Дело № 5-33/2023
УИД: 42RS0040-01-2023-000144-04
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Кемерово 26 января 2023 года
Кемеровский районный суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Щербинина А.П.,
с участием представителя юридического лица ООО «Угольная компания «Анжерская – Южная» Золотаревой Э.И., представившей доверенность №77 от 07.12.2021 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.1 ч. 1 КРФобАП в отношении юридического лица – Общество с ограниченной ответственностью «Угольная компания «Анжерская – Южная», юридический адрес: 652432, Кемеровская область-Кузбасс, Кемеровский район, пос. Арсентьевка, территория шахты «Анжерская-Южная», здание АБК, суд
У С Т А Н О В И Л:
25.01.2023 года начальником Березовского территориального отдела Сибирского управления Ростехнадзора Гореловым Валерием Валерьевичем в отношении юридического лица ООО «Угольная компания «Анжерская – Южная» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.1 ч. 1 КРФобАП.
Согласно протокола об административном правонарушении № 07-08 от 25.01.2023 года, о временном запрете деятельности опасного производственного объекта: шахта угольная регистрационный №А68-03099-0001 ООО «Угольная компания «Анжерская-Южная», расположенного по адресу: Кемеровская область-Кузбасс, Кемеровский район, пос. Арсентьевка, территория шахты Анжерская-Южная, здание АБК 25 января 2023 года в 13 часов 00 минут выявлены нарушения обязательных норм и правил в области промышленной безопасности, сущность которых заключается в следующем:
1. при перевозке горной массы по промплощадке шахты «Анжерская-Южная» автомобилем КАМАЗ № принадлежащий ООО «Автотранссибирь» в 06 часов 24 минуты произошел обрыв оптического кабеля ОКЛС т-нг 01-16-10/125 – 2,7 и кабеля связи ТППШв 50х2х0,64 не опущенным кузовом, что привело к отсутствию информации о контролируемых параметрах системы АГК и системы оповещения и определения местоположения людей.
Нарушены: п. 22 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в угольных шахтах», п. 83 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Инструкция по аэрологической безопасности угольных шахт».
Допущенные нарушения, представляют непосредственную угрозу для жизни и здоровья обслуживающего персонала ООО УК «Анжерская-Южная».
В судебном заседании защитник ООО «Угольная компания «Анжерская-Южная» Золотарева Э.И. вину юридического лица в нарушении требований промышленной безопасности не отрицала, пояснила, что юридическое лицо принимает меры к устранению нарушений, однако, в настоящее время нарушения требований промышленной безопасности, указанные в протоколе по делу об административном правонарушении, устранены не полностью.
Представитель Сибирского Управления Ростехнадзора в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Заявил ходатайство о рассмотрении дела об административном правонарушении в его отсутствие.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, заслушав защитника юридического лица, суд приходит к следующему.
Ст. 9.1 ч. 1 КРФобАП предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Согласно ст. 3 ч. 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Согласно ст. 7 ч. 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» обязательные требования к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, и формы оценки их соответствия указанным обязательным требованиям устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В соответствии со ст. 9 ч. 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями.
Согласно п. 5 Приложения 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», к опасным производственным объектам относятся объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.
Поскольку юридическое лицо ООО «Угольная компания «Анжерская – Южная» относится к объекту, на котором ведутся горные работы, в соответствии с п. 5 указанного Приложения 1, является опасным производственным объектом, а все названные в протоколе об административном правонарушении нарушения являются нарушениями требований промышленной безопасности.
В соответствии с пунктом 22 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в угольных шахтах» от 08.12.2020 №507:
В горных выработках шахты, надшахтных зданиях и сооружениях должен быть оборудован комплекс систем и средств, обеспечивающий организацию и осуществление безопасности ведения горных работ, контроль и управление технологическими и производственными процессами в нормальных и аварийных условиях. Системы и средства данного комплекса должны быть объединены в МФСБ.
МФСБ должна обеспечивать:
мониторинг параметров безопасности шахты и предупреждение условий возникновения опасности геодинамического, аэрологического и техногенного характеров;
оперативный контроль соответствия технологических процессов заданным параметрам;
применение систем противоаварийной защиты людей, оборудования и сооружений.
Состав МФСБ, порядок учета, анализа и оценки идентифицированных опасностей определяется проектной документацией с учетом установленных опасностей шахты и предусматривает:
контроль аэрологической безопасности:
систему контроля и управления стационарными вентиляторными установками, вентиляторами местного проветривания (далее - ВМП) и газоотсасывающими установками, обеспечивающими изолированный отвод метана из выработанного пространства (далее - ГОУ);
систему контроля и управления дегазационными установками и контроля подземной дегазационной сети;
систему аэрогазового контроля (далее - АГК);
систему контроля запыленности воздуха и пылевых отложений с учетом требований, установленных пунктом 187 настоящих Правил безопасности;
контроль и прогноз динамических явлений:
систему регионального, локального и текущего прогноза динамических явлений;
систему геофизических наблюдений;
противопожарную защиту:
систему обнаружения ранних признаков эндогенных и экзогенных пожаров и локализации экзогенных пожаров;
систему контроля и управления пожарным водоснабжением;
связь, оповещение и определение местоположения людей:
систему определения местоположения людей в горных выработках;
систему поиска и обнаружения людей, застигнутых аварией;
систему оперативной, громкоговорящей и аварийной подземной связи, аварийного оповещения;
два независимых канала связи с подразделением ПАСС(Ф), обслуживающим шахту;
взрывозащиту:
систему контроля и управления средствами взрывозащиты горных выработок;
систему контроля и управления средствами взрывозащиты в ГОУ и дегазационных трубопроводах и установках (п. 22).
В соответствии с пунктом 83 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Инструкция по аэрологической безопасности угольных шахт» от 08.12.2020 №506:
Система АГК предназначена для обеспечения безопасности горных работ путем непрерывного автоматического измерения (контроля) параметров, характеризующих газовый и пылевой режимы шахты, сбора, отображения, хранения и анализа информации, управления установками и оборудованием, поддерживающими безопасное аэрогазовое состояние в горных выработках шахт.
Система АГК автоматически формирует и обеспечивает подачу управляющих команд на оборудование (устройства, агрегаты), осуществляющее нормализацию аэрогазового состояния, либо (в аварийной ситуации) блокировку производственной деятельности на контролируемом участке (п. 83).
Вина юридического лица в нарушении требований промышленной безопасности подтверждается протоколом об административном правонарушении № 07-08 от 25.01.2023 года, протоколом о временном запрете деятельности № 07-08 от 25.01.2023 года.
По мнению суда, при указанных в протоколе об административном правонарушении нарушениях требований промышленной безопасности, создается реальная угроза жизни и здоровью людей.
С учётом изложенного, действия ООО «Угольная компания «Анжерская – Южная» необходимо квалифицировать по ст. 9.1 ч. 1 КРФобАП, как нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов.
При определении вида и размера наказания, суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, отягчающие административную ответственность в виде повторности совершения однородного административного правонарушения, смягчающих обстоятельств не установлено.
Таким образом, с учетом изложенного, суд считает, что в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья людей наказание должно быть назначено только в виде административного приостановления деятельности, поскольку менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Протоколом о временном запрете деятельности № 07-08 от 25.01.2023 года запрещено производство горных работ (проведение горных выработок и выемки угля), расположенного по адресу: Кемеровская область-Кузбасс, Кемеровский район, пос. Арсентьевка, территория шахты Анжерская-Южная, здание АБК с 13.00 часов 25.01.2023 года.
Учитывая характер допущенных нарушений, объем необходимых работ для устранения нарушений, суд считает необходимым назначить срок административного приостановления деятельности сроком девяноста суток, полагая, что указанный срок является достаточным для устранения выявленных нарушений.
В соответствии со ст. 3.12 ч. 2 КРФобАП срок административного приостановления деятельности исчисляется с момента фактического приостановления деятельности юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
В соответствии с п. 23.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» определяя срок административного приостановления деятельности, необходимо иметь в виду, что он не может превышать девяноста суток, включая срок временного запрета деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, если такая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении применялась. В случае применения названной меры судье следует отразить это обстоятельство в постановлении по делу, включая время фактического прекращения деятельности, указанное в протоколе о временном запрете деятельности.
В соответствии со ст. 32.12 ч. 3 КРФобАП административное приостановление деятельности досрочно прекращается судьей, если будет установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, устранены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9, ст. 29.10 КРФобАП, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Признать Общество с ограниченной ответственностью «Угольная компания «Анжерская – Южная» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.1 ч. 1 КРФобАП, и назначить административное наказание в виде запрета производства горных работ (проведение горных выработок и выемки угля), в ООО «Угольная компания «Анжерская-Южная», расположенного по адресу: Кемеровская область-Кузбасс, Кемеровский район, пос. Арсентьевка, территория шахты Анжерская-Южная, здание АБК, на срок 10 (десять) суток.
В срок административного приостановления деятельности зачесть срок временного запрета деятельности с 13.00 часов 25.01.2023 года.
Постановление подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 15 суток со дня вручения или получения копии постановления, путем подачи жалобы судье, которым вынесено постановление по делу, или непосредственно в Кемеровский областной суд.
Судья: А.П. Щербинин