Дело № 2-3292/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 ноября 2018 года
Дзержинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Пименовой О.М.,
при секретаре Красильниковой Т.С.,
с участием Пермского транспортного прокурора Смирягиной Е.А., представителя ответчика Шмыриной Т.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пермского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Пермский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, с учетом уточненных требований к ОАО «РЖД» о возложении обязанности образовать (сформировать) и/или привлечь подразделение транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры «...» от актов незаконного вмешательства в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В обоснование заявленных требований указал, что неисполнение ОАО «РЖД» требований действующего законодательства РФ в области обеспечения транспортной безопасности создает угрозу безопасности государства, а также может нанести вред жизни, здоровью граждан и окружающей среде. На сегодняшний день меры по обеспечению транспортной безопасности, направленные на образование и/или привлечение подразделения транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры ... от актов незаконного вмешательства ОАО «РЖД» не приняты.
Представитель истца - помощник Пермского транспортного прокурора Смирягина Е.А. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Шмырина Т.К. в судебном заседании исковые требования не признала, по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив имеющиеся в нем доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве охраняются труд и здоровье людей (статья 7) и каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, и на охрану здоровья (статья 37, часть 3; статья 41, часть 1).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства (ч. 1).
Пунктом 4 статьи 2 названного закона предусмотрено, что основными принципами обеспечения безопасности являются: приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.
Пунктами 3, 4 и 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" предусмотрено, что основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности.
Согласно п. 6 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ "О транспортной безопасности", оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора по тарифам, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и государственный контроль (надзор) за их применением (ч. 2).
Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности (ч. 3).
Согласно ст. 6 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ "О транспортной безопасности", категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности (ч. 3).
Категорированные объекты включаются в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (ч. 4).
Статьей 9 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" установлено, что на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (ч. 1).
Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности (ч. 2).
Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, субъектами транспортной инфраструктуры совместно с органами государственной власти или органами местного самоуправления либо исключительно органами государственной власти (ч. 4).
Полномочия по утверждению результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, проведенной специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, а также по утверждению планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта возложены на Федеральное агентство железнодорожного транспорта.
Частью 2 статьи 20 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" предусмотрено, что владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают: безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда; безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа; безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
На момент проведения проверки и вынесения оспариваемого постановления действовали Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 N 495 (далее - Требования).
Указанные требования учитывают уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, разработаны в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 09.02.2007 года № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" и определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства.
Требования применяются в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, эксплуатируемых субъектами транспортной инфраструктуры на территории Российской Федерации.
Согласно п.2 настоящий документ применяется в отношении следующих объектов транспортной инфраструктуры, не отнесенных в соответствии с частью 5 статьи 6 Федерального закона "О транспортной безопасности" к объектам транспортной инфраструктуры, не подлежащим категорированию железнодорожные вокзалы и станции.
Согласно подп. 3 п. 5 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности (далее - группы быстрого реагирования), специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности и (или) на критических элементах объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств), включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры и (транспортного средства), совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) (далее - критические элементы объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), а также на нарушения внутри объектового и пропускного режимов.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Дата железнодорожная ..., принадлежащая на праве собственности ОАО «РЖД», внесена Федеральным агентством железнодорожного транспорта в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры, о чем в адрес ОАО «РЖД» направлено соответствующее уведомление, полученное Дата.
Дата Пермской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о транспортной безопасности на ... в ходе которой установлено, что на момент проведения Пермской транспортной прокуратурой проверки исполнения законодательства в сфере транспортной безопасности начальник железнодорожной станции ... не прошел аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности в порядке, установленном постановлением Правительства РФ. Также не образовано (не сформировано) и не привлечено подразделение транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры – железнодорожной ... от актов незаконного вмешательства, включая группы быстрого реагирования, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности данного ОТИ и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.
Таким образом, ОАО «РЖД», являясь собственником железнодорожной ..., обязано обеспечивать транспортную безопасность в сфере данного транспортного комплекса, то есть реализовывать определенную государством систему правовых, экономических, организационных и иных мер, которые соответствуют угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
При этом действующим законодательством не установлено обеспечение транспортной безопасности железнодорожных вокзалов федеральными органами исполнительной власти, иными лицами.
При таких обстоятельствах, защита железнодорожной ... от актов незаконного вмешательства должна быть обеспечена в соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона №16-ФЗ силами самого субъекта транспортной инфраструктуры – ОАО «РЖД».
В нарушение норм действующего законодательства ОАО «РЖД» защиту железнодорожной станции ... от актов незаконного вмешательства не обеспечило, меры по передаче станции под охрану организации, обладающей соответствующими полномочиями, не приняло.
Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре, а также восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Собственником объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта не обеспечена защита объекта от акта незаконного вмешательства, что создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга граждан, безопасному функционированию объекта транспорта общего пользования.
Как следует из положений ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Исходя из положений ст. 210 ГПК РФ исполнение решения суда связано с моментом вступления его в законную силу.
Поскольку меры по обеспечению транспортной безопасности со стороны ОАО «РЖД» как владельца объекта транспортной инфраструктуры не обеспечены, что подтверждено актом проверки от Дата, то требования Пермского транспортного прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, на ОАО «РЖД» подлежит возложить обязанность по образованию или привлечению подразделение транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры ... в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Открытое акционерное общество «Российские железныедороги» образовать (сформировать) и/или привлечь подразделениятранспортной безопасности для защиты объекта транспортнойинфраструктуры ... от актов незаконноговмешательства в течение ... со дня вступления решения в законную силу.
Решение в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме, может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.
Судья О.М. Пименова