Дело 2а- 358/2018г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Богородское 23 октября 2018 года
Ульчский районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Васильковой Т.В.
при секретаре судебного заседания Миловановой Е.А.
с участием помощника прокурора Пивнюк Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Ульчского района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к администрации Солонцовского сельского поселения Ульчского района Хабаровского края о признании незаконным бездействие администрации Солонцовского сельского поселения Ульчского района Хабаровского края выразившееся в неприятии мер по назначению контрактного управляющего, обязать администрацию Солонцовского сельского поселения Ульчского района Хабаровского края назначить контрактного управляющего, соответствующего п. 4 ст. 38 Федерального закона № 44-ФЗ в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда, -
У С Т А Н О В И Л:
28 сентября 2018 года административный истец, в лице прокурора Ульчского района Хабаровского края обратился в суд, в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации Солонцовского сельского поселения Ульчского района Хабаровского края о признании незаконным бездействие администрации Солонцовского сельского поселения Ульчского района Хабаровского края выразившееся в неприятии мер по назначению контрактного управляющего, обязать администрацию Солонцовского сельского поселения Ульчского района Хабаровского края назначить контрактного управляющего, соответствующего п. 4 ст. 38 Федерального закона № 44-ФЗ, в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда.
В обоснование предъявленных требований административный истец указал, что прокуратурой района, во исполнение задания Прокуратуры Хабаровского края от 23 июля 2018 года №7/4-8-2018 года проведена проверка соблюдения законодательства в сфере бюджетной и закупочной деятельности, в ходе которой выявлены нарушения Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Согласно ч. 1, 2 ст. 38 Федерального закона № 44-ФЗ заказчики, совокупный годовой объем закупок которых, превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным). В случае если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей, и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта. Согласно данным плана закупок № 201701223000299001 объем финансового обеспечения для осуществления закупок на 2017 год, плановый период 2018-2019 годов составляет 590690,00 рублей. Таким образом, совокупный годовой объем закупок для администрации Солонцовского сельского поселения не превышает сто миллионов рублей, следовательно, требуется только назначение контрактного управляющего, функции и полномочия которого предусмотрены п. 4 ст. 38 Федерального закона №44-ФЗ. Исполнение контрактным управляющим функций и полномочий, предусмотренных ч. 4 ст. 38 №44-ФЗ непосредственно влияют на осуществление закупок для обеспечения муниципальных нужд в соответствии с принципом эффективности использования бюджетных средств. Контрактный управляющий должен иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Однако в администрации Солонцовского сельского поселения контрактный управляющий, соответствующий п. 4 ст. 38 Федерального закона №44-ФЗ не назначен.
Административный истец в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме, по изложенным в иске основаниям.
В судебное заседание, представитель административного ответчика – глава администрации Солонцовского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края, не явился. Представил в суд отзыв, согласно которому в администрации Солонцовского сельского поселения не назначен контрактный управляющий, так как ни один работник администрации не проходил обучение в сфере закупок, с 19 сентября 2017 года по 31 июня 2018 года вопросами закупок занималась глава сельского поселения Ковальчук Ю.С. С 01 июля 2018 года заключен договор гражданско-правового характера с ФИО1, которая представляет услуги по информационному сопровождению по закупочной деятельности администрации Солонцовского сельского поселения, работает по настоящее время. С 22 октября 2018 года глава сельского поселения будет проходить обучение по 44-ФЗ, по окончании учёбы будет назначен контрактный управляющий. Администрация поселения не бездействует в решении данного вопроса, а решает его.
Суд на основании положений ст. 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не находит оснований для отложения судебного разбирательства дела, и считает возможным рассмотреть его в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст.ст. 18, 55, 45 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются государством.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса (ч. 1)
Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств (ч. 2).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» -заказчик - государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки (п. 6)
Муниципальный заказчик - муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки (п.7)
Согласно ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным) (ч.1)
В случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее - контрактный управляющий) (ч. 2 )
В соответствии с п. 4 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют следующие функции и полномочия: 1) разрабатывают план закупок, осуществляют подготовку изменений для внесения в план закупок, размещают в единой информационной системе план закупок и внесенные в него изменения; 2) разрабатывают план-график, осуществляют подготовку изменений для внесения в план-график, размещают в единой информационной системе план-график и внесенные в него изменения; 3) осуществляют подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами; 4) обеспечивают осуществление закупок, в том числе заключение контрактов; 5) участвуют в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществляют подготовку материалов для выполнения претензионно-исковой работы; 6) организуют в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд; 7) осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
Из информационного письма администрации Солонцовского сельского поселения Ульчского района Хабаровского края, адресованного 05 сентября 2018 года прокурору Ульчского района Хабаровского края, следует, что размещением информации о закупках с августа 2017 года по 19 сентября 2017 года занимался глава сельского поселения Удинкан С.А.. С 19 сентября 2017 года по 31 июня 2018 года занималась глава сельского поселения Ковальчук Ю.С.. С 01 июня 2018 года заключен договор гражданско-правового характера с ФИО1., которая предоставляет услуги по информационному сопровождению по закупочной деятельности администрации Солонцовского сельского поселения, работает по настоящее время. Удинкан С.А. обучение не проходил, Ковальчук Ю.С. обучение не проходила. ФИО1 прошла профессиональную переподготовку в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Хабаровский государственный университет экономики и права» по программе «Управление государственными и муниципальными закупками: закупки в контрактной системе» (л.д.6).
В подтверждение доводов изложенных в исковом заявлении приложены скриншоты сайта администрации Солонцовского сельского поселения Ульчского района Хабаровского края (л.д. 7-9).
Заключение договора гражданско-правового характера с ФИО1 на предоставление услуг по информационному сопровождению по закупочной деятельно-сти администрации Солонцовского сельского поселения не снимают с административ-ного ответчика обязанности по исполнению требований закреплённых статьей 38 Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в связи с чем, доводы главы Солонцовского сельского поселения, в данной части, не состоятельны.
Таким образом, проведя анализ юридически значимых обстоятельств по данному делу, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора и удовлетворению административного искового заявления в полном объеме, поскольку в судебном заседании установлено, что в администрации Солонцовского сельского поселения Ульчского района Хабаровского края, контрактный управляющий, соответствующий п. 4 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», не назначен.
Бездействие административного ответчика в исполнении требований вышеуказанных норм создает угрозу неэффективного использования бюджетных средств, может повлечь несвоевременное размещение контрактов в Единой информационной системе, что существенно нарушит права граждан и организация, а также принцип публичности и открытости деятельности органов местного самоуправления.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора Ульчского района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к администрации Солонцовского сельского поселения Ульчского района Хабаровского края о признании незаконным бездействие администрации Солонцовского сельского поселения Ульчского района Хабаровского края выразившееся в неприятии мер по назначению контрактного управляющего, обязать администрацию Солонцовского сельского поселения Ульчского района Хабаровского края назначить контрактного управляющего, соответствующего п. 4 ст. 38 Федерального закона № 44-ФЗ в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда, - удовлетворить.
Признать бездействие администрации Солонцовского сельского поселения Ульчского района Хабаровского края, выразившееся в неприятии мер по назначению контрактного управляющего, незаконным.
Обязать администрацию Солонцовского сельского поселения Ульчского района Хабаровского края назначить контрактного управляющего, соответствующего п. 4 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Ульчский районный суд Хабаровского края в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме, то есть с 23.10.2018 г.
Судья: (подпись):
<данные изъяты>
<данные изъяты> Судья: Т.В. Василькова