Решение по делу № 33-4080/2024 от 21.03.2024

Судья: Булыгина С.А..             Дело № 33-4080/2024

77RS0002-02-2022-013348-71

А-2.211

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

01 апреля 2024 года г. Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Славской Л.А.,

судей Гришиной В.Г., Полянской Е.Н.,

при ведении протокола помощником судьи Коломийцевой К.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гришиной В.Г.

гражданское дело по иску Ачинского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО «РЖД» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности

по апелляционной жалобе ОАО «РЖД»

на решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 27 сентября 2023 года, которым постановлено:

«Признать незаконным бездействие ОАО «Российские железные дороги» (ОГРН 1037739877295) в части непривлечения работников транспортной безопасности 6 категории для обеспечения защиты железнодорожного вокзала станции Ачинск-1 Красноярской региональной дирекции железнодорожных вокзалов от актов незаконного вмешательства.

Обязать ОАО «Российские железные дороги» (ОГРН 1037739877295) устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности путем привлечения работников транспортной безопасности 6 категории для обеспечения защиты железнодорожного вокзала станции Ачинск - 1 Красноярской дирекции железнодорожных вокзалов от актов незаконного вмешательства – в срок, не позднее шести месяцев с даты вступления решения в законную силу.

Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» (ОГРН 1037739877295) государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 300 (триста) рублей».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Ачинский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.

Требования мотивированы тем, что проведенной проверкой соблюдения Красноярской региональной дирекцией железнодорожных вокзалов – структурным подразделением Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» требований законодательства о транспортной безопасности установлено, что на основании договора от <дата> «Об оказании услуг для защиты объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства» защиту железнодорожного вокзала на станции Ачинск - 1 Красноярской региональной дирекции железнодорожных вокзалов осуществляет подразделение транспортной безопасности ООО «ПТБ «Трансбезопасность-Центр», которое оказывает услуги: группа быстрого реагирования - 4 категория; досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр - 5 категория. Также, в ходе проверки установлено, что в нарушение вышеуказанных требований закона работники транспортной безопасности 6 категории для обеспечения защиты железнодорожного вокзала станции Ачинск - 1 Красноярской региональной дирекции железнодорожных вокзалов от актов незаконного вмешательства не привлечены, в связи с чем, 19.11.2021 Ачинской транспортной прокуратурой с целью устранения нарушений начальнику Красноярской региональной дирекции железнодорожных вокзалов внесено представление об устранении нарушений закона, в том числе в части непривлечения работников транспортной безопасности 6 категории для обеспечения защиты железнодорожного вокзала станции Ачинск-1 от актов незаконного вмешательства. Ответом на представление от 28.12.2021 Красноярской региональной дирекцией железнодорожных вокзалов требования Ачинского транспортного прокурора признавались обоснованными, однако ввиду отсутствия финансирования нарушения не устранены. 14.06.2022 в рамках анализа состояния законности в сфере транспортной безопасности, в соответствии с письмом Красноярской региональной дирекции железнодорожных вокзалов от 14.06.2022 установлено, что работники транспортной безопасности 6 категории для обеспечения транспортной безопасности на железнодорожном вокзале станции Ачинск-1 так и не привлечены. Таким образом, ОАО «РЖД» не исполняется возложенная законом обязанность по обеспечению транспортной безопасности. Учитывая, что несоблюдение требований транспортной безопасности создает угрозу жизни, здоровью пассажиров, безопасности государства, а принятие указанных мер безопасности направлено на предотвращение появления угрозы безопасности, в связи с чем меры по обеспечению безопасности должны приниматься и соблюдаться в строгом соответствии с действующими нормами законодательства независимо от факта наличия или отсутствия угрозы безопасности.

В связи с указанными обстоятельствами Ачинский транспортный прокурор просил признать незаконным бездействие ОАО «РЖД», связанное с несоблюдением требований законодательства о транспортной безопасности, выразившиеся в непривлечении работников транспортной безопасности 6 категории для обеспечения защиты железнодорожного вокзала станции Ачинск - 1 Красноярской региональной дирекции железнодорожных вокзалов от актов незаконного вмешательства; обязать ОАО «РЖД» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности путем привлечения работников транспортной безопасности 6 категории для обеспечения защиты железнодорожного вокзала станции Ачинск - 1 Красноярской региональной секции железнодорожных вокзалов от актов незаконного вмешательства.

Судом первой инстанции постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе представитель ОАО «РЖД» Бережная Ю.Э., просит решение отменить. Указывает, что ОАО «РЖД» принимает исчерпывающий комплекс мер по обеспечению транспортной безопасности на железнодорожном вокзале станции Ачинск -1, однако в связи с введением в отношении компании ограничительных мер действиями недружественных стран, стало затруднительным финансирование тех или иных проектов, в том числе связанных с реализацией планов обеспечения транспортной безопасности. Эти и иные обстоятельства, связанные с недостаточным финансированием явились причиной непривлечения работников транспортной безопасности 6 категории на железнодорожном вокзале Ачинск - 1. Неисполнение ответчиком обязанности по привлечению работников транспортной безопасности 6 категории для обеспечения транспортной безопасности на железнодорожном вокзале станции Ачинск -1 не свидетельствует о наличии оснований для возложения обязанности по реализации требуемых прокурором мероприятий в критически короткие сроки - 6 месяцев. Таким образом, исполнение решения суда в установленные Железнодорожным районным судом г. Красноярска сроки, в сложившейся экономической ситуации в стране повлечет для ОАО «РЖД» необоснованные, незапланированные финансовые расходы и, как следствие, неисполнение других ранее запланированных мероприятий, включенных в бюджетные планы.

В возражениях на апелляционную жалобу Ачинский транспортный прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе надлежащим образом, в связи с чем неявка кого-либо из них не может служить препятствием к рассмотрению дела.

Проверив материалы дела и решение суда в пределах, предусмотренных ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, заслушав объяснения представителя процессуального истца - прокурора Дубро В.И., согласившейся с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены принятого судом решения.

Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере транспортной безопасности на территории Российской Федерации, осуществляется Федеральным законом от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Закон о транспортной безопасности) и принятыми в его исполнение подзаконными нормативными правовыми актами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 №1633 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта (далее - Требования).

В силу подпункта «д» пункта 9 Требований, субъект транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры II категории (железнодорожные вокзалы, железнодорожные станции, на которых осуществляется обслуживание пассажиров, пассажирские железнодорожные остановочные пункты) дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящего документа, обязан осуществлять наблюдение и (или) собеседование с пассажирами на контрольно-пропускных пунктах, постах, в ходе досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра.

Согласно подпункту «е» п.12 Требований №1633 субъект транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры III категории (железнодорожные вокзалы, железнодорожные станции, на которых осуществляется обслуживание пассажиров, пассажирские железнодорожные остановочные пункты) помимо выполнения требований, предусмотренных пунктом 5 настоящего документа, обязан осуществлять наблюдение и (или) проводить собеседование на контрольно-пропускных пунктах, постах, в ходе досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра;

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 августа 2014 г. № 231 «Об утверждении требований к знаниям, умениям, навыкам сил обеспечения транспортной безопасности, личностным (психофизиологическим) качествам, уровню физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности, включая особенности проверки соответствия знаний, умений, навыков сил обеспечения транспортной безопасности, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности применительно к отдельным видам транспорта» работники, осуществляющие наблюдение и (или) собеседование с пассажирами на контрольно-пропускных пунктах, постах, в ходе досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра отнесены к 6 категории.

Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, в период с 22.10.2021 г. по 20.11.2021 г. Ачинской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения Красноярской региональной дирекцией железнодорожных вокзалов – структурным подразделением Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» требований законодательства о транспортной безопасности.

Проверкой установлено, что 30.05.2011 г. железнодорожные вокзалы станций, в том числе станция Ачинск-1, включены в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, 23.04.2012 г. на каждый объект проведена и утверждена оценка уязвимости.

21.07.2021 г. Федеральным агентством железнодорожного транспорта в реестр (Раздел 1) внесены изменения, железнодорожному вокзалу Ачинск–1 присвоена 2 категория объекта транспортной инфраструктуры, о чем 02.08.2021 г. поступило соответствующее уведомление.

Однако, в нарушение вышеуказанных требований, проверяемым прокурором лицом, несмотря на изменения требований закона и категории объектов транспортной инфраструктуры, по истечении 3-месячного срока, дополнительная оценка уязвимости указанных вокзалов не проведена, на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта не направлена и как следствие, не утверждена.

Проверкой также установлено, что на основании договора от <дата> «Об оказании услуг для защиты объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства» защиту железнодорожного вокзала на станции Ачинск-1 Красноярской региональной дирекции железнодорожных вокзалов осуществляет подразделение транспортной безопасности ООО «ПТБ «Трансбезопасность-Центр», которое оказывает услуги: группа быстрого реагирования - 4 категория; досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр - 5 категория.

Однако, в нарушение требований закона работники транспортной безопасности 6 категории для обеспечения защиты железнодорожного вокзала станции Ачинск-1 Красноярской региональной дирекции железнодорожных вокзалов от актов незаконного вмешательства не привлечены.

29.10.2021 г. руководством Красноярской дирекции железнодорожных вокзалов на запрос от 11.10.2021 и.о. транспортного прокурора Ачинской транспортной прокуратуры о предоставлении информации об исполнении требований действующего законодательства было сообщено о том, что Красноярская дирекция железнодорожных вокзалов, являясь структурным подразделением дирекции железнодорожных вокзалов, не может самостоятельно принимать решение о проведении дополнительной оценки уязвимости, дирекция железнодорожных вокзалов централизовано рассматривает данный вопрос с выделением финансирования по всем региональным дирекциям. После проведенной с Федеральным агентством железнодорожного транспорта, Департаментом безопасности ОАО «РЖД» и Министерством транспорта переписки о необходимости проведения дополнительной оценки и выделении денежных средств на эти цели поступило поручение Дирекции железнодорожных вокзалов от 21.06.2021 об организации работ по проведению дополнительной оценки уязвимости, которые необходимо выполнить после получения уведомлений Росжелдора о присвоении категории объекту; по поручению в Дирекцию железнодорожных вокзалов 07.09.2021 г. направлена информация о потребности для выделения необходимого финансирования на указанные цели, а также проведения процедур закупок. Финансирование выделено, решается вопрос о заключении договора со специализированной организацией в соответствии с планом закупок на 2022 год. В целях выполнения требования законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности подготовлены и направлены в Дирекцию железнодорожных вокзалов Перечни объектов транспортной инфраструктуры, планируемых к передаче подразделениям транспортной безопасности на 2022 год, с учетом оказания услуг работниками ПТБ 6 категории. В случае утверждения финансирования на 2022 год, требование будет исполнено.

19.11.2021 г. Ачинской транспортной прокуратурой с целью устранения нарушений начальнику Красноярской региональной дирекции железнодорожных вокзалов внесено представление об устранении нарушений закона, в том числе, в части непривлечения работников транспортной безопасности 6 категории для обеспечения защиты железнодорожного вокзала станции Ачинск-1 от актов незаконного вмешательства.

09.06.2022 г. Ачинской транспортной прокуратурой в Красноярскую региональную дирекцию железнодорожных вокзалов направлено требование о предоставлении в срок до 14.06.2022 г. сведений и копий документов о привлечении работников транспортной безопасности 6 категории на вокзале станции Ачинск-1.

В представленном на указанное требование ответе от 14.06.2022 г. Красноярской региональной дирекции железнодорожных вокзалов указывается, что по состоянию на дату ответа работники транспортной безопасности 6 категории для обеспечения транспортной безопасности на железнодорожном вокзале станции Ачинск-1 не привлечены, по итогам рассмотрения документов финансирование на указанные цели Департаментом безопасности ОАО «РЖД» не было утверждено; в случае утверждения Департаментом безопасности финансирования на 2023 год требование будет исполнено.

Удовлетворяя при таких обстоятельствах заявленные прокурором требования, суд первой инстанции исходил из того, что вышеуказанные мероприятия должны обязательно проводиться субъектом транспортной инфраструктуры, в связи с чем пришел к обоснованному выводу о том, что без привлечения ответчиком работников транспортной безопасности 6 категории, невозможно выполнение положений подпункта «д» пункта 9 Требований №1633, что в свою очередь приводит к угрозе безопасности сотрудников ОАО «РЖД», граждан, пассажиров и иных лиц, пользующихся услугами железнодорожного транспорта, на станции Боготол.

В целях исполнения решения суда, с учетом требований ч. 2 ст.206 ГПК РФ, суд первой инстанции правомерно установил шестимесячный срок со дня вступления в силу решения суда для исполнения возложенных обязанностей.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны, в том числе на исследовании доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в ст.67 ГПК РФ, и правильном применении норм материального права, регулирующих спорное правоотношение.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, срок исполнения возложенной на ответчика обязанности установлен судом с учетом принципа разумности исходя из фактических обстоятельств дела; увеличение данного срока может способствовать как угрозе, так и непосредственному нарушению прав неопределенного круга лиц, поэтому доводы жалобы в этой части без ссылки на конкретные обстоятельства, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.

Доводы апелляционной жалобы о недостаточном финансировании для исполнения судебного акта, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку объективная невозможность исполнения ответчиком решения суда в части обязания ОАО «РЖД» привлечь работников транспортной безопасности 6 категории для обеспечения защиты железнодорожного вокзала станции Ачинск – 1 Красноярской дирекции железнодорожных вокзалов от актов незаконного вмешательства в установленный судом срок материалами дела также не подтверждается.

С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции в апелляционном порядке, не установлено.

Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 27 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО «РЖД» - без удовлетворения.

Председательствующий: Л.А. Славская

Судьи: В.Г. Гришина

Е.Н. Полянская

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 8 апреля 2024 года.

33-4080/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Ачинская транспортная прокуратура
Ответчики
ОАО РЖД
ОАО РЖД в лице Красноярской региональной дирекции железнодорожных вокзалов-филиала ОАО РЖД
Суд
Красноярский краевой суд
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
01.04.2024Судебное заседание
09.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.04.2024Передано в экспедицию
01.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее