Решение по делу № 2-509/2018 от 15.10.2018

Дело № 2-509/2018

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М     Р О С С И Й С К О Й      Ф Е Д Е Р А Ц И И

29 ноября 2018 года                                                                       город Обь

Обской городской суд Новосибирской области в составе:

Председательствующего судьи Хомяковой И.В.

при секретаре судебного заседания Шевцовой Л.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пыжова Алексея Сергеевича к администрации города Оби Новосибирской области о предоставлении жилого помещения,

            У С Т А Н О В И Л:

            Пыжов А.С. обратился в суд с иском, в котором, ссылаясь на положения ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч.1 ст.109 ЖК РФ, просил обязать администрацию г.Оби Новосибирской области предоставить ему на территории города Оби на условиях специализированного найма благоустроенное жилое помещение, площадью не менее 30 кв.метров.

            В обоснование своих требований истец указал, что Постановлением администрации города Оби Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Вместе с тем, на момент подачи искового заявления в суд жильём он не обеспечен, при неоднократном обращении в администрацию города Оби даны ответы, согласно которым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Пыжов А.С. имеет порядковый в очереди на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, вопрос предоставления ему жилого помещения будет осуществляться согласно очередности.

            В судебном заседании истец Пыжов А.С. исковые требования поддержал в полном объеме.

            Представитель ответчика – администрации города Оби Новосибирской области в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, пояснил, что права Пыжова А.С. на жилое помещение администрация г.Оби Новосибирской области не оспаривает, он включен в список, и жилое помещение ему будет предоставлено в порядке очередности; на данный момент у администрации города Оби отсутствует должное финансирование. Удовлетворение требований о внеочередном предоставлении жилого помещения повлечет нарушение прав иных лиц данной категории, включенных в список ранее истца и не получивших жилые помещения.

            Представитель третьего лица – Министерство труда и социального развития Новосибирской области возражал против удовлетворения исковых требований, также пояснил, что субвенции на предоставлении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, выделяются не только из областного бюджета Новосибирской области, но и федерального бюджета.

            Выслушав истца, представителя ответчика администрации города Оби Новосибирской области, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

            В судебном заседании установлено, что истец Пыжов Алексей Сергеевич родился ДД.ММ.ГГГГ, его родителями являются ФИО2 и ФИО3, что подтверждается свидетельством о рождении серии от ДД.ММ.ГГГГ. Решением Обского городского суда Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 и ФИО3 лишены родительских прав в отношении их несовершеннолетнего сына Пыжова Алексея Сергеевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Отец истца умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ.

            Истец Пыжов А.С. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился на полном государственном обеспечении, что подтверждается справкой ГБУСО НСО СРЦН «Снегири» от ДД.ММ.ГГГГ, справкой МКУ ЦССУ «Дорогинский» от ДД.ММ.ГГГГ.

            Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной отделом по опеке и попечительству администрации города Оби Новосибирской области, Постановлением администрации города Оби Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ он имеет порядковый номер – 4. Обеспечение жилыми помещениями будет осуществляться согласно очередности.

            Согласно ст.7 Конституции Российской Федерации политика Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

            Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. «ж» ч.1 ст.72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства, как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

            В силу ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

            С ДД.ММ.ГГГГ вступили в силу изменения в нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения по предоставлению лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, внесенные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

            В соответствии с абз.1 п.1 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

            Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз.1 п.1 данного Закона, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз.1 п.1, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

            По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз.1 п.1 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

            В соответствии с п.3 ст.8 Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

            В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п.1 ст.8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка.

            При этом право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п.9 ст.8 указанного Федерального закона)

            В соответствии с п.7 ст.8 Федерального закона по договорам найма специализированных жилых помещений жилые помещения предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

            Согласно распоряжению Губернатора Новосибирской области -р от ДД.ММ.ГГГГ норма предоставления жилья по договорам социального найма в данном субъекте Российской Федерации составляет 15 кв.м общей площади.

            На территории Новосибирской области действует Закон Новосибирской области -ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статья 1 которого предусматривает, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда (далее - специализированный жилищный фонд) по договорам найма специализированных жилых помещений, заключаемым сроком на пять лет, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 30 квадратных метров общей площади на одного человека.

            Пунктом 1 статьи 2 указанного Закона формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (далее – список), осуществляется областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, уполномоченным в сфере опеки и попечительства (далее - уполномоченный орган). Форма списка устанавливается уполномоченным органом. В соответствии с пунктом 11 этой же статьи Закона, в случае наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, уполномоченный орган формирует сводный список.

            Пункт 3 ст.6 вышеуказанного Закона предусматривает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящие на момент вступления в силу настоящего Закона на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, включаются уполномоченным органом в срок до ДД.ММ.ГГГГ в список в порядке очередности, в которой они состояли на указанном учете, со снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в порядке, установленном Правительством Новосибирской области.

            Установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка – определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

            Формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

            При этом ни ст.8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

            Содержащееся в п.3 ст.8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

            Формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования, выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

            Законом Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ N 354-ОСД «О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ), действовавшим на момент признания истца нуждающимся в предоставлении жилья, город Обь наделен государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями, в том числе, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным. Жилые помещения предоставляются гражданам, указанным в абз. 1 настоящей части, в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области. (ч. 2 ст. 1)

            Законом Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ N 490-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями» г. Обь наделен государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями, в том числе, граждан в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

            Таким образом, администрация города Оби Новосибирской области является надлежащим ответчиком по настоящему иску.

            Исходя из вышеназванных норм Федерального закона и Закона субъекта, с учетом установленных сведений о личности истца, которому присвоен статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, за которым признано право на предоставление ему жилого помещения, предоставляемого по договору специализированного найма, отсутствия сведений о том, что уполномоченными органами приняты исчерпывающие меры по реализации указанного права, суд приходит к выводу, что нарушенное право истца подлежит восстановлению.

            Сведений о том, что истец улучшил свои жилищные условия, в результате чего отпали основания для предоставления жилого помещения, ответчиком не предоставлено. Кроме того, в материалах дела имеется справка ОГУП «Технический центр учета объектов градостроительной деятельности и обеспечения сделок с недвижимостью по Новосибирской области» Новосибирского отдела от ДД.ММ.ГГГГ -О, согласно которой по данным технического учета и технической инвентаризации за Пыжовым А.С. объекты недвижимости в городе Оби не учтены. Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области отсутствуют сведения о регистрации за Пыжовым А.С. объектов недвижимого имущества.

            Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области отсутствуют сведения о регистрации за ФИО7 (супругой истца) объектов недвижимого имущества.

            Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области отсутствуют сведения о регистрации за ФИО5 (дочерью истца) объектов недвижимого имущества.

            Материалами дела подтверждается, что за истцом и членами его семьи не учтены на каком-либо вещном праве жилые объекты недвижимости в городе Оби Новосибирской области.

            Также согласно справке МКУ «Городское жилищное агентство» от ДД.ММ.ГГГГ Пыжов А.С. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не использовал право приватизации жилья на территории города Новосибирска Новосибирской области.

            Органы власти в нарушение действующего законодательства своевременно не обеспечили истца жилым помещением, не исполнив своих обязательств. При таких обстоятельствах исковые требования о понуждении предоставить Пыжову А.С. на условиях специализированного найма благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарным и техническим нормам, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, площадью не менее 30 кв. метров, подлежат удовлетворению.

            На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

            Р Е Ш И Л:

            Исковые требования Пыжова Алексея Сергеевича удовлетворить.

            Обязать администрацию города Оби Новосибирской области предоставить Пыжову Алексею Сергеевичу, <данные изъяты>, благоустроенное жилое помещение на условиях специализированного найма, соответствующее санитарным и техническим нормам, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, площадью не менее 30 кв.м.

            Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Обской городской суд Новосибирской области.

            Судья                                                              И.В. Хомякова

              <данные изъяты>

2-509/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Пыжов Алексей Сергеевич
Пыжов А. С.
Ответчики
Администрация г. Оби Новосибирской области
Другие
Министерство труда и социального развития Новосибирской области
Суд
Обской городской суд Новосибирской области
Судья
Хомякова Ирина Владимировна
Дело на сайте суда
obskoy.nsk.sudrf.ru
15.10.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.10.2018Передача материалов судье
16.10.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.10.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.10.2018Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
31.10.2018Предварительное судебное заседание
29.11.2018Судебное заседание
10.12.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.12.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.05.2020Передача материалов судье
15.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.05.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
15.05.2020Предварительное судебное заседание
15.05.2020Судебное заседание
15.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.05.2020Дело оформлено
15.05.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее