Дело в„–2-877/21 РЈРР” 13RS0025-01-2021-001304-49
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
г. Саранск 02 июля 2021 г.
Октябрьский районный суд г.Саранска Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Мамаевой Е.С.,
РїСЂРё секретаре Рыженковой Р›.Р.,
с участием:
представителя истца Администрации городского округа Саранск Киреевой Н.В., действующей на основании доверенности от 24.09.2020 №82-Д,
представителя ответчика ТСН «Дом №25А» - адвоката Чиркина А.А., действующего на основании удостоверения №666 от 14.04.2017 и ордера №2 от 02.07.2021,
третьего лица без самостоятельных требований РЅР° предмет Рванова РЎ.Р•.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации городского округа Саранск к товариществу собственников недвижимости «Дом 25А» об обязании освободить земельный участок от самовольно установленного ограждающего устройства (шлагбаума),
установил:
как следует РёР· РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ поступлением РІ РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі.Рѕ. Саранск обращения гражданки Федоськиной РїРѕ факту установки шлагбаума возле РґРѕРјР° в„–25 РїРѕ СѓР».Севастопольская Рі.Саранска, перекрывающего проезжую часть Рє домам в„–13 Рё в„–15 РїРѕ пер.Айвазовского Рі.Саранска РІ Администрацию Рі.Рѕ. Саранск для рассмотрения Рё принятия решения были направлены материалы проверки: протокол осмотра места происшествия РѕС‚ 26 мая 2020 Рі. Рё объяснения граждан, РІ том числе председателя товарищества собственников недвижимости «Дом 25 РђВ» Никишиной Р.Рњ.
Выходом на место сотрудниками Администрации г.о. Саранск был установлен факт незаконной установки шлагбаума на территории многоквартирного дома №25 А по ул.Севастопольская, являющейся основным подъездом к территории индивидуальных жилых домов по ул.Айвазовского, многоквартирному жилому дому №25Б по ул.Севастопольская, а также строительным площадкам, расположенным внутри квартала.
Разрешение на установку вышеуказанного шлагбаума Администрацией городского округа Саранск не выдавалось, о чём было сообщено гр.Федоськиной В.В. в письме от 02 июля 2020 г.
09 июня 2020 г. в Администрацию г.о. Саранск поступило обращение от ответчика по вопросу согласования шлагбаума на территории многоквартирного дома №25А по ул.Севастопольская. В ответ на которое, истец, письмом от 02 июля 2020 г. сообщил, что поскольку установлен факт незаконной установки ограждающего устройства (шлагбаума) на сквозном проезде, являющимся основным подъездом к жилым домам, расположенным по пер. Айвазовского, дому №25Б по ул.Севастопольская, а также строительным площадкам, расположенным внутри квартала и данное ограждающее устройство затрагивает интересы собственников жилых помещений на смежных земельных участках, Администрация городского округа Саранск отказала в его согласовании, одновременно предложив в семидневный срок демонтировать шлагбаум.
10 июля 2020 г. в Администрацию г.о. Саранск поступила коллективная жалоба от председателей совета домов №№3,5,7,9 по ул.Девятаева на установку шлагбаума на территории многоквартирного дома №25А по ул.Севастопольская, которая, по их мнению, «...существенным образом нарушают права остальных жителей квартала, а именно создают ограничения для беспрепятственного круглосуточного проезда пожарной техники, скорой помощи, полиции и других экстренных или специальных служб. В случае возникновения чрезвычайной ситуации автотранспорту данных служб придётся искать объездные пути через свободные дворы квартала для подъезда к домам, что поставит под угрозу здоровье и жизнь остальных жителей..», так как к домам №№3,5,7,9 по ул.Девятаева г.Саранска ведут два больших заезда - со стороны улицы Севастопольской и со стороны улицы Короленко. Шлагбаум со стороны ул.Севастопольской в настоящее время блокирует свободный проезд к домам №№3,5,7,9 по ул.Девятаева, к домам по улице Омской, улице Краснодонская, ул. Айвазовского. Общим заездом с ул.Севастопольской в жилой квартал, ограниченной ул. Короленко, пр.70 лет Октября, ул.Севастопольской, ул.Волгоградской, могут пользоваться только жильцы двух домов - д.25а и д.25б по ул.Севастопольской.
31 июля 2020 г. Администрация г.о. Саранск, повторно уведомила ответчика о незаконности установки шлагбаума на территории многоквартирного дома №25 А по ул.Севастопольская с предложением в семидневный срок демонтировать шлагбаум.
Вместе с тем, до настоящего момента указанные действия ответчиком осуществлены не были, что послужило основанием для обращения в суд.
Согласно проекту планировки территории, ограниченной улицами Севастопольская, Волгоградская, Короленко Рё проспектом 70 лет Октября Рі. Саранска, включая проект межевания, утвержденным постановлением Администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Саранск РѕС‚ 16.05.2014 Рі. в„– 1264, разработанным РћРђРћ Холдинговая компания «Саранскстройзаказчик», СЃ изменениями, внесенными 19.12.2016 Рі. в„– 3491 РћРћРћ «Мордовгражданпроект», микрорайон находится РІ планировочной структуре восточного жилого района Рі. Саранска СЃРѕ сложившимися транспортно-пешеходными СЃРІСЏР·СЏРјРё. Р’СЃРµ улицы РїРѕ периметру микрорайона (СѓР». Короленко, РїСЂ. 70 лет Октября, СѓР». Севастопольская, СѓР». Волгоградская) транспортно-пешеходные, имеют тротуары. Внутриквартальные проезды, пешеходные Р·РѕРЅС‹ Рё Р·РѕРЅС‹ коммуникаций (включая места хранения транспорта) корректируются согласно проектному предложению. РџСЂРё разработке проекта межевания территории, ограниченной улицами Севастопольская, Волгоградская, Короленко Рё РїСЂ. 70 лет Октября Рі. Саранска, РІ части РіСЂСѓРїРїС‹ жилых РґРѕРјРѕРІ, расположенных РїРѕ СѓР». Севастопольская», выполненным РћРћРћ «Мордовское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие «ВолговятНРРгипрозем» РІ 2016 Рі., внесены предложения РїРѕ образованию частей земельных участков для обеспечения земельных участков доступом Рє землям общего пользования, земельным участкам общего пользования, территориям общего пользования. Части земельных участков образованы РІ целях обеспечения земельных участков СЃ условными номерами РїРѕ плану: 2, 3, 15, 14, 13, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 - доступом Рє землям общего пользования (согласно чертежу границ образуемых частей земельных участков Рњ 1:1000). Согласно выпискам РёР· единого государственного реестра недвижимости РѕР± основных характеристиках Рё зарегистрированных правах РЅР° объект недвижимости РѕС‚ 17.11.2020 Рі. в„– 99/2020/36544698, в„– 99/2020/360597266, в„– 99/2020/360598659, в„– 99/2020/360598167 публичные сервитуты РЅР° части земельных участков РЅРµ зарегистрированы. РСЃС…РѕРґСЏ РёР· содержания выписки РёР· Единого государственного реестра недвижимости РѕС‚ 17.11.2020 в„–99/2020/360544698, земельный участок СЃ кадастровым номером <..> общей площадью <...> РєРІ.Рј. находится РІ общей долевой собственности граждан: Рванова Сергея Евгеньевича, Фролова Сергея Максимовича, Борискиной Татьяны Николаевны, Кудачихина Дениса Геннадьевича, Гусевой РЇРЅС‹ Владимировны. Р’РёРґ разрешённого использования - для многоэтажной застройки.
То обстоятельство, что земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные, входящие в состав дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме, не может являться основанием для совершения собственниками действий, которые нарушают права иных лиц.
Согласно выкопировке из Правил землепользования и застройки городского округа Саранск, указанный земельный участок расположен в зоне Ж1. Зона многоквартирной жилой застройки 5 и выше этажей, выделена для обеспечения правовых условий формирования микрорайонов (кварталов) многоквартирных жилых домов с высокой плотностью застройки от 5 этажей и выше.
Решением Совета депутатов городского округа Саранск от 22.03.2019 №223 утверждены местные нормативы градостроительного проектирования городского округа Саранск, которые разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Мордовия и городского округа Саранск и распространяются на планировку, застройку и реконструкцию территории городского округа Саранск в пределах его границ, в том числе резервных территорий.
Нормативы градостроительного проектирования городского округа Саранск содержат минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения (включая инвалидов), объектами инженерно-транспортной инфраструктуры, благоустройства и озеленения территории), вопросы безопасности функционирования формируемой среды, а также устойчивости в чрезвычайных ситуациях.
Согласно п.2.2.15 Местных нормативов градостроительного проектирования городского округа Саранск, при размещении жилой застройки в комплексе с объектами общественного центра или на участках, ограниченных по площади территории, жилая застройка формируется в виде участка или группы жилой, смешанной жилой застройки.
Группа жилой, смешанной жилой застройки - территория, размером от 1,5 до 10 га с населением, обеспеченным объектами повседневного обслуживания в пределах своей территории, а объектами периодического обслуживания - в пределах нормативной доступности. Группы жилой, смешанной жилой застройки формируются в виде части микрорайона (квартала). Границы группы устанавливаются по красным линиям улично-дорожной сети, в случае примыкания - по границам землепользования.
Участок жилой, смешанной жилой застройки - территория, размером до 1,5 га, на которой размещается жилой дом (дома) с придомовой территорией. Границами территории участка являются границы землепользования.
Установка ограждающих устройств для регулирования въезда транспорта на придомовую территорию осуществляется по решению собственников помещений в многоквартирном доме на общем собрании. В случае установки ограждающих устройств для регулирования въезда на придомовые территории нескольких многоквартирных домов, их установка осуществляется на основании решений собственников всех многоквартирных домов. Установка ограждающих сооружений осуществляется за счет собственных средств собственников помещений в многоквартирном доме.
Решение об установке ограждающего устройства (протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), проектная документация на его размещение, письменные согласия органов внутренних дел по г.о. Саранск, скорой медицинской помощи, службы МЧС, организации газового хозяйства и коммунальных служб (при необходимости) направляются в Департамент перспективного развития Администрации городского округа Саранск. В 30-ти дневный срок Департамент перспективного развития Администрации городского округа Саранск принимает решение о согласовании установки или об отказе в согласовании.
Отказ в согласовании принимается в следующих случаях:
несоблюдение требований по обеспечению круглосуточного и беспрепятственного проезда на придомовую территорию «спецтранспорта» (а именно, транспорта правоохранительных органов, скорой медицинской помощи, служб МЧС, организаций газового хозяйства и коммунальных служб);
создание ограждающим устройством препятствий прохода пешеходов или подъезда транспорта на территорию общего пользования;
несоблюдение требований к ограждающему устройству;
ограждающее устройство затрагивает интересы собственников жилых и нежилых помещений (строений, сооружений), расположенных на смежных земельных участках.
ограждающее устройство затрагивает интересы собственников жилых помещений на смежных земельных участках.
Запрещается установка ограждающих устройств (в том числе, шлагбаумов, блоков, ворот), препятствующих или ограничивающих проход пешеходов и проезд транспортных средств на территорию общего пользования.
Нормы организации сквозных проездов на территорию микрорайонов и кварталов определяются проектной организацией на основании п. 2.9* СНиП 2.07.01-89*.Согласно СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» проезды - проезд транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов, кварталов»; пункт 2.9 определяет, что въезды в квартал должны находиться на расстоянии не более 180 м один от другого.
СНиП 30-02-97* определяет, что проезд - это территория, предназначенная для движения транспорта и пешеходов, включающая однополосную проезжую часть, обочины, кюветы и укрепляющие бермы. Нормами установлены минимально допустимые размеры (высота и ширина) таких проездов, обеспечивающих возможность проезда пожарных машин.
Таким образом, установка ограждения или шлагбаума не должна противоречить действующим градостроительным и противопожарным нормам и правилам.
Принятие решения собственниками помещений в многоквартирном доме об ограждении придомовой территории само по себе в отсутствие согласования с органом местного самоуправления не влечет легитимности самовольно установленного шлагбаума. В соответствии с п. 7 ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» запрет на обременение земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в случае необходимости обеспечения свободного доступа лиц к объектам недвижимого имущества, входящим в состав многоквартирного дома и существовавшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации недопустим.
Просят обязать товарищество собственников недвижимости «Дом 25 А» в течение пятнадцати дней с момента вступления решения суда в законную силу освободить земельный участок с кадастровым номером <..> от размещённого на нём самовольно установленного ограждающего устройства (шлагбаума) на сквозном проезде, являющимся основным подъездом к жилым домам, расположенным по пер. Айвазовского, ул. Девятаева, дому №25Б по ул.Севастопольская г.Саранска, а также строительным площадкам, расположенным внутри квартала, путём его демонтажа.
В случае неисполнения решения суда в течение пятнадцати дней со дня вступления его в законную силу взыскать в пользу Администрации г.о. Саранск денежные средства за неисполнение судебного акта в размере 30 000 рублей за каждый календарный месяц до момента его фактического исполнения в полном объеме.
В судебном заседании представитель истца Киреева Н.В., исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просив их удовлетворить. Суду пояснила, что интересы Администрации г.о. Саранск, как исполнительно-распорядительного органа затрагиваются установкой данного шлагбаума, а именно данная процедура регламентирована Административным регламентом. Уполномоченным органом на выдачу соответствующего согласования установки шлагбаума является Департамент перспективного развития г.о. Саранск. Также в материалах дела имеются письменные доказательства, что ТСН «Дом №25А» неоднократно обращалось в Администрацию г.о. Саранск за согласованием, но уже после того, как шлагбаум был установлен, поэтому установка ограждения никаким образом не должна противоречить строительным нормам и правилам. Принятие собственниками решения об ограждении придомовой территории при отсутствии согласования с органами местного самоуправления послужило самовольному установлению шлагбаума. В настоящее время представитель ответчика не отрицает, что шлагбаум установлен самовольно без соответствующего согласования с органами местного самоуправления на совершение данного действия. Дополнительно суду пояснила, что 25.06.2021 был заключен Муниципальный контракт №39, исполнителем которого выступает ООО «Ринит» на выполнение работ по изготовлению схемы границ по поводу установления сервитута, срок выполнения работ до 01.11.2021. Уже после проведения указанных работ, будет подготовлено соответствующее постановление Администрации г.о. Саранск, которое по итогам проведения правовой экспертизы будет направлено в регистрирующие органы для регистрации сервитута.
Представитель ответчика Чиркин А.А. иск не признал, просив отказать в его удовлетворении по основаниям, изложенным в возражении на исковое заявление (л.д.200). Дополнительно суду пояснил, что поводом обращения с иском поступило обращение гражданки Федоськиной, проживающей по ул.Айвазовского, в настоящее время она письменно отразила, что претензий не имеет. По поводу пояснений относительно беспрепятственного проезда и что тем самым нарушаются права граждан, пояснил, что ни одного случая относительно препятствий в проезде не было, каких-либо жалоб не поступало. Ограждающее устройство (шлагбаум) установлен не самовольно, а в соответствии с нормами права, нарушений градостроительных и противопожарных норм не имеется. К жилому дому и прилегающему земельному участку имеется круглосуточный доступ всей необходимой техники. На территории дома никаких комплексных социальных, либо коммерческих застроек, общественных центров не имеется, следовательно, смешанная жилая застройка отсутствует. У собственников жилых домов по ул.Девятаева г. Саранска имеется свой заезд. Согласование шлагбаума необходимо, но в случае если на данной территории имеются земли общего пользования, здесь идет речь о дороге, которая находится в собственности и обслуживается жителями дома, поэтому необходимости в согласовании нет.
Третье лицо Рванов РЎ.Р•. исковые требования истца РЅРµ признал, СЃСѓРґСѓ РїРѕСЏСЃРЅРёР», что имеется беспрепятственный доступ специальных служб, никаких жалоб РЅРµ поступало, имелась только жалоба гражданки Федоськиной, РЅРѕ РІ настоящее время РѕРЅР° РЅРµ имеет претензий Рє шлагбауму Рё РїСЂРѕСЃРёС‚ отказать РІ исковых требованиях Администрации Рі.Рѕ. Саранск. Шлагбаумом пользуются жители РґРѕРјРѕРІ в„–25Рђ, в„–25Р‘ РїРѕ СѓР». Севастопольская, частные РґРѕРјР° РїРѕ пер.Айвазовского в„–13, в„–15. РќР° месте установленного шлагбаума имеется СЃРІСЏР·СЊ СЃ диспетчерской, РІ том числе аудио - Рё видеонаблюдение, имеется доступ спецтранспорта. Так как СЂСЏРґРѕРј СЃ РґРѕСЂРѕРіРѕР№ расположена детская площадка, Рё РѕРЅ боится Р·Р° своего ребенка. Поблизости ведется строительство, Рё ему пояснили, что РІ ближайшее время планируется открыть РїСЂСЏРјРѕР№ заезд РЅР° СѓР».Девятаева СЃРѕ стороны СѓР».Севастопольской. Претензий РѕС‚ собственников относительно шлагбаума РЅРµ имеется, Р° СЃРѕ стороны СѓР».Короленко РґРѕСЂРѕРіР° очень плохая, РІСЃСЏ разбитая, РѕРЅРё Р¶Рµ СЃРІРѕСЋ РґРѕСЂРѕРіСѓ обслуживают, платят Р·Р° это деньги, нанимают подрядные организации совместно СЃ РћРћРћ «ЖРРљ Октябрьский». Рмеется РїРёСЃСЊРјРѕ Минстроя, РіРґРµ разъяснен РїРѕСЂСЏРґРѕРє установки ограждающего устройства, РІ том числе шлагбаума, РІ котором указано какие процедуры необходимо произвести Рё что согласования СЃ Администрацией РЅРµ требуется.
Третье лицо Гладышева Рћ.Р¤. РІ судебном заседании 25.05.2021 пояснила, что РѕРЅР° является председателем РґРѕРјР° в„–9 РїРѕ СѓР».Девятаева, Рє данному РґРѕРјСѓ имеются три заезда СЃ улиц Севастопольской, Волгоградской Рё Короленко, РЅР° СѓР».Волгоградской Рґ.64 стоит шлагбаум, РЅР° СѓР».Севастопольской Рґ.25Рђ тоже стоит шлагбаум, РІ квартал РґРѕРјР° остается единственный заезд СЃРѕ стороны СѓР».Короленко. Указанная РґРѕСЂРѕРіР° РІС…РѕРґРёС‚ РІ общее РґРѕРјРѕРІРѕРµ имущество, РѕРЅРё несут бремя ее содержания, весь поток транспорта, который Р±С‹ распределился РЅР° три заезда теперь заезжает только РїРѕ данной РґРѕСЂРѕРіРµ. РћРЅР° обращалась РІ РњР§РЎ РїРѕ РїРѕРІРѕРґСѓ того, что РїРѕ СѓР». Волгоградской тоже установлено ограждение, дали ответ, что СЃ 01 января РІ действие вступили новые правила, РІСЃРµ условия которых РїРѕ СѓР».Севастопольской Рґ.в„–25Рђ выполнены, заключен РґРѕРіРѕРІРѕСЂ круглосуточной диспетчеризации, Р° относительно шлагбаума РЅР° СѓР».Волгоградской Рґ.в„–64 заведено административное дело, наложен штраф РЅР° председателя РўРЎР–, РЅРѕ шлагбаум там РґРѕ СЃРёС… РїРѕСЂ установлен.Третьи лица – Крайнова Рќ.Р., Федоськина Р’.Р’., Борискина Рў.Рќ., Кудачихин Р”.Р“., Гусева РЇ.Р’., Фролов РЎ.Рњ., председатель совета РґРѕРјР° в„–9 РїРѕ СѓР».Девятаева - Гладышева Рћ.Р¤. РІ судебное заседание РЅРµ явились, извещены своевременно Рё надлежащим образом. Р’ РїРѕСЂСЏРґРєРµ СЃС‚.167 ГПК Р Р¤ СЃСѓРґ считает возможным рассмотреть дело РІ отсутствие указанных лиц. РЎСѓРґ, выслушав стороны, РёС… представителей, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, оценив РІ совокупности представленные доказательства Рё рассмотрев дело РІ пределах заявленных исковых требований, РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующим выводам. Р’ силу Рї. 1 СЃС‚. 209 ГК Р Р¤ собственнику принадлежат права владения, пользования Рё распоряжения СЃРІРѕРёРј имуществом. Согласно Рї. 1 СЃС‚. 290 ГК Р Р¤ собственникам квартир РІ многоквартирном РґРѕРјРµ принадлежат РЅР° праве общей долевой собственности общие помещения РґРѕРјР°, несущие конструкции РґРѕРјР°, механическое, электрическое, санитарно-техническое Рё РёРЅРѕРµ оборудование Р·Р° пределами или внутри квартиры, обслуживающее более РѕРґРЅРѕР№ квартиры. Положениями Рї.Рї. 3 Рё 4 С‡. 1 СЃС‚.36 Р–Рљ Р Р¤ предусмотрено, что собственникам помещений РІ многоквартирном РґРѕРјРµ принадлежит РЅР° праве общей долевой собственности общее имущество РІ многоквартирном РґРѕРјРµ, РІ том числе ограждающие несущие Рё ненесущие конструкции данного РґРѕРјР°; земельный участок, РЅР° котором расположен данный РґРѕРј, СЃ элементами озеленения Рё благоустройств. Частью 2 названной статьи предусмотрено, что собственники помещений РІ многоквартирном РґРѕРјРµ владеют, пользуются Рё РІ установленных Р–Рљ Р Р¤ Рё гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом РІ многоквартирном РґРѕРјРµ. Р’ соответствии СЃ планом территории многоквартирного РґРѕРјР° в„– 25Рђ РїРѕ СѓР». Севастопольская РІ Рі. Саранске сформирован земельный участок, относящийся Рє общему имуществу данного РњРљР”, который имеет кадастровый <..>, дата присвоения кадастрового номера 01.04.2014, что подтверждается представленной РІ материалы дела выпиской РёР· Единого государственного реестра недвижимости РѕР± основных характеристиках Рё зарегистрированных правах РЅР° объект недвижимости (Р».Рґ. 152 С‚.1, Р».Рґ.1-6 С‚.2). Поскольку земельный участок РїРѕРґ многоквартирным РґРѕРјРѕРј сформирован РІ установленном законом РїРѕСЂСЏРґРєРµ Рё поставлен РЅР° кадастровый учет после введения Р–Рљ Р Р¤, право собственности РЅР° него возникло Сѓ собственников многоквартирного РґРѕРјР° РІ силу РїСЂСЏРјРѕРіРѕ указания закона, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем РѕРЅРё вправе принимать решения Рѕ пределах использования земельного участка, РЅР° котором расположен многоквартирный РґРѕРј, РІ том числе введение ограничений пользования РёРј. Выпиской РёР· единого государственного реестра юридических лиц подтверждается создание 24.05.2019 товарищества собственников недвижимости «Дом 25РђВ». Лицом, действующим РѕС‚ имени организации, является Никишина Р.Рњ., являющаяся председателем РўРЎРќ «ДОМ 25РђВ» (Р».Рґ. 87-90 С‚. 1). Решением Совета депутатов РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Саранск РѕС‚ 22.03.2019 N 223 утверждены местные нормативы градостроительного проектирования РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Саранск, согласно которым установка ограждающих устройств для регулирования въезда транспорта РЅР° РїСЂРёРґРѕРјРѕРІСѓСЋ территорию осуществляется РїРѕ решению собственников помещений РІ многоквартирном РґРѕРјРµ РЅР° общем собрании. Р’ случае установки ограждающих устройств для регулирования въезда РЅР° придомовые территории нескольких многоквартирных РґРѕРјРѕРІ, РёС… установка осуществляется РЅР° основании решений собственников всех многоквартирных РґРѕРјРѕРІ. Установка ограждающих сооружений осуществляется Р·Р° счет собственных средств собственников помещений РІ многоквартирном РґРѕРјРµ. Решение РѕР± установке ограждающего устройства (протокол общего собрания собственников помещений РІ многоквартирном РґРѕРјРµ), проектная документация РЅР° его размещение, письменные согласия органов внутренних дел РїРѕ Рі.Рѕ. Саранск, СЃРєРѕСЂРѕР№ медицинской помощи, службы РњР§РЎ, организации газового хозяйства Рё коммунальных служб (РїСЂРё необходимости) направляются РІ Департамент перспективного развития Администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Саранск. Р’ 30-дневный СЃСЂРѕРє Департамент перспективного развития Администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Саранск принимает решение Рѕ согласовании установки или РѕР± отказе РІ согласовании. 13.06.2019 Никишина Р.Рњ. обратилась РІ Администрацию Октябрьского района РіРѕ Саранск РїРѕ РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ несогласия СЃРѕ строительством заездной автодороги прилегающей Рє РњРљР” 25Рђ РїРѕ СѓР». Севастопольская, Рё последующего устройства РЅР° РїСЂРёРґРѕРјРѕРІРѕР№ территории шлагбаума, РЅР° что 27.06.2019 был получен ответ, что РїСЂРё согласовании разрешительных документов РІ специализированных Рё ресурсоснабжающих организациях, Администрация Октябрьского района РіРѕ. Саранск, РЅРµ будет возражать против установки ограждающего устройства (Р».Рґ. 40-41 С‚.1). Р’ соответствии СЃРѕ СЃС‚.44 Р–Рљ Р Р¤ органом управления многоквартирным РґРѕРјРѕРј является общее собрание собственников помещений РІ многоквартирном РґРѕРјРµ. Рљ компетенции общего собрания собственников помещений РІ многоквартирном РґРѕРјРµ относится принятие решений Рѕ пределах использования земельного участка, РЅР° котором расположен многоквартирный РґРѕРј, РІ том числе введение ограничений пользования РёРј. Как следует РёР· материалов дела, протоколом общего собрания собственников помещений РІ многоквартирном РґРѕРјРµ в„–2 РїРѕ адресу: Рі. Саранск, СѓР». Севастопольская, Рґ.25Рђ РѕС‚ 10.11.2019 РІРѕРїСЂРѕСЃ в„–7 решено установить ограждающее устройство (шлагбаум) РЅР° РїСЂРёРґРѕРјРѕРІРѕР№ территории РњРљР” Р·Р° счет средств сервисной компании Домофон РРџ Макаров Рњ.Рќ. Ртоги голосования РїРѕ данному РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ: «за» 3665,50 (92,36%,) «против» 303,30 (7,64%) голосов; «воздержались») (0%) (С‚. 1, Р».Рґ. 24-31). Приложением Рє протоколу общего собрания является проект установки ограждающего устройства (шлагбаума) РїСЂРё въезде Рё выезде СЃ РїСЂРёРґРѕРјРѕРІРѕР№ территории РњРљР” в„–25Рђ РїРѕ СѓР». Севастопольской (Р».Рґ.32-36 С‚.1). Указанный проект РІ сентябре 2019 РіРѕРґР° предварительно был направлен для согласования РІ Управление Госавтоинспекции РњР’Р” РїРѕ Р Рњ, РІ ГУ РњР§РЎ РїРѕ Р Рњ (С‚. 1, Р».Рґ. 42, 47). Р’ марте 2020 РіРѕРґР° председателем РўРЎРќ «ДОМ 25В» Никишиной Р.Рњ. направлены сообщения РІ ГБУЗ Р Рњ «Станция СЃРєРѕСЂРѕР№ медицинской помощи», РћРћРћ «ЖРРљ «Октябрьский», РћРћРћ «Ремондис» Рѕ гарантированности беспрепятственного проезда (Р».Рґ.48,49,50 С‚.1). Протоколом осмотра места происшествия РѕС‚ 26.05.2020, составленного участковым уполномоченным полиции Р”. установлено наличие шлагбаума, расположенного РїРѕ СѓР». Севастопольская, Рґ.25Рђ Рі. Саранска (Р».Рґ. 16 С‚. 1).Сторонами РїРѕ делу РЅРµ оспаривается, что шлагбаум установлен РІ границах сформированного земельного участка, относящегося Рє общему имуществу РњРљР”, расположенного РїРѕ адресу: Рі. Саранск, СѓР». Севастопольская, Рґ. 25Рђ.10.06.2020 Никишина Р.Рњ. направила РІ Администрацию Рі.Рѕ. Саранск пакет документов РЅР° установленное ограждающее устройство РЅР° РїСЂРёРґРѕРјРѕРІРѕР№ территории РњРљР” РїРѕ СѓР». Севастопольская, Рґ.25Рђ. (Р».Рґ.22-23 С‚.1), РЅР° что Администрацией выходом РЅР° место установлен факт незаконной установки ограждающего устройства (шлагбаума) РЅР° СЃРєРІРѕР·РЅРѕРј проезде, являющимся основным подъездом Рє жилым домам, расположенным РїРѕ пер. Айвазовского, Рґ. 25 Р‘ РїРѕ СѓР». Севастопольская, Р° также строительным площадкам, расположенным внутри квартала, данное ограждающее устройство затрагивает интересы собственников жилых помещений РЅР° смежных жилых участках, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем Администрация Рі.Рѕ. Саранск отказала РІ согласовании данного ограждающего устройства (С‚. 1 Р».Рґ. 51).Р’ материалы дела третьи лица Крайнова Рќ.Р., Федоськина Р’.Р’., проживающие РЅР° смежных земельных участках, расположенных РїРѕ адресу: Рі. Саранск, пер. Айвазовского Рґ. 13, 15 представили 16.01.2021 РІ СЃСѓРґ справки-подтверждения, что РЅРµ возражают против установки шлагбаума РЅР° территории РњРљР” в„–25Рђ РїРѕ СѓР». Севастопольская, 08.03.2021 представили заявления СЃ РїСЂРѕСЃСЊР±РѕР№ оставить исковые требования Администрации Рі.Рѕ. Саранск без удовлетворения. Доказательств того, что РІ Администрацию Рі.Рѕ. Саранска поступали жалобы РѕС‚ жителей Рґ.25Р‘ РїРѕ СѓР». Севастопольская, либо иных лиц, РІ материалы дела РЅРµ представлены (Р».Рґ.51, 52, 114, 115, 128, 129, 207 С‚.1, Р».Рґ. 252 С‚.2). Таким образом, РґРѕРІРѕРґС‹ представителя Администрации Рі.Рѕ. Саранск РІ обоснование РёСЃРєР° сводятся Рє тому, что РїСЂРё установке ответчиком ограждающего устройства (шлагбаума) согласование Администрации Рі.Рѕ. Саранск отсутствовало Рё соответственно, строение является самовольным. РќР° основании С‡.1 СЃС‚. 222 ГК Р Р¤ самовольной постройкой является жилой РґРѕРј, РґСЂСѓРіРѕРµ строение, сооружение или РёРЅРѕРµ недвижимое имущество, созданное РЅР° земельном участке, РЅРµ отведенном для этих целей РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, установленном законом или иными правовыми актами, либо созданное без получения РЅР° это необходимых разрешений или СЃ существенным нарушением градостроительных Рё иных РЅРѕСЂРј Рё правил. Р’ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 3 Федерального закона 169-ФЗ РѕС‚ 17.11.1995 РіРѕРґР° «Об архитектурной деятельности РІ РФ», СЃС‚. 52 Градостроительного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации строительство или реконструкция любого объекта должны вестись РїСЂРё наличии разрешения собственника земельного участка СЃ соблюдением градостроительных РЅРѕСЂРј Рё правил. РР· разъяснений, содержащихся РІ Рї. 26 постановления Пленума Верховного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё Пленума Высшего Арбитражного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 29 апреля 2010 РіРѕРґР° в„–10/22, следует, что отсутствие разрешения РЅР° строительство само РїРѕ себе РЅРµ может служить основанием для отказа РІ РёСЃРєРµ Рѕ признании права собственности РЅР° самовольную постройку. Р’ то Р¶Рµ время СЃСѓРґСѓ необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры Рє ее легализации, РІ частности Рє получению разрешения РЅР° строительство Рё/или акта РІРІРѕРґР° объекта РІ эксплуатацию, Р° также правомерно ли отказал уполномоченный орган РІ выдаче такого разрешения или акта РІРІРѕРґР° объекта РІ эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Суд принимает во внимание, что с начала 2021 года вступили в силу новые Правила противопожарного режима в РФ (Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 №1479). Они закрепляют, как должны содержаться проезды и подъезды к многоквартирному дому, в том числе указывают требования к шлагбаумам (п. 71).
Согласно упомянутому пункту 71 Правил:
не допускается перекрывать проезды для пожарной техники изделиями и предметами, исключающими или ограничивающими проезд пожарной техники, доступ пожарных в этажи зданий, либо снижающими размеры проездов, подъездов, установленные требованиями пожарной безопасности;
система противопожарной защиты в случае пожара должна обеспечивать автоматическую разблокировку и (или) открывание шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники;
допускается ручное открывание при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств на проездах или дистанционно при устройстве видео - и аудиосвязи с местом их установки.
Договором №4828 С/ТО от 13.04.2021, заключенным между ТСН «Дом 25 А» и ООО «ДомофонЦентр» предусмотрено оказание услуг сервиса «СпецДоступ», который включает в себя подключение имеющегося автоматического шлагбаума к системе «единого оператора обеспечения доступа» (круглосуточная диспетчеризация», проведение модернизации оборудования, необходимого для предоставления сервиса (л.д.202-205 т. 1).
Свидетель А. пояснил, что между ООО «Домофон центр» и ТСН «Дом 25А» заключен договор, согласно которому его организация предоставляет круглосуточного диспетчера. Доступ к проезду спецтехники обеспечен. На месте ограждающего устройства установлено дополнительное оборудование, на шлагбауме установлена кнопка вызова, диспетчер через систему видеонаблюдения на данном адресе видит, что подъехала, например, пожарная машина и удаленно открывает шлагбаум, камера расположена на доме.
РЎСѓРґРѕРј исследована схема изменений РІ проект межевания территории ограниченной улицами Севастопольская, Волгоградская, Короленко Рё РїСЂ. 70 лет Октября Рі. Саранска, подготовленная РћРћРћ «Мордовское землеустроительное проектно-изыскательное предприятие «Волговят РќРРгипрозем» РІ 2016 РіРѕРґСѓ. Согласно указанной схеме, РІ СЃРїРѕСЂРЅРѕРј квартале расположена Р·РѕРЅР° многоквартирной жилой застройки. Р—РѕРЅР° центров обслуживания общественно-деловой Рё коммерческой активности Рё Р·РѕРЅР° торговли, коммерческой активности местного производства РІ указанном квартале отсутствует (Р».Рґ. 102-схема С‚. 1).
Таким образом, суд считает, что хотя у ответчика и отсутствует решение о согласовании установки шлагбаума, требования о демонтаже ограждающего устройства (шлагбаума) не подлежат удовлетворению, поскольку шлагбаум расположен на придомовой территории МКД, на земельном участке, принадлежащем собственникам МКД, решение об его установке было принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, нарушений прав третьих лиц не имеется. Судом установлено и не оспаривается сторонами, что заезд со стороны ул. Севастопольской, где установлен шлагбаум в квартал, ограниченный улицами: Севастопольская, Волгоградская, Короленко и пр. 70 лет Октября, не является единственным заездом.
РР· представленных СЃСѓРґСѓ карт СЃРїРѕСЂРЅРѕРіРѕ квартала следует (Р».Рґ.104-105 С‚.1), что вдоль РґРѕРјР° 25РђРїРѕ СѓР». Севастопольская действительно имеется РґРѕСЂРѕРіР° СЃРѕ стороны подъездов, проходящая через РїСЂРёРґРѕРјРѕРІСѓСЋ территорию многоквартирного РґРѕРјР°, которая, как следует РёР· пояснений сторон, использовалась собственниками Рё РґСЂСѓРіРёС… жилых РґРѕРјРѕРІ, для проезда Рє СЃРІРѕРёРј домам Рё выезда РЅР° СѓР». Короленко, тогда как РІ соответствии СЃ разделом 17 Правил РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ жилой Р·РѕРЅРµ запрещается СЃРєРІРѕР·РЅРѕРµ движение.
Требования данного раздела распространяются также и на дворовые территории (п.17.4 Правил).
В соответствии с п. 1 ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается, в том числе, на признании равенства участников регулируемых им отношений, свободы договора, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
В силу ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод, законных интересов.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· данной РЅРѕСЂРјС‹ процессуального права Рё СЃС‚.11 ГК Р Р¤ защите подлежит лишь нарушенное право. Таким образом, РІ СЃСѓРґРµ может быть оспорено РЅРµ любое действие или бездействие, Р° лишь то, которое нарушает конкретные права Рё законные интересы лица, обратившегося Р·Р° РёС… защитой.
Вместе с тем, указывая в иске на нарушение его прав и прав третьих лиц, истец соответствующих доказательств в суд не представил, учитывая содержащийся в Правилах дорожного движения Российской Федерации запрет на сквозной проезд автомашин в жилой зоне, отсутствие доказательств нарушения правил пожарной безопасности и градостроительных правил, наличие иного проезда к многоквартирным домам, отсутствия право ограниченного пользования (сервитута) на земельный участок, где установлен шлагбаум, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Требования о взыскании неустойки за неисполнение судебного акта, подлежат отклонению как производные от основных требований.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· изложенного, оценивая достаточность Рё взаимную СЃРІСЏР·СЊ представленных сторонами доказательств РІ РёС… совокупности, разрешая дело РїРѕ представленным доказательствам, РІ пределах заявленных требований Рё РїРѕ указанным основаниям, руководствуясь СЃС‚. 194-199 ГПК Р Р¤, СЃСѓРґ
решил:
Рсковые требования Администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Саранск Рє товариществу собственников недвижимости «Дом 25РђВ» РѕР± обязании освободить земельный участок СЃ кадастровым номером <..> РѕС‚ самовольно установленного ограждающего устройства (шлагбаума), РЅР° СЃРєРІРѕР·РЅРѕРј проезде, являющимся основным проездом Рє жилым домам, расположенным РїРѕ пер. Айвазовского, СѓР». Девятаева, РґРѕРјСѓ 25 Р‘ РїРѕ СѓР».Севастопольская Рі. Саранска, Р° также строительным площадкам внутри квартала, путем его демонтажа Рё взыскания неустойки Р·Р° неисполнение судебного акта, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия через Октябрьский районный суд г.Саранска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.С. Мамаева
Мотивированное решение изготовлено 09.07.2021
Судья Е.С. Мамаева