Решение по делу № 2-877/2021 от 06.04.2021

Дело №2-877/21 УИД 13RS0025-01-2021-001304-49

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Рі. Саранск     02 июля 2021 Рі.

Октябрьский районный суд г.Саранска Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Мамаевой Е.С.,

при секретаре Рыженковой Л.И.,

с участием:

представителя истца Администрации городского округа Саранск Киреевой Н.В., действующей на основании доверенности от 24.09.2020 №82-Д,

представителя ответчика ТСН «Дом №25А» - адвоката Чиркина А.А., действующего на основании удостоверения №666 от 14.04.2017 и ордера №2 от 02.07.2021,

третьего лица без самостоятельных требований на предмет Иванова С.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации городского округа Саранск к товариществу собственников недвижимости «Дом 25А» об обязании освободить земельный участок от самовольно установленного ограждающего устройства (шлагбаума),

установил:

как следует из искового заявления, в связи с поступлением в УМВД России по г.о. Саранск обращения гражданки Федоськиной по факту установки шлагбаума возле дома №25 по ул.Севастопольская г.Саранска, перекрывающего проезжую часть к домам №13 и №15 по пер.Айвазовского г.Саранска в Администрацию г.о. Саранск для рассмотрения и принятия решения были направлены материалы проверки: протокол осмотра места происшествия от 26 мая 2020 г. и объяснения граждан, в том числе председателя товарищества собственников недвижимости «Дом 25 А» Никишиной И.М.

Выходом на место сотрудниками Администрации г.о. Саранск был установлен факт незаконной установки шлагбаума на территории многоквартирного дома №25 А по ул.Севастопольская, являющейся основным подъездом к территории индивидуальных жилых домов по ул.Айвазовского, многоквартирному жилому дому №25Б по ул.Севастопольская, а также строительным площадкам, расположенным внутри квартала.

Разрешение на установку вышеуказанного шлагбаума Администрацией городского округа Саранск не выдавалось, о чём было сообщено гр.Федоськиной В.В. в письме от 02 июля 2020 г.

09 июня 2020 г. в Администрацию г.о. Саранск поступило обращение от ответчика по вопросу согласования шлагбаума на территории многоквартирного дома №25А по ул.Севастопольская. В ответ на которое, истец, письмом от 02 июля 2020 г. сообщил, что поскольку установлен факт незаконной установки ограждающего устройства (шлагбаума) на сквозном проезде, являющимся основным подъездом к жилым домам, расположенным по пер. Айвазовского, дому №25Б по ул.Севастопольская, а также строительным площадкам, расположенным внутри квартала и данное ограждающее устройство затрагивает интересы собственников жилых помещений на смежных земельных участках, Администрация городского округа Саранск отказала в его согласовании, одновременно предложив в семидневный срок демонтировать шлагбаум.

10 июля 2020 г. в Администрацию г.о. Саранск поступила коллективная жалоба от председателей совета домов №№3,5,7,9 по ул.Девятаева на установку шлагбаума на территории многоквартирного дома №25А по ул.Севастопольская, которая, по их мнению, «...существенным образом нарушают права остальных жителей квартала, а именно создают ограничения для беспрепятственного круглосуточного проезда пожарной техники, скорой помощи, полиции и других экстренных или специальных служб. В случае возникновения чрезвычайной ситуации автотранспорту данных служб придётся искать объездные пути через свободные дворы квартала для подъезда к домам, что поставит под угрозу здоровье и жизнь остальных жителей..», так как к домам №№3,5,7,9 по ул.Девятаева г.Саранска ведут два больших заезда - со стороны улицы Севастопольской и со стороны улицы Короленко. Шлагбаум со стороны ул.Севастопольской в настоящее время блокирует свободный проезд к домам №№3,5,7,9 по ул.Девятаева, к домам по улице Омской, улице Краснодонская, ул. Айвазовского. Общим заездом с ул.Севастопольской в жилой квартал, ограниченной ул. Короленко, пр.70 лет Октября, ул.Севастопольской, ул.Волгоградской, могут пользоваться только жильцы двух домов - д.25а и д.25б по ул.Севастопольской.

31 июля 2020 г. Администрация г.о. Саранск, повторно уведомила ответчика о незаконности установки шлагбаума на территории многоквартирного дома №25 А по ул.Севастопольская с предложением в семидневный срок демонтировать шлагбаум.

Вместе с тем, до настоящего момента указанные действия ответчиком осуществлены не были, что послужило основанием для обращения в суд.

Согласно проекту планировки территории, ограниченной улицами Севастопольская, Волгоградская, Короленко и проспектом 70 лет Октября г. Саранска, включая проект межевания, утвержденным постановлением Администрации городского округа Саранск от 16.05.2014 г. № 1264, разработанным ОАО Холдинговая компания «Саранскстройзаказчик», с изменениями, внесенными 19.12.2016 г. № 3491 ООО «Мордовгражданпроект», микрорайон находится в планировочной структуре восточного жилого района г. Саранска со сложившимися транспортно-пешеходными связями. Все улицы по периметру микрорайона (ул. Короленко, пр. 70 лет Октября, ул. Севастопольская, ул. Волгоградская) транспортно-пешеходные, имеют тротуары. Внутриквартальные проезды, пешеходные зоны и зоны коммуникаций (включая места хранения транспорта) корректируются согласно проектному предложению. При разработке проекта межевания территории, ограниченной улицами Севастопольская, Волгоградская, Короленко и пр. 70 лет Октября г. Саранска, в части группы жилых домов, расположенных по ул. Севастопольская», выполненным ООО «Мордовское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие «ВолговятНИИгипрозем» в 2016 г., внесены предложения по образованию частей земельных участков для обеспечения земельных участков доступом к землям общего пользования, земельным участкам общего пользования, территориям общего пользования. Части земельных участков образованы в целях обеспечения земельных участков с условными номерами по плану: 2, 3, 15, 14, 13, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 - доступом к землям общего пользования (согласно чертежу границ образуемых частей земельных участков М 1:1000). Согласно выпискам из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 17.11.2020 г. № 99/2020/36544698, № 99/2020/360597266, № 99/2020/360598659, № 99/2020/360598167 публичные сервитуты на части земельных участков не зарегистрированы. Исходя из содержания выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 17.11.2020 №99/2020/360544698, земельный участок с кадастровым номером <..> общей площадью <...> кв.м. находится в общей долевой собственности граждан: Иванова Сергея Евгеньевича, Фролова Сергея Максимовича, Борискиной Татьяны Николаевны, Кудачихина Дениса Геннадьевича, Гусевой Яны Владимировны. Вид разрешённого использования - для многоэтажной застройки.

То обстоятельство, что земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные, входящие в состав дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме, не может являться основанием для совершения собственниками действий, которые нарушают права иных лиц.

Согласно выкопировке из Правил землепользования и застройки городского округа Саранск, указанный земельный участок расположен в зоне Ж1. Зона многоквартирной жилой застройки 5 и выше этажей, выделена для обеспечения правовых условий формирования микрорайонов (кварталов) многоквартирных жилых домов с высокой плотностью застройки от 5 этажей и выше.

Решением Совета депутатов городского округа Саранск от 22.03.2019 №223 утверждены местные нормативы градостроительного проектирования городского округа Саранск, которые разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Мордовия и городского округа Саранск и распространяются на планировку, застройку и реконструкцию территории городского округа Саранск в пределах его границ, в том числе резервных территорий.

Нормативы градостроительного проектирования городского округа Саранск содержат минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения (включая инвалидов), объектами инженерно-транспортной инфраструктуры, благоустройства и озеленения территории), вопросы безопасности функционирования формируемой среды, а также устойчивости в чрезвычайных ситуациях.

Согласно п.2.2.15 Местных нормативов градостроительного проектирования городского округа Саранск, при размещении жилой застройки в комплексе с объектами общественного центра или на участках, ограниченных по площади территории, жилая застройка формируется в виде участка или группы жилой, смешанной жилой застройки.

Группа жилой, смешанной жилой застройки - территория, размером от 1,5 до 10 га с населением, обеспеченным объектами повседневного обслуживания в пределах своей территории, а объектами периодического обслуживания - в пределах нормативной доступности. Группы жилой, смешанной жилой застройки формируются в виде части микрорайона (квартала). Границы группы устанавливаются по красным линиям улично-дорожной сети, в случае примыкания - по границам землепользования.

Участок жилой, смешанной жилой застройки - территория, размером до 1,5 га, на которой размещается жилой дом (дома) с придомовой территорией. Границами территории участка являются границы землепользования.

Установка ограждающих устройств для регулирования въезда транспорта на придомовую территорию осуществляется по решению собственников помещений в многоквартирном доме на общем собрании. В случае установки ограждающих устройств для регулирования въезда на придомовые территории нескольких многоквартирных домов, их установка осуществляется на основании решений собственников всех многоквартирных домов. Установка ограждающих сооружений осуществляется за счет собственных средств собственников помещений в многоквартирном доме.

Решение об установке ограждающего устройства (протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), проектная документация на его размещение, письменные согласия органов внутренних дел по г.о. Саранск, скорой медицинской помощи, службы МЧС, организации газового хозяйства и коммунальных служб (при необходимости) направляются в Департамент перспективного развития Администрации городского округа Саранск. В 30-ти дневный срок Департамент перспективного развития Администрации городского округа Саранск принимает решение о согласовании установки или об отказе в согласовании.

Отказ в согласовании принимается в следующих случаях:

несоблюдение требований по обеспечению круглосуточного и беспрепятственного проезда на придомовую территорию «спецтранспорта» (а именно, транспорта правоохранительных органов, скорой медицинской помощи, служб МЧС, организаций газового хозяйства и коммунальных служб);

создание ограждающим устройством препятствий прохода пешеходов или подъезда транспорта на территорию общего пользования;

несоблюдение требований к ограждающему устройству;

ограждающее устройство затрагивает интересы собственников жилых и нежилых помещений (строений, сооружений), расположенных на смежных земельных участках.

ограждающее устройство затрагивает интересы собственников жилых помещений на смежных земельных участках.

Запрещается установка ограждающих устройств (в том числе, шлагбаумов, блоков, ворот), препятствующих или ограничивающих проход пешеходов и проезд транспортных средств на территорию общего пользования.

Нормы организации сквозных проездов на территорию микрорайонов и кварталов определяются проектной организацией на основании п. 2.9* СНиП 2.07.01-89*.Согласно СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» проезды - проезд транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов, кварталов»; пункт 2.9 определяет, что въезды в квартал должны находиться на расстоянии не более 180 м один от другого.

СНиП 30-02-97* определяет, что проезд - это территория, предназначенная для движения транспорта и пешеходов, включающая однополосную проезжую часть, обочины, кюветы и укрепляющие бермы. Нормами установлены минимально допустимые размеры (высота и ширина) таких проездов, обеспечивающих возможность проезда пожарных машин.

Таким образом, установка ограждения или шлагбаума не должна противоречить действующим градостроительным и противопожарным нормам и правилам.

Принятие решения собственниками помещений в многоквартирном доме об ограждении придомовой территории само по себе в отсутствие согласования с органом местного самоуправления не влечет легитимности самовольно установленного шлагбаума. В соответствии с п. 7 ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» запрет на обременение земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в случае необходимости обеспечения свободного доступа лиц к объектам недвижимого имущества, входящим в состав многоквартирного дома и существовавшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации недопустим.

Просят обязать товарищество собственников недвижимости «Дом 25 А» в течение пятнадцати дней с момента вступления решения суда в законную силу освободить земельный участок с кадастровым номером <..> от размещённого на нём самовольно установленного ограждающего устройства (шлагбаума) на сквозном проезде, являющимся основным подъездом к жилым домам, расположенным по пер. Айвазовского, ул. Девятаева, дому №25Б по ул.Севастопольская г.Саранска, а также строительным площадкам, расположенным внутри квартала, путём его демонтажа.

В случае неисполнения решения суда в течение пятнадцати дней со дня вступления его в законную силу взыскать в пользу Администрации г.о. Саранск денежные средства за неисполнение судебного акта в размере 30 000 рублей за каждый календарный месяц до момента его фактического исполнения в полном объеме.

В судебном заседании представитель истца Киреева Н.В., исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просив их удовлетворить. Суду пояснила, что интересы Администрации г.о. Саранск, как исполнительно-распорядительного органа затрагиваются установкой данного шлагбаума, а именно данная процедура регламентирована Административным регламентом. Уполномоченным органом на выдачу соответствующего согласования установки шлагбаума является Департамент перспективного развития г.о. Саранск. Также в материалах дела имеются письменные доказательства, что ТСН «Дом №25А» неоднократно обращалось в Администрацию г.о. Саранск за согласованием, но уже после того, как шлагбаум был установлен, поэтому установка ограждения никаким образом не должна противоречить строительным нормам и правилам. Принятие собственниками решения об ограждении придомовой территории при отсутствии согласования с органами местного самоуправления послужило самовольному установлению шлагбаума. В настоящее время представитель ответчика не отрицает, что шлагбаум установлен самовольно без соответствующего согласования с органами местного самоуправления на совершение данного действия. Дополнительно суду пояснила, что 25.06.2021 был заключен Муниципальный контракт №39, исполнителем которого выступает ООО «Ринит» на выполнение работ по изготовлению схемы границ по поводу установления сервитута, срок выполнения работ до 01.11.2021. Уже после проведения указанных работ, будет подготовлено соответствующее постановление Администрации г.о. Саранск, которое по итогам проведения правовой экспертизы будет направлено в регистрирующие органы для регистрации сервитута.

Представитель ответчика Чиркин А.А. иск не признал, просив отказать в его удовлетворении по основаниям, изложенным в возражении на исковое заявление (л.д.200). Дополнительно суду пояснил, что поводом обращения с иском поступило обращение гражданки Федоськиной, проживающей по ул.Айвазовского, в настоящее время она письменно отразила, что претензий не имеет. По поводу пояснений относительно беспрепятственного проезда и что тем самым нарушаются права граждан, пояснил, что ни одного случая относительно препятствий в проезде не было, каких-либо жалоб не поступало. Ограждающее устройство (шлагбаум) установлен не самовольно, а в соответствии с нормами права, нарушений градостроительных и противопожарных норм не имеется. К жилому дому и прилегающему земельному участку имеется круглосуточный доступ всей необходимой техники. На территории дома никаких комплексных социальных, либо коммерческих застроек, общественных центров не имеется, следовательно, смешанная жилая застройка отсутствует. У собственников жилых домов по ул.Девятаева г. Саранска имеется свой заезд. Согласование шлагбаума необходимо, но в случае если на данной территории имеются земли общего пользования, здесь идет речь о дороге, которая находится в собственности и обслуживается жителями дома, поэтому необходимости в согласовании нет.

Третье лицо Иванов С.Е. исковые требования истца не признал, суду пояснил, что имеется беспрепятственный доступ специальных служб, никаких жалоб не поступало, имелась только жалоба гражданки Федоськиной, но в настоящее время она не имеет претензий к шлагбауму и просит отказать в исковых требованиях Администрации г.о. Саранск. Шлагбаумом пользуются жители домов №25А, №25Б по ул. Севастопольская, частные дома по пер.Айвазовского №13, №15. На месте установленного шлагбаума имеется связь с диспетчерской, в том числе аудио - и видеонаблюдение, имеется доступ спецтранспорта. Так как рядом с дорогой расположена детская площадка, и он боится за своего ребенка. Поблизости ведется строительство, и ему пояснили, что в ближайшее время планируется открыть прямой заезд на ул.Девятаева со стороны ул.Севастопольской. Претензий от собственников относительно шлагбаума не имеется, а со стороны ул.Короленко дорога очень плохая, вся разбитая, они же свою дорогу обслуживают, платят за это деньги, нанимают подрядные организации совместно с ООО «ЖЭК Октябрьский». Имеется письмо Минстроя, где разъяснен порядок установки ограждающего устройства, в том числе шлагбаума, в котором указано какие процедуры необходимо произвести и что согласования с Администрацией не требуется.

Третье лицо Гладышева О.Ф. в судебном заседании 25.05.2021 пояснила, что она является председателем дома №9 по ул.Девятаева, к данному дому имеются три заезда с улиц Севастопольской, Волгоградской и Короленко, на ул.Волгоградской д.64 стоит шлагбаум, на ул.Севастопольской д.25А тоже стоит шлагбаум, в квартал дома остается единственный заезд со стороны ул.Короленко. Указанная дорога входит в общее домовое имущество, они несут бремя ее содержания, весь поток транспорта, который бы распределился на три заезда теперь заезжает только по данной дороге. Она обращалась в МЧС по поводу того, что по ул. Волгоградской тоже установлено ограждение, дали ответ, что с 01 января в действие вступили новые правила, все условия которых по ул.Севастопольской д.№25А выполнены, заключен договор круглосуточной диспетчеризации, а относительно шлагбаума на ул.Волгоградской д.№64 заведено административное дело, наложен штраф на председателя ТСЖ, но шлагбаум там до сих пор установлен.Третьи лица – Крайнова Н.И., Федоськина В.В., Борискина Т.Н., Кудачихин Д.Г., Гусева Я.В., Фролов С.М., председатель совета дома №9 по ул.Девятаева - Гладышева О.Ф. в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежащим образом. В порядке ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц. Суд, выслушав стороны, их представителей, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства и рассмотрев дело в пределах заявленных исковых требований, приходит к следующим выводам. В силу п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Согласно п. 1 ст. 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры. Положениями п.п. 3 и 4 ч. 1 ст.36 ЖК РФ предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройств. Частью 2 названной статьи предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных ЖК РФ и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. В соответствии с планом территории многоквартирного дома № 25А по ул. Севастопольская в г. Саранске сформирован земельный участок, относящийся к общему имуществу данного МКД, который имеет кадастровый <..>, дата присвоения кадастрового номера 01.04.2014, что подтверждается представленной в материалы дела выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (л.д. 152 т.1, л.д.1-6 т.2). Поскольку земельный участок под многоквартирным домом сформирован в установленном законом порядке и поставлен на кадастровый учет после введения ЖК РФ, право собственности на него возникло у собственников многоквартирного дома в силу прямого указания закона, в связи с чем они вправе принимать решения о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им. Выпиской из единого государственного реестра юридических лиц подтверждается создание 24.05.2019 товарищества собственников недвижимости «Дом 25А». Лицом, действующим от имени организации, является Никишина И.М., являющаяся председателем ТСН «ДОМ 25А» (л.д. 87-90 т. 1). Решением Совета депутатов городского округа Саранск от 22.03.2019 N 223 утверждены местные нормативы градостроительного проектирования городского округа Саранск, согласно которым установка ограждающих устройств для регулирования въезда транспорта на придомовую территорию осуществляется по решению собственников помещений в многоквартирном доме на общем собрании. В случае установки ограждающих устройств для регулирования въезда на придомовые территории нескольких многоквартирных домов, их установка осуществляется на основании решений собственников всех многоквартирных домов. Установка ограждающих сооружений осуществляется за счет собственных средств собственников помещений в многоквартирном доме. Решение об установке ограждающего устройства (протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), проектная документация на его размещение, письменные согласия органов внутренних дел по г.о. Саранск, скорой медицинской помощи, службы МЧС, организации газового хозяйства и коммунальных служб (при необходимости) направляются в Департамент перспективного развития Администрации городского округа Саранск. В 30-дневный срок Департамент перспективного развития Администрации городского округа Саранск принимает решение о согласовании установки или об отказе в согласовании. 13.06.2019 Никишина И.М. обратилась в Администрацию Октябрьского района го Саранск по вопросу несогласия со строительством заездной автодороги прилегающей к МКД 25А по ул. Севастопольская, и последующего устройства на придомовой территории шлагбаума, на что 27.06.2019 был получен ответ, что при согласовании разрешительных документов в специализированных и ресурсоснабжающих организациях, Администрация Октябрьского района го. Саранск, не будет возражать против установки ограждающего устройства (л.д. 40-41 т.1). В соответствии со ст.44 ЖК РФ органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им. Как следует из материалов дела, протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме №2 по адресу: г. Саранск, ул. Севастопольская, д.25А от 10.11.2019 вопрос №7 решено установить ограждающее устройство (шлагбаум) на придомовой территории МКД за счет средств сервисной компании Домофон ИП Макаров М.Н. Итоги голосования по данному вопросу: «за» 3665,50 (92,36%,) «против» 303,30 (7,64%) голосов; «воздержались») (0%) (т. 1, л.д. 24-31). Приложением к протоколу общего собрания является проект установки ограждающего устройства (шлагбаума) при въезде и выезде с придомовой территории МКД №25А по ул. Севастопольской (л.д.32-36 т.1). Указанный проект в сентябре 2019 года предварительно был направлен для согласования в Управление Госавтоинспекции МВД по РМ, в ГУ МЧС по РМ (т. 1, л.д. 42, 47). В марте 2020 года председателем ТСН «ДОМ 25» Никишиной И.М. направлены сообщения в ГБУЗ РМ «Станция скорой медицинской помощи», ООО «ЖЭК «Октябрьский», ООО «Ремондис» о гарантированности беспрепятственного проезда (л.д.48,49,50 т.1). Протоколом осмотра места происшествия от 26.05.2020, составленного участковым уполномоченным полиции Д. установлено наличие шлагбаума, расположенного по ул. Севастопольская, д.25А г. Саранска (л.д. 16 т. 1).Сторонами по делу не оспаривается, что шлагбаум установлен в границах сформированного земельного участка, относящегося к общему имуществу МКД, расположенного по адресу: г. Саранск, ул. Севастопольская, д. 25А.10.06.2020 Никишина И.М. направила в Администрацию г.о. Саранск пакет документов на установленное ограждающее устройство на придомовой территории МКД по ул. Севастопольская, д.25А. (л.д.22-23 т.1), на что Администрацией выходом на место установлен факт незаконной установки ограждающего устройства (шлагбаума) на сквозном проезде, являющимся основным подъездом к жилым домам, расположенным по пер. Айвазовского, д. 25 Б по ул. Севастопольская, а также строительным площадкам, расположенным внутри квартала, данное ограждающее устройство затрагивает интересы собственников жилых помещений на смежных жилых участках, в связи с чем Администрация г.о. Саранск отказала в согласовании данного ограждающего устройства (т. 1 л.д. 51).В материалы дела третьи лица Крайнова Н.И., Федоськина В.В., проживающие на смежных земельных участках, расположенных по адресу: г. Саранск, пер. Айвазовского д. 13, 15 представили 16.01.2021 в суд справки-подтверждения, что не возражают против установки шлагбаума на территории МКД №25А по ул. Севастопольская, 08.03.2021 представили заявления с просьбой оставить исковые требования Администрации г.о. Саранск без удовлетворения. Доказательств того, что в Администрацию г.о. Саранска поступали жалобы от жителей д.25Б по ул. Севастопольская, либо иных лиц, в материалы дела не представлены (л.д.51, 52, 114, 115, 128, 129, 207 т.1, л.д. 252 т.2). Таким образом, доводы представителя Администрации г.о. Саранск в обоснование иска сводятся к тому, что при установке ответчиком ограждающего устройства (шлагбаума) согласование Администрации г.о. Саранск отсутствовало и соответственно, строение является самовольным. На основании ч.1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом или иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и иных норм и правил. В соответствии со ст. 3 Федерального закона 169-ФЗ от 17.11.1995 года «Об архитектурной деятельности в РФ», ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство или реконструкция любого объекта должны вестись при наличии разрешения собственника земельного участка с соблюдением градостроительных норм и правил. Из разъяснений, содержащихся в п. 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года №10/22, следует, что отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.

Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.

Суд принимает во внимание, что с начала 2021 года вступили в силу новые Правила противопожарного режима в РФ (Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 №1479). Они закрепляют, как должны содержаться проезды и подъезды к многоквартирному дому, в том числе указывают требования к шлагбаумам (п. 71).

Согласно упомянутому пункту 71 Правил:

не допускается перекрывать проезды для пожарной техники изделиями и предметами, исключающими или ограничивающими проезд пожарной техники, доступ пожарных в этажи зданий, либо снижающими размеры проездов, подъездов, установленные требованиями пожарной безопасности;

система противопожарной защиты в случае пожара должна обеспечивать автоматическую разблокировку и (или) открывание шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники;

допускается ручное открывание при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств на проездах или дистанционно при устройстве видео - и аудиосвязи с местом их установки.

Договором №4828 С/ТО от 13.04.2021, заключенным между ТСН «Дом 25 А» и ООО «ДомофонЦентр» предусмотрено оказание услуг сервиса «СпецДоступ», который включает в себя подключение имеющегося автоматического шлагбаума к системе «единого оператора обеспечения доступа» (круглосуточная диспетчеризация», проведение модернизации оборудования, необходимого для предоставления сервиса (л.д.202-205 т. 1).

Свидетель А. пояснил, что между ООО «Домофон центр» и ТСН «Дом 25А» заключен договор, согласно которому его организация предоставляет круглосуточного диспетчера. Доступ к проезду спецтехники обеспечен. На месте ограждающего устройства установлено дополнительное оборудование, на шлагбауме установлена кнопка вызова, диспетчер через систему видеонаблюдения на данном адресе видит, что подъехала, например, пожарная машина и удаленно открывает шлагбаум, камера расположена на доме.

Судом исследована схема изменений в проект межевания территории ограниченной улицами Севастопольская, Волгоградская, Короленко и пр. 70 лет Октября г. Саранска, подготовленная ООО «Мордовское землеустроительное проектно-изыскательное предприятие «Волговят НИИ гипрозем» в 2016 году. Согласно указанной схеме, в спорном квартале расположена зона многоквартирной жилой застройки. Зона центров обслуживания общественно-деловой и коммерческой активности и зона торговли, коммерческой активности местного производства в указанном квартале отсутствует (л.д. 102-схема т. 1).

Таким образом, суд считает, что хотя у ответчика и отсутствует решение о согласовании установки шлагбаума, требования о демонтаже ограждающего устройства (шлагбаума) не подлежат удовлетворению, поскольку шлагбаум расположен на придомовой территории МКД, на земельном участке, принадлежащем собственникам МКД, решение об его установке было принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, нарушений прав третьих лиц не имеется. Судом установлено и не оспаривается сторонами, что заезд со стороны ул. Севастопольской, где установлен шлагбаум в квартал, ограниченный улицами: Севастопольская, Волгоградская, Короленко и пр. 70 лет Октября, не является единственным заездом.

Из представленных суду карт спорного квартала следует (л.д.104-105 т.1), что вдоль дома 25Апо ул. Севастопольская действительно имеется дорога со стороны подъездов, проходящая через придомовую территорию многоквартирного дома, которая, как следует из пояснений сторон, использовалась собственниками и других жилых домов, для проезда к своим домам и выезда на ул. Короленко, тогда как в соответствии с разделом 17 Правил дорожного движения Российской Федерации в жилой зоне запрещается сквозное движение.

Требования данного раздела распространяются также и на дворовые территории (п.17.4 Правил).

В соответствии с п. 1 ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается, в том числе, на признании равенства участников регулируемых им отношений, свободы договора, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

В силу ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод, законных интересов.

Исходя из данной нормы процессуального права и ст.11 ГК РФ защите подлежит лишь нарушенное право. Таким образом, в суде может быть оспорено не любое действие или бездействие, а лишь то, которое нарушает конкретные права и законные интересы лица, обратившегося за их защитой.

Вместе с тем, указывая в иске на нарушение его прав и прав третьих лиц, истец соответствующих доказательств в суд не представил, учитывая содержащийся в Правилах дорожного движения Российской Федерации запрет на сквозной проезд автомашин в жилой зоне, отсутствие доказательств нарушения правил пожарной безопасности и градостроительных правил, наличие иного проезда к многоквартирным домам, отсутствия право ограниченного пользования (сервитута) на земельный участок, где установлен шлагбаум, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Требования о взыскании неустойки за неисполнение судебного акта, подлежат отклонению как производные от основных требований.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных требований и по указанным основаниям, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Администрации городского округа Саранск к товариществу собственников недвижимости «Дом 25А» об обязании освободить земельный участок с кадастровым номером <..> от самовольно установленного ограждающего устройства (шлагбаума), на сквозном проезде, являющимся основным проездом к жилым домам, расположенным по пер. Айвазовского, ул. Девятаева, дому 25 Б по ул.Севастопольская г. Саранска, а также строительным площадкам внутри квартала, путем его демонтажа и взыскания неустойки за неисполнение судебного акта, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия через Октябрьский районный суд г.Саранска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Е.С. Мамаева

Мотивированное решение изготовлено 09.07.2021

Судья Е.С. Мамаева

1версия для печати

2-877/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация городского округа Саранск
Ответчики
Товарищество собственников недвижимости "Дом №25А"
Другие
Кудачихин Денис Геннадьевич
Председатель совета дома №9 по ул. Девятаева Гладышева Ольга Фёдоровна
Гусева Яна Владимировна
Симакова Марина Николаевна
Чиркин Андрей Андреевич
Крайнова Наталья Ивановна
ИВАНОВ СЕРГЕЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ
Борискина Татьяна Николаевна
Фролов Сергей Максимович
Федоськина Вера Викторовна
Суд
Октябрьский районный суд г. Саранск Республики Мордовия
Судья
Мамаева Елена Сергеевна
Дело на сайте суда
oktyabrsky.mor.sudrf.ru
06.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
06.04.2021Передача материалов судье
08.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.04.2021Подготовка дела (собеседование)
07.05.2021Подготовка дела (собеседование)
14.05.2021Подготовка дела (собеседование)
14.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.05.2021Судебное заседание
02.07.2021Судебное заседание
09.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее