Судья Иванова С.Ю. Дело № 33-3312/2023
44RS0028-01-2015-000333-89
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
«20» декабря 2023 года
Костромской областной суд в составе судьи Ворониной М.В.
при секретаре Боречко Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании частную жалобу врио руководителя управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области Батаевой А.Ю. на определение Костромского районного суда Костромской области от 02 июня 2023 года, которым заявление МУП «Коммунсервис» Костромского района удовлетворено, МУП «Коммунсервис» Костромского района предоставлена отсрочка исполнения решения Костромского районного суда Костромской области от 23 апреля 2015 года по гражданскому делу № 2-460/2015 по иску управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области к МУП ЖКХ «Караваево» администрации Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области об устранении нарушения санитарного законодательства, до 01 апреля 2025 года.
у с т а н о в и л:
Решением Костромского районного суда Костромской области от 23 апреля 2015 года исковые требования управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области к МУП ЖКХ «Караваево» администрации Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области об устранении нарушения санитарного законодательства удовлетворены.
На МУП ЖКХ «Караваево» администрации Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области возложена обязанность устранить нарушения санитарного законодательства, а именно: в срок до 01 сентября 2015 года обеспечить соответствие качества холодной и горячей воды, поставляемой жителям пос. Караваево, гигиеническим нормативам.
Решение суда вступило в законную силу, обращено к принудительному исполнению путем возбуждения 18 марта 2016 года исполнительного производства №
Определением Костромского районного суда Костромской области от 28 января 2021 года по вышеуказанному исполнительному производству произведена замена должника МУП ЖКХ «Караваево» в связи с его реорганизацией в форме присоединения к МУП «Коммунсервис» Костромского района, на правопреемника МУП «Коммунсервис» Костромского района.
03 мая 2023 года в суд поступило заявление директора МУП «Коммунсервис» Костромского района, в котором просил о предоставлении отсрочки исполнения указанного решения суда сроком до 01 апреля 2025 года, мотивируя требования невозможностью исполнения решения суда в виду тяжелого материального положения. При этом указал и на то, что в целях улучшения качества холодного водоснабжения в п. Караваево, между администрацией Костромского муниципального района и ООО «АКВА-ДЕЛЬТА» заключен муниципальный контракт на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по реконструкции системы водоснабжения в п. Караваево с переключением к системе водоснабжения г. Костромы. Строительство сетей водоснабжения запланировано на 2024 год. Также приказом Комитета архитектуры и градостроительства Костромской области от 04 апреля 2023 года утверждена документация по планировке территории для размещения линейного объекта «Строительство водопроводной сети от водопроводной насосной станции № 28 (в городе Кострома) до границ поселка Караваево».
Судом вынесено определение, резолютивная часть которого приведена выше.
В частной жалобе врио руководителя управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области Батаева А.Ю. просит определение суда отменить. В обоснование жалобы указала на то, что, предоставляя отсрочку исполнения решения суда, суд принял во внимание муниципальный контракт на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации, оставив не исследованным вопрос о порядке финансирования работ по реконструкции системы водоснабжения в п. Караваево, о сроках непосредственного выполнения указанных работ и то, каким образом это препятствует исполнению МУП «Коммунсервис» решения суда. Указала и на отсутствие в деле объяснений администрации Костромского муниципального района по факту включения в перечень объектов, планируемых к реализации в рамках региональной подпрограммы «Чистая вода» на 2024 года, работ по реконструкции системы водоснабжения в п. Караваево с переподключением к системе водоснабжения г. Костромы. Из имеющейся у них информации, предоставленной департаментом строительства, ЖКХ и ТЭС Костромской области, следует, что в указанный перечень объектов на 2024 года работы по реконструкции системы водоснабжения в п. Караваево не включены, из чего следует, что в 2024 году работы по замене источника водоснабжения для п. Караваево производиться не будут. Сослалась и на то, что разработка проектной документации не препятствует принятию МУП «Коммунсервис» мер по улучшению качества воды жителям п. Караваево, и на то, что в деле отсутствуют доказательства совершения должником каких-либо действий, направленных на исполнение решения суда. Само по себе тяжелое финансовое положение не является основанием для предоставления отсрочки, поскольку с 04 февраля 2021 года, т.е. с момента замены должника, каких-либо мер по исполнению решения суда должником не предпринималось вовсе.
Проверив законность и обоснованность определения в пределах доводов, изложенных в частной жалобе, обозрев материалы гражданского дела №2-460/2025 по иску управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области к МУП ЖКХ «Караваево» администрации Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области об устранении нарушения санитарного законодательства, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Разрешая заявление МУП «Коммунсервис», суд, приняв во внимание заключенный между администрацией Костромского муниципального района и ООО «АКВА-ДЕЛЬТА» муниципальный контракт на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по реконструкции системы водоснабжения в п. Караваево с переключением к системе водоснабжения г. Костромы, а также тяжелое материальное положение заявителя, пришел к выводу о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 23 апреля 2015 года до 01 апреля 2025 года.
Однако с указанным выводом суда суд апелляционной инстанции согласиться не может.
Согласно ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу ст. 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
При этом гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, а также Федеральный закон от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» не содержат перечня оснований для отсрочки исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела, с соблюдением баланса интересов лиц, участвующих в деле.
Согласно разъяснениям, данным в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» вопрос о наличии оснований для предоставлении отсрочки или рассрочки решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.
При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Однако эти требования закона при вынесении определения судом учтены не были.
Как следует из решения Костромского районного суда Костромской области от 23 апреля 2015 года, на МУП ЖКХ «Караваево», правопреемником которого является заявитель – МУП «Коммунсервис», была возложена обязанность в срок до 01 сентября 2015 года обеспечить соответствие качества холодной и горячей воды, поставляемой жителям п. Караваево, гигиеническим требованиям.
Из указанного решения следует, что при проведении в 2014 году лабораторных исследований горячая и холодная вода, поставляемая жителям п. Караваево, не соответствует гигиеническим нормативам как перед ее поступлением в распределительную сеть, так и в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети. В частности, при проведении исследования в квартире потребителя было установлено превышение показателей мутности горячей воды в 46,6 раз, а содержание железа в горячей воде превышено в 74,6 раз.
Данное решение суда вступило в законную силу и обращено к принудительному исполнению путем возбуждения 18 марта 2016 года исполнительного производства №
.
При этом определением Костромского районного суда Костромской области от 28 января 2021 года по вышеуказанному исполнительному производству произведена замена должника МУП ЖКХ «Караваево» на правопреемника МУП «Коммунсервис» Костромского района.
Вместе с тем из материалов исполнительного производства следует, что ни предыдущим должником, ни его правопреемником не предпринимались какие-либо меры по исполнению вступившего в законную силу решения.
Так, из материалов исполнительного производства видно, что в адрес МУП «Коммунсервис» судебным приставом-исполнителем неоднократно выносились требования об исполнении решения суда (л.д.30, 31 об., 35, 35 об., 36 об., 37 об., 39, 39 об., 42), в ответ на которые МУП «Коммунсервис» лишь направляло информацию о наличии иных лиц, которые являются ответственными за поставку воды жителям п. Караваево (л.д. 31, 38), и не приводя каких-либо конкретных мер, предпринятых ими с целью исполнения решения суда.
В этой связи постановлением по делу об административном правонарушении № 435 от 29 декабря 2022 года МУП «Коммунсервис» Костромского района было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, с назначением административного штрафа в размере 30 000 руб. (л.д. 32-34)
Более того, из указанного постановления видно, что по результатам проведенных в 2022 году лабораторных испытаний горячей воды, отобранной у потребителей в п. Караваево, вновь было установлено превышение допустимых показателей мутности и уровня железа в горячей воде.
Таким образом, вышеизложенное свидетельствует о том, что с момента вступления в законную силу решения суда, т.е. с 2015 года должником не предпринималось мер по его исполнению, и выявленные более 8 лет назад нарушения качества поставляемой жителям п. Караваево воды до настоящего времени не устранены.
При этом МУП «Коммунсервис» Костромского района не представлено каких-либо убедительных доказательств реально препятствующих исполнению решения суда, вступившего в законную силу более 8 лет назад.
Однако указанное не было учтено судом первой инстанции при вынесении определения, как не исследован и вопрос о том, не повлечет ли за собой отсрочка в исполнении решения суда нарушение прав взыскателя, в данном случае потребителей, а также нарушение требований закона об исполнении судебных решений в разумные сроки, что в данном случает при изложенных выше обстоятельствах является очевидным.
Кроме того, судом не учтено и то, что наличие у должника финансовых трудностей, на что ссылался заявитель, к исключительным обстоятельствам, затрудняющим исполнение судебного решения, отнесено быть не может, а иных доказательств невозможности исполнения решения суда им не представлено.
Представленные же заявителем муниципальный контракт и приказ Комитета архитектуры и градостроительства Костромской области от 04 апреля 2023 года не свидетельствует о том, что к 01 апреля 2025 году решение суда будет исполнено, а потому не могли повлечь иных выводов.
Более того, должником не доказано, что исполнение решения иным способом, чем прокладка новых сетей, невозможно.
При таких обстоятельствах определение суда не может быть признано законным и обоснованным, а потому подлежит отмене.
Руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, суд
определил:
Определение Костромского районного суда Костромской области от 02 июня 2023 года отменить.
Отказать МУП «Коммунсервис» Костромского района в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения Костромского районного суда Костромской области от 23 апреля 2015 года по гражданскому делу № 2-460/2015 по иску управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области к МУП ЖКХ «Караваево» администрации Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области об устранении нарушения санитарного законодательства.
На определение может быть подана кассационная жалоба во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение трех месяцев со дня вынесения настоящего определения.
Судья: Воронина М.В.