Решение по делу № 33-1796/2019 от 20.05.2019

Судья: Машошина С.В.                    Дело № 33-1796-2019 г.

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:

председательствующего Журавлёва А.В.,

судей Леонтьевой И.В., Чупрыной С.Н.,

при секретаре Крюковой М.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании 25 июня 2019 года дело по исковому заявлению М. к УФСИН России по <данные изъяты> о признании права на получение единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности совершить действия, признании незаконным решения, поступившее с апелляционной жалобой УФСИН России по <данные изъяты> на решение Ленинского районного суда г. Курска от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:

«Исковые требования М. удовлетворить.

Признать за М. право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Возложить на комиссию УФСИН России по <данные изъяты> по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждения и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно – исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, обязанность поставить М. с членами его семьи: И., Т. и Д. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ.

Признать незаконным решение комиссии УФСИН России по <данные изъяты> по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждения и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно – исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья от ДД.ММ.ГГГГ об отказе М. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения».

Заслушав доклад судьи Леонтьевой И.В., судебная коллегия

установила:

Истец М. обратился в суд с вышеназванным иском к УФСИН России по <данные изъяты>, в котором указал, что он является майором внутренней службы, начальником караула отдела охраны ФКУ <данные изъяты> УФСИН России по <данные изъяты>, выслуга лет в календарном исчислении составляет более <данные изъяты> лет. ДД.ММ.ГГГГ он обратился с рапортом в комиссию УФСИН России по <данные изъяты> по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья с просьбой о постановке его и членов его семьи (он, жена и двое несовершеннолетних детей, всего 4 человека) на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, к которому приложил все необходимые документы для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Согласно сообщению ответчика от ДД.ММ.ГГГГ , решением комиссии УФСИН России по <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в принятии на учет для получения единовременной выплаты в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м. С данным решением комиссии УФСИН России по <данные изъяты> он не согласен, так как он и члены его семьи общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров не обеспечены. ДД.ММ.ГГГГ он зарегистрировал брак с И. (ранее ФИО34., имевшей дочь от первого брака Б.., ДД.ММ.ГГГГ рождения, приходящейся ему падчерицей. От брака с И.. у них имеется двое совместных детей: Т.., ДД.ММ.ГГГГ рождения, и Ю. ДД.ММ.ГГГГ рождения. Исходя из содержания ч. 2 ст. 1 Закона № 283-ФЗ, следует, что падчерица сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, в состав членов семьи не включена и может быть признана таковой только в случае нахождения её на полном содержании такого лица. Б. не находилась и не находится на полном его содержании, не получала и не получает от него помощь, которая бы являлась для нее постоянным и основным источником средств к существованию. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ его падчерице Б. на праве собственности принадлежит жилой дом с хозяйственными строениями площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, собственником которого она стала на основании решения Льговского районного суда <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, которым за Б. признано право собственности на домовладение в порядке наследования. Истец указал, что сам по себе факт его проживания в жилье падчерицы не свидетельствует о ее нахождении у него на иждивении. Считает, что отказ в принятии его на учет сотрудников, имеющих право на получение ЕСВ, нарушает как его интересы, так и интересы членов его семьи, в том числе, малолетних детей, является незаконным, ущемляющим конституционные и жилищные права, а основания отказа являются необоснованными. Незаконным решением УФСИН России по <данные изъяты> было нарушено его законное право на получение ЕСВ на приобретение или строительства жилого помещения, так как ранее ему и членам его семьи ЕСВ не предоставлялась. Указал, что ввиду того, что он не является членом семьи Б.., являющейся собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, и не имеет никакого жилья ни в собственности, по договору социального найма, у ответчика не имелось правовых оснований для отказа в постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с чем, решение комиссии УФСИН России по <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным.

Истец М. просил суд: признать за ним право на получение единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязать Комиссию УФСИН России по <данные изъяты> по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждения и органов уголовно-исполнительной системы поставить его с членами его семьи: женой И., дочерьми Т. и Ю. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ - с момента подачи им документов на получение решения о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; признать незаконным решение комиссии УФСИН России по <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении ему единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

В судебном заседании истец М. исковые требования поддержал и просил суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении, кроме того, пояснил, что вступившим в законную силу решением Льговского районного суда <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Б.. к нему о прекращении права пользования жилым помещением, за ним признано прекращенным право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>. На основании данного решения суда ДД.ММ.ГГГГ он снят с регистрационного учета по вышеуказанному адресу. ДД.ММ.ГГГГ он заключил договор найма жилого помещения с ФИО13 и проживает с членами своей семьи: женой И. и двумя несовершеннолетними детьми по адресу: <адрес>

Судом принято указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ответчик УФСИН России по <данные изъяты> просит об отмене решение суда как незаконного.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу ответчика УФСИН России по <данные изъяты> истец М.. просит решение суда оставить без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав объяснения представителей ответчика УФСИН России по <данные изъяты> по доверенности А. и П.., поддержавших апелляционную жалобу, объяснения истца М.. и его представителя по доверенности Р., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы ответчика, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

В силу ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или процессуального права.

Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.

В соответствии с ч.1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии со ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав не влечет прекращения этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище (ч.1), малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.3).

Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также, с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ), сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).

Согласно ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:

1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;

2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;

3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;

4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;

6) проживает в общежитии;

7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (ч.ч. 5, 6 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ).

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального закона, считаются:

1) супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником;

2) супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти);

3) несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения;

4) лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. № 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).

Данные правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, а также, в установленных Федеральным законом от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ случаях членам семей сотрудников и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (п. 1 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).

Согласно вышеназванных Правил, принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п.4).

В п. 5 названных Правил предусмотрен перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения.

На основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения. (п. 7 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).

Из содержания приведенных нормативных положений следует, что право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения у сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы возникает при наличии обязательных условий, предусмотренных ч.ч. 1 и 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ. В целях реализации этого права сотрудники принимаются на учет для получения единовременной социальной выплаты, и такое право за ними сохраняется при увольнении со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы с правом на пенсию.

Согласно пункту 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.

Приказом ФСИН России от 16.10.2014 № 550 утвержден Порядок формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, п. 6 которого предусмотрено, что в целях своевременного, полного и объективного рассмотрения вопросов предоставления сотрудникам и гражданам единовременной выплаты в учреждениях и органах УИС создаются следующие комиссии:

комиссия ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УИС, проходящим службу в ФСИН России, начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, сотрудникам УИС, проходящим службу в учреждениях, непосредственно подчиненных ФСИН России, независимо от места их дислокации, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах УИС, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия ФСИН России);

комиссии территориальных органов ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УИС, проходящим службу в территориальных органах ФСИН России и подведомственных им учреждениях УИС, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах УИС, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения;

комиссии образовательных организаций ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УИС, проходящим службу в образовательных организациях ФСИН России и их филиалах и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Комиссии осуществляют следующие функции: принятие документов для получения единовременной выплаты и их проверку на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления (п.7.1.1 Порядка, утвержденного приказом ФСИН России от 16.10.2014 № 550); принятие решений о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты, отказе в указанной постановке на учет и снятии с него (п.7.1.2 Порядка).

Комиссии в целях возложенных на них функций осуществляют следующие полномочия: ведут Книгу учета заявлений (рапортов) сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членов их семей и граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - Книга учета заявлений (приложение №3)) (п.7.2.2 Порядка).

Книга учета граждан заполняется в порядке очередности в соответствии с датой регистрации в Книге учета заявлений. Кроме того, на каждого сотрудника, состоящего на учете для получения единовременной социальной выплаты, секретарем комиссии заводится учетное дело, которому присваивается номер, соответствующий номеру в Книге учета граждан (п.7.2.3 Порядка).

Ежегодно, до 1 февраля, а также при подготовке директору ФСИН России, начальнику территориального органа ФСИН России, образовательной организации ФСИН России предложений о предоставлении единовременной выплаты комиссии проводят уточнение сведений о сотрудниках и гражданах, состоящих на учете для получения единовременной выплаты, с внесением соответствующих изменений в Книгу учета граждан и учетные дела указанных лиц (п. 7.2.5 Порядка).

Документы для получения единовременной выплаты должны быть рассмотрены комиссией в течение 3 месяцев с даты приема (получения) указанных документов, отраженной в Книге учета заявлений (п.16 Порядка).

Комиссия принимает одно из следующих решений: о постановке сотрудника, гражданина на учет для получения единовременной выплаты; об отказе в постановке сотрудника, гражданина на учет для получения единовременной выплаты; о внесении директору ФСИН России, начальнику территориального органа ФСИН России, образовательной организации ФСИН России предложения о предоставлении единовременной выплаты сотрудникам и гражданам из числа лиц, состоящих на учете для получения единовременной выплаты; о снятии сотрудника, гражданина с учета для получения единовременной выплаты (п.17 Порядка).

Анализ приведенных выше норм свидетельствует о том, что право сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями, в том числе в форме предоставления единой социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, т.е. в порядке очередности.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено и усматривается из материалов дела, что М. является сотрудником ФКУ ИК-<данные изъяты>, выслуга лет в календарном исчислении составляет более <данные изъяты> лет. ДД.ММ.ГГГГ М. зарегистрировал брак с И. (до регистрации брака – ФИО17), имевшей от первого брака дочь Б.., ДД.ММ.ГГГГ рождения. От брака с И.. (ФИО17) он имеет дух несовершеннолетних детей: дочь Т., ДД.ММ.ГГГГ рождения и дочь Ю., ДД.ММ.ГГГГ рождения. С ДД.ММ.ГГГГ г. совместно женой и несовершеннолетними детьми он был зарегистрирован по месту жительства и проживал по адресу: <адрес> <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ М. обратился с заявлением (рапортом) в территориальную подкомиссию УФСИН России по <данные изъяты> по вопросу постановки его и членов его семьи: супруги И. и дочерей Т.., ДД.ММ.ГГГГ рождения, и Ю.., ДД.ММ.ГГГГ рождения, на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, представил документы, необходимые для постановки на учет.

Согласно выписке из протокола от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии УФСИН России по <данные изъяты>, М.. было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров.

Обратившись с иском в суд, М. ссылался на то, что собственником жилого дома с хозяйственными строениями, расположенного по адресу: <адрес> является Б.., которая приходится ему падчерицей. Б.. членом его семьи не являлась и не является, не находилась и не находится на полном его содержании, не получала и не получает от него помощь, которая бы являлась для нее постоянным и основным источником средств к существованию. Никакого жилья в собственности он не имеет, нанимателем какого-либо жилого помещения по договору социального найма он и члены его семьи не являются, в связи с чем в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ему отказано неправомерно.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что решение комиссии УФСИН России по <данные изъяты> по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждения и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья от ДД.ММ.ГГГГ об отказе М. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения является незаконным, истец вправе получить единовременную выплату в установленном порядке очередности.

Решение суда соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным по делу фактическим обстоятельствам.

В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.

Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Также, разъяснено, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.

Так, исходя из содержания ч. 2 ст. 1 Закона № 283-ФЗ, следует, что падчерица сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, в состав членов семьи не включена и может быть признана таковой только в случае нахождения ее на полном содержании такого лица.

Согласно п. 1 вышеуказанному пункту Пленума №14 при определении круга лиц, относящихся к нетрудоспособным иждивенцам, судам надлежит руководствоваться пунктами 2, 3 статьи 9 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в которых дается перечень нетрудоспособных лиц, а также устанавливаются признаки нахождения лица на иждивении (находится на полном содержании или получает от другого лица помощь, которая является для него постоянным и основным источником средств к существованию).

Судом установлено, что собственником жилого дома с хозяйственными строениями, расположенного по адресу: <адрес>, является Б., право собственности за которой признано на основании решения Льговского районного суда <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, принятого по иску ФИО75 в интересах несовершеннолетней Б. о признании права собственности на домовладение в порядке наследования. Вселение истца М.. в домовладение произведено И.., как законного представителя несовершеннолетней Б.., согласие которой на вселение М. не выяснялось в силу малолетнего возраста.

Доказательств тому, что Б.. находилась на полном содержании М.., а также то, что получаемая от него помощь являлась (является) для нее постоянным и основным источником средств к существованию, ответчики в суд не представили.

Б. является получателем пенсии по утрате кормильца, что подтверждается справками пенсионного фонда, которую получала ее мать И.., как законный представитель.

Сам по себе факт проживания М.. в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности его падчерице Б, о ее нахождении на иждивении истца не свидетельствует.

Обратившись ДД.ММ.ГГГГ с заявлением (рапортом) в территориальную подкомиссию УФСИН России по <данные изъяты> по вопросу постановки его и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, М. в качестве члена своей семьи Б.. не указывал.

При изложенных обстоятельствах полагать, что Б. на момент подачи истцом документом для получения ЕСВ являлась и является членом семьи М. оснований не имелось.

Кроме того, вступившим в законную силу решением Льговского районного суда <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Б.. к М. о прекращении права пользования жилым помещением, за М. признано прекращенным право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>

На основании данного решения суда М. снят с регистрационного учета по адресу: <адрес>

С ДД.ММ.ГГГГ М. с членами семьи: жена- И.., дети – Ю. и Т.. проживает по адресу: <адрес> на основании договора найма жилого помещения, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ФИО13 (наймодателем) и М. (нанимателем), зарегистрирован по месту пребывания.

Принимая во внимание, что Б. не является членом семьи Х.., жилых помещений в собственности и (или) занимаемых по договорам социального найма на территории РФ М. и члены его семьи не имеют, ранее М.. и членам его семьи социальная выплата на приобретение или строительство жилого помещения не предоставлялась, суд пришел к обоснованному выводу о том, что отказ в постановке М. на учет сотрудников, имеющих право на получение ЕСВ нарушает жилищные права истца и членов его семьи.

Земельный участок для строительства жилого дома выделен жене истца – И.. как многодетной матери на основании п.4 ст. 3 Закона Курской области от 21.09.2011 г. №74-ЗКО «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Курской области». М. статуса многодетного отца не имеет.

Выделение И.. земельного участка для строительства жилого дома с учетом всех членов семью, в том числе, Б.., о том, что Б, и М. являются членами одной семьи, не свидетельствует, и на право истца состоять с членами семьи на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения повлиять не может.

Решение суда об удовлетворении исковых требований М. является законным и обоснованным.

Доводы апелляционной жалобы о том, что договор найма жилого помещения между М. и ФИО13 заключен только ДД.ММ.ГГГГ, основанием для отказа истцу в удовлетворении иска о постановке на учет сотрудников, имеющих право на получение ЕСВ с ДД.ММ.ГГГГ не является, поскольку судом обоснованно установлено, что оснований для отказа М. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты обращения (с ДД.ММ.ГГГГ) у ответчика не имелось.

Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, основанием к отмене решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не являются.

Иное толкование подателем апелляционной жалобы норм материального и процессуального права о незаконности решения суда не свидетельствует и не может повлечь за собой его отмену.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, оснований для переоценки доказательств у судебной коллегии не имеется.

С учетом вышеизложенного апелляционная жалоба ответчика удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий -

Судьи -

33-1796/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Данильченко А.М.
Данильченко Александр Михайлович
Ответчики
УФСИН России
Суд
Курский областной суд
Судья
Леонтьева Ирина Владимировна
Дело на странице суда
oblsud.krs.sudrf.ru
24.05.2019Передача дела судье
25.06.2019Судебное заседание
16.08.2020Передача дела судье
16.08.2020Судебное заседание
25.06.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее