Решение по делу № 2-1629/2016 от 10.05.2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Тюмень,                                    10 июня 2016 года                                         дело № 2-1629/2016

Тюменский районный суд Тюменской области в составе: председательствующего судьи Шаерман Ю.В.

при секретаре Шейко Е.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степанова ФИО8, Степановой ФИО9, Степанова ФИО10 к ЗАО «Каменское», Администрации Каменского МО Тюменского района, Территориальному управлению Росимущества в Тюменской области, Департаменту имущественных отношений Тюменской области о признании права пользования жилым помещением, признании права собственности на жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Степанов В.И, Степанова Т.С., Степанов В.В. обратились в суд с иском к ЗАО «Каменское», Администрации Каменского МО Тюменского района, Территориальному управлению Росимущества в Тюменской области, Департаменту имущественных отношений Тюменской области о признании права пользования жилым помещением, признании права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> в порядке приватизации. Требования мотивированы тем, что в указанной квартире семья зарегистрирована и проживает с ДД.ММ.ГГГГ года, Степанова Т.С. с ДД.ММ.ГГГГ года работала заместителем главного бухгалтера ТОО «Каменское», на основании решения профсоюзного комитета данной организации, приказом от ДД.ММ.ГГГГ истице выделена указанная квартира. Согласно техническому плану от ДД.ММ.ГГГГ, квартира <адрес> является жилым помещением и имеет общую площадь <данные изъяты> кв.м. В соответствии с уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области отсутствуют сведения о регистрации прав на объект недвижимого имущества по адресу <адрес> Согласно справке исх. от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Администрацией Каменского МО, в реестр муниципального имущества Каменского муниципального образования квартира по адресу <адрес> не включена, что препятствует истцам в заключении договора приватизации. В соответствии со сведениями Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тюменской области, Департамента имущественных отношений Тюменской области указанный объект недвижимости не значится в реестрах государственной собственности. Согласно ст.217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. Таким образом, жилищные правоотношения между сторонами возникли в ДД.ММ.ГГГГ года, и носят длительный характер. Все это время истицей уплачивались коммунальные платежи и платежи на содержание жилья, помещение использовалось в качестве жилого, т.е. по назначению. Истцы считают, что жилищные права подлежат защите путем признания за ними право пользования жилым помещением, а также путем признания права собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации.

Истцы Степанова Т.С., Степанов В.И., Степанов В.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом через представителя (л.д. 72-74).

Представитель истцов – Дегтярева О.Н. действующая на основании: доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14, 15), исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в иске.

Представитель ответчика: Администрации Каменского МО Тюменского района Тюменской области, ЗАО «Каменское», Департамента имущественных отношений Тюменской области, Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, Администрация Каменского МО, ЗАО «Каменское», Департамент имущественных отношений Тюменской области представили в суд отзывы на исковое заявление, где не возражали против исковых требований, просили суд рассмотреть дело без участия их представителей (л.д.83-86).

    Судом, на основании ч.5 и ч.3 ст.167 ГПК РФ вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствии истцов и представителей ответчиков.

Заслушав представителя истцов, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

На основании Решения профсоюзного комитета ТОО «Каменское», согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ года Степановой Т.С. выделена квартира <адрес> (л.д.24).

На момент предоставления жилого помещения, Степанова Т.С. состояла с ТОО «Каменское» в трудовых отношениях, что подтверждается ее Трудовой книжкой (л.д.17-23).

Согласно поквартирной карточке на квартиру <адрес>, в указанной квартире истцы зарегистрированы по месту жительства: Степанова Т.С. и Степанов В.И. – с ДД.ММ.ГГГГ года, Степанов В.В. – с ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается выпиской из похозяйственной книги от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.25,26).

Суду представлены квитанции об оплате услуг по водоснабжению, вывозу мусора, электроснабжению квартиры <адрес> (л.д.30-35).

Таким образом, из представленных суду доказательств, суд пришел к выводу, что у истцов на законном основании возникло право пользования жилым помещением – <адрес> на условиях социального найма с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время.

В соответствии с уведомлениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области, сведения о регистрации прав на объект недвижимого имущества: <адрес> в данном доме - отсутствуют.

Согласно справке Администрации Каменского муниципального образования ДД.ММ.ГГГГ года в реестр муниципального имущества Каменского муниципального образования Тюменского района, <адрес> на балансе Администрации Каменского муниципального образования не состоит (л.д.29).

В соответствии со сведениями Департамента имущественных отношений Тюменской области, Администрации Тюменского муниципального района Тюменской области указанный объект недвижимости не значится в реестрах государственной и муниципальной собственности (л.д.84.85).

Согласно ст.217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В соответствии со ст.6 Закона, передача и продажа в собственность граждан жилых помещений может осуществляться в том числе предприятием или учреждением, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо в оперативное управление которого передан жилищный фонд.

Согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ года Министерства сельского хозяйства РСФСР в результате разукрупнения и укрупнения совхозов в Тюменской области был организован совхоз «Каменский», решением исполнительного комитета Тюменского районного Совета народных депутатов от 24 апреля 1991 года было зарегистрировано СПК «Каменское», товарищество с ограниченной ответственностью «Каменское», являющееся правопреемником реорганизованного сельскохозяйственного предприятия «Каменское», Приказом Администрации Тюменского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ года № ТОО «Каменское» исключено из Единого государственного реестра юридических лиц, в результате преобразования ТОО «Каменское» зарегистрировано ЗАО «Каменское» (л.д.27).

В силу ст.40 Конституции РФ никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии со ст.94, 95 Гражданского кодекса РСФСР государство являлось единственным собственником всего государственного имущества.В соответствии с п.2 ч.1 ст.7 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики», действующим до ДД.ММ.ГГГГ года, юридическим лицам принадлежит жилищный фонд, построенный или приобретенный за счет собственных средств.

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 1991 года № 86 был установлен порядок реорганизации колхозов и совхозов, согласно которому, колхозы и совхозы могут передавать в собственность сельских (поселковых) Советов народных депутатов объекты социальной сферы, жилой фонд, внутрихозяйственные дороги, системы энергообеспечения, водоснабжения, газоснабжения, телефонизации и другие объекты. Также колхозы и совхозы имели право продать или сдать в аренду жилой фонд и некоторые другие объекты социальной сферы (кроме объектов образования).

Следовательно, указанное Постановление Правительства не предусматривало оставление жилищного фонда в собственности реорганизованного сельскохозяйственного предприятия.

В п.5 ст.2 Закона Российской Федерации от 03 июля 1991 года «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» (в редакции от 05 июня 1992 года) указано, что приватизация земельного и жилищного фондов, а также социально-культурных учреждений, объектов культурного и природного наследия регулируется иными законодательными актами России и республик в ее составе.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» (признан утратившим силу с 29 марта 2003 года Указом Президента Российской Федерации от 26 марта 2003 года № 370) было установлено, что при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, в состав приватизируемого имущества не могли быть включены объекты жилищного фонда. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны были находиться в ведении администрации по месту расположения объекта.

Как следует из обстоятельства дела и сторонами не оспаривалось, здание <адрес>, построено за счет государственных средств, находилось на балансе совхоза «Каменский».

Из п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 1995 года № 2/1 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса РФ» следует, что начиная с 08 декабря 1994 года созданные ранее государственные и муниципальные предприятия обладают государственным имуществом на праве хозяйственного ведения.

В соответствии со ст.18 Закона РФ «О приватизации жилого фонда в РФ» от 04 июля 1991 года № 1521-1 при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Согласно п.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» следует, что в соответствии со ст.18 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции Закона Российской Федерации от 23 декабря 1992 года) переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.

Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах данных предприятий и учреждений и в том случае, если изменение формы собственности или ликвидация предприятий и учреждений имели место до вступления в силу ст.18 указанного Закона (в редакции Закона от 23 декабря 1992 года), поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулирующее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, а законодательством, регулировавшим приватизацию жилищного фонда, не были установлены условия, которые лишили бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого жилого помещения. Это положение не должно применяться, если правопреемники, изменившие форму собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, на свои средства построили или приобрели незаселенное жилое помещение, которое впоследствии явилось предметом спора о приватизации, в том числе и после введения в действие ст.18 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Согласно п.36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не является доказательством права собственности или законного владения.

Принимая во внимание, что здание, в котором находится спорная квартира, было построено на государственные средства, истица вселилась в квартиру не самовольно, квартира ей была предоставлена для проживания, с учетом членов семьи, с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время истица ее супруг, и сын постоянно проживают и зарегистрированы в квартире, несут бремя ее содержания, ЗАО «Каменское» в силу вышеуказанных норм законодательства не приобретено право собственности на спорный объект недвижимости, являющийся жилым помещением, суд полагает, что у истцов имеется право на приватизацию занимаемого ими жилого помещения, которое не может быть ими реализовано в порядке, установленном Законом о приватизации.

Ограничение в реализации прав на приватизацию жилых помещений обусловлено лишь наличием категорий таких жилых помещений, исчерпывающий перечень которых приведен в ст.4 Закона о приватизации.

Согласно ст.4 Закона о приватизации не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Исходя из анализа и оценки всех собранных по делу доказательств, судом не установлено вышеуказанных предусмотренных ст.4 Закона о приватизации оснований для отказа истцам в передаче занимаемого ими жилого помещения в собственность.

Истцы Степанова Т.С., Степанов В.И., Степанов В.В. иных жилых помещений в собственности не имеют, что подтверждается уведомлениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (л.д.48-52), право приватизации не использовали, что подтверждается справками ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.53-55).

В соответствии со ст.8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что иск о признании за истцами Степановой Т.С., Степановым В.И., Степановым В.В. права пользования жилым помещением и о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, в равных долях, обоснован и подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 12, 217 ГК РФ, ст.24, 94, 95 ГК РСФСР, Законом РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», ст. 3, 12, 35, 56, 67, 68, 167, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Степанова ФИО11, Степановой ФИО12, Степанова ФИО13 – удовлетворить.

Признать право пользования Степановым ФИО14, Степановой ФИО15, Степановым ФИО16 жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>

    Признать за Степановым ФИО17, Степановой ФИО18, Степановым ФИО19 право общей долевой собственности, на <данные изъяты> за каждым, в праве собственности на квартиру <адрес> в порядке приватизации.

    Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Тюменский районный суд Тюменской области.

    Мотивированное решение составлено 27 июня 2016 года.

Судья Тюменского районного

суда Тюменской области ________________ Ю.В. Шаерман    

2-1629/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Степанова Т.С.
Степанов В.В.
Степанов В.И.
Ответчики
ЗАО "Каменское"
ТУ Росимущества по ТО
Администрация Каменского МО
Департамент имущественных отношений Тюменской области
Другие
Дегтярева О.Н.
Суд
Тюменский районный суд Тюменской области
Дело на странице суда
tumensky.tum.sudrf.ru
10.05.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.05.2016Передача материалов судье
16.05.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.05.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.06.2016Подготовка дела (собеседование)
10.06.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.06.2016Судебное заседание
27.06.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.07.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее