Дело № 2 – 554/2023 Мотивированное решение изготовлено 18.07.2023
УИД 51RS0006-01-2023-000497-37
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Мончегорск 11 июля 2023 года
Мончегорский городской суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Прониной Е.А.,
при секретаре Александровой Е.В.,
с участием представителя истца – ст. помощника прокурора г. Мончегорска Клец А.С.,
представителя ответчика ГАПОУ МО «СКФКиС» Т.С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Государственному автономному профессиональному образовательному учреждению <адрес> «Северный колледж физической культуры и спорта», Министерству образования и науки <адрес>, Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и <адрес>, Министерству имущественных отношений <адрес>о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о гражданской обороне,
установил:
Прокурор <адрес>, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с уточненным в ходе судебного разбирательстваиском к ГАПОУ <адрес> «Северный колледж физической культуры и спорта» (далее по тексту - ГАПОУ МО «СКФКиС»), Министерству образования и науки <адрес>, указав в обоснование заявленных требований, что в ходе прокурорской проверки соблюдения законодательства о гражданской обороне при содержании защитных сооруженийгражданской обороны (далее – ЗС ГО), выявлены нарушения в части ненадлежащего содержания убежища, а именно,ГАПОУ МО «СКФКиС» осуществляет основную деятельность в сфере образования, с использованием здания учебно-спортивного корпуса, расположенного по адресу: <адрес>. Согласно выписке из ЕГРН данное здание находится в собственности <адрес> и передано Учреждению в оперативное управление, учредителем которого является Министерство образования и науки <адрес>. По указанному адресу находится ЗСГО (убежище), площадью 182 кв.м и рассчитано для приема 150 укрываемых. Прокуратурой <адрес> с привлечением специалистов проведена проверка исполнения требований правил эксплуатации указанного защитного сооружения гражданской обороны, в ходе которой выявлены нарушения требований федерального законодательства.Проверкой установлено, что условия по эксплуатации ЗС ГО не выполняются, убежище не готово к переводу его в установленные сроки на режим защитного сооружения и не отвечает необходимым требованиям для безопасного пребывания укрываемых граждан как ввоенное время, как и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, не может быть использовано по своему назначению, что исключает возможность укрытия в нем граждан.Выявленные нарушения закона свидетельствуют о том, что колледжем не проводятся мероприятия по подготовке к защите населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, что свидетельствует о не достижении задач в области гражданской обороны по предоставлению населению убежищ и обеспечению постоянного готовности сил и средств гражданской обороны. Кроме того, ненадлежащее содержание убежища в части не проведения технического обслуживания и ремонта имеющихся технических систем ЗС ГО, а также планово-предупредительного ремонта строительных конструкций создает угрозу повреждения и утраты регионального имущества, находящегося в оперативном управлении ГАПОУ «СКФКиС», что является недопустимым. Выявленные нарушения закона создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Кроме того, подвальное помещение имеет загрязнение в виде следов пожара на потолке и стенах, отделка подвального помещения препятствует проведению влажной обработки с применением моющих и дезинфицирующих средств, источники искусственного освещения содержатся в неисправном состоянии и эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными их конструкцией.
С учетом уточнения просит обязать ГАПОУ МО «СКФКиС» в срок до <дд.мм.гггг> устранить выявленные нарушения требований законодательства о гражданской обороне путем приведения ЗС ГО – убежища, с инвентарным номером 271, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствие с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от <дд.мм.гггг> №...., а именно:произвести ремонт внутренней отделки помещений ЗС ГО;назначить ответственное должностное(ые) лицо(а), в обязанности которого(ых) входит организация учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования ЗС ГО;разработать проектно-сметную документацию для проведения ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО;исключить эксплуатацию защитно-герметической двери в мирное время;удалить штукатурку с потолков и стен помещений защитного ЗС ГО;обеспечить осуществление технического обслуживания и ремонт имеющихся технических систем ЗС ГО, а также планово-предупредительный ремонт строительных конструкций с установленной периодичностью;завести журнал учета ЗС ГО;завести документацию ЗС ГО;обеспечить проведение мероприятий по оценке технического состояния ЗС ГО;создать звенья для обслуживания ЗС ГО в мирное время и для поддержания в готовности к использованию по предназначению в период пребывания в нем укрываемых;разработать план приведения в готовность ЗС ГО к приему укрываемых.
Обязать Министерство образования и науки <адрес> произвести финансирование мероприятий, направленных на приведение указанного ЗС ГО в соответствие с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от <дд.мм.гггг> №.....
Обязать ГАПОУ МО «Северный колледж физической культуры и спорта» в срок до <дд.мм.гггг> устранить выявленные нарушения требований пожарного и санитарно-эпидемиологического законодательства при содержании подвального помещения здания учебно-спортивного корпуса, а именно:удалить загрязнения в виде следов пожара на потолке и стенах;восстановить отделку, допускающую влажную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств;обеспечить эксплуатацию светильников с колпаками (рассеивателями), предусмотренными их конструкцией.
Протокольным определением от <дд.мм.гггг> к участию в деле в качестве ответчика привлечено Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и <адрес>; в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство региональной безопасности <адрес>, Министерство имущественных отношений <адрес>.
Протокольным определением от <дд.мм.гггг> к участию в деле в качестве ответчиков привлечены <адрес>, и Министерство имущественных отношений <адрес>, с исключением последнего из числа третьих лиц.
В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора <адрес>К.А.С. уточненные исковые требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении и уточненном иске.
Представительответчика ГАПОУ МО «Северный колледж физической культуры и спорта» Т.С.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала,представила письменные возражения на иск, доводы которых поддержала. Указала, что убежище имеет особый статус, и не может быть отнесено к обычному нежилому фонду в силу особого предназначения и условий использования.Согласно выписке из ЕГРН здание «Учебный корпус»адресу: <адрес>, находится в собственности <адрес>, закреплено за Колледжем на праве оперативного управления. Вместе с тем, согласно выписке из журнала учёта защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории <адрес>, выданной <дд.мм.гггг> Главным управлением МЧС России по <адрес>, защитное сооружение, расположенное по указанному адресу учтено в МТУ Росимущества в <адрес> и <адрес>, которое осуществляет функции по управлению федеральным имуществом.Права и обязанности по содержанию ЗС ГО Колледжу не передавались. Выписка из ЕГРН, на которую ссылается истец, подтверждает право собственности <адрес> и право оперативного управления на конкретное нежилое здание, но не доказывает наличия у ответчиков права собственности или оперативного управления на помещения, имеющие статус объекта гражданской обороны. В соответствии с Уставом Колледжа, Учредителем и собственником имущества колледжа является <адрес>, от имени которой функции и полномочия собственника имущества Колледжа осуществляет Министерство имущественных отношений <адрес>.Полагает, что обеспечение мероприятий по гражданской обороне и защите населения, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, является расходным обязательством Российской Федерации, в связи с чем, правовые основания для возложения на ответчика бремени содержания убежища по указанному адресу отсутствуют, надлежащим ответчиком является МТУ Росимущества в <адрес> и <адрес>. Кроме того, ссылаясь на Правила эксплуатации ЗС ГО указывает, что паспорт оформляется после ввода ЗС ГО в эксплуатацию или по итогам инвентаризации после его закрепления за эксплуатирующей организацией. Однако, в нарушение указанных Правил, представленный паспорт убежища как по форме, так и по содержанию не соответствует приложению №.... Правил, а соответственно не может являться документальным основанием для ведения учета ЗС ГО.Просит в удовлетворении исковых требований прокурора отказать в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства образования и науки <адрес>, в судебном заседании участия не принимал, извещен, представил письменные возражения на иск, в которых указал, чтоот имени <адрес> функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство образования и науки <адрес>, полномочия собственника имущества осуществляет Министерство имущественных отношений <адрес>. Указывает, что возложение на Министерство обязанности по обеспечению финансирования мероприятий по гражданской обороне и выполнение работ по приведению ЗС ГО – убежища в надлежащее состояние является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа.Понуждение Министерства к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание учреждений и образовательных организаций, подведомственных Министерству, и реализацию возложенных на него функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции Министерства, а также нарушает установленный статьей 10 Конституции РФ принцип разделения властей. Действующее законодательство относит защитные сооружения гражданской обороны исключительно к федеральной собственности.Посколькусобственником спорного объекта является Российская Федерация, то соответствующее бремя содержания имущества несет Российская Федерация, действуя посредством своих полномочных федеральных органов исполнительной власти в области управления федеральной собственностью - МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и <адрес>, которому и принадлежит спорное защитное сооружение, как собственнику ведомственного имущества.Согласно выписке из ЕГРН в собственности <адрес> находится здание «Учебный корпус», расположенное по адресу: <адрес>, которое закреплено за ГАПОУ МО «СКФКиС» на праве оперативного управления. В состав данного объекта имущества защитное сооружение гражданской обороны не включено.Документов, подтверждающих делегирование собственником кому-либо из ответчиков полномочий на выполнение мероприятий гражданской обороны в отношении защитного сооружения гражданской обороны, материалы дела не содержат. Истцом не представлено доказательства того, что у колледжа имеются какие-либо права, оформленные в установленном законом порядке, на данное ЗС ГО.В связи с указанными обстоятельствами обязанности по устранению соответствующих нарушений в отношении объекта федеральной собственности, а также по выполнению мероприятий, касающихся надлежащего содержания и эксплуатации ЗС ГО, которые законом отнесены исключительно к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, не могут быть возложены на ответчиков. Просит отказать в удовлетворении иска.
Представитель ответчика – Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и <адрес> (далее – Росимущество) в судебном заседании участия не принимал, извещен, представил возражения на иск, в которых указал, что объект недвижимого имущества – здание учебного корпуса, общей площадью 3373 кв.м, расположенныйпо адресу: <адрес>, находится в собственности <адрес> и передано на праве оперативного управления ГАПОУ МО «СКФКиС», в состав которого вошел иобъект гражданской обороны – убежище, общей площадью 182 кв.м, расположенный в подвале здания по указанному адресу. Довод Министерства образования и науки МО о том, что спорный объект не значится на балансе Учреждения противоречит представленным сведениям ЕГРН о зарегистрированном праве оперативного управления Колледжа на все здание, полученное в оперативное управление. Указывает, что право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества. Обязанность по содержанию ЗС ГО в надлежащем состоянии и обеспечению их сохранности возлагается на эксплуатирующую организацию. Регистрация права собственности спорного объекта за иным лицом, является препятствием для возложения на Росимущество обязанности по приведению объекта гражданской обороны в соответствии с требованиями Правил эксплуатации ЗС ГО, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583. Довод Министерства образования и науки о том, что спорное помещение отнесено исключительно к федеральной собственности считает несостоятельным, поскольку последний абзац пункта 3 Постановления № 3020-1 имеет оговорку, то есть до момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности. Кроме того, полномочия по созданию и поддержанию защитных сооружений в состоянии постоянной готовности и проведению мероприятий по гражданской обороне на региональном уровне отнесены к полномочиям субъектов РФ и муниципальных образований. Объекты гражданской обороны не относятся к объектам, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности. Собственник спорного имущества определен в 2017 году с момента государственной регистрации права собственности <адрес>. Просит рассмотреть дело без участия своего представителя.
Представитель ответчика – Министерство имущественных отношений <адрес> в судебном заседании участия не принимал, извещен, представил отзывына иск, в которых указал, что в соответствии сведениями ЕГРН, здание учебного корпуса колледжа с <дд.мм.гггг> принадлежит на праве собственности <адрес>, и с этой же даты указанный объект недвижимости передан в оперативное управление Колледжу. Вместе с тем, по имеющимся данным у Министерства нет сведений о размещении в здании Колледжа каких-либо ЗС ГО. Указал, что согласно представленному в материалы дела паспорту убежища, оно находится по адресу: <адрес>, общей площадью 182 кв.м, в эксплуатацию введено в 1995 году, принадлежит и эксплуатируется в мирное время Колледжем. В соответствии с представленной выпиской из журнала учета ЗС ГО, расположенных на территории <адрес>, убежище принадлежит Росимуществу. Указал, что исполнительным органом <адрес>, представляющим собственника государственного имущества <адрес> по вопросам несения субсидиарной ответственности при недостаточности имущества учреждений образования является орган осуществляющий функции учредителя – Министерство образования и науки <адрес>.
Представитель ответчика – <адрес>, в судебном заедании участия не принимал, извещен, возражений по существу заявленных требований не представил, о рассмотрении дела без участия представителя не просил.
Представитель третьего лица – Отдела надзорной деятельности <адрес> и <адрес> ГУ МЧС России по <адрес> в судебном заседании участия не принимал, извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела без участия представителя Отдела, исковые требования прокурора к ГАПОУ МО «СКФКиС», Министерству образования и науки <адрес> поддерживает.
Представитель третьего лица – Министерства региональной безопасности <адрес>, в судебном заедании участия не принимал, извещен, представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что объектом судебного разбирательства является ЗС ГО убежище, встроенное в здание Колледжа, расположенное по адресу: <адрес>, просп. Кирова, <адрес>, введенное в эксплуатацию в 1995 году. На <дд.мм.гггг> состояние ЗС ГО, оценивается как «не готово», находилось на балансе МТУ Росимущество. В соответствии с актом оценки содержания и использования защитного сооружения от <дд.мм.гггг>, составленного комиссией муниципального образования муниципальный округ <адрес>, спорное ЗС ГО не передавалось на баланс ГАПОУ МО «СКФКиС», ответственность за сохранность и содержание ЗС ГО на Колледж не возлагалась. Считает, что правовых оснований по возложению ответственности за содержание ЗС ГОна Колледж отсутствуют, т.к. оно числится за Росимущестивоми в соответствии с нормами действующего гражданского законодательства именно собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества. Просит рассмотреть дело без участия своего представителя.
Выслушав участников процесса, допросив свидетеля К.Е.С., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны определяет Федеральный закон от <дд.мм.гггг> № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – Закон № 28-ФЗ).
Закон № 28-ФЗ определяет гражданскую оборону как систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (статья 1).
Основными задачами в области гражданской обороны являются, в том числе, предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты, а также обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны (статья 2).
Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязаны обеспечивать проведение мероприятий по гражданской обороне; проводить мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществлять подготовку своих работников в области гражданской обороны; создавать и содержать в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (статья 9).
В соответствии с положениями статьи 210 Гражданского Кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пунктом 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 № 804, основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, являются: строительство, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем; приспособление в мирное время и при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения; обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны.
Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 (далее – Порядок № 1309).
В соответствии с пунктом 2 Порядка № 1309 к объектам гражданской обороны относятся, в том числе, убежища.
В соответствии с пунктом 10 указанного Порядка обязанность по обеспечению сохранности существующих объектов гражданской обороны, принятию мер по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию возложена на организации, отнесенные к категориям по гражданской обороне.
В мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению (пункт 13 Порядка № 1309).
В соответствии с пунктом 14 Порядка № 1309, МЧС России принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны; осуществляет методическое руководство и контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.
В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам, приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее – Правила № 583).
Согласно пунктам 1.3, 1.7, 1.8 Правил № 583, организации, на учете которых находятся защитные сооружения, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт; содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов (требования к эксплуатации защитных сооружений определены в разделе III Правил, к техническому обслуживанию и ремонту – в разделе V Правил). В организациях, эксплуатирующих защитные сооружения гражданской обороны, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования.
В силу пункта 2.2 Правил № 583 документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Паспорт ЗС ГО оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации ЗС ГО.
В силу п. 3.2.1 Правил № 583 при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее – ЗС ГО) в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
При этом должна быть обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
Согласно п. 3.2.8 Правил № 583 оштукатуривание потолков и стен помещений не допускается. Внутренняя отделка помещений защитных сооружений производится из несгораемых или трудносгораемых материалов, а стены, потолки, перегородки окрашиваются преимущественно в светлые тона.
В силу п.п. 5.1.1, 5.2.1 – 5.2.4 Правил № 583 в ЗС ГО предусматривается два вида ремонта строительных конструкций и защитных устройств - текущий и капитальный. Перечень, объемы работ, потребное количество сил и средств, сроки выполнения работ отражаются в годовых планах планово-предупредительных ремонтов.
Пунктом 3.6 Правил № 583 определен перечень документации, которая обязана храниться в ЗС ГО, к числу которых относится журнал регистрации
показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище.
В силу п. 3.2.11 Правил № 583 инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению.
В соответствии с п. 3.2.14 Правил № 583 при эксплуатации систем вентиляции периодически очищаются от грязи и снега воздухозаборные и вытяжные каналы и противовзрывные устройства. Периодически смазывается и окрашивается оборудование.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся образовательной организации.
В силу п. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы.
В соответствии со ст. 34, п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что обучающиеся имеют право на охрану жизни и здоровья, которая включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
П. 3 ч. 4 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ закреплено, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Под санитарно-эпидемиологическимблагополучием населения в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ), понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и обеспечиваются благоприятные условия для его жизнедеятельности.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
На основании ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры поорганизации их питания, и выполняться требования санитарно- эпидемиологического законодательства.
Частью 1 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ установлено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации обучения в общеобразовательных учреждениях, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности регламентированы санитарными правилами 2.4.3648-20, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.3648- 20).
Согласно п. 2.3.1 СП 2.4.3648-20 подвальные помещения должны быть сухими, не содержащими следы загрязнений, плесени и грибка, не допускается наличие в них мусора.
В соответствии с п. 2.5.3 СП 2.4.3648-20 стены и потолки помещений не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком, должны иметь отделку, допускающую влажную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств. В помещениях с повышенной влажностью воздуха потолки должны быть влагостойкими.
В силу п. 2.8.9 СП 2.4.3648-20 все источники искусственного освещения должны содержаться в исправном состоянии и не должны содержать следы загрязнений.
Согласно ст.ст. 34, 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане и организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее – Правила № 1479), пунктом 52 которых запрещена эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными их конструкцией.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что в собственности <адрес> с <дд.мм.гггг> находится нежилое здание «учебный корпус», расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый №...., площадью 3373 кв.м, завершенное строительством в 1995 году (т. 1 л.д. 114-120).
Указанное здание передано ГАПОУ МО «СКФКиС» в оперативное управление (регистрация права оперативного управления от <дд.мм.гггг> №....).
В соответствии с паспортом убежища с инвентарным №.... по указанному адресу расположеноЗС ГО – встроенное в здание убежище площадью 182 кв.м, вместимостью 150 человек, с 2 входами, с 1 аварийным выходом, с 2 дверями ДУ-IV-3. Убежище в мирное время используется под складское помещение. Класс защиты убежища IV. Убежище имеет систему вентиляции. По режиму чистой вентиляции: тип ЭРВ-49, в количестве – 2 вентилятора, производительностью – 300 м 3/ч, фильтры и средства регенерации ВНЛНСТО, в количестве – 2; по режиму фильтровентиляции: ЭРВ-49, в количестве – 2 вентиляторов, производительностью – 200 м 3/ч, фильтры и средства регенерации по типу ФП-100у, в количестве – 2. Убежище имеет водяную систему отопления от общей системы отопления, систему энергоснабжения от главного распределительного щита и систему водоснабжения от внутренней водопроводной сети административного здания. Паспорт заполнен и подписан комиссией <дд.мм.гггг> (т. 1 л.д. 20-21).
Согласно выпискеиз журнала учёта защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории <адрес> Главного управления МЧС России по <адрес>, встроенное ЗС ГО (убежище)по адресу: <адрес> «Северный колледж физической культуры и спорта»,с инвентарным номером 271-52, вместимостью 150 человек, площадью 192,0 кв.м, введенное в эксплуатацию в 1995 году, находится в ведомственной принадлежности Межрегионального территориального управления<адрес> и <адрес>(т. 1 л.д. 36).
Согласно акту инвентаризации, оценки содержания и использования ЗС ГО с инв. №.... от <дд.мм.гггг>, составленного комиссией, состоящей из начальника МКУ «Управление ГО и ЧС», начальника курсов гражданской и чрезвычайных ситуаций МКУ «Управление ГО и ЧС», начальника штаба ГО ЧС АО «Кольская ГМК», зам. начальника ОНД <адрес>, Оленегорска и <адрес> УНДиПР ГУ МЧС России по <адрес>, заместителя начальника – начальник отдела ГО и ЧС МКУ «Управление ГО ЧС», которая проверила наличие и оценила готовность к использованию по предназначению спорного защитного сооружения, защитное сооружение принято в эксплуатацию в 1995 году и значится на Управления Федерального агентства по управлению госимуществом по <адрес> ( №....). Комиссией проверялась фактическое состояние ЗС ГО и его готовность к приему укрываемых.Установлено, что входные (основные и запасные) двери в удовлетворительном состоянии, уплотнители требуют замены. Состояние полов, потолков, стен удовлетворительные и требуют косметического ремонта. Вход в убежище свободен и не загромождён. Гидроизоляция объекта не нарушена. Санитарные узлы укомплектованы. Фильтровентиляционное оборудование в рабочем состоянии, требует профилактики. Инженерно-технические системы рабочие, требуют профилактики. ЗС ГО ограниченно готово к приему укрываемых. В целях обеспечения сохранности и повышения эффективности использования ЗС ГО предложено передать ЗС ГО на баланс администрации учебного заведения (т. 1 л.д. 200-201).
Из расширенной характеристики ЗС ГО №...., следует, что номер ЗС ГО №.... присвоен в МЧС России по результатам проведенной в 2013-2014 гг. инвентаризации, общая площадь ЗС ГО составляет 182 кв.м, балансодержателемзначитсятерриториальное Управление Федерального агентства по управлению госимуществом по <адрес> (т. 1 л.д. 39-41).
Из технического паспорта здания учебного корпуса с хозяйственным блоком №.... по просп. Кирова, составленным <дд.мм.гггг> и экспликации следует, что в подвальном помещении здания имеется бомбоубежище с вент камерами, тремя туалетами, воздухозаборником, вспомогательным помещением, общей площадью по внутреннему объему – 184,5 кв.м (т. 1 л.д. 139-154).
Согласно акту оценки содержания и использования ЗС ГО №.... от <дд.мм.гггг>, состояние систем вентиляции, энергоснабжения, водоснабжения требуют профилактики. Состояние системы канализации: санитарные узлы укомплектованы. Общее состояние защитного сооружения: входные (основные и запасные) двери в удовлетворительном состоянии, уплотнители требуют замены. Вход в убежище свободен и не заграможден. Состояние полов, потолков и стен удовлетворительное, но требуют косметического ремонта, гидроизоляция не нарушена. Комиссия пришла к выводу, что ЗС ГО не соответствует требованиям, предъявляемым к убежищам, предложено изменить тип ЗС ГО на укрытие (т. 1 л.д. 202).
Допрошенный в ходе судебного заседания в качестве свидетеля К.Е.С. – начальник МКУ «Управление ГО и ЧС» показал, что в подвальном помещении здания ГАПОУ МО «СКФКиС» имеется ЗС ГО - убежище, которое требует ремонта и приведения его в соответствии правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны. Указанное ЗС ГО учитывается при расчетах потребности в защитных сооружениях гражданской обороны для укрытия населения <адрес>, и необходимо в случае чрезвычайной ситуации для приема укрываемых (т. 2 л.д. 4-15).
В судебном заседании также установлено, что спорное ЗС ГО, находящееся в ведомственной принадлежности ГАПОУ МО «СКФКиС» включено в перспективный план приведения в готовность до требуемых норм защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в ведении организаций, подведомственных исполнительным органам государственной власти <адрес> на период 2021 – 2022 гг., который согласован врио начальника ГУ МЧС России по <адрес>, заместителем губернатора <адрес>, и утвержден <адрес> Ч.А.в. (т. 1 л.д. 169-171).
Прокуратурой <адрес> по заданию прокуратуры <адрес>с <дд.мм.гггг> по 31.03.2023проводилась проверкаисполнения законодательства о гражданской обороне, при эксплуатации,в том числе, защитного сооружения гражданской обороны №...., в ходе которой выявлены следующие нарушения требований федерального законодательства.
В нарушение п. 1.3 Приказа МЧС РФ от 15 декабря 2002 г. № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» – не назначено ответственное должностное(ые) лицо(а), в обязанности которого(ых) входит организация учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования защитного сооружения гражданской обороны, встроенного в здание ГАПОУ МО «СКФКиС». Не разработана проектно-сметная документация для проведения ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО.
В нарушение п. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», п. 4 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804; п. 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» не осуществляется поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию ЗС ГО требуется ремонт внутренней отделки помещений.
В нарушение п. 3.2.5 Приказа МЧС РФ от 15 декабря 2002 г. № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» на входе в ЗС ГО, используемом в мирное время, допускается эксплуатация защитно-герметической двери.
В нарушение п. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», п. 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», п. 3.2.8 Приказа МЧС РФ от 15 декабря 2002 г. № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» допускается оштукатуривание потолков и стен помещений ЗС ГО.
В нарушение ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», п. 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», п. 5.1.1, 5.2.1 - 5.2.4 Приказа МЧС РФ от 15 декабря 2002 г. № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» не осуществляется с установленной периодичностью техническое обслуживание и ремонт имеющихся технических систем ЗС ГО, а так же планово-предупредительный ремонт строительных конструкций.
В нарушение п. 2.1, прил. №5 Приказа МЧС РФ от 15 декабря 2002 г. № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» не заведен журнал учета ЗС ГО.
В нарушение п. 3.6 Приказа МЧС РФ от 15 декабря 2002 г. № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» отсутствует документация ЗС ГО.
В нарушение п. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», п. 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны»; п.п. 4.1.1 - 4.1.7, 4.2.1, 4.2.3, 4.2.4, 4.2.6, 4.3.1, 4.3.2, 4.3.9 - 4.3.11, 4.5.1, 4.5.2 Приказа МЧС РФ от 15 декабря 2002 г. № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» не проводятся мероприятия по оценке технического состояния ЗС ГО.
В нарушение п. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», п. 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», п. 1.4, схемы «А», «Б» приложения 1 Приказа МЧС РФ от 15 декабря 2002 г. № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитныхсооружений гражданской обороны» не созданы звенья для обслуживания ЗС ГО в мирное время и для поддержания в готовности к использованию по предназначению в период пребывания в г укрываемых.
В нарушение п. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»; п. 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны»; п. 6.1.4 прил. 12 Приказа МЧС РФ от 15 декабря 2002 г. № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» отсутствует план приведения в готовность ЗС ГО к приему укрываемых.
<дд.мм.гггг> прокуратурой <адрес> также проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности ГАПОУ МО «СКФКиС». В ходе осмотра подвального помещения установлено, что ответчиком не приняты меры к надлежащему содержанию оборудования и подвального помещения здания учебно-спортивного корпуса, расположенного по адресу: <адрес>. Так, подвальное помещение имеет загрязнение в виде следов пожара на потолке и стенах, отделка подвального помещения препятствует проведению влажной обработки с применением моющих и дезинфицирующих средств, источники искусственного освещения содержатся в неисправном состоянии и эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными их конструкцией.
Выявленные в ходе проверок нарушения подтверждаются справками от <дд.мм.гггг>, фотоматериалами (т. 1 л.д. 23-24, 25-27, т. 2 л.д. 35-37, 38-43). Объем выявленных недостатков ответчиками не оспаривается.
Выявленные нарушения закона создают угрозу причинения вреда жизни и здоровья неопределенного круга лиц и может повлечь ограничение или нарушение прав граждан на безопасность в случае чрезвычайной ситуации и свидетельствуют о том, что при содержании ЗС ГО не проводятся мероприятия по подготовке к защите населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, что свидетельствует о не достижении задач в области гражданской обороны по предоставлению населению убежищ и обеспечению постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Ненадлежащее содержание убежища в части не проведения технического обслуживания и ремонта имеющихся технических систем ЗС ГО, а также планово-предупредительного ремонта строительных конструкций создает угрозу повреждения и утраты регионального имущества, находящегося в оперативном управлении ГАПОУ МО «СКФКиС».
До настоящего времени выявленные нарушения в содержании защитного сооружения не устранены ввиду наличия спора о принадлежности спорного ЗС ГО.
Оценивая доказательства в их совокупности, принимая во внимание, что здание учебного корпуса ГАПОУ МО «СКФКиС»со встроенным спорным ЗС ГО отнесено к государственной собственности <адрес>, и передано в оперативное управление ГАПОУ МО «СКФКиС», при этом в правоустанавливающих документах площадь здания отражена с учетом площади защитного сооружения, и в техническом паспорте имеются сведения о том, что в подвале здания существует (встроено) ЗС ГО, учитывая также, что объект учтен в качестве ЗС ГО в ходе проведенной инвентаризации, и статус объекта подтверждается паспортом ЗС ГО, суд приходит к выводу о том, что лицом, ответственным за надлежащее содержание спорного объекта гражданской обороны, является ГАПОУ МО «СКФКиС», как эксплуатирующая ЗС ГО организация и владеющая им на праве оперативного управления, при этом убежище в установленном порядке с учета не снято, и находится в состоянии, препятствующим использованию его для целей защиты укрываемых.
Вопреки доводам ответчиков, в Перечне федерального имущества, передаваемого в государственную собственность <адрес>, к Распоряжению ТУ Росимущества в <адрес> №.... от <дд.мм.гггг>, площадь передаваемого здания учебного корпуса с хозяйственным блоком (3223,1 кв.м) также указана с учетом площади подвального помещения, в котором размещено спорное ЗС ГО, что также подтверждает передачу из федеральной собственности в государственную собственность <адрес> здания со встроенным ЗС ГО(т. 2 л.д. 51-88, 128-146).
Кроме того, суд обращает внимание, что в апреле 2020 года, Министерство имущественных отношений <адрес> совместно с Комитетом по обеспечению безопасности населения <адрес>, на запрос ГАПОУ МО «СКФКиС» о принадлежности ЗС ГО, встроенного в здание учебного корпуса Учреждения предоставило информацию о том, что ГАПОУМО «СКФКиС» является правообладателем защитного сооружения, встроенного в здание учебного корпуса с <дд.мм.гггг> (т. 2л.д. 48, 49).
Довод ответчиков о том, что паспорт ЗС ГО имеет ненадлежащее оформление и прочие недостатки, в паспорте отсутствуют обязательные приложения (копия поэтажного плана и экспликации помещений), имеются несоответствия в общей площади ЗС ГО, не является основанием для отказа в иске, поскольку обязанность по разработке паспорта ЗС ГО и подготовке всей необходимой документации в соответствии с п.п. 1.3, 3.6 Правил № 583 лежит на организации, эксплуатирующей ЗС ГО. Уточнения в необходимых данных, в том числе относительно площади ЗС ГО, подлежат внесению самим Учреждением.
Довод ГАПОУ МО «СКФКиС» об отсутствии у образовательного учреждения ЗС ГО как такового несостоятельны, поскольку опровергаются материалами дела в совокупности. Наличие и учет спорного ЗС ГО подтвержден в ходе проводимой инвентаризации защитных сооружений, целями и задачами которой являются, в том числе, выявление фактического наличия ЗС ГО, их характеристики и сопоставление с учетными данными.
Более того, согласно представленной ГАПОУ МО «СКФКиС» проектной документации по строительству объекта: Учебно-спортивный комплекс техникума физической культуры. Расширение от 1987 года,в подвале здания запроектированы встроенные помещения заглубленного хранилища, с указанием площади 192,4 кв.м (т. 2 л.д. 89-127), что также свидетельствует о расположении в подвале учебного корпуса ГАПОУ МО «СКФКиС» спорного убежища.
Представленные ГАПОУ МО «СКФКиС» акт о приемке в эксплуатацию рабочей комиссией законченного строительством отдельно стоящего здания «расширение учебно-спортивного комплекса техникума физкультуры» от 1993 года, а также историческая справка (т. 2 л.д. 147-148, 149-152) выводов суда не опровергают.
Согласно Уставу ГАПОУ МО «СКФКиС»(т. 1 л.д. 76-108), согласованного Министерством имущественных отношений <адрес>, и утвержденному приказом Министерства образования и науки <адрес>, учредителем и собственником имущества образовательного учреждения является <адрес>. От имени <адрес> функции и полномочия учредителя образовательного учреждения осуществляет Министерство образования и науки <адрес> (Учредитель), полномочия собственника имущества образовательной организации осуществляет Министерство имущественных отношений <адрес> (Собственник) (п. 1.4 Устава).
Организационно-правовая форма Учреждения – Государственное автономное учреждение <адрес> (п. 1.3 Устава).
Согласно сведениям ЕГРЮЛ учредителем ГАПОУ МО «СКФКиС» является <адрес>, органомвыступающим от имени учредителя – Министерство образования и науки <адрес> (т. 1 л.д. 11-13).
В соответствии с пунктом 1.2 Положения о Министерстве образования и науки, утвержденного Постановлением <адрес> от <дд.мм.гггг> №....-ПП, Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему учреждений и образовательных организаций <адрес>.
На основании пункта 2.2.3.33 Положения Министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций; главного администратора (администратора) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что финансирование указанных мероприятий должно быть возложено на Министерствообразования и науки <адрес>, как распорядителя средств областного бюджета.
Принимая такое решение суд учитывает, что требования прокурора направлены на устранение нарушений норм действующего законодательства, имеющего целью обеспечение защиты жизни и здоровья людей, в связи с чем считает, что возложение на Министерство образования и науки <адрес>обязанности произвести финансирование мероприятий направленных на приведение защитного сооружения гражданской обороны в соответствие с действующими требованиями, не является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органаи не нарушает установленный ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Учитывая изложенное, суд находит, что исковые требования прокурором заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
При этом, оснований для возложения на Министерство имущественных отношений <адрес> и <адрес> ответственности по иску, не имеется.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Заявленный прокурором срок для исполнения требований обустранений нарушений законодательства о гражданской обороне в срок до <дд.мм.гггг>, об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, требований пожарной безопасности – до <дд.мм.гггг>, суд находит разумным и достаточным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Государственному автономному профессиональному образовательному учреждению <адрес> «Северный колледж физической культуры и спорта», Министерству образования и науки <адрес>, Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и <адрес>, Министерству имущественных отношений <адрес> о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о гражданской обороне, – удовлетворить частично.
Обязать Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение <адрес> «Северный колледж физической культуры и спорта» (ИНН №....) в срок до <дд.мм.гггг> устранить нарушения требований законодательства о гражданской обороне путем приведения защитного сооружения гражданской обороны – убежища с инвентарным номером 271, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствие с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, а именно:
– произвести ремонт внутренней отделки помещений защитного сооружения гражданской обороны;
– назначить ответственное должностное(ые) лицо(а), в обязанности которого(ых) входит организация учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования защитного сооружения гражданской обороны;
– разработать проектно-сметную документацию для проведения ремонта и обслуживания помещений и оборудования защитного сооружения гражданской обороны;
– исключить эксплуатацию защитно-герметической двери в мирное время;
– удалить штукатурку с потолков и стен помещений защитного сооружения гражданской обороны;
– обеспечить осуществление технического обслуживания и ремонт имеющихся технических систем защитного сооружения гражданской обороны, а также планово-предупредительный ремонт строительных конструкций с установленной периодичностью;
– завести журнал учета защитного сооружения гражданской обороны;
– завести документацию защитного сооружения гражданской обороны;
– обеспечить проведение мероприятий по оценке технического состояния защитного сооружения гражданской обороны;
– создать звенья для обслуживания защитного сооружения гражданской обороны в мирное время и для поддержания в готовности к использованию по предназначению в период пребывания в нем укрываемых;
– разработать план приведения в готовность защитного сооружения гражданской обороны к приему укрываемых.
Обязать Министерство образования и науки <адрес> (ИНН №....) произвести финансирование мероприятий, направленных на приведение защитного сооружения гражданской обороны – убежища с инвентарным №...., расположенного по адресу: <адрес>, в соответствие с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от <дд.мм.гггг> №.....
Обязать ГАПОУ МО «Северный колледж физической культуры и спорта»(ИНН 5107010593) в срок до <дд.мм.гггг> устранить выявленные нарушения требований пожарного и санитарно-эпидемиологического законодательства при содержании подвального помещения здания учебно-спортивного корпуса, расположенного по адресу: Мурманскаяобл., <адрес>, а именно:
– удалить загрязнения в виде следов пожара на потолке и стенах;
– восстановить отделку, допускающую влажную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств;
– обеспечить эксплуатацию светильников с колпаками (рассеивателями), предусмотренными их конструкцией.
В иске к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и <адрес>, Министерству имущественных отношений <адрес>– отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Мончегорский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.А. Пронина
....
....