Решение по делу № 2-108/2024 (2-2930/2023;) от 09.10.2023

Копия

УИД: 89RS0-36

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

<адрес> ЯНАО 4 октября 2024 года

Ноябрьский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи ФИО28,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ФИО29,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО9, ФИО5, ФИО6, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13 к Жилищно-строительному кооперативу «Старт» о признании действий (бездействия) незаконными, возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства в сфере градостроительной деятельности путем сноса незаконно строящегося многоквартирного дома, по иску ФИО2, ФИО3, ФИО14, ФИО4, ФИО9, ФИО5, ФИО6, ФИО10, ФИО11, ФИО7, ФИО13, ФИО12, ФИО17, ФИО18, ФИО15, ФИО16, ФИО19, ФИО20, ФИО8, ФИО21, ФИО22 к Администрации <адрес> и обществу с ограниченной ответственностью «Межрегиональный экспертный центр » о признании решения о выдаче разрешения на строительство и положительного заключения повторной негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий незаконными,

установил:

ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО9, ФИО5, ФИО30, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13 обратились в Ноябрьский городской суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к ЖСК «Старт» о признании действий (бездействия) незаконными, возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства в сфере градостроительной деятельности путем сноса незаконно строящегося многоквартирного дома в районе <адрес>. В обоснование исковых требований указали, что в районе <адрес> параллельно с их домом ведется строительство объекта капитального строительства - многоквартирного жилого дома, застройщиком которого является ЖСК «Старт». ДД.ММ.ГГГГ Администрацией <адрес> срок действия разрешения на строительство продлен до ДД.ММ.ГГГГ, имеется положительное заключение государственной экспертизы проектной документации на возводимый объект капитального строительства. ДД.ММ.ГГГГ ими было выявлено, что на объекте капитального строительства отсутствуют информационные щиты с указанием наименования объекта, названия застройщика (заказчика), исполнителя работ (подрядчика, генподрядчика), фамилии, должности и номеров телефонов ответственного производителя работ по объекту и представителя органа госстройнадзора или местного самоуправления, курирующего строительства, сроков начала и окончания работ, схемы объекта; наименование и номер телефона исполнителя работы не нанесены на щитах инвентарных ограждений мест работ вне стройплощадки. По данному факту они обратились в ОМВД России по городу Ноябрьску, сотрудники полиции зафиксировали факт отсутствия информационных щитов. ДД.ММ.ГГГГ в связи с их обращениями в прокуратуру и органы государственного строительного надзора была осуществлена выездная проверка. На момент проверки на строительном объекте отсутствовали информационный щит, пожарный щит, пункт мойки колес при выезде со строительной площадки, отсутствовали защитные навесы по периметру стройки, схема движения и т.д.. ДД.ММ.ГГГГ по факту отсутствия освещения объекта капитального строительства в темное время суток также вызывались сотрудники ОМВД России по городу Ноябрьску. ДД.ММ.ГГГГ аналогичные нарушения были зафиксированы повторно сотрудниками ОМВД России по городу Ноябрьску. Строительство многоквартирного дома осуществляется с нарушением минимально допустимого расстояния между их домом и строящимся домом, расчеты инсоляции жилых помещений отсутствуют в проектной документации строящегося дома. При возведении многоквартирного дома не учитывается наличие их дома рядом со строящимся объектом. При проверке ЖСК «Старт» по общедоступным сервисам установлено, что кооператив не является членом какой-либо саморегулируемой организации, в отношении него было проведено 10 проверок стройнадзором, объявлено не менее трех предостережений, основным видом деятельности кооператива является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе. Полагают, что имеются основания для отмены разрешения на строительство в связи с несоответствием представленных застройщиком документов требованиям градостроительного плана земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае строительства и ввода в эксплуатацию возводимого дома у его жителей продолжительность инсоляции будет составлять менее установленных нормативов при прерывистости инсоляции, что является недопустимым, а также создаст угрозу здоровью проживающих в обоих домах. Исследование положительного заключения государственной экспертизы показывает, что оно не содержит оценки соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, в частности инсоляции жилых помещений в их доме, а также в квартирах строящегося дома. Одним из обязательных элементов, предшествующих выдаче разрешения на строительство на данном земельном участке, является проведение публичных слушаний в порядке, предусмотренном статьей 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Никто из них надлежащим образом о проведении публичных слушаний не информировался, в них не участвовал, с протоколами по результатам публичных слушаний не ознакомлен. Решение суда об удовлетворении исковых требований просят обратить к немедленному исполнению.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФИО14, Администрация <адрес> в лице управления архитектуры и градостроительства, Управление жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, энергетики и связи Администрации <адрес>, департамент имущественных отношений Администрации <адрес>, автономное учреждение <адрес> «Управление государственной экспертизы проектной документации», индивидуальный предприниматель ФИО31, служба государственного строительного надзора <адрес>, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>», ООО Уюттерра», ГУ МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ФИО3, ФИО14, ФИО4, ФИО9, ФИО5, ФИО6, ФИО10, ФИО11, ФИО7, ФИО13, ФИО12, ФИО17, ФИО18, ФИО27 С.В., ФИО16, ФИО19, ФИО20, ФИО8, ФИО21, ФИО22 обратились в Ноябрьский городской суд с коллективным административным иском к Администрации <адрес> и ООО «Межрегиональный экспертный центр » о признании решения о выдаче разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ и положительного заключения повторной негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий от ДД.ММ.ГГГГ незаконными. В обоснование исковых требований указали, что в районе <адрес> параллельно с их домом ведется строительство объекта капитального строительства - многоквартирного жилого дома. Оспариваемые разрешение на строительство, положительное заключение повторной негосударственной экспертизы нарушают их конституционные права на неприкосновенность частной жизни, на здоровье и благоприятную окружающую среду. Практически все нормативные и ненормативные правовые акты, на основании которых разработана проектная документация, являются утратившими силу. Новая проектная документация не содержит обоснования, почему в ней подземный этаж стал цокольным. Положительное заключение негосударственной экспертизы датировано ДД.ММ.ГГГГ, договор № СЗИ-РПД/888-47/07/05 между ООО «Главстройпроект» и индивидуальным предпринимателем ФИО31 на выполнение проектных работ по изготовлению проектной документации в отношении строящегося дома заключен ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, представленный расчет инсоляции не мог быть выполнен в период с 22 апреля по 22 августа. Доказательством этого является отсутствие даты в представленных расчетах инсоляции. За основу бытового разрыва нужно брать расстояние, указанное для домов 4+ этажей, то есть расстояние между домами должно быть не менее 20 метров. Из проектной документации не следует, за счет чего увеличилась площадь застройки с 980,3 кв.м. до 1141,8 кв.м.. Таким образом, выводы, содержащиеся в проектной документации, которые легли в основу положительного заключения негосударственной экспертизы проектной документации, основаны на нормативных документах, которые утратили силу несколько лет назад, являются противоречащими прежней проектной документации (с учетом того, что в действующей была выполнена корректировка). В настоящее время спорный объект капитального строительства возводится самовольно, а оспариваемые разрешение на строительство, положительное заключение повторной негосударственной экспертизы являются незаконными.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное исковое заявление принято к производству суда и возбуждено гражданское дело .

Решая вопрос о принятии искового заявления к производству, судья пришел к выводу о том, что исковое заявление подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского, а не административного, судопроизводства.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ЖСК «Старт», служба государственного строительного надзора <адрес>.

Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ гражданские дела и на основании части 4 статьи 151 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации были объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.

В судебном заседании истцы ФИО2, ФИО4, ФИО9, истец, третье лицо ФИО14, представитель истцов ФИО37, принимавший участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи при содействии Еланского районного суда <адрес>, на исковых требованиях настаивали, привели доводы, изложенные в исковых заявлениях.

Представитель ответчика, представитель третьего лица – ЖСК «Старт», ФИО32 в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что строящийся многоквартирный дом не является самовольной постройкой, его строительство ведется на основании разрешения на строительство, выданного Администрацией <адрес>, проектная документация на строящийся дом получила положительное заключение повторной негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Доводы истцов о незаконности разрешения на строительство и положительного заключения повторной экспертизы являются несостоятельными и не основаны на нормах действующего законодательства Российской Федерации.

Представитель ответчика, представитель третьего лица – Администрации <адрес>, ФИО33 в судебном заседании просила отказать истцам в удовлетворении исковых требований, указала, что в уполномоченный орган Администрации <адрес> – управление архитектуры и градостроительства, ДД.ММ.ГГГГ поступило заявление ЖСК «Старт» о выдаче разрешения на строительство, к заявлению были приложены необходимые документы. После проведения анализа данных документов, учитывая отсутствие оснований для отказа, предусмотренных частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о выдаче разрешения на строительство в целях осуществления реконструкции объекта «Многоквартирный жилой дом с нежилыми помещениями». Оспариваемое разрешение на строительство соответствует требованиям действующего на момент его выдачи законодательства и выдано в пределах компетенции Администрации <адрес>. Оснований для признания незаконным заключения положительной повторной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, сноса строящегося дома, строительство которого ведется на основании разрешения на строительство на выделенном для этого земельном участке, также не имеется.

    Представитель ответчика – ООО «Межрегиональный экспертный центр », в судебном заседании не присутствовал, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В письменных возражениях на иск указали, при проведении повторной экспертизы проектная документация и результаты инженерных изысканий подлежали экспертной оценке в полном объеме, поскольку первичная экспертиза проводилась иной экспертной организацией. При этом экспертами ООО «Межрегиональный экспертный центр » исследовалась только проектная документация и результаты инженерных изысканий с внесенными изменениями. При повторной экспертизе оценка проектной документации и результатов инженерных изысканий проводилась на соответствие требованиям законодательства, действовавшим на дату поступления проектной документации на повторную негосударственную экспертизу, а именно на ДД.ММ.ГГГГ. Заявленные в проектной документации технико-экономические параметры проектируемого многоквартирного дома и состав помещений указаны верно и соответствуют требованиям СП 54.13330.2022 «СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные». Исходя из представленной измененной проектной документации, строящийся дом имеет цокольный этаж, который учитывается при определении этажности проектируемого жилого дома, имеет этажность 3. Представленная проектная документация содержит расчет продолжительности инсоляции, который выполнен в полном соответствии с требованиями ФИО38 57795-2017, а продолжительность непрерывной инсоляции для помещений жилых зданий полностью соответствует требованиям СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Указание в перечне нормативной документации, содержащемся в проектной документации, технических условиях подключения (технологического присоединения) к централизованной системе водоотведения ТУ от ДД.ММ.ГГГГ недействующих нормативно-правовых актов никак не повлияло на качество проектной документации и итог негосударственной экспертизы, так как проектная документация оценивалась на соответствие требованиям нормативных правовых актов, действовавших на дату ДД.ММ.ГГГГ. Данная техническая неточность устраняется достаточно просто, путем внесения соответствующих корректировок по актуализации нормативных документов. Процент застройки земельного участка составляет 32%, что соответствует максимальному проценту застройки земельного участка (40%), указанному в градостроительном плане земельного участка № РФ-4068 от ДД.ММ.ГГГГ. Минимальные отступы от границ земельного участка соблюдены. В проектной документации не должно содержаться ответа на вопрос «за счет чего увеличилась площадь застройки». Площадь застройки земельного участка изменилась в процессе корректировки проектной документации в связи с изменением технико-экономических параметров объекта, что не является нарушением градостроительного законодательства Российской Федерации. Положительное заключение повторной негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий на реконструкцию объекта «Многоквартирный жилой дом с нежилыми помещениями по адресу: ЯНАО, <адрес>, микрорайон «И», <адрес>, район <адрес>. Корректировка» соответствует всем требованиям законодательства, повторная негосударственная экспертиза проведена в полном соответствии с требованиями законодательства, представленная на негосударственную экспертизу проектная документация полностью соответствует требованиям законодательства, указанным в части 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации и действовавшим по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

    Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, службы государственного строительного надзора - ФИО34, принимавшая участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи при содействии Салехардского городского суда, исковые требования не признала, указала, что доводы истцов о незаконности разрешения на строительства и заключения повторной негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий являются несостоятельными, признаки самовольной постройки по спорному объекту отсутствуют. Нарушения, выявленные в ходе контрольных (надзорных) мероприятий, устранены лицом, осуществляющим строительство дома.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ между департаментом имущественных отношений Администрации <адрес> и ЖСК «Старт» был заключен договор аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером 89:12:110612:72, площадью 3564 кв. м., расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>, район <адрес>, для завершения строительства объекта незавершенного строительства (многоквартирный дом).

По результатам рассмотрения заявления ЖСК «Старт» от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией <адрес> было выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства «Многоквартирный жилой дом с нежилыми помещениями», расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>, район <адрес>, RU от ДД.ММ.ГГГГ (внесение изменений в ранее вынесенное разрешение № RU89305000-893 от ДД.ММ.ГГГГ). Срок действия настоящего разрешения – до ДД.ММ.ГГГГ.

Впоследствии срок действия вышеуказанного разрешения был продлен до ДД.ММ.ГГГГ, а затем до ДД.ММ.ГГГГ.

В разрешении на строительство указано, что проектная документация объекта капитального строительства разработана проектной организацией ООО «Ямалпроектстройинжиниринг», шифр проекта 1709131, проектная документация прошла государственную экспертизу, получила положительное заключение государственной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ , организация, выдавшая положительное заключение – АУ ЯНАО «Управление государственной экспертизы проектной документации».

Застройщиком жилого дома в соответствии с вышеуказанным разрешением на строительство является ЖСК «Старт», лицом, осуществляющим строительство дома – индивидуальный предприниматель ФИО31, являющийся членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, что подтверждается выпиской из реестра от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный номер записи в государственном реестре саморегулируемых организаций – СРО-С-286-15092017.

Ранее строительство спорного объекта осуществляло ООО «Стройдом», между Ноябрьским городским департаментом по имуществу Администрации <адрес> и обществом ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ заключались договоры аренды и земельного участка с кадастровым номером ... площадью ... кв. м., расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>, микрорайон «И», район <адрес>, для строительства (завершения строительства) многоквартирного дома не выше 4 этажей, обществу Администрацией <адрес> выдавались разрешения на строительство № RU89305000-690 от ДД.ММ.ГГГГ, № RU89305000-893 от ДД.ММ.ГГГГ.

ООО «Стройдом» признано банкротом, ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о прекращении деятельности данного юридического лица в связи с его ликвидацией на основании определения Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о завершении конкурсного производства от ДД.ММ.ГГГГ (дело № А81-6423/2015).

На основании извещения о начале строительства объекта капитального строительства от ДД.ММ.ГГГГ объект капитального строительства «Жилой дом по адресу: ЯНАО, <адрес>, ... <адрес>, район <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с приказом службы государственного строительного надзора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -дл был включен в реестр объектов капитального строительства, в отношении которых службой осуществляется региональный государственный строительный надзор.

Строительство объекта капитального строительства было приостановлено с ДД.ММ.ГГГГ.

По итогам обследования технического состояния объекта «Многоквартирный жилой дом с нежилыми помещениями» по адресу: ЯНАО, <адрес>, микрорайон «И», <адрес>, район <адрес>, выполненного ООО «Инвестстрой» в 2019 году, был подготовлен отчет, согласно которому в результате произведенного технического обследования элементов ограждающих и несущих конструкций объекта сформирован вывод о техническом состоянии строительных конструкций и возможности завершения строительства, даны рекомендации: демонтировать несущие и ограждающие конструкции до уровня плит перекрытия на отм. – 0,100 мм, с возможностью повторного применения демонтируемых сборных железобетонных элементов (плиты перекрытия, лестницы, перемычки; выполнить наземную часть здания в соответствии с проектом, имеющим положительное заключение экспертизы; либо выполнить корректировку проекта с учетом действующих нормативных документов.

ДД.ММ.ГГГГ между ЖСК «Старт» (застройщик) и ООО «Газхолодмаш» (исполнитель) заключен договор на осуществление строительного и технического контроля .

Уведомление о возобновлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства от ДД.ММ.ГГГГ поступило в службу государственного строительного надзора <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно письму главы <адрес> строительство спорного объекта осуществлялось с нарушением технологических процессов производства работ, в связи с чем, по результатам произведенных технических экспертиз в настоящее время новый застройщик – ЖСК «Старт», осуществляет демонтаж несущих конструкций объекта.

В ... по результатам обследования технического состояния объекта специализированной организацией были произведены частичные демонтажные работы. По итогам обследования установлено, что после демонтажа части конструкций допускается продолжение строительства жилого дома в соответствии с проектом, прошедшим экспертизу.

По результатам обследования, проведенного ООО «ПромСпецСтрой» по заказу индивидуального предпринимателя ФИО31 в ... установлено следующее состояние строительных конструкций спорного объекта: фундамент – нормативное, перекрытия цокольного этажа – работоспособное, монолитный железобетонный пояс – работоспособное, несущие продольные и поперечные стены – работоспособное. Для обеспечения надежности строительных конструкций при дальнейшем строительстве объекта рекомендуется провести следующие мероприятия: выполнить усиление технологических отверстий (шириной 500 мм и более) во внутренних стенах путем устройства обрамления из металлических уголков и пластин (обоймой); выполнить работы по ремонту мест оголения арматуры монолитного пояса; выполнить гидроизоляцию конструкций подземной части здания; демонтировать корродированные арматурные стержни в слое стеновой штукатурки с последующей заменой.

В соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации, рабочей документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка (часть 1).

Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта (часть 2).

Подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика, результатов инженерных изысканий, информации, указанной в градостроительном плане земельного участка в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями подключения (технологического присоединения), предусмотренными ст. 52.1 настоящего Кодекса, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (часть 11).

Состав и содержание проектной документации определяются Правительством Российской Федерации (часть 12).

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, в соответствии с которым проектная документация состоит из текстовой и графической частей. Текстовая часть содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения. Графическая часть отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме (пункт 3).

Проектная документация на объекты капитального строительства состоит из 12 разделов: раздел 1 "Пояснительная записка", раздел 2 "Схема планировочной организации земельного участка", раздел 3 "Архитектурные решения", раздел 5 "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений", состоящий из ряда подразделов, раздел 6 "Проект организации строительства", раздел 7 "Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства" выполняется при необходимости сноса (демонтажа) объекта или части объекта капитального строительства, раздел 8 "Перечень мероприятий по охране окружающей среды", раздел 9 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности", раздел 10 "Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов", раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства", раздел 12 "Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами", содержащий документацию, необходимость разработки которой при осуществлении проектирования и строительства объекта капитального строительства предусмотрена законодательными актами Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.

Государственной экспертизе подлежат проектная документация и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой документации, объектов, перечень которых предусмотрен частью 3.4. статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

На основании части 4.3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации негосударственная экспертиза проектной документации и (или) негосударственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся юридическими лицами, соответствующими требованиям, установленным статьей 50 настоящего Кодекса.

Положения части 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривают, что предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов. Результатом экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, требованиям к содержанию разделов проектной документации, предусмотренным в соответствии с частью 13 статьи 48 настоящего Кодекса, а также о соответствии результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов (в случае, если результаты инженерных изысканий были направлены на экспертизу одновременно с проектной документацией).

В силу части 9 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации результатом экспертизы результатов инженерных изысканий является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов. Результатом экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации результатам инженерных изысканий, заданию на проектирование, требованиям, предусмотренным пунктом 1 части 5 настоящей статьи.

Порядок организации и проведения негосударственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства производится на основании «Положения об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Положение).

Негосударственная экспертиза согласно пункту 2 вышеуказанного Положения проводится юридическими лицами, аккредитованными на право проведения негосударственной экспертизы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил аккредитации юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий и Правил формирования и ведения государственного реестра юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ».

В соответствии с пунктом 3 Положения негосударственная экспертиза проводится: а) в случае, если имеется совокупность следующих обстоятельств: проведение государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий или негосударственной экспертизы является обязательным; проектная документация и инженерные изыскания выполнены в целях строительства, реконструкции или капитального ремонта объектов капитального строительства, которые не указаны в части 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации; застройщиком или техническим заказчиком (далее - заявитель) принято решение о проведении негосударственной экспертизы; б) в случае, если проведение государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий или негосударственной экспертизы не является обязательным в соответствии с частями 2, 3 и 3.1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, однако заявителем принято решение о направлении проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий на негосударственную экспертизу.

Документы для проведения негосударственной экспертизы представляются в соответствии с пунктом 13 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" (далее - Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий), за исключением подпунктов "г(1)", "ж(1)", "з(1)", "л" - "л(7)", "н", "о" и "п" указанного пункта, в форме электронных документов с использованием официального сайта экспертной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - также с использованием сервиса "личный кабинет" федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" при условии регистрации заявителя и экспертной организации в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (пункт 4.1 Положения).

В силу пунктов 5, 5.1, 6 Положения объектом негосударственной экспертизы являются все разделы проектной документации и (или) результаты инженерных изысканий, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежат представлению для проведения экспертизы.

Заключение по результатам проведения негосударственной экспертизы (далее - экспертное заключение) выдается в форме электронного документа с использованием официального сайта экспертной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - также с использованием сервиса "личный кабинет" федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" при условии регистрации заявителя и экспертной организации в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".

В случае если это предусмотрено заявлением о проведении негосударственной экспертизы и (или) договором, вместе с экспертным заключением в электронной форме заявителю также выдается экспертное заключение на бумажном носителе.

Процедуры проведения негосударственной экспертизы, в том числе представление документов и устранение замечаний в представленных документах, проведение экспертного сопровождения, подготовка экспертного заключения, его подписание, утверждение, выдача заявителю и обжалование, а также открытие и ведение дел негосударственной экспертизы, ведение реестра выданных экспертных заключений и предоставление сведений из указанного реестра, осуществляются в порядке, установленном для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий с учетом особенностей, установленных настоящим Положением.

Пунктами 13, 16 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий установлен перечень документов, которые застройщик представляет для проведения экспертизы. Данный перечень является исчерпывающим. Экспертная организация не вправе требовать от застройщика представления иных документов, за исключением предусмотренных п. 17 Положения расчетов используемых конструктивных и технологических решений.

Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ /пр утверждены Требования к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в соответствии с пунктом 4 которых заключение экспертизы должно содержать титульный лист, а также следующие разделы: 1) общие положения и сведения о заключении экспертизы; 2) сведения, содержащиеся в документах, представленных для проведения экспертизы проектной документации; 3) сведения, содержащиеся в документах, представленных для проведения экспертизы результатов инженерных изысканий; 4) описание рассмотренной документации (материалов); 5) выводы по результатам рассмотрения.

В соответствии с Требованиями к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации заключение должно включать выводы о соответствии или несоответствии результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов; выводы в отношении технической части проектной документации, содержащие следующую информацию: указание на результаты инженерных изысканий, на соответствие которым проводилась оценка проектной документации; выводы о соответствии или несоответствии технической части проектной документации результатам инженерных изысканий, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование и требованиям технических регламентов (каждый вывод о несоответствии результатам инженерных изысканий, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование и требованиям технических регламентов должен содержать указание раздела (а при необходимости - подраздела, части раздела, книги, тома) и листа проектной документации, в отношении которых сделан вывод о несоответствии, ссылку на конкретное требование задания застройщика или технического заказчика на проектирование и (или) технического регламента, иного нормативного правового акта или нормативного документа, применяемого в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов, и (или) результаты инженерных изысканий, несоответствие которым было выявлено в ходе экспертизы (с указанием раздела, статьи, пункта, абзаца нормативного правового акта или нормативного документа, применяемого в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов, или материалов инженерных изысканий) с указанием даты, по состоянию на которую действовали требования, примененные в соответствии с частью 5.2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации при проведении экспертизы.

В силу пункта 18 Требований заключение экспертизы должно быть объективным, аргументированным и доказательным. Выводы должны иметь однозначное толкование и соответствовать результатам экспертизы.

В соответствии с частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Разрешение на строительство согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрен перечень документов, которые должны быть представлены для выдачи разрешения на строительство.

Согласно части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям; выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Частью 13 этой же статьи установлено, что уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. При этом, согласно части 10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 данной статьи документов.

Согласно положениям пункта 5 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.

В соответствии с частью 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

В соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления. Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом», Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос». К указанному заявлению прилагаются следующие документы и сведения:

    1) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута, а также схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, на основании которой был образован указанный земельный участок и выдан градостроительный план земельного участка в случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 57.3 настоящего Кодекса, если иное не установлено частью 7.3 настоящей статьи;

    2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), реквизиты проекта планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;

3) результаты инженерных изысканий и следующие материалы, содержащиеся в утвержденной в соответствии с частью 15 статьи 48 настоящего Кодекса проектной документации:

а)    пояснительная записка;

б)    схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, а в случае подготовки проектной документации применительно к линейным объектам проект полосы отвода, выполненный в соответствии с проектом планировки территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории);

в)    разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, а также решения и мероприятия, направленные на обеспечение доступа инвалидов к объекту капитального строительства (в случае подготовки проектной документации применительно к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда);

г)    проект организации строительства объекта капитального строительства (включая проект организации работ по сносу объектов капитального

строительства, их частей в случае необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);

    4) положительное заключение экспертизы проектной документации (в части соответствия проектной документации требованиям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 настоящего Кодекса), в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, в том числе в случае, если данной проектной документацией предусмотрены строительство или реконструкция иных объектов капитального строительства, включая линейные объекты (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;

    5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);

    6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома, согласие правообладателей всех домов блокированной застройки в одном ряду в случае реконструкции одного из домов блокированной застройки;

    8) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта;

    9) копия решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в случае строительства объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории, или в случае реконструкции объекта капитального строительства, в результате которой в отношении реконструированного объекта подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории или ранее установленная зона с особыми условиями использования территории подлежит изменению;

    10) копия договора о развитии территории в случае, если строительство, реконструкцию объектов капитального строительства планируется осуществлять в границах территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о комплексном развитии территории (за исключением случаев самостоятельной реализации Российской ФИО24, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием решения о комплексном развитии территории или реализации такого решения юридическим лицом, определенным в соответствии с настоящим Кодексом Российской ФИО24 или субъектом Российской Федерации).

    В соответствии с частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления, отказывает в выдаче разрешения на    строительство    при отсутствии документов, предусмотренных частью    7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

    Частями 21.14 и 21.15 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрена процедура внесения изменений в разрешение на строительство (в том числе в связи с необходимостью продления срока действия разрешения на строительство) и основания для отказа во внесение изменений в разрешение на строительство.

    Выданные Администрацией <адрес> ООО «Стройдом» разрешения № RU89305000-690 от ДД.ММ.ГГГГ на строительство объекта «3-х этажный жилой дом», RU89305000-893 от ДД.ММ.ГГГГ на строительство объекта «многоквартирный жилой дом с нежилыми помещениями» никем не оспорены, предметом настоящего дела не являются.

     Решением Ноябрьского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ФИО3, ФИО14, ФИО4, ФИО9, ФИО5, ФИО6, ФИО10, ФИО11, ФИО7, ФИО13, ФИО12, ФИО17, ФИО18, ФИО15, ФИО16, ФИО35, ФИО19, ФИО20, ФИО8, ФИО21, ФИО22 в удовлетворении коллективного административного иска к Администрации <адрес>, АО ЯНАО «Управление государственной экспертизы проектной документации» о признании незаконным действия по принятию решения о выдаче разрешения на строительство RU от ДД.ММ.ГГГГ, признании незаконным и отмене разрешения на строительство RU от ДД.ММ.ГГГГ, признании незаконным положительного заключения государственной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ «Объект капитального строительства: «Многоквартирный жилой дом с нежилыми помещениями» отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное решение суда оставлено без изменения, а апелляционная жалоба ФИО2 – без удовлетворения.

Таким образом, решение Ноябрьского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Вышеуказанными судебными актами, имеющими в силу статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела, установлено, что разрешение на строительство RU от ДД.ММ.ГГГГ и положительное заключение государственной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ является законными.

ДД.ММ.ГГГГ между индивидуальным предпринимателем ФИО31 (заказчик) и ООО «Главстройпроект» (исполнитель) был заключен договор № СЗИ-РПД/888-47/07/05 на выполнение проектных работ, по условиям которого заказчик поручил, а исполнитель принял на себя обязательство по выполнению проектных работ по объекту «Многоквартирный жилой дом с нежилыми помещениями по адресу: ЯНАО, <адрес>, микрорайон «И», <адрес>, район <адрес>. Корректировка», согласно заданию на проектирование.

В рамках вышеуказанного договора ООО «Главстройпроект» подготовлена проектная документация по объекту, в соответствии с которой запроектировано строительство многоквартирного дома, состоящего из двух секций, жилой дом включает 26 квартир, общая площадь квартир – 1385,2 кв.м. (с учетом лоджий), этажность – 3, количество этажей – 3, высота типового этажа – 3,0 м (2,7 в свету), высота цокольного этажа – 3,3 м (в свету), общая площадь здания 2591,4 кв.м..

ДД.ММ.ГГГГ индивидуальный предприниматель ФИО31 обратился в ООО «Межрегиональный экспертный центр » с заявлением о проведении негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий по объекту «Многоквартирный жилой дом с нежилыми помещениями по адресу: ЯНАО, <адрес>, ..., <адрес>, район <адрес>. Корректировка», приложив к данному заявлению все необходимые документы, перечень которых установлен Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения заявления индивидуального предпринимателя и приложенных к нему документов директором ООО «Межрегиональный экспертный центр » утверждено положительное заключение повторной негосударственной экспертизы , согласно которому проектная документация и результаты инженерных изысканий, выполненные для подготовки проектной документации, соответствуют требованиям, установленным частью 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Судом установлено, что ООО «Межрегиональный экспертный центр » является аккредитованным на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий юридическим лицом, что подтверждается сведениями, содержащимся в реестре, размещенном в открытом доступе на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», номер свидетельства об аккредитации RA.RU.612198.

Повторная негосударственная экспертиза проводилась в связи с тем, что застройщиком были внесены изменения в проектную документацию и результаты инженерных изысканий, ранее получившие положительное заключение государственной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ.

Проанализировав оспариваемое истцами положительное заключение, подготовленное ООО «Межрегиональный экспертный    центр », суд приходит к выводу, что по своему составу и содержанию оно соответствует приведенным выше нормативным требованиям. В заключении содержатся общие положения и сведения о заключении экспертизы; сведения, содержащиеся в документах, представленных для проведения экспертизы проектной документации; сведения, содержащиеся в документах, представленных для проведения экспертизы результатов инженерных изысканий; описание рассмотренной документации (материалов); выводы по результатам рассмотрения.

Заключение содержит сведения об объекте капитального строительства, его функциональном назначении и технико-экономических показателях; сведения о застройщике и проектной организации. При подготовке заключения экспертами дана оценка всем разделам проектной документации, подготовленной ООО ««Главстройпроект», и результатам инженерным изысканий, выполненным для подготовки проектной документации ООО «Недра».

Заключение содержит выводы о соответствии проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки проектной документации, требованиям, установленным частью 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно о соответствии проектной документации требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий.

В силу части 2 статьи 5 и статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» отрицательное заключение экспертизы может быть выдано только в случае несоответствия проектной документации национальным стандартам и сводам правил (частям таких стандартов и сводов правил), содержащим минимально необходимые требования для обеспечения безопасности зданий и сооружений, которые включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований названного Федерального закона.

Заявленные в проектной документации технико-экономические параметры проектируемого многоквартирного дома и состав помещений указаны верно и соответствуют требованиям СП 54.13330.2022 «СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные» (далее - СП 54.13330.2022).

В соответствии с пунктом ДД.ММ.ГГГГ СП 54.13330.2022 этаж подвальный: этаж с отметкой пола ниже наиболее низкой планировочной отметки уровня земли более чем на половину его высоты.

Согласно пункту ДД.ММ.ГГГГ СП 54.13330.2022 этаж подземный: этаж с отметкой пола ниже наиболее низкой планировочной отметки уровня земли на всю высоту помещений.

В соответствии с пунктом ДД.ММ.ГГГГ СП 54.13330.2022 этаж цокольный в жилом многоквартирном здании: этаж с отметкой пола ниже наиболее низкой планировочной отметки земли не более чем на половину высоты помещений.

На листе 14 текстовой части раздела «Конструктивные решения» проектной документации (шифр 22-23-КР.ТЧ) указано «Здание отдельно стоящее, двухэтажное с цокольным этажом, высота этажа составляет 3,0 и 3,6 м соответственно»».

На листе 19 графической части раздела «Конструктивные решения» проектной документации (шифр 22-23-КР.ГЧ) размещен разрез жилого дома. На указанном разрезе приведены следующие данные: планировочная отметка земли находится на уровне - 2550 мм, отметка пола цокольного этажа находится на уровне - 3600 мм, высота цокольного этажа составляет - 3300 мм, половина высоты помещений цокольного этажа составляет 3300 мм : 2 = 1650 мм.

Исходя из указанных данных, расстояние от планировочной отметки земли до отметки пола цокольного этажа составляет 3600 мм - (- 2550 мм) = 1050 мм, соответственно отметка пола цокольного этажа находится ниже планировочной отметки земли на 1050 мм, что является менее, чем половина высоты помещений, составляющая 1650 мм.

Характеристики этажа соответствуют пункту ДД.ММ.ГГГГ СП 54.13330.2022, а именно отметка пола этажа ниже наиболее низкой планировочной отметки земли не более чем на половину высоты помещений, то есть этаж является цокольным.

Согласно пункту А 1.7 ФИО39 «Правила определения площади многоквартирного жилого здания и его помещений, площади застройки, этажности и строительного объема» к СП 54.13330.2022 при определении этажности многоквартирного жилого здания учитывают все надземные этажи, в том числе технические этажи, мансардный, а также цокольный этаж, если верх его перекрытия находится выше средней планировочной отметки земли не менее чем на 2 м.

При определении количества этажей многоквартирного жилого здания учитывают все этажи, включая подземные, подвальный, цокольный, надземные, технические, мансардный.

Верх перекрытия цокольного этажа находится на уровне 0,000 мм, планировочная отметка земли находится на уровне - 2550 мм.

Таким образом, верх перекрытия цокольного этажа находится выше планировочной отметки земли на 2550 мм, что является не менее чем 2 м, то есть цокольный этаж должен учитываться при определении этажности проектируемого жилого дома.

В соответствии с подпунктом «м» пункта 10 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , Раздел 1 «Пояснительная записка» содержит в текстовой части технико-экономические показатели проектируемых объектов капитального строительства, в том числе площадь застройки, общая площадь, строительный объем (в том числе подземной части), количество этажей (в том числе подземных) и протяженность (для линейных объектов).

На листе 11 текстовой части раздела «Пояснительная записка» проектной документации (шифр 22-2023-ПЗ.ТЧ) верно указаны все основные технико-экономические показатели проектируемого жилого дома, в том числе количество этажей: 3, этажность: 3.

Количество этажей, этажность многоквартирного дома изменились в результате корректировки проектной документации в связи с изменением технико-экономических параметров объекта, что не является нарушением градостроительного законодательства Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» здания должны быть спроектированы таким образом, чтобы в жилых помещениях была обеспечена достаточная продолжительность инсоляции или солнцезащита в целях создания безопасных условий проживания независимо от его срока. Выполнение требований, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, должно быть обеспечено мерами по ориентации жилых помещений по сторонам света, а также мерами конструктивного и планировочного характера, в том числе по благоустройству прилегающей территории.

Нормируемая продолжительность непрерывной инсоляции для помещений жилых зданий установлена в таблице 5.58 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Расчет продолжительности инсоляции помещений жилых и общественных зданий и территорий выполняется методами, указанными в Национальном стандарте Российской Федерации ФИО38 57795-2017 «Здания и сооружения. Методы расчета продолжительности инсоляции».

Одним из методов расчета продолжительности инсоляции является метод расчета продолжительности инсоляции с помощью инсоляционных графиков, представляющих из себя проекцию на горизонтальную плоскость солнечных лучей, проходящих через фиксированную точку на протяжении дня, а также линии пересечения их горизонтальными плоскостями, проведенными через определенный шаг по высоте.

На листах 11-15 графической части раздела «Объемно-планировочные и архитектурные решения» проектной документации (шифр 22-23-АР.ГЧ) размещены инсоляционные графики, выполненные в соответствии с ФИО38 57795-2017.

В расчете продолжительности инсоляции учтен существующий жилой дом (лист 15 графической части раздела «Объемно-планировочные и архитектурные решения» (шифр 22-23- АР.ГЧ)).

Время продолжительности непрерывной инсоляции существующего жилого дома составляет не менее 2 часов, что соответствует требованиям таблицы 5.58 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21, согласно которой нормируемая продолжительность непрерывной инсоляции для помещений жилых зданий в 2-х и 3-х комнатных квартирах, где инсолируется не менее 2-х комнат для северной зоны (севернее 58° с ш.) должна составлять не менее 2 часов.

Таким образом, в проектной документации содержится расчет продолжительности инсоляции, расчет продолжительности инсоляции, содержащийся в проектной документации выполнен в соответствии с требованиями ФИО38 57795-2017, а продолжительность непрерывной инсоляции для помещений жилых зданий соответствует требованиям СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21.

Вопреки доводам истцов проведение натурной проверки расчета (замеров) продолжительности инсоляции при разработке проектной документации или в ходе проведения экспертизы проектной документации действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

В соответствии с частью 1 статьи 69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения.

Проектной документацией установлены следующие пожарные характеристики спорного строящегося объекта (лист 10 Раздела 9 «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» шифр 22-2023-ПБ): Класс функциональной пожарной опасности — Ф.1.3, степень огнестойкости здания – II, класс конструктивной пожарной опасности - СО.

Противопожарные расстояния, принятые в данной проектной документации между объектом защиты и соседствующими с ним зданиями, строениями и сооружениями, а также до площадок для хранения автомобилей, составляют более 10 м и соответствуют требованиям пунктов 4.3, 4.4, 6.11.2 Свода правил СП 4.13.130.2013 «Системы противопожарной защиты» Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».

Параметры жилой застройки жилых и общественно-деловых зон определены Сводом правил СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утверждённым приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ /пр (далее - Свод правил СП 42.13330.2016).

Согласно пункту 7.1 Свода правил СП 42.13330.2016 расстояние между жилыми зданиями, жилыми и общественными, а также производственными зданиями следует принимать на основе расчётов инсоляции и освещённости в соответствии с требованиями, приведёнными в разделе 14 Планировки и застройки, нормами освещённости, приведенными в СП 52.13330 (утратил силу, в настоящее время действует Свод правил СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение», утверждённый приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ /пр), а также в соответствии с противопожарными требованиями, приведёнными в разделе 15 Планировки и застройки. Между длинными сторонами жилых зданий следует принимать расстояния (бытовые разрывы): для жилых зданий высотой два-три этажа - не менее 15 м; четыре этажа - не менее 20 м; между длинными сторонами и торцами этих же зданий с окнами из жилых комнат - не менее 10 м. В условиях реконструкции, стеснённых условиях и других сложных градостроительных условиях указанные расстояния могут быть сокращены при соблюдении норм инсоляции, освещённости и противопожарных требований, а также при обеспечении непросматриваемости жилых помещений (комнат и кухонь) из окна в окно.

В рамках прокурорской проверки, проведенной в ходе рассмотрения заявлений жильцов <адрес> на нарушение их прав строительством в непосредственной близости от их дома многоквартирного дома, установлено, что расстояние от фасада <адрес> до фасада строящегося дома составляет 16,6 м с правой стороны здания и 16,3 м – с левой стороны здания.

Согласно схеме расположения строящегося дома и <адрес>, выполненной ООО «Эко-Сервис», расстояние между наружными стенами домов составляет 16,31 м и 16,11м с правой и левой стороны.

Сведений о наличии конструктивных элементов из горючих материалов, выступающих за пределы конструкций зданий более чем на 1 м, материалы дела, не содержат.

С учетом изложенного выше, доводы истцов о несоблюдении бытового разрыва между их домом и строящимся домом, о том, что за основу бытового разрыва нужно принимать расстояние, указанное для домов 4+ этажей, то есть расстояние между домами должно быть не менее 20 метров, суд находит несостоятельными.

ДД.ММ.ГГГГ по итогам проверки заместителем прокурора <адрес> в адрес ЖСК «Старт» было вынесено предостережение о недопустимости нарушения закона при строительстве многоквартирного дома в районе <адрес>, а именно недопустимости строительства многоквартирного дома высотой более 3 этажей в целях соблюдения требований о бытовом разрыве.

ЖСК «Старт» внесены изменения в проектную документацию строящегося дома, в настоящее время количество этажей строящегося дома составляет – 3.

Градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка (часть 1 статьи 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно градостроительному плану земельного участка с кадастровым номером 89:12:110612:72, площадью 3566 кв.м., № РФ-4068 от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленному на основании заявления ЖСК «Старт», земельный участок расположен в территориальной зоне Ж.3. Зона застройки среднеэтажными и многоэтажными жилыми домами, минимальный размер земельного участка, на котором возможно возведение малоэтажного жилого дома, составляет 750 кв.м., предельное количество этажей - 4, максимальный процент застройки участка - 40%, минимальные отступы от границ земельного участка – 3 м.

Как следует из материалов дела, при проектировании строительства спорного объекта эти требования были учтены проектной организацией, минимальные отступы от границ земельного участка соблюдены, процент застройки земельного участка составляет 32%.

Площадь застройки земельного участка изменилась в процессе корректировки проектной документации в связи с изменением технико-экономических параметров объекта, что не является нарушением градостроительного законодательства Российской Федерации.

Доводы истцов об указании в перечне нормативной документации, содержащемся в проектной документации, технических условиях подключения (технологического присоединения) к централизованной системе водоотведения ТУ от ДД.ММ.ГГГГ недействующих нормативных правовых актов сами по себе не свидетельствуют о незаконности положительного заключения повторной негосударственной экспертизы.

В соответствии с пунктами 45(11) и 27(2) Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , при проведении повторной экспертизы оценка проектной документации и результатов инженерных изысканий проводилась экспертной организацией на соответствие требованиям законодательства, действовавшим на дату поступления проектной документации на повторную негосударственную экспертизу, а именно на ДД.ММ.ГГГГ, на что указано в самом заключении.

Истцы указывают на наличие в перечне нормативной документации, содержащемся в проектной документации, технических условиях подключения недействующих правовых актов, при этом не конкретизируют, каким действующим нормативно-правовым актам проектная документация не соответствует.

Доказательств того, что вышеуказанное обстоятельство повлияло на качество проектной документации либо на итог повторной негосударственной экспертизы материалы дела не содержат.

Оценив все представленные сторонами доказательства в совокупности, принимая во внимание приведенные выше правовые нормы, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания положительного заключения повторной негосударственной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ незаконным. Оспариваемое заключение выполнено уполномоченным лицом, экспертиза проведена в соответствии с установленным законом порядком и не нарушает прав истцов.

ДД.ММ.ГГГГ между муниципальным образованием <адрес> в лице департамента имущественных отношений Администрации <адрес> и ЖСК «Старт» был заключен договор аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером 89:12:110612:72, площадью 3565 кв. м., расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>, район <адрес>, для завершения строительства объекта незавершенного строительства (кадастровый ).

По результатам рассмотрения заявления ЖСК «Старт» от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией <адрес> было выдано разрешение на строительство в целях реконструкции объекта капитального строительства «Многоквартирный жилой дом с нежилыми помещениями», расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>, микрорайон «И», <адрес>, район <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ, срок действия разрешения – ДД.ММ.ГГГГ.

Судом установлено, что ЖСК «Старт» в орган местного самоуправления были представлены все документы, необходимые для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, в том числе положительное заключение повторной негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий     от ДД.ММ.ГГГГ, оснований для отказа в выдаче обжалуемого разрешения на строительство у администрации не имелось.

Порядок выдачи разрешения на строительство органом местного самоуправления соблюден, разрешение на строительство выдано должностным лицом уполномоченного органа в пределах его компетенции.

    Во взаимосвязи с вышеуказанными нормами закона и представленными документами, оснований, предусмотренных частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, у органа местного самоуправления – Администрации <адрес>, для отказа в выдаче разрешения на строительство не установлено. В связи с чем, выданное разрешение от ДД.ММ.ГГГГ является законным и выдано в рамках полномочий органа местного самоуправления.

Проверка проектной документации на соответствие строительным нормам и правилам не входит в полномочия органа, осуществляющего выдачу разрешений на строительство, поскольку такая проверка осуществляется экспертной организацией.

В соответствии с пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Согласно пункту 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке» в силу пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной признается постройка при наличии хотя бы одного из следующих признаков:

- возведение (создание) на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке;

- возведение (создание) на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта на дату начала его возведения и на дату выявления постройки;

- возведение (создание) без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений, если требование о получении соответствующих согласований, разрешений установлено на дату начала возведения и является действующим на дату выявления постройки;

- возведение (создание) с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если такие нормы и правила установлены на дату начала возведения постройки и являются действующими на дату ее выявления.

Как указано в абзаце HYPERLINK "https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=464555&dst=100071" 3 пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке», исходя из принципа пропорциональности снос объекта самовольного строительства является крайней мерой государственного вмешательства в отношения, связанные с возведением (созданием) объектов недвижимого имущества, а устранение последствий допущенного нарушения должно быть соразмерно самому нарушению, не должно создавать дисбаланса между публичным и частным интересом, приводящего к нарушению устойчивости хозяйственного оборота и причинению несоразмерных убытков.

Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке», по общему правилу, наличие допущенного при возведении (создании) постройки нарушения градостроительных и строительных норм и правил является основанием для признания постройки самовольной. При определении последствий такого нарушения суду следует оценить его существенность. В частности, нарушение при возведении объекта нормативно установленных предельного количества этажей или предельной высоты (например, возведение объекта индивидуального жилищного строительства, превышающего по числу этажей допустимые параметры, установленные пунктом 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации), строительных норм и правил, повлиявшее или способное повлиять на безопасность объекта и его конструкций, является существенным.

С учетом конкретных обстоятельств дела допущенное при возведении (создании) постройки незначительное нарушение градостроительных и строительных норм и правил (например, в части минимальных отступов от границ земельных участков или максимального процента застройки в границах земельного участка), не создающее угрозу жизни и здоровью граждан и не нарушающее права и интересы третьих лиц, может быть признано судом несущественным и не препятствующим возможности сохранения постройки.

Судом установлено, что строительство многоквартирного дома в районе <адрес> ведется на земельном участке, предоставленном в установленном порядке; разрешенное использование земельного участка допускает строительство на нем спорного объекта, строительство объекта ведется на основании разрешения на строительство, выданного Администрацией <адрес> в установленном законом порядке.

Истцами суду не представлено доказательств, свидетельствующих о допущенных существенных нарушениях градостроительных и строительных норм и правил при возведении ответчиком спорного многоквартирного дома.

В ходе судебного разбирательства истцам неоднократно разъяснялась обязанность в соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представить суду доказательства в подтверждение доводов о несоответствии новой проектной документации действующим нормам, допущенных при строительстве дома нарушениях строительных и градостроительных требований и их существенности, предлагалось представить дополнительные доказательства, а также разъяснялось право на заявление ходатайства о назначении строительно-технической экспертизы.

Истцы и их представитель указали, что не намерены заявлять ходатайство о назначении по делу судебной строительно-технической экспертизы.

Выявленные в рамках регионального государственного строительного надзора в ходе выездных проверок службой государственного строительного надзора <адрес>, проведенных в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, нарушения проектной документации, устранены, что в ходе судебного разбирательства подтверждено представителем службы государственного строительного надзора <адрес>.

По предписанию от ДД.ММ.ГГГГ , вынесенному службой, от индивидуального предпринимателя ФИО31 поступило извещение об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которому устранены нарушения в части отсутствия: пункта мойки колес автотранспорта, контейнера для накопления строительных отходов, пожарного щита с инвентарем, прожекторов по периметру строительной площадки, знаков безопасности и предупредительных надписей в зоне работы крана, ограждения рабочих мест и проходов к ним, расположенных на высоте более 1,3 м, защитными и страховочными ограждениями, а также в части содержания территории строительной площадки.

Указанные нарушения были выявлены службой в период, когда строительство велось в соответствии с проектной документацией от 2014 года.

Доказательств того, что в настоящее время строительство многоквартирного дома ведется с существенным нарушением новой (измененной) проектной документации, истцами суду также не представлено.

Объективных доказательств того, что по окончании строительства жилого дома по <адрес>, будут нарушены нормы инсоляции помещений <адрес>, строящийся жилой дом оказывает затеняющее воздействие на помещения существующей застройки, в частности, многоквартирный дом, в котором расположены квартиры истцов, материалы дела не содержат, напротив, новая проектная документация на строящийся дом разработана с учетом норм инсоляции и освещенности.

Таким образом, в рассматриваемом споре отсутствует совокупность условий для сноса спорного объекта капитального строительства.

Применительно к настоящему делу, истцы, заявляя в качестве способа защиты нарушенного права такое требование, как снос спорного строения, не представили суду надлежащих доказательств не только нарушения их прав, но и того, что только такая исключительная мера является единственным и соразмерным способом восстановления нарушенного, по мнению истцов, права.

Исходя из установленных судом обстоятельств, суд приходит к выводу об отказе истцам в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В силу статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность не распространяется на требование собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения.

В абзаце 5 пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ 44 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке» также разъяснено, что исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца объекта недвижимости (например, земельного участка, владения которым истец не лишен, либо земельного участка, смежного с земельным участком, на котором возведена самовольная постройка) о сносе самовольной постройки, о ее сносе или приведении в соответствие с установленными требованиями, направленные на устранение нарушений права, не связанных с лишением владения (абзац пятый статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В связи с чем, суд отклоняет доводы представителя ответчика – ЖСК «Старт», о пропуске истцами срока исковой давности,

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

ФИО2, ФИО3, ФИО14, ФИО4, ФИО9, ФИО5, ФИО6, ФИО10, ФИО11, ФИО7, ФИО13, ФИО12, ФИО17, ФИО18, ФИО15, ФИО16, ФИО19, ФИО20, ФИО8, ФИО21, ФИО22 в удовлетворении исковых требований к Администрации <адрес>, обществу с ограниченной ответственностью «Межрегиональный экспертный центр », Жилищно-строительному кооперативу «Старт» о признании решения о выдаче разрешения на строительство и положительного заключения повторной негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий незаконными, признании действий (бездействия) незаконными, возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства в сфере градостроительной деятельности путем сноса незаконно строящегося многоквартирного дома отказать в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд <адрес> через Ноябрьский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: (подпись) Т.Н. Габова

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-108/2024 (2-2930/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Иванова Светлана Сергеевна
Байчорова Аминат Аскербиевна
Коваль Татьяна Владимировна
Александров Сергей Владимирович
Тетерук Валерий Васильевич
Воликов Сергей Сергеевич
Тымчишин Алексей Николаевич
Долганов Алексей Сергеевич
Ясевич Станислав Алексеевич
Гришаков Михаил Борисович
Лещенко Наталья Ивановна
Камаев Василь Халитович
Камаева Айгуль Ринатовна
Нахимович Алексей Сергеевич
Бочкарев Павел Сергеевич
Федорова Екатерина Николаевна
Казаков Михаил Олегович
Каримов Алексей Вадимович
прокурор г. Ноябрьска
Кантуганова Лилия Рифовна
Коваль Роман Александрович
Долганова Алена Александровна
Ответчики
Общество с ограниченной ответственностью "Межрегиональный Экспертный цент №1"
Жилищно-строительный кооператив "СТАРТ" (ЖСК "СТАРТ")
Другие
Долганова Алена Александровна
Автономное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа "Управление государственной экспертизы проектной документации"
Администрация МО города Ноябрьска
Белоглазов Олег Юрьевич
ООО "Уютная территория"
ГУ МЧС России по ЯНАО
УЖКХТЭиС Администрации г. Ноябрьска
Управление архитектуры и градостроительства Администрация города Ноябрьска
Филиал Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Ямало-Ненецком автономном округе в городе Ноябрьск, городе Муравленко"
Департамент имущественных отношений Администрации г. Ноябрьск
Гетегазов Ахмед Иссаевич
ЖСК "Старт"
Служба государственного строительного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа
Суд
Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Габова Татьяна Николаевна
Дело на странице суда
noyabrsky.ynao.sudrf.ru
09.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.10.2023Передача материалов судье
16.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.10.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
30.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.10.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.11.2023Предварительное судебное заседание
01.12.2023Предварительное судебное заседание
10.01.2024Предварительное судебное заседание
29.01.2024Судебное заседание
18.09.2024Производство по делу возобновлено
04.10.2024Судебное заседание
04.10.2024Судебное заседание
18.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее