Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 сентября 2018 года <адрес>
Судья Магасского районного суда Республики Ингушетия Тамбиев Х.М.,
с участием истца Медаровой Х.В., ее представителя по доверенности Халмурзиева М.Х., представителя Администрации <адрес> Бековой Л.С.,
при секретаре Мальсаговой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Медаровой Х. В. к Администрации <адрес> об оспаривании решений органов местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Медарова Х.В. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на следующее, с 1996 г. она является круглой сиротой, вследствие смерти матери – Саговой Э.А. в 1992 г. и смерти отца – Сагова В.А. в 1996 <адрес> смерти родителей истица и ее сестра Т. находилась на попечении своей бабушки Саговой Д.А. 1919 года рождения и постановлением Администрации <адрес> была назначена опекуном. Бабушка заботилась и выполняла все свои обязательства, однако, ввиду своего возраста и неграмотности своевременно не реализовала право истицы на государственное жилищное обустройство, предусмотренное как детям-сиротам. На протяжении нескольких лет истица неоднократно обращалась в устной форме в орган опеки <адрес> с целью реализации права на жилье, однако ей было отказано со ссылкой на упущенное время. На письменное заявление истицы Администрация <адрес> уведомлением №-из от ДД.ММ.ГГГГг. отказала включить ее в список нуждающихся в жилом помещении, в связи с тем, что она не входит в категорию лиц, указанным в ФЗ-159 от 21.12.1996г. Считая отказ ответчика незаконным, истица обратилась в суд с требованием признать незаконными действия Администрации <адрес> Республики Ингушетия, выразившиеся в отказе включить ее в список лиц, нуждающихся в жилом помещении, а также обязать орган местного самоуправления – администрацию <адрес> Республики Ингушетия включить Медарову Х.В. в список нуждающихся в жилом помещении по договору найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании истец Медарова Х.В. поддержала заявленный иск и просила его удовлетворить. При этом суду пояснила, что во время учебы в ВУЗе она узнала, что даже при поступлении на учебу сиротам полагается выплата. После возвращения в республику она со скандалом выбила данную выплату у органа опеки. После смерти бабушки их вопросом никто не занимался и она сама не знала, что сиротам полагается жилье. И только, когда в средствах массовой информации республики стали публиковать, что дети-сироты в Ингушетии получили квартиры в 18-и этажном доме, она узнала о своем праве. Считает отказ органа опеки незаконным, поскольку имеется судебная практика Верховного Суда РФ, где указано, что отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.
Представитель Халмурзиев М.Х. дополнил исковые требования, и с учетом ранее заявленных требований просил: признать незаконным длительное бездействие должностных лиц Администрации <адрес> по самостоятельному включению Медаровой Х.В. с момента достижения ее совершеннолетия в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей по предоставлению жилых помещений; признать незаконным действия администрации <адрес> Республики Ингушетия, выразившиеся в отказе включить Медарову Х.В. в список лиц, нуждающихся в жилом помещении; обязать орган местного самоуправления – администрацию <адрес> Республики Ингушетия рассмотреть вопрос по включению Медаровой Х.В. в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещения; обязать орган местного самоуправления – администрацию <адрес> Республики Ингушетия включить Медарову Х.В. в список нуждающихся в жилом помещении по договору найма специализированного жилого помещения.
Представитель администрации <адрес> – начальник отдела по охране прав детей Бекова Л.С. иск не признала и просила отказать в его удовлетворении, ввиду пропуска Медаровой Х.В. срока для обращения с заявлением в орган опеки и попечительства до достижения 23 лет, поскольку вопрос по обеспечению жильем детей-сирот носит заявительный характер.
Выслушав мнение сторон, изучив исковое заявление и дополнительные требования, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу абз. 2 жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Таким образом, получение жилья гражданами относящимся к категории дети-сироты имеет заявительный характер.
Как указал Президиум Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Как усматривается из постановления Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Сагова Д. А. назначена опекуном несовершеннолетним Саговой Х. В. 1981 года рождения и Саговой Т. В. 1987 года рождения.
В судебном заседании истица не предоставила доказательств того, что она с 18 лет, которой исполнилось ей в 1999 году и до достижения 23 лет в 2004 г. обращалась в орган опеки для реализации своего права на получение жилья в рамках Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ, что по мнению суда, является основанием для освобождения администрации <адрес> от обязанности по предоставлению ей жилого помещения.
С учетом изложенного суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Медаровой Х. В. к Администрации <адрес> об оспаривании решений органов местного самоуправления, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Копия верна:
Судья
Магасского р/суда РИ: Х.М. Тамбиев