Решение по делу № 3а-66/2017 от 29.09.2017

№ 3а-66/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 ноября 2017 года г.Петрозаводск

Верховный Суд Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Соляникова Р.В.

при секретаре Макаршиной А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Курочкина Валерия Николаевича к Совету Сортавальского городского поселения о признании не действующими в части Правил землепользования и застройки Сортавальского городского поселения, утвержденных решением LVIII сессии II созыва Совета Сортавальского городского поселения от 24 апреля 2013 года № 282,

у с т а н о в и л:

Решением Совета Сортавальского городского поселения от 24 апреля 2013 года №282 утверждены Правила землепользования и застройки Сортавальского городского поселения.

Административный истец, являясь арендатором земельного участка с кадастровым номером 10:07:0010420:112, предоставленного для индивидуальной жилой застройки, просит признать не действующими Правила землепользования и застройки Сортавальского городского поселения в части включения данного участка в состав территориальной зоны «Р-2 – зона зеленых насаждений общего пользования».

Требования мотивированы тем, что установленные оспариваемым нормативным правовым актом виды разрешенного использования в зоне Р-2 не допускают осуществление строительства, в том числе индивидуальную жилую застройку. Генеральным планом Сортавальского городского поселения, утвержденным решением Совета Сортавальского городского поселения от 12 декабря 2012года № 265, арендуемый Курочкиным В.Н. земельный участок отнесен к зоне «прочие территории: болота, незастроенные территории». Фактически участок расположен в районе малоэтажной застройки. При подготовке Правил землепользования и застройки Сортавальского городского поселения в нарушение статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации нормотворческим органом не учтено фактически сложившееся использование земельного участка.

В судебном заседании представитель административного истца Гладких А.Е. поддержала заявленные требования.

Представитель административного ответчика Совета Сортавальского городского поселения и заинтересованного лица администрации муниципального образования «Сортавальское городское поселение» Сударикова Я.С. просила отказать в удовлетворении административного иска, поскольку оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа местного самоуправления, а его содержание нормам действующего законодательства не противоречит.

Заинтересованное лицо Глава Сортавальского городского поселения в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.

Заслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора Волковой Е.А., полагавшей требования не подлежащими удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

По делу установлено, что административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером 10:07:0010420:112, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, расположенного в г.Сортавала, район Выборгского шоссе.

В отношении участка выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома. Нахождение участка в территориальной зоне «Р-2 – зона зеленых насаждений общего пользования» явилось основанием для предъявления прокурором г.Сортавала иска о признании договора аренды ничтожным, в связи с чем, исходя из положений части 1 статьи 4, части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Курочкин В.Н. является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, и вправе заявить настоящий иск.

Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории отнесено к вопросам местного значения.

В силу статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.

Согласно статье 13 Устава муниципального образования «Сортавальское городское поселение» представительным органом поселения является Совет Сортавальского городского поселения.

Вопрос о соблюдении порядка проведения публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки уже являлся предметом оценки суда (решение Верховного Суда Республики Карелия от 24 июня 2016 года по административному делу № 3а-30/2016, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 24 ноября 2016 года по делу № 75-АПГ16-7).

Таким образом, оспариваемый акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции в соответствии с установленной статьями 31, 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации процедурой.

В силу пункта 1 статьи 17 Устава муниципального образования «Сортавальское городское поселение» обнародование муниципальных правовых актов осуществляется путем опубликования текстов муниципальных правовых актов в официальных средствах массовой информации и размещения на официальном сайте муниципального образования «Сортавальское городское поселение».

Во исполнение приведенной выше нормы оспариваемый акт размещен на сайте поселения и опубликован в газете «Ладога-Сортавала» №17 от 30 апреля 2013 года.

Анализируя соответствие оспариваемых положений Правил землепользования и застройки действующему законодательству, суд исходит из следующего.

Частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.

Из содержания данной нормы следует, что правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами правообладателей.

В соответствии со статьей 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом: возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; определенных настоящим Кодексом территориальных зон; сложившейся планировки территории и существующего землепользования; планируемых изменений границ земель различных категорий; предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках; историко-культурного опорного плана исторического поселения федерального значения или историко-культурного опорного плана исторического поселения регионального значения.

Статьей 30 оспариваемых Правил землепользования и застройки определена Карта градостроительного зонирования Сортавальского городского поселения (Приложение 1), которая представляет собой чертеж с отображением границ поселения и границ территориальных зон, к числу которых относится и зона Р-2 – зона зеленых насаждений общего пользования.

Согласно статье 51 Правил землепользования и застройки основными видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в указанной зоне являются: участки общего пользования, туристическое обслуживание, спорт, природно-познавательный туризм, причалы для маломерных судов, поля для гольфа или конных прогулок, коммунальное обслуживание, развлечения, выставочно-ярмарочная деятельность. Условно разрешенные и вспомогательные виды использования также не предполагают осуществление в данной зоне индивидуального жилищного строительства.

Установление обозначенной выше зоны в Правилах согласуется со Схемой планируемых границ функциональных зон г. Сортавала Генерального плана Сортавальского городского поселения, в которой данная зона отмечена как рекреационная территория зеленых насаждений общего пользования, и соотносится с частями 1, 2 статьи 61 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», запрещающей на территориях, находящихся в составе зеленого фонда, хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на указанные территории и препятствующей осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.

Кроме того, данная зона включает в себя береговую полосу, которая в силу части 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации предназначается для общего пользования.

То обстоятельство, что в результате принятия оспариваемого акта земельный участок Курочкина В.Н. оказался в зоне, не предназначенной для жилищного строительства, не свидетельствует о противоречии оспариваемого акта действующему законодательству.

С заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для осуществления индивидуального жилищного строительства Курочкин В.Н. обратился в уполномоченный орган в июле 2012 года.

24 сентября 2012 года составлен акт выбора земельного участка, 06 августа 2013года утверждена схема расположения земельного участка. 18 октября 2013 года в отношении земельного участка заключен договор аренды, 09 января 2014 года Управлением Росреестра по Республике Карелия осуществлена государственная регистрация аренды.

Согласно данным, внесенным в кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 10:07:0010420:112, он находится на землях населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуальной жилой застройки. Дата внесения сведений о кадастровом номере земельного участка в государственный кадастр недвижимости (в настоящее время – Единый государственный реестр недвижимости) 16сентября 2013 года.

Таким образом, административный истец стал правообладателем спорного земельного участка после принятия 24 апреля 2013 года оспариваемых Правил землепользования и застройки, в связи с чем положения пункта 3 части 1 стати 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации к возникшим правоотношениям неприменимы.

Не имеется в деле и доказательств тому, что в обозначенной зоне фактически сложился такой вид землепользования, как индивидуальное жилищное строительство, которое обязывало бы Совет Сортавальского городского поселения учесть его при приятии оспариваемых Правил в порядке пункта 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах следует признать, что, относя территорию населенного пункта, на которой находится спорный земельный участок, к территориальной зоне Р-2, нормотворческий орган не действовал произвольно, а исходил из совокупности факторов, влияющих на дальнейшее развитие данного района города с учетом комплексной оценки территории.

По изложенным мотивам оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта не действующим не имеется, в связи с чем суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административного иска отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Верховный Суд Республики Карелия.

Судья Р.В.Соляников

Мотивированное решение в порядке части 2 статьи 177

Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

изготовлено 20 ноября 2017 года

3а-66/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Курочкин В.Н.
Ответчики
Совет Сортавальского городского поселения
Другие
Администрация муниципального образования "Сортавальское городское поселение"
Гладких А.Е.
Глава Сортавальского городского поселения
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
29.09.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
29.09.2017[Адм.] Передача материалов судье
29.09.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
12.10.2017[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
12.10.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.10.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
23.10.2017[Адм.] Предварительное судебное заседание
14.11.2017[Адм.] Судебное заседание
20.11.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.11.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее