Решение по делу № 2-2711/2024 от 06.05.2024

Дело № 2-2711/2024

24RS0013-01-2024-002352-30

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 сентября 2024 года п. Емельяново

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего – судьи Адиканко Л.Г.

при секретаре Коноваловой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело исковому заявлению заместителя прокурора Емельяновского района в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации Емельяновского района Красноярского края, МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края», ФИО2, ФИО3 о признании постановления незаконным, признании договора аренды земельного участка недействительным, применении последствий недействительности сделки,

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель прокурора Емельяновского района Красноярского края, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации, обратился в суд с иском к ФИО2, ФИО3, администрации <адрес>, МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» (далее по тексту - МКУ «УправЗем»), в котором просил о признании недействительным в силу ничтожности договора аренды земельного участка с кадастровым номером 24:11:0270004:567, расположенного по адресу: <адрес>, д. Минино, договора о переуступке права аренды земельного участка, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и ФИО3; просил о применении последствий недействительности сделки в виде прекращения права аренды ФИО3 на данный земельный участок; просил признать незаконным постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ФИО2 указанного земельного участка.

Требования иска мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию <адрес> поступило заявление ФИО2 о предоставлении земельного участка в аренду для целей выпаса сельскохозяйственного скота. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 в аренду без проведения торгов предоставлен земельный участок с кадастровым номером 24:11:0270004:567 категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – животноводство. ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> и ФИО2 заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка. В дальнейшем, между ФИО2 и ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ заключен договор переуступки права аренды земельного участка с кадастровым номером 24:11:0270004:567 по договору от ДД.ММ.ГГГГ. Указанный договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ является недействительной сделкой, поскольку заключен без проведения торгов, с нарушением публичной процедуры и публичных интересов. Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). При этом максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз (пункт 5 статьи 4 Закона № 112-ФЗ). В соответствии с ч. 3 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ 7-2542 «О регулировании земельных отношений в <адрес>» максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 2,5 га. Площадь земельного участка, предоставленного в аренду ФИО2, а после переуступленного ФИО3, составляет 95810 кв.м., что превышает максимальную площадь участков, предоставляемых гражданам для обеспечения личного хозяйства.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО6 требования иска поддержала в полном объеме, в обоснование заявленных требований привела доводы, аналогичные содержащимся в иске.

В судебное заседание ответчики ФИО3 и ФИО2, представители администрации <адрес> и МКУ «УправЗем» не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.

Представитель третьего лица - Управления Росреестра по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.

С учетом мнения помощника прокурора, руководствуясь ст.ст. 233, 167 ГПК РФ, суд нашел возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, в том числе, в отсутствие ответчиков, в порядке заочного производства.

Выслушав помощника прокурора и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Отношения по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулированы главой V.I Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), в соответствии с положениями которой предоставление таких земельных участков осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции (статья 39.2), в том числе на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду (подпункт 3 пункта 1 статьи 39.1).

Из статьи 39.2 ЗК РФ следует, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 данного Кодекса.

По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.

Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов определены положениями пункта 2 статьи 39.6 названного Кодекса, согласно которой договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления, в частности, земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства (пп. 19).

В силу подп.12. п.8 ст.39.8 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок не более чем три года в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества.

Пунктом 1 ст. 39.20 ЗК РФ определено, что если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Статьей 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» определено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 1).

В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства (п.2 ст.2).

На основании ст. 4 данного Федерального закона для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок) (п.1).

Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов (п.2).

Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений (п.3).

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством (п.4).

Согласно п. 3 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О регулировании земельных отношений в <адрес>», максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 2,5 га.

Согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ), сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

В соответствии с пунктом 2 статьи 168 ГК РФ, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Статьей 167 ГК РФ предусмотрено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (пункт 1).

Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 24:11:0270004:567 площадью 95810 кв.м. для целей выпаса сельскохозяйственных животных (л.д.13).

Постановлением и.о. главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером 24:11:0270004:567 постановлено предоставить ФИО2 в аренду без проведения торгов (л.д.16 оборот), и ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> в лице МКУ «УправЗем» и ФИО2 заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером 24:11:0270004:567 общей площадью 95810 кв.м. с видом разрешенного использования - животноводство, сроком на 3 года (л.д. 14-15); государственная регистрация права аренды ФИО2 на объект осуществлена органами Росреестра ДД.ММ.ГГГГ, что следует из отметки на тексте договора аренды (л.д.15- оборот).

Таким образом, договор аренды земельного участка кадастровым номером 24:11:0270004:567 общей площадью 95810 кв.м. категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – животноводство, заключен без проведения торгов.

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и ФИО3 заключен договор переуступки права аренды земельного участка с кадастровым номером 24:11:0270004:567, по условиям которого ФИО2 передал ФИО3 права и обязанности, предусмотренные договором аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19-20).

Государственная регистрация права аренды ФИО3 на спорный объект осуществлена органами Росреестра ДД.ММ.ГГГГ, что следует из выписки из ЕГРН (л.д.21-30).

По данным МИФНС , на момент заключения договора аренды – ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 главой крестьянского (фермерского) хозяйства не являлся, в качестве индивидуального предпринимателя зарегистрирован не был (л.д.60).

Установив вышеприведенные обстоятельства, и проверяя состоятельность доводов истца, суд учитывает, что отношения, возникающие в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства регулируются в частности, Федеральным законом «О личном подсобном хозяйстве», в соответствии с которым личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

В силу п. п. 1, 2 и 3 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Исходя из положений ст. 4 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве», максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га.

Частью 5 ст. 4 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» установлено, что максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз.

Таким образом, в качестве исключения из общего правила о предоставлении земельных участков по результатам аукциона, предусмотрена возможность предоставления в аренду земельных участков без проведения торгов гражданам для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельных участков, расположенных за границами населенного пункта, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, то есть, не в целях осуществления предпринимательской деятельности, а в целях обеспечения личных потребностей граждан, ведения ими личного подсобного хозяйства.

В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , земли сельскохозяйственного назначения предназначены для ведения сельского хозяйства.

Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя, в том числе, сенокошение (1.19), выпас сельскохозяйственных животных (1.20) и являются видами сельскохозяйственного использования земельных участков.

В действующем с ДД.ММ.ГГГГ Классификаторе видов разрешенного использования земельных участков, утвержденном приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ № П/0412, наименование указанных выше видов разрешенного использования земельного участка и их коды не изменены.

Из совокупности вышеуказанных положений следует, что максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, на территории <адрес> устанавливается в размере 2,5 га.

Данные требования обусловлены целевым назначением указанных земельных участков, призванным удовлетворить исключительно личные потребности граждан, реализация которых не связана с ведением сельского хозяйства в значительных объемах и на больших площадях земли, характерным для коммерческой деятельности.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях отмечал, что федеральный законодатель, будучи связанным конституционными принципами справедливости и равенства прав граждан, обладает достаточно широкой дискрецией при определении конкретных механизмов предоставления гражданам земли, в том числе при установлении условий и оснований, при которых земельные участки должны предоставляться исключительно на торгах. Предоставление земельного участка (прав аренды) на конкурсной основе обеспечивает справедливое и открытое распределение объектов публичной собственности. Соответствующие полномочия в данной сфере регулирования в силу статей 72 (пункты «в», «к» части 1) и 76 (часть 2) Конституции Российской Федерации предоставлены субъектам Российской Федерации (определения от ДД.ММ.ГГГГ N 1584-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 366-О и от ДД.ММ.ГГГГ N 1549-О).

Принимая во внимание, что установление максимального размера общей площади земельных участков, предоставленных гражданам для ведения личного подсобного хозяйства направлено на обеспечение гарантий справедливого распределения участков между гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, оценивая представленные доводы и доказательства, суд приходит к выводу, что договор арендыземельного участка от 10.02.2022заключен в нарушение требований действующего законодательства, поскольку предоставленный ФИО2 земельный участок имеет площадь 9,5 га, тем самым, значительно превышает установленный <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О регулировании земельных отношений в <адрес>», максимальный размер, что позволило ФИО2, а затем ФИО3, использовать участок не для ведения личного подсобного хозяйства, а для ведения коммерческой деятельности.

ФИО2, не являясь главой крестьянского (фермерского) хозяйства, не вправе был претендовать на земельный участок площадью 9,5 га в связи с максимально установленным законом размером участка для ведения личного подсобного хозяйства - 2,5 га.

Установив, что при заключении 10.02.2022между администрацией <адрес> и ФИО2 договора аренды нарушены требования земельного законодательства о предоставлении земельного участка для ведения выпаса сельскохозяйственных животных в аренду без проведения торгов, а именно, в аренду предоставлен земельный участок площадью, превышающей 2,5 га, данный договор аренды, а также договор уступки прав такой аренды, является ничтожной сделкой, нарушающей требования закона и посягающей на публичные интересы, и земельный участок подлежит возврату в распоряжение органа местного самоуправления.

Согласно подп. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ земельный участок предоставляется гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, то есть, не в целях осуществления предпринимательской деятельности, а в целях обеспечения личных потребностей граждан, ведения ими личного подсобного хозяйства.

Если земельный участок предоставлялся не для ведения личного подсобного хозяйства, то порядок предоставления ФИО2 земельного участка противоречит указанной норме права, направленной на предоставление земельных участков для целей, не связанных с ведением коммерческой деятельности.

В случае предоставления земельного участка для ведения предпринимательской деятельности, такой земельный участок должен предоставляться в аренду на основании подп. 15 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ с соблюдением требований, установленных ст. 39.18 ЗК РФ.

При установленных обстоятельствах действия администрации <адрес> по вынесению постановления от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении спорного земельного участка ФИО2, издано с нарушением вышеприведенных правовых норм, в связи с чем является незаконным.

Исходя из совокупности установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и представленных доказательств, суд приходит к выводу, что оспариваемый прокурором договор аренды земельного участка заключен в нарушение законодательства, что влечет нарушение прав государства, установленного правопорядка, прав неопределенного круга лиц, которые могли бы претендовать на пользование участком, в связи с чем находит требования истца подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 144 ГПК РФ обеспечение иска может быть отменено тем же судьей или судом по заявлению лиц, участвующих в деле, либо по инициативе судьи или суда.

Принимая во внимание позицию истца, суд полагает необходимым отменить обеспечительные меры, принятые определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку данные обеспечительные меры будут препятствовать исполнению решения суда по вступлении его в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования заместителя прокурора Емельяновского района в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации удовлетворить.

Признать незаконным постановление администрации Емельяновского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ФИО2 в аренду земельного участка.

Признать недействительным договор от ДД.ММ.ГГГГ аренды земельного участка с кадастровым номером 24:11:0270004:567, категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – животноводство, расположенного по адресу: <адрес>, д. Минино, заключенный между администрацией Емельяновского района Красноярского края и ФИО2, а также договор уступки права аренды указанного земельного участка, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и ФИО3.

Прекратить право аренды ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером 24:11:0270004:567, категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – животноводство, расположенный по адресу: <адрес>, д. Минино; вернуть указанный земельный участок в распоряжение органа местного самоуправления.

По вступлении настоящего решения в законную силу, отменить меры по обеспечению иска, принятые по делу определением Емельяновского районного суда Красноярского края от 07 мая 2024 года.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда. Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий: подпись.

КОПИЯ ВЕРНА.

Судья Емельяновского районного суда Л.Г. Адиканко

Дело № 2-2711/2024

24RS0013-01-2024-002352-30

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 сентября 2024 года п. Емельяново

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего – судьи Адиканко Л.Г.

при секретаре Коноваловой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело исковому заявлению заместителя прокурора Емельяновского района в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации Емельяновского района Красноярского края, МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края», ФИО2, ФИО3 о признании постановления незаконным, признании договора аренды земельного участка недействительным, применении последствий недействительности сделки,

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель прокурора Емельяновского района Красноярского края, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации, обратился в суд с иском к ФИО2, ФИО3, администрации <адрес>, МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» (далее по тексту - МКУ «УправЗем»), в котором просил о признании недействительным в силу ничтожности договора аренды земельного участка с кадастровым номером 24:11:0270004:567, расположенного по адресу: <адрес>, д. Минино, договора о переуступке права аренды земельного участка, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и ФИО3; просил о применении последствий недействительности сделки в виде прекращения права аренды ФИО3 на данный земельный участок; просил признать незаконным постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ФИО2 указанного земельного участка.

Требования иска мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию <адрес> поступило заявление ФИО2 о предоставлении земельного участка в аренду для целей выпаса сельскохозяйственного скота. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 в аренду без проведения торгов предоставлен земельный участок с кадастровым номером 24:11:0270004:567 категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – животноводство. ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> и ФИО2 заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка. В дальнейшем, между ФИО2 и ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ заключен договор переуступки права аренды земельного участка с кадастровым номером 24:11:0270004:567 по договору от ДД.ММ.ГГГГ. Указанный договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ является недействительной сделкой, поскольку заключен без проведения торгов, с нарушением публичной процедуры и публичных интересов. Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). При этом максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз (пункт 5 статьи 4 Закона № 112-ФЗ). В соответствии с ч. 3 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ 7-2542 «О регулировании земельных отношений в <адрес>» максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 2,5 га. Площадь земельного участка, предоставленного в аренду ФИО2, а после переуступленного ФИО3, составляет 95810 кв.м., что превышает максимальную площадь участков, предоставляемых гражданам для обеспечения личного хозяйства.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО6 требования иска поддержала в полном объеме, в обоснование заявленных требований привела доводы, аналогичные содержащимся в иске.

В судебное заседание ответчики ФИО3 и ФИО2, представители администрации <адрес> и МКУ «УправЗем» не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.

Представитель третьего лица - Управления Росреестра по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.

С учетом мнения помощника прокурора, руководствуясь ст.ст. 233, 167 ГПК РФ, суд нашел возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, в том числе, в отсутствие ответчиков, в порядке заочного производства.

Выслушав помощника прокурора и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Отношения по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулированы главой V.I Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), в соответствии с положениями которой предоставление таких земельных участков осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции (статья 39.2), в том числе на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду (подпункт 3 пункта 1 статьи 39.1).

Из статьи 39.2 ЗК РФ следует, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 данного Кодекса.

По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.

Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов определены положениями пункта 2 статьи 39.6 названного Кодекса, согласно которой договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления, в частности, земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства (пп. 19).

В силу подп.12. п.8 ст.39.8 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок не более чем три года в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества.

Пунктом 1 ст. 39.20 ЗК РФ определено, что если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Статьей 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» определено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 1).

В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства (п.2 ст.2).

На основании ст. 4 данного Федерального закона для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок) (п.1).

Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов (п.2).

Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений (п.3).

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством (п.4).

Согласно п. 3 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О регулировании земельных отношений в <адрес>», максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 2,5 га.

Согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ), сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

В соответствии с пунктом 2 статьи 168 ГК РФ, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Статьей 167 ГК РФ предусмотрено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (пункт 1).

Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 24:11:0270004:567 площадью 95810 кв.м. для целей выпаса сельскохозяйственных животных (л.д.13).

Постановлением и.о. главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером 24:11:0270004:567 постановлено предоставить ФИО2 в аренду без проведения торгов (л.д.16 оборот), и ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> в лице МКУ «УправЗем» и ФИО2 заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером 24:11:0270004:567 общей площадью 95810 кв.м. с видом разрешенного использования - животноводство, сроком на 3 года (л.д. 14-15); государственная регистрация права аренды ФИО2 на объект осуществлена органами Росреестра ДД.ММ.ГГГГ, что следует из отметки на тексте договора аренды (л.д.15- оборот).

Таким образом, договор аренды земельного участка кадастровым номером 24:11:0270004:567 общей площадью 95810 кв.м. категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – животноводство, заключен без проведения торгов.

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и ФИО3 заключен договор переуступки права аренды земельного участка с кадастровым номером 24:11:0270004:567, по условиям которого ФИО2 передал ФИО3 права и обязанности, предусмотренные договором аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19-20).

Государственная регистрация права аренды ФИО3 на спорный объект осуществлена органами Росреестра ДД.ММ.ГГГГ, что следует из выписки из ЕГРН (л.д.21-30).

По данным МИФНС , на момент заключения договора аренды – ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 главой крестьянского (фермерского) хозяйства не являлся, в качестве индивидуального предпринимателя зарегистрирован не был (л.д.60).

Установив вышеприведенные обстоятельства, и проверяя состоятельность доводов истца, суд учитывает, что отношения, возникающие в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства регулируются в частности, Федеральным законом «О личном подсобном хозяйстве», в соответствии с которым личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

В силу п. п. 1, 2 и 3 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Исходя из положений ст. 4 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве», максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га.

Частью 5 ст. 4 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» установлено, что максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз.

Таким образом, в качестве исключения из общего правила о предоставлении земельных участков по результатам аукциона, предусмотрена возможность предоставления в аренду земельных участков без проведения торгов гражданам для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельных участков, расположенных за границами населенного пункта, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, то есть, не в целях осуществления предпринимательской деятельности, а в целях обеспечения личных потребностей граждан, ведения ими личного подсобного хозяйства.

В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , земли сельскохозяйственного назначения предназначены для ведения сельского хозяйства.

Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя, в том числе, сенокошение (1.19), выпас сельскохозяйственных животных (1.20) и являются видами сельскохозяйственного использования земельных участков.

В действующем с ДД.ММ.ГГГГ Классификаторе видов разрешенного использования земельных участков, утвержденном приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ № П/0412, наименование указанных выше видов разрешенного использования земельного участка и их коды не изменены.

Из совокупности вышеуказанных положений следует, что максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, на территории <адрес> устанавливается в размере 2,5 га.

Данные требования обусловлены целевым назначением указанных земельных участков, призванным удовлетворить исключительно личные потребности граждан, реализация которых не связана с ведением сельского хозяйства в значительных объемах и на больших площадях земли, характерным для коммерческой деятельности.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях отмечал, что федеральный законодатель, будучи связанным конституционными принципами справедливости и равенства прав граждан, обладает достаточно широкой дискрецией при определении конкретных механизмов предоставления гражданам земли, в том числе при установлении условий и оснований, при которых земельные участки должны предоставляться исключительно на торгах. Предоставление земельного участка (прав аренды) на конкурсной основе обеспечивает справедливое и открытое распределение объектов публичной собственности. Соответствующие полномочия в данной сфере регулирования в силу статей 72 (пункты «в», «к» части 1) и 76 (часть 2) Конституции Российской Федерации предоставлены субъектам Российской Федерации (определения от ДД.ММ.ГГГГ N 1584-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 366-О и от ДД.ММ.ГГГГ N 1549-О).

Принимая во внимание, что установление максимального размера общей площади земельных участков, предоставленных гражданам для ведения личного подсобного хозяйства направлено на обеспечение гарантий справедливого распределения участков между гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, оценивая представленные доводы и доказательства, суд приходит к выводу, что договор арендыземельного участка от 10.02.2022заключен в нарушение требований действующего законодательства, поскольку предоставленный ФИО2 земельный участок имеет площадь 9,5 га, тем самым, значительно превышает установленный <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О регулировании земельных отношений в <адрес>», максимальный размер, что позволило ФИО2, а затем ФИО3, использовать участок не для ведения личного подсобного хозяйства, а для ведения коммерческой деятельности.

ФИО2, не являясь главой крестьянского (фермерского) хозяйства, не вправе был претендовать на земельный участок площадью 9,5 га в связи с максимально установленным законом размером участка для ведения личного подсобного хозяйства - 2,5 га.

Установив, что при заключении 10.02.2022между администрацией <адрес> и ФИО2 договора аренды нарушены требования земельного законодательства о предоставлении земельного участка для ведения выпаса сельскохозяйственных животных в аренду без проведения торгов, а именно, в аренду предоставлен земельный участок площадью, превышающей 2,5 га, данный договор аренды, а также договор уступки прав такой аренды, является ничтожной сделкой, нарушающей требования закона и посягающей на публичные интересы, и земельный участок подлежит возврату в распоряжение органа местного самоуправления.

Согласно подп. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ земельный участок предоставляется гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, то есть, не в целях осуществления предпринимательской деятельности, а в целях обеспечения личных потребностей граждан, ведения ими личного подсобного хозяйства.

Если земельный участок предоставлялся не для ведения личного подсобного хозяйства, то порядок предоставления ФИО2 земельного участка противоречит указанной норме права, направленной на предоставление земельных участков для целей, не связанных с ведением коммерческой деятельности.

В случае предоставления земельного участка для ведения предпринимательской деятельности, такой земельный участок должен предоставляться в аренду на основании подп. 15 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ с соблюдением требований, установленных ст. 39.18 ЗК РФ.

При установленных обстоятельствах действия администрации <адрес> по вынесению постановления от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении спорного земельного участка ФИО2, издано с нарушением вышеприведенных правовых норм, в связи с чем является незаконным.

Исходя из совокупности установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и представленных доказательств, суд приходит к выводу, что оспариваемый прокурором договор аренды земельного участка заключен в нарушение законодательства, что влечет нарушение прав государства, установленного правопорядка, прав неопределенного круга лиц, которые могли бы претендовать на пользование участком, в связи с чем находит требования истца подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 144 ГПК РФ обеспечение иска может быть отменено тем же судьей или судом по заявлению лиц, участвующих в деле, либо по инициативе судьи или суда.

Принимая во внимание позицию истца, суд полагает необходимым отменить обеспечительные меры, принятые определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку данные обеспечительные меры будут препятствовать исполнению решения суда по вступлении его в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования заместителя прокурора Емельяновского района в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации удовлетворить.

Признать незаконным постановление администрации Емельяновского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ФИО2 в аренду земельного участка.

Признать недействительным договор от ДД.ММ.ГГГГ аренды земельного участка с кадастровым номером 24:11:0270004:567, категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – животноводство, расположенного по адресу: <адрес>, д. Минино, заключенный между администрацией Емельяновского района Красноярского края и ФИО2, а также договор уступки права аренды указанного земельного участка, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и ФИО3.

Прекратить право аренды ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером 24:11:0270004:567, категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – животноводство, расположенный по адресу: <адрес>, д. Минино; вернуть указанный земельный участок в распоряжение органа местного самоуправления.

По вступлении настоящего решения в законную силу, отменить меры по обеспечению иска, принятые по делу определением Емельяновского районного суда Красноярского края от 07 мая 2024 года.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда. Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий: подпись.

КОПИЯ ВЕРНА.

Судья Емельяновского районного суда Л.Г. Адиканко

2-2711/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
прокуратура Емельяновского района Красноярского края
Ответчики
Волков Владислав Олегович
Администрация Емельяновского района Красноярского края
Демидов Евгений Александрович
Муниципальное казенное учреждение "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края"
Другие
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю
Суд
Емельяновский районный суд Красноярского края
Судья
Адиканко Лариса Геннадьевна
Дело на странице суда
emel.krk.sudrf.ru
06.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.05.2024Передача материалов судье
07.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.05.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
15.07.2024Предварительное судебное заседание
15.07.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
03.09.2024Предварительное судебное заседание
03.09.2024Судебное заседание
08.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее