Судья: Дудова Е.И. гр.дело №
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ДД.ММ.ГГГГ судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.,
судей: Захарова С.В., Сивохина Д.А.,
при секретаре Тимохиной Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Рожкова В.Е. в лице представителя Маняповой А.Ф. на решение Железнодорожного районного суда г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
«Заявление Рожкова ФИО9 о признании незаконным решения об отказе в проведении государственного кадастрового учета земельного участка - оставить без удовлетворения».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Захарова С.В., доводы представителя Рожкова В.Е. и ООО «Интеграл» – Маняповой А.Ф. в поддержание апелляционной жалобы, возражения представителя филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области – Борисовой Л.И. (по доверенности), судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ДД.ММ.ГГГГ Рожков В.Е. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области об отказе в постановке на кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
В обоснование требований ссылался на то, что основанием для отказа послужило следующее: 1) предполагаемая представленными документами процедура является объединением земельного участка с кадастровым номером № с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности, путем увеличения площади земельного участка с кадастровым номером №, что не является перераспределением земельных участков; 2) учитываемый земельный участок располагается в границах земельного участка с кадастровым номером № площадь которого уточнена по материалам межевания; 3) выявлено противоречие представленных сведений о данном земельном участке сведениям картографической основы государственного кадастра недвижимости. По данным картографической основы и ортофотопланам ГКН земельный участок располагается на землях общего пользования.
Заявитель считает отказ незаконным, поскольку, по его мнению, приведенные в нем основания не соответствуют требованиям действующего законодательства. Представленный в орган кадастрового учета межевой план земельного участка подготовлен ООО «Гео-Компас» в результате кадастровых работ, в связи с образованием земельного участка, занятого открытой автостоянкой путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером № и земель, находящихся в муниципальной собственности. В состав приложения межевого плана включен протокол по образованию земельного участка, подготовленный на основании схемы расположения земельного участка, утвержденной распоряжением Департамента управления имуществом по г.Самара № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ Согласно протоколу в результате перераспределения земельных участков с кадастровым номером № (площадью 2.653 кв.м) и земель, находящихся в государственной собственности (площадью 1.181 кв.м, находящихся в кадастровом квартале №) произведен раздел земельного участка с кадастровым номером № на части площадью 22 кв.м и 2.631 кв.м, и земельного участка, находящегося в государственной собственности, на части площадью 1.073 кв.м и 108 кв.м. В результате образовался земельный участок площадью 3.812 кв.м (необходимый для использования сооружения) и 22 кв.м (земли, государственная собственности на которые не разграничена). Из смысла содержания Протокола следует, что земельный участок с кадастровым номером № является преобразуемым, что является основанием для снятия его с кадастрового учета. Однако органом кадастрового учета при рассмотрении заявления данный Протокол не учтен, равно как не учтено то, что заявитель обратился в орган кадастрового учета с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета, а не за предоставлением права собственности на учитываемый земельный участок.
С учетом уточнений просил признать решение филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, незаконным; обязать филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области устранить допущенные нарушения путем принятия решения о постановке на кадастровый учет названного земельного участка и снятия с кадастрового учета земельного участка с номером №.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, заявление удовлетворить.
В заседании судебной коллегии представитель заявителя доводы жалобы поддержала, представитель филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области просила решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Из материалов дела следует, что в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером №, площадью 2.652,48 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для использования под автостоянку, расположенном: <адрес>.
Данный земельный участок площадью 2.652,48 кв.м находится в аренде ООО «Интеграл», занят открытой автостоянкой на 100 автомобилей, право собственности на которую зарегистрировано за ООО «Интеграл» ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Распоряжением Департамента управления имуществом г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ № с учетом изменений, внесенных распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ, утверждена схема расположения земельного участка площадью 3.812 кв.м, фактически занимаемого открытой автостоянкой, образуемого из земельного участка с кадастровым номером № и земель, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, относящегося по категории к землям населенных пунктов, в пределах территории зоны среднеэтажной жилой застройки 3-6 этажей (Ж-3) по карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в городе Самаре, расположенного по адресу: <адрес>, на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала №.
ДД.ММ.ГГГГ Рожков В.Е. обратился в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области с заявлением № о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 3.812 кв.м, представил межевой план от ДД.ММ.ГГГГ.
После неоднократного приостановления кадастрового учета решением ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ в осуществлении кадастрового учета отказано, в связи с истечением срока приостановления осуществления кадастрового учета и не устранением обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении. Орган кадастрового учета исходил из того, что Рожков В.Е. согласно представленному заявлению и межевому плану просил осуществить постановку на кадастровый учет земельного участка, образуемого в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером № и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Однако в соответствии с представленными документами, в том числе Протоколом образования земельных участков, предполагаемая процедура перераспределением земельных участков не является.
В соответствии с п.1 ст.11.7 ЗК РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается.
Согласно п.1 ст.11.3 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.15) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, за исключением перечисленных в данной статье случаев, в том числе, перераспределения земельных участков в соответствии со статьей 11.7 настоящего Кодекса.
Статья 11.1 ЗК РФ определяет земельный участок как часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Из материалов учетного дела усматривается, что заявителем предполагается произвести перераспределение площади земельного участка с кадастровым номером № и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Между тем, сведений о том, что предполагаемый к перераспределению земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, сформирован, поставлен на кадастровый учет, его границы определены в соответствии с действующим законодательством, не имеется. Следовательно, смежный земельный участок, необходимый для процедуры перераспределения, как объект права, отсутствует.
В результате действий, заявленных Рожковым В.Е. как перераспределение земельных участков, фактически образуется новый земельный участок путем увеличения его площади за счет земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Решения уполномоченного органа об образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в материалах дела не имеется и заявитель на него не ссылается.
При таких обстоятельствах, поскольку процедура перераспределения земельных участков заявителем не соблюдена, суд пришел к правильному выводу об отсутствии у органа кадастрового учета оснований для постановки на кадастровый учет вновь образованного земельного участка и обоснованно отказал в удовлетворении требований, ввиду чего решение суда подлежит оставлению без изменения.
Доводы апелляционной жалобы, со ссылкой на Протокол образования земельных участков, а также на распоряжение об утверждении схемы земельного участка, о том, что процедура перераспределения земельных участков проведена в соответствии с требованиями действующего законодательства, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Для перераспределения земельных участков необходимо наличие как минимум двух смежных земельных участков, чего в данном случае не имеется.
Само по себе распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка, фактически занимаемого автостоянкой, решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об образовании земельного участка не является и не может служить безусловным основанием для постановки земельного участка на кадастровый учет, в том числе при наличии для этого иных препятствий.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Железнодорожного районного суда г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: