Дело № 2-846/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«15» мая 2018 года г. Тверь
Центральный районный суд г. Твери в составе
председательствующего судьи Булыгиной Н.В.,
при секретаре Даниловой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Центрального района города Твери, действующего в защиту интересов неопределённого круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 7 г.Твери, Администрации г. Твери, Департаменту управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери, Управлению образования г. Твери о признании незаконным бездействия Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 7 г. Твери по оснащению здания устройством молниезащиты, и возложении обязанности на Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 г. Твери по установке устройства молниезащиты в здании учреждения,
у с т а н о в и л :
Прокурор Центрального района города Твери, действующий в защиту интересов неопределённого круга лиц обратился в суд с требованиями к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 7 г.Твери о возложении обязанности в срок до 01.09.2018 года установить молниезащиту в здании образовательного учреждения по адресу: г.Тверь, ул. Учительская, д.47.
В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил исковые требования, просил признать незаконным бездействие Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 7 г.Твери по оснащению здания устройством молниезащиты, расположенного по адресу: г.Тверь, ул. Учительская, д.47. и в срок до 01.09.2018 года установить устройство молниезащиты в здании образовательного учреждения по адресу: г.Тверь, ул. Учительская, д.47.
В обоснование исковых требований указано, что Прокуратурой Центрального района г.Твери осуществлена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в деятельности Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 7 г.Твери, расположенного по адресу: г.Тверь, ул.Учительская, 47.
Согласно п.2,3, ч.6 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с ч.7 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ « Об образовании» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу действующего законодательства о техническом регулировании и противопожарной безопасности, в том числе ст.20 Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности», п. 4.21 СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», здание МБДОУ детский сад № 7 г. Твери по адресу: г.Тверь, ул. Учительская, д.47. должно быть оборудовано устройством молниезащиты зданий.
Указанные требования закона образовательным учреждением не соблюдаются, в здании МБДОУ № 7 отсутствует устройство молниезащиты.
В связи с указанными обстоятельствами прокурор обратился в суд, в защиту неопределенного круга лиц, поскольку дальнейшее отсутствие устройства молниезащиты в МБДОУ № 7 нарушает права значительного неопределенного круга лиц, в том числе обучающихся в данной образовательной организации на безопасное пребывание в образовательном учреждении. Возможное наступление в будущем вредоносного результата является достаточным основанием для обращения в суд с заявлением о понуждении к совершению действий.
Определением Центрального районного суда г. Твери от 16.04.2018 года протокольно изменен процессуальный статус третьих лиц Управления образования г. Твери, Администрации г. Твери, Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери со статус соответчиков.
В судебном заседании представитель Прокурора Центрального района г.Твери по доверенности Андреев А.В. поддержал заявленные требования в полном объёме по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении, а также в возражениях на отзыв представителя Управления образования администрации г.Твери, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 7 Воронина Т.Г. в судебном заседании не согласилась с заявленными требованиями прокурора, указала, что бездействия со стороны учреждения нет, молнизащита не установлена, финансирование на устройство молниезащиты на 2018 год отсутствует.
Представитель Управления образования администрации г.Твери по доверенности Шевляков И.А. в судебном заседании возражал относительно удовлетворения заявленных требований, представил письменный отзыв на исковое заявление, который приобщен к материалам дела.
Представители Администрации г.Твери, Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации г.Твери в судебное заседание не явились, данные о надлежащем извещении указанных лиц у суда имеются, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие лиц неявившихся.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции РФ Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.
Согласно статьи 2 Конституции Российской Федерации - человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.
На основании ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При этом, под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что прокурор правомерно обратился в суд в соответствии со ст.45 ГПК РФ в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц.
Гражданское законодательство предусматривает различные способы защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Прокуратурой Центрального района г.Твери осуществлена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в деятельности Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 7 г. Твери по адресу: г.Тверь, ул. Учительская, д.47.
По результатам проведенной проверки прокурор пришел к выводу о том, что в силу действующего законодательства о техническом регулировании и противопожарной безопасности, в том числе ст.20 Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности», п. 4.21 СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», здание МБДОУ детский сад № 7 г. Твери, по адресу: г.Тверь, ул. Учительская, д.47., должно быть оборудовано устройством молниезащиты зданий.
Указанные требования закона МБДОУ детский сад № 7 г. Твери, не соблюдаются, в здании детского сада отсутствует устройство молниезащиты, что нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе воспитанников образовательной организации на безопасное пребывание в образовательном учреждении.
В связи с чем, обращаясь в суд, прокурор просит признать незаконным бездействие Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 7 г.Твери по оснащению здания устройством молниезащиты, расположенного по адресу: г.Тверь, ул. Учительская, д.47, обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 г. Твери в срок до 01.09.2018 года установить устройство молниезащиты в здании образовательного учреждения по адресу: г.Тверь, ул. Учительская, д.47.
С заявленными требованиями прокурора суд соглашается частично по следующим основаниям.
Согласно п.2,3, ч.6 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с ч.7 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ « Об образовании» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, урегулированы Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ).
В соответствии преамбулой указанного Закона обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
В силу ст. 20 Федерального закона N 69-ФЗ нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Из п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" следует, что с учетом степени риска причинения вреда минимально необходимые требования, обеспечивающие пожарную безопасность, устанавливаются в технических регламентах.
В силу ст. 5.1 Федерального закона N 184-ФЗ особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").
В исполнение названного положения Закона Правительством РФ издано постановление от 26.12.2014 N 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Так, согласно п. 66 указанного постановления обязательным является применение требований СП 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения". Разделы 1, 3, 4 (пункты 4.1 - 4.7, 4.9 - 4.10, 4.11 (за исключением абзаца второго пункта 4.11), пункты 4.12, 4.14 - 4.22, абзацы первый и второй пункта 4.23, пункты 4.24 - 4.26, 4.28 - 4.30), 5 (пункты 5.1, 5.2, 5.4 - 5.7, 5.9 - 5.13, 5.20 - 5.27, 5.32 - 5.36, 5.38 - 5.46), 6 (пункты 6.1 - 6.6, 6.8 - 6.12, 6.14 - 6.21, 6.23 - 6.28, 6.30 - 6.38, 6.40 - 6.48, 6.53 - 6.58, 6.64, 6.72, 6.77, 6.81 - 6.95), 7 (пункты 7.1 - 7.5, 7.8, 7.10 - 7.27, 7.35, 7.37 - 7.43, 7.46 - 7.49), 8 (пункты 8.1 - 8.7, абзац первый пункта 8.9, пункты 8.10, 8.11, 8.14, 8.18, 8.19, 8.21, 8.24 - 8.26, 8.28 - 8.34), 9 (пункты 9.1 - 9.5), приложение Г.
Разделом 1 СП 118.13330.2012 определен перечень основных групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяется настоящий свод правил, приведен в приложении В, в котором указаны дошкольные образовательные организации (п. 1.1.1).
При этом, в п. 4.21 СП 118.13330.2012 указано, что молниезащита зданий выполняется с учетом наличия телевизионных антенн и трубостоек телефонной сети или сети проводного вещания. Устройства молниезащиты приведены в СО 153-34.21.122-2003 Инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утв. приказом Минэнерго России от 30.06.2003 N 280.
Таким образом, действующими нормативными правовыми актами предусмотрено обязательное устройство молниезащиты зданий дошкольных образовательных организаций, с учетом требований СО 153-34.21.122-2003.
В своих возражениях представитель Управления образования Администрации г. Твери ссылается на то, что Разделом 1 Свода правил определена область применения, согласно которой настоящий свод правил распространяется на проектирование новых, реконструируемых и капитально ремонтируемых общественных зданий и сооружений. Требования настоящего свода правил распространяются также на помещения общественного назначения, встраиваемые в жилые здания и в другие объекты, соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям к общественным зданиям. На настоящий момент здание Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 7 г. Твери, расположенное по адресу: г.Тверь, ул. Учительская, д.47., принято в эксплуатацию, в здании не ведется каких-либо работ по капитальному ремонту или реконструкции. В связи с чем, требования технических регламентов, введенные в действие позже указанной даты, не могут применяться к спорным правоотношениям.
Однако, суд согласиться с утверждением представителя Управления образования администрации г. Твери не может и считает, что доводы являются несостоятельным, поскольку нормативные правовые акты, регулирующие обеспечение безопасности зданий на дату ввода в эксплуатацию здания школы предусматривали устройство молниезащиты зданий и сооружений. Так, постановлением Госстроя СССР от 22 июня 1977 года утверждена Инструкция по проектированию и устройству молниезащиты зданий и сооружений, СН 305-77.
Требования указанной инструкции должны были выполняться при проектировании и устройстве молниезащиты новых, реконструируемых и расширяемых зданий и сооружений. Требования инструкции не распространялись на проектирование и устройство молниезащиты электростанций, электрических подстанций и воздушных линий электропередачи, контактных сетей, радио и телевизионных антенн, телеграфных, телефонных и радиотрансляционных линий, а также зданий и сооружений, эксплуатация которых связана с применением, производством или хранением взрывчатых веществ (п. 1.1 Инструкции).
Таким образом, при строительстве и проектировании здания детского сада подлежали установке молниезащитные устройства в соответствии с действующим в тот период времени законодательством.
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что наличие молниезащитных устройств на здании детского сада, выполненных в соответствии с СН 305-77, отсутствуют.
При этом, несмотря на то, что Инструкция по устройству молниезащиты зданий, утвержденная приказом Минэнерго России от 30.06.2003 N 280, СО 153034.21.122-2003, к спорным отношениям неприменима, однако, названное обстоятельство в силу действующего законодательства о техническом регулировании и противопожарной безопасности, в том числе ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", п. 4.21 СП 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения", не освобождает ответчика от устройства молниезащиты в здании Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 63 г. Твери.
Суд также обращает внимание на тот факт, что здание детского сада эксплуатируется с 1969 года, ремонт кровли был произведен в 2012 году, установка молниезащитного устройства не планируется в настоящее время поскольку отсутствует финансирование, несмотря на то обстоятельбство, что Свод правил СП 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", утвержденная приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 года № 635/10, действует с 01 января 2013 года.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что правовые основания для возложения обязанности на Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 г. Твери в срок до 31.12.2018 года по установке устройства молниезащиты в здании образовательного учреждения по адресу: г.Тверь, ул. Учительская,д.47, имеются. Исполнение работ по устройству молниезащиты в срок до 31.12.2018 года вместо 01.09.2018 года суд считает разумным. Указанную обязанность должно исполнить именно образовательное учреждение - МБДОУ детский сад № 7 г. Твери, в связи с чем в удовлетворении требований к Администрации г. Твери, Департаменту управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери, Управлению образования г. Твери о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по установке молнизащиты необходимо отказать.
С доводами прокурора в части признания незаконным бездействия Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 7 г. Твери по оснащению здания устройством молниезащиты, расположенного по адресу: г.Тверь, ул. Учительская, д.47, суд также соглашается, поскольку доказательств тому, что администрация МБДОУ детский сад № 7г. Твери обращалась в специализированные организации по заключению договора на выполнение работ по монтажу молниезащиты в здании детского сада, или иные организации, суду не представлено, несмотря на то, установка молнизащиты является обязательной. Поэтому бездействие МБДОУ детский сад № 7 г. Твери в неоснащении здания детского сада молниезащитным устройством нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе обучающихся(воспитанников) образовательного учреждения, на безопасное пребывание в образовательном учреждении.
При таких обстоятельствах, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования Прокурора Центрального района города Твери, действующего в защиту интересов неопределённого круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 7 г. Твери о признании незаконным бездействия Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 7 г. Твери по оснащению здания устройством молниезащиты, и возложении обязанности на Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 г. Твери по установке устройства молниезащиты в здании учреждения, расположенного по адресу: г.Тверь, ул. Учительская, д.47, являются законными, обоснованным и подлежащими удовлетворению.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Центрального района г. Твери удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 7 г. Твери в связи с неоснащением здания устройством молниезащиты по адресу г.Тверь, ул.Учительская, д. 47.
Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 г.Твери в срок до 31.12.2018 года установить устройство молниезащиты в здании образовательного учреждения по адресу: г.Тверь, ул.Учительская, 47.
В удовлетворении исковых требований прокурора Центрального района г. Твери к Администрации г. Твери, Департаменту управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери, Управлению образования г. Твери о признании незаконным бездействия и возложении обязанности в срок до 01.09.2018 года по установке устройства молниезащиты в здании общеобразовательного учреждения по адресу: г.Тверь,ул.Учительская, 47 - отказать.
По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Центральный районный суд г. Твери в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.В.Булыгина
Мотивированное решение суда составлено 18 мая 2018 года.