь от первого брака Б.., ДД.ММ.ГГГГ рождения, приходящейся ему падчерицей. От брака с И.. у них имеется двое совместных детей: Т.., ДД.ММ.ГГГГ рождения, и Ю. ДД.ММ.ГГГГ рождения. Исходя из содержания ч. 2 ст. 1 Закона № 283-ФЗ, следует, что падчерица сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, в состав членов семьи не включена и может быть признана таковой только в случае нахождения её на полном содержании такого лица. Б. не находилась и не находится на полном его содержании, не получала и не получает от него помощь, которая бы являлась для нее постоянным и основным источником средств к существованию. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ его падчерице Б. на праве собственности принадлежит жилой дом с хозяйственными строениями площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, собственником которого она стала на основании решения Льговского районного суда <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, которым за Б. признано право собственности на домовладение в порядке наследования. Истец указал, что сам по себе факт его проживания в жилье падчерицы не свидетельствует о ее нахождении у него на иждивении. Считает, что отказ в принятии его на учет сотрудников, имеющих право на получение ЕСВ, нарушает как его интересы, так и интересы членов его семьи, в том числе, малолетних детей, является незаконным, ущемляющим конституционные и жилищные права, а основания отказа являются необоснованными. Незаконным решением УФСИН России по <данные изъяты> было нарушено его законное право на получение ЕСВ на приобретение или строительства жилого помещения, так как ранее ему и членам его семьи ЕСВ не предоставлялась. Указал, что ввиду того, что он не является членом семьи Б.., являющейся собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, и не имеет никакого жилья ни в собственности, по договору социального найма, у ответчика не имелось правовых оснований для отказа в постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с чем, решение комиссии УФСИН России по <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным.
Истец М. просил суд: признать за ним право на получение единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязать Комиссию УФСИН России по <данные изъяты> по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждения и органов уголовно-исполнительной системы поставить его с членами его семьи: женой И., дочерьми Т. и Ю. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ - с момента подачи им документов на получение решения о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; признать незаконным решение комиссии УФСИН России по <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении ему единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В судебном заседании истец М. исковые требования поддержал и просил суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении, кроме того, пояснил, что вступившим в законную силу решением Льговского районного суда <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Б.. к нему о прекращении права пользования жилым помещением, за ним признано прекращенным право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>. На основании данного решения суда ДД.ММ.ГГГГ он снят с регистрационного учета по вышеуказанному адресу. ДД.ММ.ГГГГ он заключил договор найма жилого помещения с ФИО13 и проживает с членами своей семьи: женой И. и двумя несовершеннолетними детьми по адресу: <адрес>
Судом принято указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик УФСИН России по <данные изъяты> просит об отмене решение суда как незаконного.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу ответчика УФСИН России по <данные изъяты> истец М.. просит решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав объяснения представителей ответчика УФСИН России по <данные изъяты> по доверенности А. и П.., поддержавших апелляционную жалобу, объяснения истца М.. и его представителя по доверенности Р., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы ответчика, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В силу ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
В соответствии с ч.1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии со ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав не влечет прекращения этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище (ч.1), малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.3).
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также, с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ), сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (ч.ч. 5, 6 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального закона, считаются:
1) супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником;
2) супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти);
3) несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения;
4) лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. № 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
Данные правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, а также, в установленных Федеральным законом от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ случаях членам семей сотрудников и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (п. 1 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно вышеназванных Правил, принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п.4).
В п. 5 названных Правил предусмотрен перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения.
На основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения. (п. 7 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения у сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы возникает при наличии обязательных условий, предусмотренных ч.ч. 1 и 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ. В целях реализации этого права сотрудники принимаются на учет для получения единовременной социальной выплаты, и такое право за ними сохраняется при увольнении со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы с правом на пенсию.
Согласно пункту 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
Приказом ФСИН России от 16.10.2014 № 550 утвержден Порядок формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, п. 6 которого предусмотрено, что в целях своевременного, полного и объективного рассмотрения вопросов предоставления сотрудникам и гражданам единовременной выплаты в учреждениях и органах УИС создаются следующие комиссии:
комиссия ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УИС, проходящим службу в ФСИН России, начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, сотрудникам УИС, проходящим службу в учреждениях, непосредственно подчиненных ФСИН России, независимо от места их дислокации, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах УИС, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия ФСИН России);
комиссии территориальных органов ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УИС, проходящим службу в территориальных органах ФСИН России и подведомственных им учреждениях УИС, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах УИС, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения;
комиссии образовательных организаций ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УИС, проходящим службу в образовательных организациях ФСИН России и их филиалах и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Комиссии осуществляют следующие функции: принятие документов для получения единовременной выплаты и их проверку на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления (п.7.1.1 Порядка, утвержденного приказом ФСИН России от 16.10.2014 № 550); принятие решений о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты, отказе в указанной постановке на учет и снятии с него (п.7.1.2 Порядка).
Комиссии в целях возложенных на них функций осуществляют следующие полномочия: ведут Книгу учета заявлений (рапортов) сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членов их семей и граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - Книга учета заявлений (приложение №3)) (п.7.2.2 Порядка).
Книга учета граждан заполняется в порядке очередности в соответствии с датой регистрации в Книге учета заявлений. Кроме того, на каждого сотрудника, состоящего на учете для получения единовременной социальной выплаты, секретарем комиссии заводится учетное дело, которому присваивается номер, соответствующий номеру в Книге учета граждан (п.7.2.3 Порядка).
Ежегодно, до 1 февраля, а также при подготовке директору ФСИН России, начальнику территориального органа ФСИН России, образовательной организации ФСИН России предложений о предоставлении единовременной выплаты комиссии проводят уточнение сведений о сотрудниках и гражданах, состоящих на учете для получения единовременной выплаты, с внесением соответствующих изменений в Книгу учета граждан и учетные дела указанных лиц (п. 7.2.5 Порядка).
Документы для получения единовременной выплаты должны быть рассмотрены комиссией в течение 3 месяцев с даты приема (получения) указанных документов, отраженной в Книге учета заявлений (п.16 Порядка).
Комиссия принимает одно из следующих решений: о постановке сотрудника, гражданина на учет для получения единовременной выплаты; об отказе в постановке сотрудника, гражданина на учет для получения единовременной выплаты; о внесении директору ФСИН России, начальнику территориального органа ФСИН России, образовательной организации ФСИН России предложения о предоставлении единовременной выплаты сотрудникам и гражданам из числа лиц, состоящих на учете для получения единовременной выплаты; о снятии сотрудника, гражданина с учета для получения единовременной выплаты (п.17 Порядка).
Анализ приведенных выше норм свидетельствует о том, что право сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями, в том числе в форме предоставления единой социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, т.е. в порядке очередности.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено и усматривается из материалов дела, что М. является сотрудником ФКУ ИК-<данные изъяты>, выслуга лет в календарном исчислении составляет более <данные изъяты> лет. ДД.ММ.ГГГГ М. зарегистрировал брак с И. (до регистрации брака – ФИО17), имевшей от первого брака дочь Б.., ДД.ММ.ГГГГ рождения. От брака с И.. (ФИО17) он имеет дух несовершеннолетних детей: дочь Т., ДД.ММ.ГГГГ рождения и дочь Ю., ДД.ММ.ГГГГ рождения. С ДД.ММ.ГГГГ г. совместно женой и несовершеннолетними детьми он был зарегистрирован по месту жительства и проживал по адресу: <адрес> <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ М. обратился с заявлением (рапортом) в территориальную подкомиссию УФСИН России по <данные изъяты> по вопросу постановки его и членов его семьи: супруги И. и дочерей Т.., ДД.ММ.ГГГГ рождения, и Ю.., ДД.ММ.ГГГГ рождения, на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, представил документы, необходимые для постановки на учет.
Согласно выписке из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии УФСИН России по <данные изъяты>, М.. было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров.
Обратившись с иском в суд, М. ссылался на то, что собственником жилого дома с хозяйственными строениями, расположенного по адресу: <адрес> является Б.., которая приходится ему падчерицей. Б.. членом его семьи не являлась и не является, не находилась и не находится на полном его содержании, не получала и не получает от него помощь, которая бы являлась для нее постоянным и основным источником средств к существованию. Никакого жилья в собственности он не имеет, нанимателем какого-либо жилого помещения по договору социального найма он и члены его семьи не являются, в связи с чем в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ему отказано неправомерно.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что решение комиссии УФСИН России по <данные изъяты> по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждения и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья от ДД.ММ.ГГГГ об отказе М. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения является незаконным, истец вправе получить единовременную выплату в установленном порядке очередности.
Решение суда соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным по делу фактическим обстоятельствам.
В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Также, разъяснено, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
Так, исходя из содержания ч. 2 ст. 1 Закона № 283-ФЗ, следует, что падчерица сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, в состав членов семьи не включена и может быть признана таковой только в случае нахождения ее на полном содержании такого лица.
Согласно п. 1 вышеуказанному пункту Пленума №14 при определении круга лиц, относящихся к нетрудоспособным иждивенцам, судам надлежит руководствоваться пунктами 2, 3 статьи 9 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в которых дается перечень нетрудоспособных лиц, а также устанавливаются признаки нахождения лица на иждивении (находится на полном содержании или получает от другого лица помощь, которая является для него постоянным и основным источником средств к существованию).
Судом установлено, что собственником жилого дома с хозяйственными строениями, расположенного по адресу: <адрес>, является Б., право собственности за которой признано на основании решения Льговского районного суда <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, принятого по иску ФИО75 в интересах несовершеннолетней Б. о признании права собственности на домовладение в порядке наследования. Вселение истца М.. в домовладение произведено И.., как законного представителя несовершеннолетней Б.., согласие которой на вселение М. не выяснялось в силу малолетнего возраста.
Доказательств тому, что Б.. находилась на полном содержании М.., а также то, что получаемая от него помощь являлась (является) для нее постоянным и основным источником средств к существованию, ответчики в суд не представили.
Б. является получателем пенсии по утрате кормильца, что подтверждается справками пенсионного фонда, которую получала ее мать И.., как законный представитель.
Сам по себе факт проживания М.. в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности его падчерице Б, о ее нахождении на иждивении истца не свидетельствует.
Обратившись ДД.ММ.ГГГГ с заявлением (рапортом) в территориальную подкомиссию УФСИН России по <данные изъяты> по вопросу постановки его и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, М. в качестве члена своей семьи Б.. не указывал.
При изложенных обстоятельствах полагать, что Б. на момент подачи истцом документом для получения ЕСВ являлась и является членом семьи М. оснований не имелось.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Льговского районного суда <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Б.. к М. о прекращении права пользования жилым помещением, за М. признано прекращенным право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>
На основании данного решения суда М. снят с регистрационного учета по адресу: <адрес>
С ДД.ММ.ГГГГ М. с членами семьи: жена- И.., дети – Ю. и Т.. проживает по адресу: <адрес> на основании договора найма жилого помещения, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ФИО13 (наймодателем) и М. (нанимателем), зарегистрирован по месту пребывания.
Принимая во внимание, что Б. не является членом семьи Х.., жилых помещений в собственности и (или) занимаемых по договорам социального найма на территории РФ М. и члены его семьи не имеют, ранее М.. и членам его семьи социальная выплата на приобретение или строительство жилого помещения не предоставлялась, суд пришел к обоснованному выводу о том, что отказ в постановке М. на учет сотрудников, имеющих право на получение ЕСВ нарушает жилищные права истца и членов его семьи.
Земельный участок для строительства жилого дома выделен жене истца – И.. как многодетной матери на основании п.4 ст. 3 Закона Курской области от 21.09.2011 г. №74-ЗКО «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Курской области». М. статуса многодетного отца не имеет.
Выделение И.. земельного участка для строительства жилого дома с учетом всех членов семью, в том числе, Б.., о том, что Б, и М. являются членами одной семьи, не свидетельствует, и на право истца состоять с членами семьи на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения повлиять не может.
Решение суда об удовлетворении исковых требований М. является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что договор найма жилого помещения между М. и ФИО13 заключен только ДД.ММ.ГГГГ, основанием для отказа истцу в удовлетворении иска о постановке на учет сотрудников, имеющих право на получение ЕСВ с ДД.ММ.ГГГГ не является, поскольку судом обоснованно установлено, что оснований для отказа М. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты обращения (с ДД.ММ.ГГГГ) у ответчика не имелось.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, основанием к отмене решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не являются.
Иное толкование подателем апелляционной жалобы норм материального и процессуального права о незаконности решения суда не свидетельствует и не может повлечь за собой его отмену.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, оснований для переоценки доказательств у судебной коллегии не имеется.
С учетом вышеизложенного апелляционная жалоба ответчика удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -