к делу № 3а-1635/2021
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
«06» декабря 2021 года город Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Сидорова В.В.,
при секретаре судебного заседания Масливец Д.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Казаряна М. А. об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
Казарян М.А. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость принадлежащего ему объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <№...>, площадью 2024,8 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, <Адрес...>, дом 46А, по состоянию на 11.06.2020г. в размере 61 532 000 рублей.
Р’ обоснование заявленных требований ссылается РЅР° то, что РІ соответствии СЃ отчетом РѕР± оценке в„– 76/21 РѕС‚ 13.08.2021Рі., подготовленным РћРћРћ В«Рксперт», рыночная стоимость нежилого здания СЃ кадастровым номером <в„–...> РїРѕ состоянию РЅР° 11.06.2020Рі. составляет 61 532 000 рублей.
Вместе с тем, согласно данным Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Краснодарскому краю кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером <№...> по состоянию на 11 июня 2020 года определена в размере 87 622 544,36 рублей.
Административный истец указывает, что результаты государственной кадастровой оценки стоимости объекта недвижимости нарушают его права и затрагивают законные интересы, поскольку оспариваемая кадастровая стоимость значительно превышает рыночную стоимость, что приводит к необоснованному увеличению налоговых платежей.
До судебного заседания РѕС‚ представителя административного истца Казаряна Рњ.Рђ. РїРѕ доверенности Рсаакян Рђ.Р . поступило заявление РѕР± уточнении исковых требований. РџСЂРѕСЃРёС‚ установить кадастровую стоимость объекта недвижимости РІ размере рыночной, определенной согласно выводам судебной экспертизы.
Р’ судебное заседание лица, участвующие РІ деле, РЅРµ явились, уведомлены своевременно Рё надлежащим образом Рѕ времени Рё месте проведения судебного заседания, РІ том числе, путем размещения информации РІ информационно-телекоммуникационной сети В«Рнтернет» РЅР° официальном сайте Краснодарского краевого СЃСѓРґР°, СЃ учетом положений частей 8, 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации (далее – РљРђРЎ Р Р¤) Рё разъяснений, изложенных РІ пунктах 14, 15 Постановления Пленума Верховного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации в„– 57 РѕС‚ 26 декабря 2017 РіРѕРґР° «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов РІ электронном РІРёРґРµ РІ деятельности СЃСѓРґРѕРІ общей юрисдикции Рё арбитражных СЃСѓРґРѕРІВ».
В возражениях на административное исковое заявление представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» по доверенности Демченко К.В. просит рассмотреть дело в отсутствие представителя учреждения.
Рсследовав представленные доказательства Рё материалы дела, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу РѕР± удовлетворении уточненных административных исковых требований РїРѕ следующим основаниям.
В соответствии с положением статьи 403 Налогового Кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей.
Рзменение кадастровой стоимости объекта налогообложения РІ течение налогового периода РЅРµ учитывается РїСЂРё определении налоговой базы РІ этом Рё предыдущих налоговых периодах, если РёРЅРѕРµ РЅРµ предусмотрено законодательством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки, Рё настоящим пунктом.
В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 данного Кодекса.
Согласно статье 1 Закона Краснодарского края от 4 апреля 2016 года № 3368-КЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Краснодарского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения», установить единую дату начала применения на территории Краснодарского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2017 года.
РР· содержания положений статьи 3 Федерального закона РѕС‚ 29 июля 1998 РіРѕРґР° в„– 135-ФЗ «Об оценочной деятельности РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» следует, что РїРѕРґ кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная РІ результате проведения государственной кадастровой оценки или РІ результате рассмотрения СЃРїРѕСЂРѕРІ Рѕ результатах определения кадастровой стоимости либо определенная РІ случаях, предусмотренных статьёй 24.19 Федерального закона.
РР· материалов дела следует, что административный истец является собственником нежилого здания СЃ кадастровым номером <в„–...>, площадью 2024,8 РєРІ.Рј, расположенного РїРѕ адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, <Адрес...>
Согласно части 2 статьи 375 Налогового кодекса РФ, налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 данного Кодекса.
С учетом положений, закрепленных в частях 1, 3 статьи 24 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», Постановлении главы администрации (губернатора) Краснодарского края № 318 от 27 апреля 2017 года, а также принимая во внимания, дату определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства (01 января 2018 года), правоотношения, связанные с пересмотром кадастровой стоимости такого объекта, подлежат регулированию в соответствии с нормами Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».
Так, из содержания положений статьи 3 указанного Закона следует, что под кадастровой стоимостью понимается стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьями 16, 20, 21 или 22 данного Федерального закона.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости с кадастровым номером <№...> по состоянию на 11 июня 2020 года определена в размере 87 622 544,36 рублей.
Суд, рассматривая вопрос о дате определения кадастровой стоимости спорного нежилого помещения, исходит из того, что лица, участвующие в деле, не оспаривали это обстоятельство, не представили суду доказательств наличия иной даты определения кадастровой стоимости. В связи с чем, суд считает 11 июня 2020 года верной датой определения кадастровой стоимости спорного нежилого помещения, что также подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта.
Согласно данным отчета независимого оценщика в„– 76/21 РѕС‚ 13.08.2021Рі., подготовленного РћРћРћ В«Рксперт», рыночная стоимость нежилого здания СЃ кадастровым номером <в„–...> РїРѕ состоянию РЅР° 11.06.2020Рі. составляет 61 532 000 рублей.
Учитывая, что между результатами определения кадастровой стоимости объекта недвижимости и выводами отчета об оценке, представленного административным истцом, имелись существенные различия, определением суда от 22 сентября 2021 года по делу назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости объекта недвижимости.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы РѕС‚ 05 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2021 РіРѕРґР°, выполненному РћРћРћ «КРАЙ-РКСПЕРТ», рыночная стоимость объекта недвижимости СЃ кадастровым номером <в„–...> РїРѕ состоянию РЅР° 11.06.2020Рі. составляет 63 332 500 рублей.
Суд, исследовав заключение судебной оценочной экспертизы, оценив его по правилам, установленным статьей 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, пришел к выводу, что оснований сомневаться в объективности выводов эксперта не имеется.
Так, заключение судебной экспертизы соответствует требованиям Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», не противоречит положениям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральным стандартам оценки. В ходе судебного разбирательства представителями ответчиков и заинтересованных лиц выводы эксперта не опровергнуты. Ошибки при производстве арифметических расчетов не выявлено, достоверность данных расчетов лицами, участвующими в деле, также не оспаривается.
Оснований РЅРµ доверять представленному заключению экспертизы Сѓ СЃСѓРґР° также РЅРµ имеется, поскольку РѕРЅРѕ является допустимым РїРѕ делу доказательством. Рксперт предупрежден РѕР± уголовной ответственности Р·Р° дачу заведомо ложного заключения РІ соответствии СЃРѕ статьей 307 Уголовного кодекса Р Р¤, экспертное заключение содержит расписку эксперта Рѕ том, что РѕРЅ предупрежден РѕР± уголовной ответственности РїРѕ указанной статье Уголовного кодекса Р Р¤. Рксперт имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Само заключение судебной экспертизы содержит подробное описание проведенного исследования и с учетом этого исследования дан ответ на поставленные вопросы.
При проведении экспертизы эксперт руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и федеральных стандартов оценки.
Ркспертное заключение составлено РІ соответствии СЃ требованиями действующего законодательства, предъявляемыми Рє отчету РѕР± оценке объекта недвижимости. Ркспертиза рыночной стоимости объекта недвижимости проведена РЅР° основании материалов дела.
РџСЂРё оценке СЃРїРѕСЂРЅРѕРіРѕ объекта недвижимости был применен метод РїРѕРґР±РѕСЂР° единиц сравнения. Ркспертом приведены РІСЃРµ необходимые ссылки РЅР° источники использованной информации, Р° также методов Рё методик определения рыночной стоимости, отражен РїРѕСЂСЏРґРѕРє проведения расчетов, позволяющий осуществить проверку полученных результатов.
Суд считает заключение судебной оценочной экспертизы, объективным и полным, а выводы – обоснованными и последовательными, установленный судебным экспертом размер рыночной стоимости объекта недвижимости является достоверным.
Доказательств того, что рыночная стоимость указанного объекта недвижимости является иной, чем отражено в судебном экспертном заключении, суду не представлено. Обоснованных возражений на заключение эксперта суду не представлено.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что административным истцом доказан факт несоответствия кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости его рыночной стоимости, кадастровая стоимость значительно превышает рыночную, что затрагивает права и обязанности административного истца, как собственника данного объекта недвижимости.
Таким образом, учитывая объем заявленных требований и установленные факты, суд находит уточненный административный иск подлежащим удовлетворению.
Установление судом рыночной стоимости объекта недвижимости является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
На основании положений статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Административный истец обратилась с настоящим иском в суд 07 сентября 2021 года, сведений об обращении административного истца в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю материалы дела не содержат. В связи с чем, датой подачи заявления следует считать 07 сентября 2021 года.
При таких обстоятельствах, уточненный административный иск Казаряна М.А. об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной, определенной согласно выводам судебной оценочной экспертизы, подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 245-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШРР›:
Уточненное административное исковое заявление Казаряна М. А. об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере – удовлетворить.
Установить в отношении объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <№...>, площадью 2024,8 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, <Адрес...>, кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости по состоянию на 11 июня 2020 года в размере 63 332 500 рублей.
Решение является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю внести соответствующие изменения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <№...>.
Датой подачи заявления о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <№...> считать 07 сентября 2021 года.
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
РЎСѓРґСЊСЏ Р’.Р’. РЎРёРґРѕСЂРѕРІ