Судья Волкова Е.В. дело № 33-19541/2021
№2-2864/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 октября 2021г. г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе председательствующего Щетининой Е.В.
судей Гросс И.Н., Юрченко Т.В.
при секретаре Иванкович В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стародубцева Валерия Николаевича к Государственному учреждению Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области об обязании назначить страховую пенсию с даты первоначального обращения за ее назначением, по апелляционной жалобе Стародубцева Валерия Николаевича на решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 10.08.2021 года, заслушав доклад судьи Гросс И.Н., судебная коллегия
установила:
Стародубцев В.Н., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, обратился в суд с иском к Государственному учреждению Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области об обязании признать за ним право и назначить страховую пенсию по старости с 16.12.2019г., указав в обоснование требований, что 16.12.2019г. он обратился в ГУ УПФ в Ворошиловском районе г. Ростова-на-Дону с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ГУ УПФ в Ворошиловском районе г. Ростова-на-Дону от 03.03.2020г. в назначении пенсии истцу отказано, в связи с тем, что ИПК меньше требуемого в 2020г. – 18,6. Страховой стаж истца составил 12 лет 3 мес. 00 дней. ИПК составил 15,249. После обращений истца в ОПФР по Ростовской области ответчиком была проведена проверка и не включенные периоды его работы включены в страховой стаж и страховая пенсия назначена истцу с 02.11.2020г.
Истец, полагая, что на момент первоначального обращения за назначением страховой пенсии имелись основания для ее назначения, обратился в суд.
Решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 10 августа 2021г. исковые требования Стародубцева В.Н. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Стародубцев В.Н. считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении его исковых требований в полном объеме, ссылаясь на то, что доказательства, подтверждающие периоды его работы не представлены им своевременно по вине ответчика.
Стародубцев В.Н. доводы апелляционной жалобы поддержал, просит решение отменить, иск удовлетворить.
Представитель отделения Пенсионного фонда РФ по РО по доверенности Редичкина Т.Ю. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных положениями статьи 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с п.1 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
На основании ч. 3 ст. 35 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях», с 01 января 2015г. страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6, с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента – 30.
Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости в 2020 году составляет 11 лет, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 18,6.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 16.12.2019г. Стародубцев В.Н., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, обратился в ГУ УПФ в Ворошиловском районе г. Ростова-на-Дону с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ГУ УПФ в Ворошиловском районе г. Ростова-на-Дону НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 03.03.2020г. в назначении пенсии истцу отказано, в связи с тем, что ИПК меньше требуемого в 2020г. – 18,6. Страховой стаж истца составил 12 лет 3 мес. 00 дней. ИПК составил 15,249.
02.11.2020г. истец повторно обратился в ГУ УПФР в Ворошиловским районе г. Ростова-на-Дону с заявлением о назначении пенсии с указанием в нем периодов ухода за лицом, достигшим возраста 80 лет с 01.01.2020г. по 31.07.2020г. и с приложением нотариально удостоверенных заявлений Котляровой О.Я. и Мацыниной В.С., подтверждающие стаж работы Стародубцева В.Н. в должности главного инженера ПМП «АксайАгроПромЭнерго» в период с 07.07.1987г. по 27.07.1989г.
С учетом дополнительно представленных истцом документов к заявлению от 02.11.2020г., а также с учетом полученной архивной справки Государственного архива Джизакской области от 14.04.2020г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, а также зачетом периода ухода за лицом, достигшим возраста 80 лет в 2020 году ГУ УПФР в Ворошиловском районе г. Ростова-на-Дону принято решение о назначении пенсии истцу с даты обращения, т.е. 02.11.2020г.
Полагая, что на момент первоначального обращения за назначением страховой пенсии имелись основания для ее назначения, истец обратился в суд.
Разрешая спор, суд первой инстанции, установив указанные выше обстоятельства, пришел к выводу об отсутствии оснований для обязания Государственного учреждения Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области для назначения страховой пенсии с даты первоначального обращения за ее назначением с 16.12.2019г., поскольку на момент принятия данного решения орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не имел в своем распоряжении необходимых сведений и (или) документов, подтверждающих право истца на страховую пенсию на дату достижения им пенсионного возраста.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, принимая во внимание следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (ч.1 ст.66 ТК РФ, п. 11 утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02 октября 2014 г. N 1015 "Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий").
В абз. 2 п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ" N 1015 от 02 октября 2014 г., закреплено положение о том, при отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Из разъяснении, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного
суда РФ от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», а также пункта 18 вышеназванных Правил, следует, что периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром, и т.д.), а также по другим причинам (вследствие небрежного хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не связанных с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании двух или более свидетелей.
Из содержания Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Приказом Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года N 58н следует, что для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные настоящим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (п. 2).
Для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий".
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу положений ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Из материалов дела, Стродубцев В.Н. действительно 16.12.2019г. обращался в ГУ УПФР в Ворошиловском районе г. Ростова-на-Дону с заявлением о назначении пенсии, по основаниям, предусмотренным ст.8 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», но решением ГУ УПФР в Ворошиловском районе г. Ростова-на-Дону НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 03.03.2020г. в назначении пенсии истцу отказано, в связи с тем, что ИПК меньше требуемого в 2020г. – 18,6. Страховой стаж истца составил 12 лет 3 мес. 00 дней. ИПК составил 15,249.
02.11.2020г. Стародубцев В.Н. повторно обратился в ГУУПФР в Ворошиловском районе г. Ростова-на-Дону с заявлением о назначении страховой пенсии, по основаниям, предусмотренным ст.8 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что при первоначальном обращении Стародубцева В.И. в ГУ УПФР в Ворошиловском районе г. Ростова-на-Дону с заявлением о назначении страховой пенсии, у истца отсутствовало право на назначение пенсии, так как им не были выполнены условия для назначения пенсии, и только после представления истцом дополнительных документов к заявлению от 02.11.2020г., а также с учетом полученной архивной справки Государственного архива Джизакской области от 14.04.2020г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, а также зачетом периода ухода за лицом, достигшим возраста 80 лет в 2020 году ГУ УПФР в Ворошиловском районе г. Ростова-на-Дону принято решение о назначении пенсии истцу с даты обращения, т.е. 02.11.2020г.
При указанных обстоятельствах, выводы суда об отсутствии оснований для обязания Государственного учреждения Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области для назначения страховой пенсии с даты первоначального обращения за ее назначением с 16.12.2019г., являются законными и обоснованными.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, самостоятельно определив способы их судебной защиты, соответствующие ст.12 ГК РФ.
Статьей 11 ГК РФ закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Из смысла данных норм следует, что выбор способа защиты нарушенного права должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.
Проверяя обоснованность заявленных требований и правильность выводов суда, судебная коллегия полагает, что истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении его пенсионных прав, о необходимости восстановления которых, было заявлено в иске.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что пенсионным фондом были направлены запросы с неверными адресами, подлежат отклонению, поскольку в пенсионном деле имеется справка Управления по архивного делу Джизакской области от 31.01.2020 года об отсутствии ведений о Стародубзеве В.Н. при изучении документов ДжизакПромТеплоСеть за 1982-1985 г.г.
Доводы апелляционной жалобы, по сути, сводятся к несогласию с данной судом оценкой представленным доказательствам, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец в суде первой инстанции в обоснование своих требований, которые были предметом обсуждения суда первой инстанции и им была дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.
Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований, которые могли бы повлечь отмену постановленного решения, так как обстоятельствам, с которыми не соглашается сторона истца, была дана верная оценка, основанная на материалах дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии со ст. 330 ГПК РФ безусловным основанием для отмены решения, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 10.08.2021 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу Стародубцева Валерия Николаевича – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18.10.2021 года.