Решение по делу № 2а-56/2016 (2а-6466/2015;) от 03.07.2015

Дело а-56/2016

11 апреля 2016 года                  город Архангельск

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Саблиной Е.А.,

при секретаре Кузнецовой Н.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное исковое заявление

заместителя прокурора города Архангельска к

администрации муниципального образования «город Архангельск» о признании незаконным разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, выданное мэрией города Архангельска обществу с ограниченной ответственностью «ТНС» на строительство объекта капитального строительства «Многоэтажный жилой дом со встроенными помещениями общественного назначения и подземной автостоянкой», расположенного по адресу: город Архангельск, <адрес>, <адрес>,

при участии в судебном заседании помощника прокурора города Архангельска Д, представителя Правительства Архангельской области по доверенности И, представителя Администрации муниципального образования «город Архангельск» по доверенности Б, представителя заинтересованного лица ООО «ТНС» Р, представителя заинтересованных лиц К, К, Б по ордеру Н, представителя заинтересованных лиц И, Ж по ордеру М,

В судебное заседание не явились: представитель министерства культуры Архангельской области, Г, Ж, Е, Н, Д, Б, С, Л, Р, И, И, Б, К, К, С, Р, Ч, Ш, В, М, Н, М, Б, П, П(извещены),

установил:

заместитель прокурора города Архангельска обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «город Архангельск» о признании незаконным разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, выданное мэрией города Архангельска обществу с ограниченной ответственностью «ТНС» на строительство объекта капитального строительства «Многоэтажный жилой дом со встроенными помещениями общественного назначения и подземной автостоянкой», расположенного по адресу: город Архангельск, <адрес> <адрес>, <адрес>.

В обоснование иска указал, что согласно приложению № 2 к постановлению Правительства Архангельской области от 18.11.2014 № 460-пп в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия ЗРЗ-1 устанавливаются предельные параметры высоты зданий и сооружений до 15 м. В соответствии с п. 2.1 приложения № 2 к данному нормативному акту разрешается строительство зданий в максимальной высотой в пределах трех - четырех этажей высотой по 3,5 м. Земельный участок с кадастровым номером по адресу: город Архангельск, <адрес> <адрес> находится в пределах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия ЗРЗ-1. Соответственно, разрешение на строительство многоквартирного 10 этажного жилого дома на данном участке противоречит требованиям законодательства.

В судебном заседании помощник прокурора города Архангельска Д заявленные требования и доводы в их обоснование поддержала в полном объеме.

Представитель Правительства Архангельской области по доверенности И просила заявленные требования удовлетворить.

Представитель Администрации муниципального образования «город Архангельск» по доверенности Б в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился по основаниям, изложенным в отзыве.

Представитель заинтересованного лица ООО «ТНС» Р просил в удовлетворении заявления отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Представитель заинтересованных лиц К, К, Б по ордеру Н, а также М представитель заинтересованных лиц И, Ж просили в удовлетворении заявления отказать.

Представитель министерства культуры Архангельской области, Г, Ж, Е, Н, Д, Б, С, Л, Р, И, И, Б, К, К, С, Р, Ч, Ш, В, М, Н, М, Б, П, П о месте и времени проведения судебного заседания извещались по месту жительства (нахождения), не явились.

Определением суда дело рассмотрено при данной явке.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, материалы дела , приходит к следующему.

На основании положений ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов … неопределенного круга лиц …

На основании ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, … прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 25 Постановления от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

ООО «ТНС» является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: Архангельская область, г. Архангельск, округ Ломоносовский, <адрес> на основании договора купли - продажи от 21.05.2014 № 65, акта приема - передачи от 03.06.2014, в подтверждение чего выдано свидетельство о государственной регистрации права от 11.07.2014 (т. 1 л. д. 42).

В соответствии с п. 1 ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительствона своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

Статьей 40 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Материалами дела подтверждается, что мэрия города Архангельска ДД.ММ.ГГГГ выдала обществу с ограниченной ответственностью «ТНС» разрешение на строительство № объекта капитального строительства «Многоэтажный жилой дом со встроенными помещениями общественного назначения и подземной автостоянкой» в соответствии с проектной документацией ООО «Архитектура и дизайн», общая площадь земельного участка -2 291,0 кв. м., площадь застройки -961 кв. м., этажность - 9, на земельном участке с кадастровым номером по адресу: г. Архангельск, <адрес>.

Получив разрешение не строительство, ООО «ТСН» заключил договоры участия в долевом строительстве с Г, С, Д, Е, К, И, И, С, Ш, Н, Ч, Р, Б, К, Ж, В, Р, П, Б, П, Н, М, М, зарегистрированные в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Земельный участок и строящийся на нем многоквартирный дом находятся в залоге, ограничение установлено на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что усматривается из выписки от ДД.ММ.ГГГГ .

Порядок выдачи разрешенийнастроительство определен статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с требованиями которой разрешениенастроительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка по заявлению застройщика, представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт с учетом надежности и безопасности таких объектов.

В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи … орган местного самоуправления…

Исходя из положений ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации к заявлению о выдаче разрешения на строительство рассматриваемого объекта должны быть приложены: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории; материалы, содержащиеся в проектной документации: пояснительная записка; схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; схемы, отображающие архитектурные решения; сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; проект организации строительства объекта капитального строительства; проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей; положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса); копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.

Документы, указанные в п. 1 ч. 7 настоящей статьи, направляются заявителем самостоятельно, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в ч. 7 и 9 настоящей статьи документов. Документы, предусмотренные ч. 7 и 9 настоящей статьи, могут быть направлены в электронной форме.

Положениями п. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 22.11.2010 № 305-ФЗ) установлено, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Пунктом 13 указанной статьи (в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 210-ФЗ, от 22.11.2010 N 305-ФЗ, от 20.03.2011 N 41-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ) установлено, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных ч. 7 и 9 настоящей статьи или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Системное толкование приведенных положений закона позволяет прийти к выводу, что разрешение на строительство, как итоговый документ, предваряющий начало фактических работ по развитию предполагаемой к застройке территории, должен быть основан на законных и действующих разрешительных документах, в том числе градостроительном плане застраиваемого земельного участка.

К заявлению о выдаче разрешения на строительства среди прочих документов был приложен градостроительный план № RU2930100 земельного участка, расположенного в Ломоносовском территориальном округе г. Архангельска по <адрес>, <адрес>, для размещения многоэтажного жилого дома с помещениями административного назначения, утвержденный распоряжением мэрии города Архангельска от 19.12.2014 № 4578р.

Согласно данному документу земельный участок находится к многофункциональной зоне объектов жилой и общественно-деловой застройки (кодовое обозначение зоны - ДО-05-2-21) согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «город Архангельск», утвержденным решением Архангельской городской Думы от 13.12.2012 № 516.

Основные виды разрешенного использования: земельные участки предназначенные в том числе для строительства малоэтажных многоквартирных домов; многоэтажных жилых домов.

При этом, п. 2.2.2. и 2.2.3. градостроительного плана указано предельное количество этажей надземной части - 10; максимальный процент индивидуальной жилой застройки в границах земельного участка 40%.

Распоряжение мэрии города Архангельска от 19.12.2014 № 4578р «Об утверждении градостроительного плана земельного участка, расположенного в Ломоносовском территориальном округе г. Архангельска по <адрес>» в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ оспорено не было. Вместе с тем, законность данного распоряжения, а также утвержденного им градостроительного плана земельного участка суд оценивает по правилам главы 6 КАС РФ как одного из доказательств по делу.

Правила землепользования и застройки муниципального образования «город Архангельск» утверждены решением Архангельской городской Думы от 13.12.2012 N 516 (далее Правила землепользования и застройки).

Архангельская городская Дума 26.11.2014 приняла решение № 190 «О внесении изменений и дополнений в правила землепользования и застройки муниципального образования «город Архангельск» (далее - Решение № 190).

Подпунктом «б» п. 30 Решения № 190 в главе 12 «Карта градостроительного зонирования Ломоносовского, Октябрьского территориальных округов города Архангельска» Правил землепользования и застройки изменены границы территориальной зоны ДО-05-2-8 путем образования общественно-деловой зоны ДО-05-2-21.

Утвержден градостроительный регламент для данной зоны, в частности абз. 7 п.п. «б» п. 30 Решения № 190 отнёс к основным видам разрешенного использования для данной зоны следующий вид: земельные участки, предназначенные для размещения многоэтажных жилых домов.

Положения абзаца 19 п.п. «б» п. 30 Решения № 190 установили, что количество этажей наземной части вновь строящихся или реконструируемых зданий, строений, сооружений в данной территориальной зоне не должно превышать 10.

Вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда города Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ по делу , с учетом изменений, внесенных апелляционным определением Архангельского областного суда от 08.02.2016 признаны недействующими с 12.12.2014 абзацы 7, 19 подпункта «б» п. 30 решения Архангельской городской Думы от 26.11.2014 № 190 «О внесении изменений и дополнений в правила землепользования и застройки муниципального образования «город Архангельск».

Доводы административного ответчика о том, что в результате отсутствуют ограничения по этажности строящихся в данной зоне зданий, суд не принимает.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации урегулированы Федеральным Законом № 73-ФЗ от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон № 73-ФЗ).

В силу указания ст. 3 Закона № 73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

На основании положений ст. 34 Закона № 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.

Охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.

Границы зон охраны объектов культурного наследия, в том числе границы объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), особые режимы использования земель в границах территорий данных зон и требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 22.10.2014 № 315-ФЗ).

Порядок разработки проекта зон охраны объекта культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 22.10.2014 N 315-ФЗ).

В силу указания ч. 5 ст. 15 КАС РФ при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное.

По состоянию на апрель 2015 года действовало Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 № 315 (далее - Постановление Правительства РФ № 315), которое утратило силу с 25.09.2015 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 12.09.2015 № 972.

В силу указания п. 2. Постановления Правительства РФ № 315 на сопряженной с объектом культурного наследия территории может быть установлена одна или несколько зон охраны: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется соответствующим проектом.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ № 315 проект зон охраны объекта культурного наследия представляет собой документацию в текстовой форме и в виде карт (схем), содержащую описание границ проектируемых зон и границ территорий объектов культурного наследия, расположенных в указанных зонах, проекты режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон.

Границами зон охраны объекта культурного наследия являются линии, обозначающие территорию, за пределами которой осуществление градостроительной, хозяйственной и иной деятельности не оказывает прямое или косвенное негативное воздействие на сохранность данного объекта культурного наследия в его исторической среде.

Границы зон охраны объекта культурного наследия могут не совпадать с границами территориальных зон и границами земельных участков.

На основании проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального значения или проекта зон охраны объекта культурного наследия местного (муниципального) значения и положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы границы зон охраны соответствующего объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен данный объект культурного наследия (п. 17 Постановления Правительства РФ № 315).

Орган государственной власти, утвердивший границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон, направляет в течение 7 дней с даты утверждения копию решения об установлении зон охраны объекта культурного наследия в соответствующий орган местного самоуправления городского округа или муниципального района, на территории которого расположены зоны, предусмотренные указанным проектом (п. 19 Постановления Правительства РФ № 315).

Информация об утвержденных границах зон охраны объекта культурного наследия, режимах использования земель и градостроительных регламентах в границах данных зон в обязательном порядке размещается в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.

Утвержденные границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон обязательно учитываются и отображаются в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки, документации по планировке территории (в случае необходимости в указанные документы вносятся изменения в установленном порядке) (п. 20. Постановления Правительства РФ № 315).

Соблюдение режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия является обязательным при осуществлении градостроительной, хозяйственной и иной деятельности (п. 29. Постановления Правительства РФ № 315).

Постановлением от 10.02.2010 № 378 Архангельского областного Собрания депутатов принят областной закон 15.02.2010 № 132-10-ОЗ «О регулировании отношений в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Архангельской области» (далее - Областной закон).

На основании положений п. 11 ч. 1 ст. 5 Областного закона (в первоначальной редакции) к полномочиям Правительства Архангельской области в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия на территории Архангельской области отнесено в том числе утверждение границ зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах указанных зон на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении:

- объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном настоящим законом;

На основании положений ст. 16 Областного закона (в первоначальной редакции) границы зон охраны объекта культурного наследия регионального значения, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах указанных зон утверждаются Правительством Архангельской области на основании проекта зон охраны указанных объектов по представлению регионального органа охраны объектов культурного наследия.

Проекты зон охраны объекта культурного наследия регионального значения и объекта культурного наследия местного (муниципального) значения согласовываются с региональным органом охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правительством Архангельской области 18.11.2014 принято Постановление № 460-пп «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории исторического центра города Архангельска (в Ломоносовском, Октябрьском И Соломбальском территориальных округах)» (далее - Постановление № 460-пп).

Данным постановлением утверждены:

границы зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории исторического центра города Архангельска (в Ломоносовском, Октябрьском и Соломбальском территориальных округах) (приложение N 1);

режимы использования земель в границах зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории исторического центра города Архангельска (в Ломоносовском, Октябрьском и Соломбальском территориальных округах) (приложение N 2);

основной чертеж проекта зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории исторического центра города Архангельска (в Ломоносовском и Октябрьском территориальных округах) (приложение N 3);

основной чертеж проекта зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории исторического центра города Архангельска (в Соломбальском территориальном округе) (приложение N 4).

Постановление вступило в силу со дня его официального опубликования.

В данном документе границы зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности определены в графическом виде приложением № 3, режимы использования земель в границах зон охраны объектов культурного наследия в Ломоносовском, Октябрьском и Соломбальском территориальных округах - приложением № 2 к Постановлению № 460-пп. Определение границ зон охраны в том числе границы зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности в графическом виде, действующему законодательству не противоречит.

Приложением № 3 к Постановлению № 460-пп определены среди прочего границы зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия (далее - ЗРЗ), в том числе границы подзоны ЗРЗ-1.

В судебном заседании установлено, что земельный участок с кадастровым номером по <адрес>, <адрес> городе Архангельске расположен в границах ЗРЗ-1.

В силу указания п. 2.1 раздела II Приложения № 2 к Постановлению № 460-пп в границах подзоны ЗРЗ-1 объектов культурного наследия разрешается строительство жилых и общественных зданий на основе архитектурных решений, стилистически увязанных с характером архитектуры сохранившейся характерной исторической застройки; принятие максимальной высоты в пределах трех-четырех этажей высотой по 3,5 м (12 - 15 м от основной отметки земли до венчающего карниза на участках, являющихся смежными с охранной зоной).

Исходя из буквального толкования данной правовой нормы, установлено общее правило, согласно которому максимальная высота зданий в границах всей подзоны определяется в пределах трех-четырех этажей высотой по 3,5 м. Также установлено специальное правило для участков, являющихся смежными с охранной зоной (12 - 15 м от основной отметки земли до венчающего карниза).

Соответственно в пределах подзоны ЗРЗ-1, в том числе в границах общественно-деловой зоны ДО-05-2-21 максимальная высота зданий определяется в пределах трех-четырех этажей высотой по 3,5 м.; этажность - три- четыре этажа. Доводы административного ответчика и представителя ООО «ТНС» о том, что соответствующие ограничения распространяются только на земельные участки, смежные с земельными участками, на которых находятся объекты культурного наследия, основаны на неверном толковании правовых норм и судом не принимаются.

Ссылка на решение Октябрьского районного суда города Архангельска по делу является необоснованной. Данное решение суда источником права не является, принято при иных фактических обстоятельствах.

Градостроительный план № земельного участка, расположенного в Ломоносовском территориальном округе г. Архангельска по <адрес> <адрес>, для размещения многоэтажного жилого дома с помещениями административного назначения, утвержденный распоряжением мэрии города Архангельска от 19.12.2014 № 4578р, указанным выше требованиям действующего законодательства не соответствует, допустимым доказательством по делу не является и при установленных судом обстоятельствах не может быть основанием для выдачи разрешения на строительство.

Распоряжением администрации муниципального образования «город Архангельск» от 19.02.2016 № 349р отменено распоряжение мэрии города Архангельска от 19.12.2014 № 4578р «Об утверждении градостроительного плана земельного участка, расположенного в Ломоносовском территориальном округе г. Архангельска по <адрес>». Ссылку лиц, участвующих в деле на данное распоряжение суд не принимает. Законность оспариваемого разрешения на строительство проверятся судом на момент его вынесения и последующая отмена распоряжения от 19.12.2014 № 4578р правового значения для дела не имеет.

В силу указания ст. 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в первоначальной редакции) правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов.

Заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения.

Вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений, предусмотренных статьей 39 настоящего Кодекса. Расходы, связанные с организацией и проведением публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения.

На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации.

Глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.

Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения.

В газете «Архангельск - город воинской славы» № 71 (362) от 19.09.2014 и № 73(364) 26.09.2014 опубликовано информационное сообщение о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства административного здания на земельном участке с кадастровым номером 29:22:050513:51- увеличение количества этажей надземной части до 10.

Публичные слушания состоялись 07.10.2015, о чем составлен протокол (т. 1 л. д. 194-196).

В газете «Архангельск - город воинской славы» от 17.10.2014 № 79(370) опубликовано заключение Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Архангельск» о результатах публичных слушаний по указанному вопросу. Так, комиссия приняла решение о возможности предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства административного здания на земельном участке с кадастровым номером 29:22:050513:51- увеличение количества этажей надземной части до 10.

Распоряжением мэра города Архангельска от 10.10.2014 № 2552р «О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства административного здания на земельном участке, расположенном в Ломоносовском территориальном округе г. Архангельска по <адрес>» предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером увеличение количества этажей наземной части до 10.

Данное распоряжение опубликовано газете «Архангельск - город воинской славы» от 17.10.2014 № 79(370).

Указанным документом не выдавалось разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства именно многоэтажного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером .

С 02.12.2014 вступило в законную силу Постановление № 460-пп, которым установлены ограничения по высоте и этажности зданий в пределах подзоны ЗРЗ-1.

В силу указания п. 29 Постановления Правительства РФ № 315 соблюдение режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия является обязательным при осуществлении градостроительной, хозяйственной и иной деятельности.

Разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства для земельного участка, расположенного в границах зоны охраны объекта культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, предоставляется по согласованию с органом государственной власти субъекта Российской Федерации, утвердившим режим использования земель или градостроительный регламент в границах этой зоны.

Согласование предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства для земельного участка, расположенного в границах зоны охраны объекта культурного наследия федерального, регионального или местного (муниципального) значения, с соответствующими органами государственной власти осуществляется до проведения публичных слушаний.

Режим использования земель и градостроительный регламент в границах ЗРЗ-1 утверждены Правительством Архангельской области.

Соответственно именно Правительство Архангельской области обладает полномочиями по согласованию разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства для земельного участка, расположенного в границах зоны охраны объектов культурного наследия регионального (местного) значения.

Правительство Архангельской области разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства после ДД.ММ.ГГГГ не согласовывало.

Доводы административного ответчика о том, что Министерство Культуры Архангельской области письмом от 12.03.2015 № 407-02/771 согласовало разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства многоэтажного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером , суд также не принимает.

Из буквального содержания запроса от 10.03.2015 № 1474/043-09 усматривается, что мэрия города Архангельска использовала в запросе термин «многоэтажный жилой дом» применительно к земельному участку , но не просила согласовать отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части предельного количества этажей, предельной высоты зданий в границах указанного земельного участка.

Указанные документы в совокупности не свидетельствуют о согласовании Министерством культуры Архангельской области отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке в части предельного количества этажей, предельной высоты зданий.

Доводы административного ответчика о том, что в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрированы ограничения по пользованию земельным участком с кадастровым номером , суд отклоняет.

На основании положений п. 18 Постановления Правительства РФ № 315 сведения о наличии зон охраны объекта культурного наследия вносятся в установленном порядке в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и в установленном порядке представляются в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости.

Ограничения (обременения) прав на земельные участки, возникающие на основании решения об установлении зон охраны объекта культурного наследия, подлежат государственной регистрации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 № 972, вступившим с законную силу с 25.09.2015 утверждено Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. В силу указания п. 18 данного документа информация об утвержденных границах зон охраны объекта культурного наследия (объединенной зоны охраны), режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах данных зон в обязательном порядке размещается органом государственной власти, утвердившим границы зон охраны объекта культурного наследия (объединенной зоны охраны), в федеральной государственной информационной системе территориального планирования, а также направляется им в орган кадастрового учета для внесения в государственный кадастр недвижимости.

Утвержденные границы зон охраны объекта культурного наследия (объединенной зоны охраны), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон обязательно учитываются и отображаются в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки, документации по планировке территории (в случае необходимости в указанные документы вносятся изменения в установленном порядке).

Вместе с тем, в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. 130,131,132 и 164 ГК РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, а в отношении объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия - безвозмездное пользование (ссуда).

Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.

В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, являются зонами с особыми условиями использования территорий.

Согласно ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном ЗК для охранных зон (пункт 3). Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами (пункт 6).

При этом, государственная регистрация ограничений (обременений) прав на землю в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории действующими федеральными законами не предусмотрена.

Доводы административного ответчика о том, что в соответствии с данными публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером 29:22:050513:51 имеет вид разрешенного использования «для размещения многоэтажного жилого дома» и строящийся объект не создает опасности для жизни и здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, суд также не принимает.

В силу указания ч. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Указанные положения закона рассматриваемые отношения не регулируют.

Так, из свидетельства о государственной регистрации права , выданным ДД.ММ.ГГГГ ООО «ТНС» (т. 1 л. д. 42) усматривается, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером имел вид разрешенного использования: эксплуатация административного здания.

В свидетельстве о государственной регистрации права в качестве виде разрешенного использования для земельного участка с кадастровым номером 29:22:050513:51 поименовано: для размещения многоэтажного жилого дома. Данное свидетельство выдано ДД.ММ.ГГГГ взамен свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ, т. е. после принятия решения Архангельской городской Думы от 26.11.2014 № 190 «О внесении изменений и дополнений в правила землепользования и застройки муниципального образования «город Архангельск». Вместе с тем, абзацы 7, 19 подпункта «б» п. 30 решения Архангельской городской Думы от 26.11.2014 № 190, установившие в качестве виде разрешенного использования для зоны ДО-05-2-21 вид: земельные участки, предназначенные для размещения многоэтажных жилых домов, признаны недействующими с 12.12.2014 вступившим в законную силу решением суда.

Соответственно вид разрешенного использования для размещения многоэтажного жилого дома определен после вступления в законную силу Постановления № 460-пп, установившего ограничения по высоте и этажности вновь строящихся зданий в пределах ЗРЗ-1.

Доводы заинтересованных лиц о несоответствии установления зоны охраны объектов культурного наследия в определенных границах и ограничений по высоте зданий целям, которые преследует Закон № 73-ФЗ суд отклоняет. Постановление № 460-пп вступило в законную силу, не оспорено в установленном законом порядке.

Также суд не принимает доводы о нарушении баланса прав неопределенного круга лиц и прав дольщиков в случае признания разрешения на строительство незаконным. Заключение договоров с участниками долевого строительства не освобождает застройщика от необходимости получения разрешения на строительство многоквартирного жилого дома с соблюдением всех норм действующего законодательства, в том числе об охране объектов культурного наследия. При этом, суд учитывает, что заинтересованные лица не лишены права обращения в суд за защитой своего нарушенного права в отношении контрагента по договорам.

Административное исковое заявление сдано в организацию почтовой связи ДД.ММ.ГГГГ, срок, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ не пропущен.

Административное исковое заявление подписано заместителем прокурора города Архангельска в пределах полномочий, представленных ему положениями ч. 1 ст. 39 КАС РФ, п. 3 ст. 35, ст. 54 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации».

При указанных обстоятельствах, оспариваемое разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ, выданное мэрией города Архангельска обществу с ограниченной ответственностью «ТНС» на строительство объекта капитального строительства «Многоэтажный жилой дом со встроенными помещениями общественного назначения и подземной автостоянкой», расположенного по адресу: город Архангельск, <адрес> <адрес> законным не является, нарушает права неопределенного круга лиц на сохранение историко-культурной среды обитания, доступ к объектам культурного наследия. Заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Все иные доводы лиц, участвующих в деле, правового значения для дела не имеют и судом не принимаются.

Признание оспариваемого разрешения на строительство незаконным позволит в полном объеме восстановить права неопределенного круга лиц, в связи с чем оснований для возложения на администрацию муниципального образования «город Архангельск» дополнительных обязанностей, суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление заместителя прокурора города Архангельска к администрации муниципального образования «город Архангельск» о признании незаконным разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ, выданное мэрией города Архангельска обществу с ограниченной ответственностью «ТНС» на строительство объекта капитального строительства «Многоэтажный жилой дом со встроенными помещениями общественного назначения и подземной автостоянкой», расположенного по адресу: город Архангельск, <адрес>, <адрес> - удовлетворить.

Признать незаконным разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ, выданное мэрией города Архангельска обществу с ограниченной ответственностью «ТНС» на строительство объекта капитального строительства «Многоэтажный жилой дом со встроенными помещениями общественного назначения и подземной автостоянкой», расположенного по адресу: город Архангельск, <адрес> - <адрес> <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья         Е. А. Саблина

2а-56/2016 (2а-6466/2015;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Заместитель прокурора г. Архангельска
Ответчики
Администрация муниципального образования "Город Архангельск"
Другие
Сибирцев А.А.
Боровой Д.В.
Ватутин П.Ю.
Баранов М.В.
Ильчук Ю.Г.
Копусова Т.А.
Черневич В.А.
Пинаевский С.В.
Министерство культуры Архангельской области
Никитина О.В.
ООО "ТНС"
Родионов А.Ю.
Павлова К.С.
Ромбс А.А.
Козлов Д.А.
Игумнов С.А.
Лещев В.Н.
Марченко С.В.
Шаньгина О.В.
Дудников В.Н.
Житкова С.А.
Правительство Архангельской области
Малик С.Н.
Сапрыко А.Е.
Грищенко С.А.
Нечаев Ю.В.
Ерехинский С.А.
Буркова Л.А.
Суд
Октябрьский районный суд г. Архангельск
Дело на странице суда
oktsud.arh.sudrf.ru
03.07.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.07.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.07.2015Передача материалов судье
03.07.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.07.2015Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
15.07.2015Предварительное судебное заседание
20.07.2015Судебное заседание
23.07.2015Судебное заседание
27.07.2015Судебное заседание
31.07.2015Судебное заседание
14.03.2016Производство по делу возобновлено
14.03.2016(Вид производства изменен на "административное")
28.03.2016[Адм.] Судебное заседание
11.04.2016[Адм.] Судебное заседание
18.04.2016[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.04.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее