Дело №а-573/19
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
10 июня 2019 года <адрес>, ЧР
Заводской районный суд <адрес> Республики в составе:
председательствующего судьи Дедиева И.Г.,
при секретаре ФИО1,
с участием административного истца ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-573/19 по административному исковому заявлению ФИО3, об оспаривании действий должностных лиц ИЦ МВД по ЧР,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3, обратилась в суд с административным исковым заявлением к ИЦ МВД по ЧР об оспаривании действий, мотивируя свои требования тем, что она родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Киргизской ССР.
Она обратилась в ИЦ МВД по ЧР с заявлением о выдаче справки о реабилитации, однако ей в этом было отказано по причине того, что в ИЦ МВД по Чеченской Республике отсуствует информация о сроках снятия с учета спецпоселения родителей.
Просит, действие ИЦ МВД по Чеченской Республике, выразившиеся в отказе выдать ей справку о реабилитации незаконным, признать себя пострадавшей от политических репрессий и обязать административного ответчика выдать справку о реабилитации.
В судебном заседании ФИО3, на основании доводов, приведнных в административном исковом заявлении поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить.
Извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания представитель административного ответчика - МВД по ЧР, в суд неявился, о причинах неявки не известил, рассмотреть дело в свое отсуствие или отложить судебное заседание не просил. Административный истец ФИО3, считала возможным рассмотерть заявление в отсуствие представителя административного ответчика.
Выслушав административного истца, исследовав иные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст.1.1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О реабилитации жертв политических репрессий» подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются:
- дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении;
- дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам.
Согласно ст. 7 того же Закона, органы внутренних дел по заявлениям заинтересованных лиц или общественных организаций устанавливают факт применения ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы и иных ограничений прав и свобод, установленных в административном порядке, и составляют заключение и выдают справку о реабилитации или сообщают об отказе в выдаче такой справки. Таким образом, установление факта применения политической репрессии судами действующим законодательством не предусмотрено.
Предоставление государственной услуги по выдаче справок о реабилитации жертв политических репрессий регламентировано Административным регламентом, утвержденным приказом МВД России от 23.11.2011г №.
Непосредственное предоставление государственной услуги осуществляется Информационными центрами территориальных органов МВД России на региональном уровне, в частности Информационным центром МВД по ЧР. (п. 11 Административного регламента).
Действие Административного регламента распространяется на лиц, которые по политическим мотивам были подвергнуты в административном порядке ссылке, высылке, направлению на спецпоселение, привлечению к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в «рабочих колоннах НКВД», а также иным ограничениям прав и свобод (далее - репрессированные); детей, находившихся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, а также детей, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам (п.п. 2, 2.1, 2.2).
В соответствии с п. 2.3 Административного регламента Министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления Министерства внутренних дел РФ по иным субъектам Российской Федерации, которые в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» на основании архивных документов устанавливают факт применения политической репрессии в административном порядке, составляют заключение и выдают справку о реабилитации либо сообщают об отказе в выдаче такой справки, а также выносят заключение о признании реабилитированным, заключение об отказе в признании реабилитированным (о соответствии либо противоречии законодательству Российской Федерации документов о реабилитации или признании лиц пострадавшими от политических репрессий, выданных в государствах - бывших союзных республиках СССР) по запросам соответствующих ведомств.
В соответствии с п.48 и подп.48.1 Административного регламента ИЦ, принявший заявление к исполнению, проводит проверку факта применения политической репрессии к конкретному лицу по учетам и архивным материалам территориальных органов МВД России на региональном уровне, государственных и иных органов, осуществляющих архивное хранение, а также соответствующих органов государств - бывших союзных республик СССР.
В соответствии с подпунктом 48.2 Административного регламента справка оформляется также лицам, указанным в пункте 2.2 Административного регламента, в случае:
- документального подтверждения факта принятия решения о применении репрессий по политическим мотивам в административном порядке к родителям или лицам, их заменявшим;
- реабилитации родителей или одного из них;
- документального подтверждения сроков нахождения родителей или одного из них в ссылке, высылке, на спецпоселении;
- документального подтверждения факта рождения (свидетельство о рождении) заявителя в период нахождения его родителей или одного из них в ссылке, высылке, на спецпоселении.
Из письма ИЦ МВД по ЧР от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что ФИО3, в выдаче справки о реабилитации отказано, со ссылкой на то, что она родилась после принятия Закона ПВС СССР от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Указов ПВС СССР о восстановлении национальной автономии чеченского, ингушского, калмыцкого и карачаевского народов».
Согласно паспорту гражданина РФ серии/№ ФИО3, родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Киргизской ССР.
Указом Президиума Верховного Совета СССР № от ДД.ММ.ГГГГ были сняты ограничения по спецпоселению с чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей, выселенных в период Великой Отечественной войны.
Во исполнение данного Указа был издан Приказ МВД СССР № от ДД.ММ.ГГГГ, которым устанавливался трехмесячный срок снятия с учета спецпоселения и освобождения из-под административного надзора органов МВД чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей, выселенных на спецпоселение в период Великой Отечественной войны.
Однако, согласно п. 2 данного Указа снятие ограничений поспецпоселениюс лиц, перечисленных в статье первой настоящего Указа, не влечет за собой возвращение им имущества, конфискованного при выселении, и что они не имеют права возвращаться в места, откуда были выселены. Указанный запрет возвращения на прежнее место жительства был признан утратившим силу лишь с принятием Указа Президиума Верховного Совета СССР № от ДД.ММ.ГГГГ «О восстановлении Чечено-Ингушской АССР в составе РСФСР». Только с этого времени чеченцы получили право беспрепятственного въезда в места, откуда они были незаконно депортированы в марте 1944 года.
Таким образом, совокупностью представленных доказательств подтверждено, что истица родилась в период, когда все ограничения по спецпоселению с чеченцев были сняты. Следовательно, правовые основания для признания ее подвергшейся политической репрессии и выдаче ей справки о реабилитации отсутствуют.
При таких обстоятельствах судом не усматривается оснований для признания действий должностных лиц ИЦ МВД по ЧР незаконными.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований ХамидовойЗайнапХамзатовне к Информационному центру Министерства внутренних дел по Чеченской Республике - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чеченской Республики через Заводской районный суд <адрес> в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий судья И.<адрес>