Дело № 2-9/2024 (2-2626/2023)
64RS0043-01-2023-002673-50
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 февраля 2024 года город Саратов
Волжский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Тютюкиной И.В.,
при секретаре Коробковой А.С.,
с участием представителя истца старшего помощника прокурора г. Саратова Золотушкина В.А., действует на основании доверенности ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика публичного акционерного общества «Т Плюс» Русяйкиной Н.О., действует на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя третьего лица администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО6, действует на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску первого заместителя прокурора г. Саратова в защиту прав и законных интересов ФИО1, интересов неопределенного круга лиц к публичному акционерному обществу «Т Плюс», обществу с ограниченной ответственностью «Крепость», третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета исковых требований, администрация муниципального образования «Город Саратов», администрация Ленинского района муниципального образования «Город Саратов», комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Город Саратов», акционерное общество «ЭнергосбыТ Плюс» о возложении обязанности произвести мероприятия, направленные на обеспечение бесперебойной круглосуточной подачи коммунальной услуги в многоквартирном доме,
установил:
первый заместитель прокурора г. Саратова в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к публичному акционерному обществу «Т Плюс» (далее – ПАО «Т Плюс»), в обоснование своих требований указывает, что Прокуратурой города Саратова в рамках исполнения указания прокурора Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в жилищно-коммунальной сфере», а также на основании обращения ФИО1 проведен анализ деятельности Саратовского филиала ПАО «Т Плюс» по вопросу соблюдения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в рамках которого выявлены следующие нарушения требований указанного законодательства.
В силу ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Исполнение данной обязанности ресурсоснабжающей организации должно позволить исполнителю коммунальной услуги обеспечить предоставление коммунальной услуги потребителям в соответствии с требованиями, предусмотренными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Правила №).
Кроме того, из определения Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-ЭС20-9226 «О обязанности РСО по обеспечению МКД ГВС» следует, что ресурсоснабжающая организация, являющаяся профессиональным участником гражданских правоотношений в сфере оказания услуг «теплоснабжение» и «горячее водоснабжение», обязана предпринимать все меры для поставки ресурса надлежащего качества.
Следовательно, именно на ресурсоснабжающую организацию возлагается бремя по устранению нарушений к пользованию потребителями коммунальных услуг надлежащего качества.
Статьей 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», а также на основании инициативы ПАО «Т Плюс», ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального образования «Город Саратов» принято решение о возможности заключения концессионного соглашения в отношении централизованных систем теплоснабжения и горячего водоснабжения, отдельных таких систем муниципального образования «Город Саратов», предназначенных для осуществления деятельности по оказанию услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения потребителям, на представленных в предложении ПАО «Т Плюс» о заключении концессионного соглашения условиях.
Указанное концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения муниципального образования «Город Саратов» подписано ДД.ММ.ГГГГ.
Концессионным соглашением предусмотрено, что Концессионер выполняет реконструкцию линейных объектов в целях повышения надежности снабжения, снижения количества прекращений подачи тепловой энергии и горячего водоснабжения, снижения повреждаемости тепловых сетей, находящихся в муниципальной собственности.
Таким образом, филиал «Саратовский» ПАО «Т Плюс» в рамках осуществления своей деятельности эксплуатирует магистральные сети, которые являются частью центральной системы горячего водоснабжения г. Саратова.
Распоряжением администрации муниципального образования «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ № «О начале отопительного периода 2022-2023 гг. в городе Саратове» с ДД.ММ.ГГГГ на территории муниципального образования «Город Саратов».
Так, в рамках проведенного прокуратурой города анализа установлено, что Саратовский филиал ПАО «Т Плюс» осуществляет подачу коммунальных услуг «отопление» и «горячее водоснабжение» в многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>.
Вышеуказанный многоквартирный дом подключен от УТ-72, источник теплоснабжения – котельная Саратовского филиала ПАО «Т Плюс», расположенная по адресу: <адрес>.
Подача горячего водоснабжения на МКД осуществляется по закрытой, тупиковой схеме.
Помимо этого, прокуратурой города в рамках проведенного анализа установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ температура горячего водоснабжения в многоквартирном <адрес> по проспекту Строителей, <адрес> составляла 26,6 °С, что не соответствует нормативным требованиям (от 60 °С до
75 °С).
Также в рамках анализа деятельности Саратовского филиала ПАО «Т Плюс» при подаче коммунального ресурса по горячему водоснабжению установлено, что циркуляционный трубопровод горячего водоснабжения к многоквартирному дому № по <адрес> отсутствует, в связи с чем коммунальная услуга «горячее водоснабжение» поставлялась в ненадлежащем виде.
В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой города в адрес директора Саратовского филиала ПАО «Т Плюс» внесено обобщенное представление об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно- коммунального хозяйства, которое в настоящее время рассмотрено и не удовлетворено.
Согласно ответу Саратовского филиала ПАФИО3» от ДД.ММ.ГГГГ, горячее водоснабжение многоквартирного дома по адресу: <адрес> осуществляется по закрытой, тупиковой схеме.
Кроме того, по информации Саратовского филиала АО «ЭнергосбыТ» от ДД.ММ.ГГГГ был произведен перерасчет платы за коммунальную услугу «горячее водоснабжение» за январь 2023 по многоквартирному дому № по проспекту Строителей г. Саратова на общую сумму 49 717 руб. 90 коп.
Однако в связи с отсутствием циркуляционного трубопровода горячего водоснабжения по вышеуказанному адресу имеется риск поставки коммунальной услуги ненадлежащего качества в следующий отопительный сезон.
Изложенные факты неправомерных действий свидетельствуют о ненадлежащем исполнении возложенных законом обязанностей и приводят к ущемлению прав жителей многоквартирного <адрес> по проспекту Строителей
<адрес> на получения в полном объеме коммунальной услуги «горячее водоснабжение» в температурных значениях, соответствующих нормативным и соразмерную оплату фактически поступающего коммунального ресурса.
С учетом вышеизложенного истец просил обязать ПАО «Т Плюс» разработать проектно-техническую документацию на проведение циркуляционного трубопровода горячего водоснабжения от котельной по адресу: <адрес>,
<адрес> до многоквартирного <адрес> по проспекту Строителей
<адрес>, согласованную с уполномоченными органами до выполнения всех работ по реконструкции; обязать ПАО «Т Плюс» провести циркуляционный трубопровод горячего водоснабжения от котельной по адресу: <адрес>,
<адрес> до многоквартирного <адрес> по проспекту Строителей
<адрес> в соответствии с техническими условиями ресурсоснабжающей организации, нормативными документами, разработанной и согласованной проектной документацией.
После проведения судебной экспертизы истец в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) уточнил исковые требования, просит суд обязать ПАО «Т Плюс» (до внешней границы стены <адрес>) произвести мероприятия, направленные на обеспечение бесперебойной круглосуточной подачи коммунальной услуги «горячее водоснабжение» жителям многоквартирного <адрес> и обеспечивающие температуру горячей воды в местах водоразбора не ниже 60 °С и не выше 75 °С; обязать
ООО «Крепость» внутри <адрес>) произвести мероприятия, направленные на обеспечение бесперебойной круглосуточной подачи коммунальной услуги «горячее водоснабжение» жителям многоквартирного <адрес> и обеспечивающие температуру горячей воды в местах водоразбора не ниже 60 °С и не выше 75 °С.
В ходе рассмотрения дела в качестве соответчика было привлечено общество с ограниченной ответственностью «Крепость» (далее – ООО «Крепость»).
В судебном заседании помощник прокурора города Саратова ФИО4 исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика публичного акционерного общества «Т Плюс» ФИО5 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, предъявленных к данному ответчику, ссылаясь также на наличие оснований для оставления заявленных требований без рассмотрения.
Представитель третьего лица администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО6 полагал требования подлежащими удовлетворению со ссылкой на заключенное с публичным акционерным обществом «Т Плюс» концессионного соглашения.
Иные участники процесса, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились, в связи с чем, при отсутствии возражений сторон, на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 123 Конституции Российской Федерации, ст. 12, 56 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Пунктом 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных
ст. 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в том числе, организация водоснабжения населения, принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся, в том числе организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно ч. 4 ст. 3 ЖК РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещении в многоквартирных домах и жилых домах устанавливаются Правительством РФ.
В силу пп. «в» п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, установлено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность.
В приложении № к Правилам «Требования к качеству коммунальных услуг» применительно к качеству предоставляемой коммунальной услуги по горячему водоснабжению установлено, что требование об обеспечении соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора, соответствующей требованиям законодательства РФ о техническом регулировании (СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-09).
Согласно п. п. 2.3, 2.4 СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ
№, санитарно-эпидемиологические требования к системам горячего централизованного водоснабжения направлены на предупреждение загрязнения горячей воды высоко контагиозными инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения, которые могут размножаться при температуре ниже 60.0 С градусов, в их числе LegionellaPneumophila, а температура горячей воды в местах водоразборанезависимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 и не выше 75.0 С.
Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» установлено, что расход воды на горячее водоснабжение жилых зданий должен обеспечиваться исходя из установленных норм. Качество воды, подаваемой в системы горячего водоснабжения жилого дома, должно отвечать требованиям ГОСТов. Температура воды, подаваемой к водоразборным точкам (кранам, смесителям), должна быть не менее 60 град. С в открытых системах горячего водоснабжения и не менее 50 град. С - в закрытых. Температура воды в системе горячего водоснабжения должна поддерживаться при помощи автоматического регулятора, установка которого в системе горячего водоснабжения обязательна (пункт 5.3 Правил).
Как установлено судом и следует из материалов дела, проведенной прокуратурой города Саратова проверкой установлено, что Саратовский филиал ПАО «Т Плюс» осуществляет подачу коммунальных услуг «отопление» и «горячее водоснабжение» в многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>,
<адрес>.
Кроме того проведенной проверкой установлено, что по адресу: <адрес>,
<адрес>, подается ненормативная температура горячего водоснабжения и отопления ввиду низких параметров на вводе в дом (26,6 градусов по С) из котельной, находящейся на балансе ПАО «Т Плюс».
Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, составленным помощником прокурора города Саратова ФИО7
В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой города в адрес директора Саратовского филиала ПАО «Т Плюс» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно ответу Саратовского филиала ПАО Т Плюс» от ДД.ММ.ГГГГ, горячее водоснабжение многоквартирного дома по адресу: <адрес> осуществляется по закрытой, тупиковой схеме, по адресу:
<адрес>, будет произведен перерасчет платы за некачественно предоставленную коммунальную услугу горячее водоснабжение.
Согласно ответу ООО «ЭЛОС» № от ДД.ММ.ГГГГ услуги отопления и горячего водоснабжения многоквартирного дома по адресу: <адрес>, осуществляется от котельной по адресу: <адрес>.
Управление домом № по <адрес> в настоящее время осуществляет ООО «Крепость».
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля заместитель главного инженера по эксплуатации саратовских тепловых сетей филиала Саратовский ПАО «Т Плюс» ФИО8 пояснил, что в настоящее время для обеспечения соблюдения температурного режима горячего водоснабжения возможна организация перемычек из контура ГВС в контур отопления, при этом существующая схема теплоснабжения может быть сохранена, однако указанные работы возможно провести только после окончания отопительного сезона, поскольку для их проведения необходимо отключение от отопления более 8 многоквартирных домов, что может привести к разморозке системы отопления, указанные работы проводятся соответствующей подрядной организацией, но при организации указанных перемычек надлежащая температура воды будет обеспечена только до ввода в дом, во внутридомовой системе теплоснабжения также необходимо проводить соответствующие работы.
Свидетельские показания последовательны, согласуются с иными доказательствами, в связи с чем у суда нет оснований не доверять им.
В ходе рассмотрения дела судом по ходатайству прокурора назначена судебная экспертиза, производство которой поручено обществу с ограниченной ответственностью «Центр независимой технической экспертизы» по <адрес>.
Согласно выводам заключения № от ДД.ММ.ГГГГ система горячего водоснабжения многоквартирного жилого дома по адресу:
<адрес> организована централизовано по тупиковой (однотрубной) схеме от котельной, расположенной по адресу: <адрес>,
<адрес>, что не противоречит технической документации дома и действующим нормам и правилам с точки зрения технического устройства, при этом не обеспечены нормативные требования к качеству горячей воды (температура ниже минимально допустимой)
В настоящее время, в соответствии с требованиями действующего законодательства, имеется необходимость организации циркуляции горячей воды в системе горячего водоснабжения многоквартирного жилого дома по адресу:
<адрес>, а каким образом она будет выполнена и имеется ли техническая возможность для этого должна принимать решение специализированная проектная организация после разработки и согласования проектной документации в установленном действующим законодательством порядке.
Проведение циркуляционного трубопровода от котельной по адресу:
<адрес>, до многоквартирного <адрес>
<адрес> для приведения показателей качества горячей воды к нормируемым параметрам невозможно без реконструкции внутридомовой системы горячего водоснабжения.
Кроме того эксперт пришел к выводу, что отсутствие циркуляционного трубопровода горячего водоснабжения влияет на температуру подачи горячей воды в многоквартирный <адрес>, расположенный по <адрес>, в результате чего температура горячей воды снижается тем ниже, чем больше времени отсутствует водоразбор в системе.
В соответствии с ч. 2 ст. 187 ГПК РФ заключение эксперта исследуется в судебном заседании, оценивается судом наряду с другими доказательствами и не имеет для суда заранее установленной силы.
В данном случае суд не усматривает оснований ставить под сомнение достоверность заключения судебной экспертизы, проведенной в рамках гражданского дела, поскольку экспертиза проведена компетентным экспертом, имеющим стаж работы в соответствующих областях экспертизы, рассматриваемая экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» на основании определения суда о поручении проведения экспертизы, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Проанализировав содержание экспертного заключения, суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям ст. 86 ГПК РФ, поскольку содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в результате их выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы, в обоснование сделанных выводов эксперт приводит соответствующие данные из имеющихся в распоряжении эксперта документов, основывается на исходных объективных данных, учитывая имеющуюся в совокупности документацию, в заключении указаны данные о квалификации эксперта, его образовании, стаже работы. При таких обстоятельствах суд считает, что заключение эксперта отвечает принципам относимости, допустимости, достоверности доказательств, основания сомневаться в его правильности отсутствуют. Заключение эксперта подробно, мотивированно, обоснованно, согласуется с материалами дела, эксперт не заинтересован в исходе дела. Неясность, неполнота, наличие противоречий в заключении судебной экспертизы не установлены.
При этом суд принимает во внимание, что доказательств, указывающих на недостоверность проведенной экспертизы, либо ставящих под сомнение ее выводы сторонами не представлено.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Таким образом, судом установлено, что в настоящее время в соответствии с требованиями действующего законодательства, имеется необходимость организации циркуляции горячей воды в системе горячего водоснабжения многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, при этом проведение циркуляционного трубопровода от котельной по адресу:
<адрес>, до многоквартирного <адрес>
<адрес> для приведения показателей качества горячей воды к нормируемым параметрам невозможно без реконструкции внутридомовой системы горячего водоснабжения, а отсутствие циркуляционного трубопровода горячего водоснабжения влияет на температуру подачи горячей воды в многоквартирный <адрес>, расположенный по <адрес>, в результате чего температура горячей воды снижается тем ниже, чем больше времени отсутствует водоразбор в системе.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», установлено, что исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, исполнитель обязан, в том числе, предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, если иное не установлено в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (подпункты «а», «в» пункта 31); за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность (подпункт «а» пункта 149).
В силу пункта 1 статьи 24 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам горячую воду, соответствующую установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 16 статьи 2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, является юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованной системы горячего водоснабжения, отдельных объектов такой системы.
В соответствии со статьями 4, 7 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях ее использования была безопасной для жизни и здоровья потребителя, а также не причиняла вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни, здоровья потребителей, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителей, являются обязательными и устанавливаются законом. Если предусмотрены обязательные требования к работе (услуге), исполнитель обязан выполнить работу (оказать услугу), соответствующую этим требованиям.
Согласно пункту 10 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под качеством и безопасностью воды надлежит понимать совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические, органолептические и другие свойства воды, в том числе ее температуру.
В силу пункта 3 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, «исполнитель» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; «ресурсоснабжающая организация» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).
В силу пунктов 8, 9, 10 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Правил №), исполнителем коммунальных услуг может выступать управляющая либо ресурсоснабжающая организация.
В силу ч. 5 ст. 4 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав потребителей», если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующую этим требованиям.
Согласно п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, к числу коммунальных услуг, предоставляемых потребителю, отнесены услуги по горячему водоснабжению, то есть снабжению горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (п. 6 Правил).
В силу п. 21 Правил, предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановление Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ, договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
По общему правилу ресурсоснабжающая организация отвечает за поставку коммунальных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома. Внешней границей сетей теплоснабжения и водоснабжения, входящих в состав общего имущества является внешняя граница стены многоквартирного дома. Далее начинается зона ответственности управляющей организации, которая обязана обеспечивать состояние внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения и отопления на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества (ЖК РФ, пункт 5 статьи 15 Закона о теплоснабжении, пункты 5, 6, 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №).
Как следует из содержания концессионного соглашения №, заключенного между муниципальным образованием «Город Саратов» и ПАО «Т Плюс» ДД.ММ.ГГГГ, последнему как концессионеру были переданы, в том числе, участки теплотрассы на спорный многоквартирный дом.
Пунктом 1.1 данного соглашения установлена обязанность ПАО «Т Плюс» за свой счет реконструировать принятое имущество.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» к реконструкции объекта концессионного соглашения относятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения.
Таким образом, ПАО «Т Плюс» как концессионер не может быть освобождено от обязанности по осуществлению реконструкции системы теплоснабжения.
Вместе с тем, ООО «Крепость», на которую в силу закона возложены обязанности по обеспечению состояния внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения и отопления на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества, не может быть отстранена от исполнения обязанности по реконструкции объектов тепловых сетей, учитывая то обстоятельство, что проведение циркуляционного трубопровода от котельной по адресу: <адрес>, до многоквартирного <адрес> для приведения показателей качества горячей воды к нормируемым параметрам невозможно без реконструкции внутридомовой системы горячего водоснабжения
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что требования истца подлежат удовлетворению.
При этом решение о том, каким образом будет организована циркуляция горячей воды в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома по адресу: <адрес>, и имеется ли техническая возможность для этого, должна принимать специализированная проектная организация после разработки и согласования проектной документации в установленном действующим законодательством порядке.
В силу положений статьи 204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенный срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Поскольку для осуществления реконструкции системы теплоснабжения необходимо время, суд, с учетом соблюдения баланса интересов, климатических условий, полагает возможным установить в резолютивной части решения суда срок его исполнения – в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
При этом доводы ПАО «Т Плюс» о наличии оснований для оставления иска без рассмотрения ввиду отсутствия у прокурора соответствующих полномочий вследствие возможности ограничения и определения круга лиц, в интересах которых он действует, суд находит несостоятельными.
На основании п. 3 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Таким образом, учитывая, что подача искового заявления была инициирована обращением в прокуратуру жителей <адрес> и были поддержаны в ходе рассмотрения дела, суд приходит к выводу о наличии у прокурора полномочий на обращение в суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 ГПК РФ.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по настоящему делу была назначена судебная техническая экспертиза, производство которой поручить экспертам общества с ограниченной ответственностью «Центр независимой технической экспертизы» по Саратовской области, стоимость проведенной экспертизы согласно счету № от ДД.ММ.ГГГГ составила 93 000 руб.
Учитывая, что исковые требования судом удовлетворены в полном объеме, с ответчика ПАО «Т Плюс» подлежат взысканию расходы по проведению судебной экспертизы в размере 46500 руб., с ООО «Крепость» в размере 46500 руб.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования удовлетворить.
Обязать публичное акционерное общество «Т Плюс» (ИНН №) в течение девяти месяцев с момента вступления в законную силу решения суда произвести мероприятия, направленные на обеспечение бесперебойной круглосуточной подачи коммунальной услуги «горячее водоснабжение» жителям многоквартирного дома № 3 по проспекту Строителей г. Саратова и обеспечивающие температуру горячей воды в местах водоразбора не ниже 60 °С и не выше 75 °С до внешней границы стены дома <адрес>
<адрес>.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Крепость» (ИНН №) в течение девяти месяцев с момента вступления в законную силу решения суда произвести мероприятия, направленные на обеспечение бесперебойной круглосуточной подачи коммунальной услуги «горячее водоснабжение» жителям многоквартирного <адрес> и обеспечивающие температуру горячей воды в местах водоразбора не ниже 60 °С и не выше 75 °С внутри <адрес>.
Взыскать с публичного акционерного общества «Т Плюс» (ИНН №) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Центр независимой технической экспертизы» по <адрес> (ИНН №) расходы за производство судебной экспертизы в размере 46500 руб.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Крепость» (ИНН №) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Центр независимой технической экспертизы» по <адрес> (ИНН 645401001) расходы за производство судебной экспертизы в размере 46500 руб.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд города Саратова в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья подпись И.В. Тютюкина
Решение суда в окончательной форме изготовлено 22 февраля 2024 года.
Судья подпись И.В. Тютюкина