Административное дело № 2а-567/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Яранск Кировской области |
05 декабря 2018 года |
Яранский федеральный районный суд Кировской области в составе:
председательствующего судьи Швецовой М.В.,
при секретаре Семакиной И.А.
рассмотрев в предварительном судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Кировской области к Смирновой А.В. о взыскании задолженности по налогам,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 5 по Кировской области обратилась в суд с административным иском к Смирновой А.В. о взыскании задолженности по налогам.
В обоснование требований указывает, что <ДД.ММ.ГГГГ> административный ответчик Смирнова А.В. представила в МРИ ФНС № 5 по Кировской области декларацию по налогу на доходы физических лиц за <данные изъяты> год, в которой отразила доход в сумме 156 367,62 руб., полученный в <данные изъяты> году от «Волго-Вятского Банка ПАО СБЕРБАНК», в связи с чем сумма налога, начисленная с совокупного годового дохода составила 20 328 руб., на которую административный ответчик обязана была представить декларацию по форме 3-НДФЛ за 2015 год не позднее <ДД.ММ.ГГГГ>, вместе с тем налоговая декларация представлена <ДД.ММ.ГГГГ>, срок нарушения представления декларации составил 114 рабочих дней.
В соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
<ДД.ММ.ГГГГ> административный истец направил в адрес административного ответчика требование № <...> об уплате штрафа за непредоставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в размере 3 049,20 руб., который до настоящего времени последним не уплачен.
Просит взыскать с Смирновой А.В. в свою пользу штраф по налогу на доходы физических лиц в размере 3 049,20 руб.
Одновременно с административным исковым заявлением административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока подачи административного иска о взыскании задолженности по налогу и пеням.
В предварительное судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 5 по Кировской области не явился по заявлению (л.д.27).
Административный ответчик Смирнова А.В. в судебное заседание не явилась по неизвестной суду причине, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом, о чем свидетельствует почтовое уведомление о вручении ей судебной корреспонденции (л.д.26).
Суд также принимает во внимание, что информация о дате и времени рассмотрения настоящего дела размещена на интернет-сайте Яранского федерального районного суда Кировской области в открытом доступе http://yaransky.kir.sudrf.ru.
Присутствие лиц, участвующих в деле, обязательным судом не признано.
Согласно ч. 2 ст. 138 КАС РФ предварительное судебное заседание проводится единолично судьей, осуществляющим подготовку административного дела к судебному разбирательству. Стороны, другие лица, участвующие в деле, их представители извещаются о времени и месте проведения предварительного судебного заседания. Неявка в суд лиц, участвующих в деле, или их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте предварительного судебного заседания, не является препятствием для проведения предварительного судебного заседания.
Суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Частью 1 ст. 286 КАС РФ установлено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (п. 6 ст. 289 КАС РФ).
Судом установлено, что административный истец направил в адрес административного ответчика требование от <ДД.ММ.ГГГГ> № <...> об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, в размере 3 049,20 руб., с указанием срока уплаты <ДД.ММ.ГГГГ> (л.д.5).
В силу п.1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. (п. 2 ст. 48 НК РФ).
С учетом вышеуказанных положений НК РФ и КАС РФ, принимая во внимание, что срок исполнения требования от <ДД.ММ.ГГГГ> № <...> указан <ДД.ММ.ГГГГ>, следовательно, для обращения в суд с соответствующим иском срок начал исчисляться с <ДД.ММ.ГГГГ> и истекал – <ДД.ММ.ГГГГ>.
Вместе с тем с настоящим административным исковым заявлением административный истец обратился в суд, только <ДД.ММ.ГГГГ> (л.д. 2-3), пропустив срок обращения в суд, установленный ч. 2 ст. 286 КАС РФ.
В ходатайстве о восстановлении пропущенного срока административный истец указывает, что причиной пропуска срока является большой объем работы.
Вместе с тем вышеуказанную причину пропуска срока суд признает неуважительной. Доказательств, которые бы реально препятствовали административному истцу обратиться с вышеуказанным заявлением в установленный для этого шестимесячный срок, суду не представлено.
Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и ВАС РФ от 11.06.1999 № 1/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 2 ст. 48 или п. 1 ст. 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22.03.2012 № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
По мнению суда у административного истца имелось достаточно времени (шесть месяцев) с <ДД.ММ.ГГГГ> для оформления и подачи административного искового заявления в установленном законом порядке, ибо административный истец является профессиональным участником налоговых правоотношений, и ему известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.02.2007 № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (п. 1 ст. 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Несоблюдение административным истцом установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления, поскольку в суд административный истец обратился только <ДД.ММ.ГГГГ>, т.е. спустя почти 1 год 6 месяцев, что в данном случае не может быть признано разумным сроком.
В связи с тем, что объективных причин, препятствующих своевременному обращению административного истца за судебной защитой, не установлено, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока, поскольку при проявлении достаточной меры заботливости административный истец не был лишен возможности обратиться с административным иском в установленный законом срок.
Суд также принимает во внимание, что своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не представлено, в связи, с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.
В связи с установлением факта пропуска без уважительных причин срока обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании задолженности по налогам, суд, исходя из положений части 5 статьи 138, части 5 статьи 180, части 6 статьи 289 КАС РФ, отказывает в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении ходатайства административного истца Межрайонной ИФНС России № 5 по Кировской области о восстановлении пропущенного процессуального срока отказать.
В удовлетворении исковых требований Межрайонной ИФНС России № 5 по Кировской области к Смирновой А.В. о взыскании штрафа по налогу на доходы физических лиц за <данные изъяты> год в размере 3 049 (три тысячи сорок девять) рублей 20 копеек отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд через Яранский районный суд Кировской области в течение месяца со дня его принятия.
Судья М.В. Швецова