УИД № 58RS0014-01-2021-000402-79 (2а-198/2021)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Колышлей 14 июля 2021 года
Колышлейский районный суд Пензенской области
в составе председательствующего судьи Елизаровой С.Н.
при секретаре Новичковой Т.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Колышлей Пензенской области административное дело по административному исковому заявлению прокурора Колышлейского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Пограничного сельсовета Колышлейского района Пензенской области о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению определенных действий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Колышлейского района Пензенской области обратился в суд с указанным административным заявлением на том основании, что прокуратурой проведена проверка деятельности администрации Пограничного сельсовета Колышлейского района Пензенской области на предмет исполнения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, в ходе которой установлено, что в 2020 году и в 1 квартале 2021 года администрацией Пограничного сельсовета осуществлялись закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд у единственного поставщика на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», однако, на официальном сайте администрации по адресу: http://pogran.kolyshley.pnzreg.ru/ указанная информация за 12 месяцев 2020 года и 1 квартал 2021 года не размещена. Таким образом, административным ответчиком нарушены требования действующего законодательства. Выявленные нарушения ограничивают права граждан на доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления и получение достоверной информации в части общественного контроля за соблюдением законодательства в сфере закупок в деятельности сельсовета. Бездействие администрации Пограничного сельсовета Колышлейского района Пензенской области, выразившееся в неисполнении законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, нарушает права неопределенного круга лиц на ознакомление с соответствующей информацией. Просит признать незаконным бездействие администрации Пограничного сельсовета Колышлейского района Пензенской области, выразившееся в неисполнении обязанности по размещению на официальном сайте, расположенном в сети «Интернет», сведений за 2020 год и 1 квартал 2021 года о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, которые осуществлены у единственного поставщика на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; обязать административного ответчика в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу разместить на официальном сайте администрации, расположенном в сети «Интернет», вышеуказанные сведения.
Прокурор Колышлейского района Пензенской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, просил рассмотреть данное дело без участия представителя прокуратуры.
Представитель административного ответчика - Глава администрации Пограничного сельсовета Колышлейского района Пензенской области Никитина И.В., надлежащим образом уведомленная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, просила рассмотреть данное дело без её участия, возражений по существу исковых требований не представила.
Исследовав письменные доказательства по делу, суд считает административное заявление прокурора Колышлейского района Пензенской области обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Часть 2 ст. 24 Конституции РФ предусматривает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются: открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Из п. 2 ст. 6 указанного Федерального закона следует, что одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления является размещение органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет».
Часть 1 ст. 10 данного Федерального закона предусматривает, что органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.
Подпунктом 4 части 1 статьи 13 Федерального закона №8-ФЗ определено, что информация о деятельности органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети «Интернет», в зависимости от сферы деятельности органа местного самоуправления содержит, в том числе, Перечни информационных систем, банков данных, Реестров, Регистров, находящихся в ведении органа местного самоуправления, подведомственных организаций.
Согласно пп. «в» п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети «Интернет», в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления должна содержать информацию о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальнынужд в соответствии с законодательством Российской Федерации
Из ч. 1 ст. 102 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» следует, что граждане и общественные объединения и объединения юридических лиц вправе осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в соответствии с настоящим Федеральным законом. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать возможность осуществления такого контроля.
Общественный контроль осуществляется в целях реализации принципов контрактной системы в сфере закупок, содействия развитию и совершенствованию контрактной системы в сфере закупок, предупреждения, выявления нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и информирования заказчиков, контрольных органов в сфере закупок о выявленных нарушениях (ч. 2 ст. 102 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ).
Права общественных объединений и объединений юридических лиц, осуществляющих общественный контроль, в соответствии с ч. 3 ст. 102 вышеуказанного Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ включают в себя, в том числе, право направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов, осуществлять независимый мониторинг закупок и оценку эффективности закупок, в том числе, оценку осуществления закупок и результатов исполнения контрактов в части их соответствия требованиям настоящего Федерального закона.
Одним из принципов контрактной системы в сфере закупок является принцип открытости и прозрачности, закрепленный статьей 7 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ, согласно которому в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно ч. 2 ст. 7 указанного Федерального закона открытость и прозрачность информации обеспечиваются путем ее размещения в единой информационной системе.
Вместе с тем, в силу ч. 3 ст. 93 Закона, извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не требуется.