Дело №
УИД 59RS0№-74
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 19 декабря 2024 г.
Куединский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Воробьева С.И.
при секретаре <ФИО>2,
с участием представителя ответчика <ФИО>3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <ФИО>1 к администрации Куединского муниципального округа <адрес> о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
<ФИО>1 обратился в суд с указанным иском к администрации Куединского муниципального округа <адрес>, требования мотивировал тем, что он по договору социального найма является нанимателем жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>, Куединский муниципальный округ, <адрес>3, а также зарегистрирован по указанному адресу по месту жительства. Межведомственной комиссией, утвержденной постановлением администрации Куединского муниципального, составлен акт обследования № от ДД.ММ.ГГГГ, составлен протокол акта санитарно-эпидемиологического обследования от ДД.ММ.ГГГГ и вынесено распоряжение главой администрации Куединского муниципального округа, которым жилой дом по адресу: <адрес>, Куединский муниципальный округ, <адрес> признан непригодным для проживания. До настоящего времени квартира ему не предоставлено другое жилое помещение, он неоднократно обращался в администрацию. Ему было предложено жилье в с.Б.Уса, которое не пригодно для проживания и с. Ст.Шагирт, которое его не устроило в связи с отдаленностью. Считает, что в силу ст. 7 ЖК РФ имеет право на предоставление другого жилья по договору социального найма вне очереди. <ФИО>1 просил обязать администрацию Куединского муниципального округа предоставить ему по договору социального найма жилое помещение, отвечающее установленным требованиям в черте <адрес>, общей площадью не менее 31,4 кв.м. в бессрочное владение и пользование, вне очереди.
Истец <ФИО>1 о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика администрации Куединского муниципального округа <ФИО>3 иск не признала. Суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением имущественных отношений администрации Куединского муниципального округа <ФИО>1 было передано в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение общей площадью 31,4 кв.м. по адресу <адрес> Куединский муниципальный округ <адрес>3. Постановлением администрации Куединского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ № КМО-01-06-1341 многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> признан ветхим и аварийным, установлен срок расселения до ДД.ММ.ГГГГ, снос дома определен до ДД.ММ.ГГГГ Истец обращался в администрацию округа о предоставлении ему иного жилья по договору социального найма, ему были предложены жилые помещения расположенные в с.Б.Уса и в с.Ст.Шагирт Куединского муниципального округа, которые отвечают степени благоустроенности, установленной на территории округа, ветхими (аварийными) не признаны. От предложенных жилых помещении истец отказался. Считают, что отказ от предложенных жилых помещений может быть расценен как злоупотребление правом. Просит отказать в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Третье лицо Управлением имущественных отношений администрации Куединского муниципального округа о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило, просило о рассмотрении дела в отсутствие представителя, возражало против удовлетворения иска.
Заслушав участников судебного заседания и исследовав представленные доказательства, суд считает, что заявленный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Действующим законодательством предусмотрено как предоставление жилых помещений по договорам социального найма вне очереди в порядке п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, так и самостоятельный порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
В силу положений п. 1 ч. 2 ст. 57, ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма вне очереди предоставляются гражданам, которые признаны малоимущими и нуждающимися, а также жилые помещения которых, признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Иной порядок регламентирован ст. 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой если дом, где находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии с п. п. 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 49).
В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (ст. ст. 85, 86 Жилищного кодекса Российской Федерации), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, утв. постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно разъяснениям, данным в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
В ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 ст. 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).
По смыслу вышеназванных положений закона, внеочередное предоставление жилого помещения является исключительной мерой защиты жилищных прав в условиях, когда лицо лишено жилого помещения и не имеет возможности немедленно обеспечить им себя самостоятельно в силу имущественного положения.
Право на внеочередное предоставление жилого помещения возникает в случае постоянного проживания гражданина в непригодном для таких целей жилом помещении. При этом постоянное проживание предполагает, что гражданин не имеет в собственности или в пользовании иных жилых помещений; фактически непригодное жилое помещение должно быть для него единственным местом жительства, пользование которым без угрозы для жизни и здоровья невозможно.
Из обстоятельств установленных по делу следует, что <ФИО>1 по договору социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ предоставлено жилое помещение общей площадью 31.4 кв.м. расположенное по адресу: <адрес>, Куединский муниципальный округ, <адрес>3 (л.д.4-9), иных жилых помещений, пригодных в том числе для временного проживания, истец не имеет как на праве собственности, так и по договору социального найма жилого помещения. В Едином государственном реестре недвижимости отсутствует информация о правах <ФИО>1 на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости.
<ФИО>1 фактически проживает по адресу <адрес>100, сведений о своем семейном положении и наличии у него иных членов семьи не предоставил.
ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия произвела обследование жилого помещения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу <адрес>3, <адрес>. По результатам обследования Межведомственной комиссией принято заключение о необходимости подготовить заключение специализированной организации по обследованию элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения (л.д. 11-12).
ДД.ММ.ГГГГ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» на основании предписания Южного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ проведено санитарно-эпидемиологическое обследование <адрес> № расположенных по адресу <адрес>. По результатам обследования сделаны выводы о том, что <адрес> № не соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам (л.д.13).
ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия произвела обследование многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу <адрес>. По результатам обследования Межведомственной комиссией выявлены основания для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (л.д. 32-33, 34-35).
Постановлением администрации Куединского муниципального округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № КМО-01-06-1341 многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу, срок расселения дома установлен до ДД.ММ.ГГГГ Срок сноса дома установлен до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.30-31).
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ собственником жилого помещения расположенного по адресу: <адрес> края (л.д. 26-29).
Срок расселения многоквартирного дома по адресу: <адрес> в данное время не наступил.
Для правильного разрешения настоящего спора имеет значение представляет ли жилой дом опасность для дальнейшего проживания истца в нем, создает ли он угрозу для его жизни и здоровья, что требует незамедлительного решения вопроса о переселении в другое жилое помещение, являлось ли для истца спорное жилое помещение единственным местом жительства, имеет ли истец возможность до решения вопроса о расселении жилого дома проживать в другом жилом помещении, не подвергая себя опасности, то есть установить объективную нуждаемость истца в предоставлении жилого помещения.
В судебном заседании установлена невозможность проживания истца <ФИО>1 в спорном жилом помещении, что не оспаривается ответчиком и подтверждается имеющимися в деле доказательствами, в частности актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что произошло разрушение фундамента, перекос оконных и деревянных проемов, деформация стен, поражение древесины гнилью, увлажнение древесины.
В марте 2023 г., октябре 2024 г., до наступления срока расселения многоквартирного дома по адресу: <адрес>, <ФИО>1 обращался в администрацию Куединского муниципального округа <адрес> с просьбой о предоставлении жилого помещения взамен ветхого в <адрес> или с.Б.Гондыр (л.д. 50,52).
Администрация Куединского муниципального округа <адрес>, рассмотрев обращения истца о наличии опасности его дальнейшего проживания в аварийном жилье по <адрес>3, <адрес>, предложила истцу <ФИО>1 для временного проживания несколько жилых помещений расположенных в с.Б.Уса и с.Ст.Шагирт Куединского муниципального округа (л.д.53,55).
Данные жилые помещения являются муниципальной собственностью, не включены в реестр аварийного жилья, что подтверждается информацией Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Куединского муниципального округа, УИО администрации Куединского муниципального округа и не оспаривается участвующими по делу лицами.
Истец <ФИО>1 отказался от предложения ответчика о переезде по причине технического состояния жилья в с.Б.Уса и отдаленности жилья в <адрес>, о чем представил письменное заявление ( л.д. 51).
Предложенные истцу жилые помещения расположены в Куединском муниципальном округе, то есть в районе проживания истца, отказ истца от переезда в иное жилое помещение сделан им добровольно, что он подтвердил в исковом заявлении. Доводы истца о плохом состоянии предложенных ему жилых помещений нельзя признать уважительной причиной для отказа от перемещения из опасного для жизни жилья.
Администрацией Куединского муниципального округа истцу были предложены жилые помещения для проживания истца до момента расселения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, однако истец от предоставления жилого помещения отказался по собственной инициативе без уважительных причин.
Доказательств, свидетельствующих о длительном и виновном бездействии ответчика относительно предоставления жилого помещения для проживания истца, материалы дела не содержат.
Кроме того, истец фактически проживает по адресу <адрес>100, длительное время не проживает в аварийном жилье по <адрес>3, <адрес>, является трудоспособным.
Таким образом, допустимыми доказательствами не подтверждена объективная нуждаемость истца в незамедлительном и преимущественном предоставлении иного жилого помещения в связи с невозможностью проживания в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: <адрес>3, <адрес>.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на орган местного самоуправления обязанности предоставить <ФИО>1 во внеочередном порядке по договору социального найма изолированное жилое помещение в черте <адрес> края и требования <ФИО>1 подлежат оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования <ФИО>1 к администрации Куединского муниципального округа <адрес> о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке по договору социального найма изолированное жилое помещение площадью не менее 31,4 кв.м. в черте <адрес> края оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Куединский районный суд в течение месяца с момента вынесения в окончательной форме.
Судья С.И. Воробьев
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ