Дело № 2а-3184/2021
25RS0007-01-2021-007108-72
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
9 декабря 2021 год город Артем Приморский край
Артемовский городской суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Гладских Д.Ю.,
при помощнике судьи Семенцовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Шодмоновой Гузаль Эшмуродовны к ОМВД России по г. Артему, УМВД России по Приморскому краю о признании незаконным решения, возложении обязанности,
установил:
Шодмонова Г.Э. обратилась в суд с названным иском, указав, что <дата> около 12-13 часов она в целях составления протокола об административных правонарушениях была доставлена в дежурную часть ФИО1 по <адрес>, где находилась до 19 часов.
<дата> ФИО1 административного истца Лесникова М.А. обратилась в дежурную часть ФИО1 с заявлением о выдаче копий протокола о доставлении и протокола об административном задержании в отношении Шодмоновой Г.Э., копии приказа ФИО1 по <адрес> от <дата> <номер> «О проведении на территории Артемовского городского округа оперативно-профилактического мероприятия «Нелегальный мигрант», копий страниц из журнала доставленных.
Заместителем начальника – начальником полиции ФИО5 было принято решение, оформленное письмом от <дата> <номер> об отказе в выдаче испрашиваемых документов.
Поскольку выдача копий протокола о доставлении и протокола об административном задержании предусмотрены положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полагает отказ в выдаче указанных документов незаконным.
Административный истец с учетом уточнений просит признать необоснованным ответ заместителя начальника – начальника полиции ФИО5, оформленный письмом от <дата> <номер>, возложить обязанность устранить допущенное нарушение путем повторного рассмотрения заявления представителя Шодмоновой Г.Э. - Лесниковой М.А. от <дата>.
В судебном заседании представитель административного истца Лесникова М.А. доводы иска поддержала, настаивала на удовлетворении исковых требований.
Представитель ОМВД России по <адрес>, УМВД ФИО1 по <адрес> Зинатулина Ю.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований истца, поддержала доводы, изложенные в представленных суду возражениях, согласно которым в материалах дела отсутствуют запрашиваемые представителем истца документы, а значит их выдача не представляется возможной. В связи с чем отсутствует предмет спора. Также указала на прекращение производства по настоящему делу, поскольку выводы суда, изложенные в решение могут повлиять на результат рассмотрения дела об администартивном правонарушении в отношении Шодмоновой Г.Э.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив доводы иска, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, <дата> в отношении Шодмоновой Г.Э. составлен протокол об административном правонарушении ПК-25 <номер> по части 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из копии листов книги учета лиц, доставленных в дежурную часть ФИО1 по <адрес>, следует, что <дата> в 14 часов 45 минут в дежурную часть доставлена Шодмонова Г.Э.<дата> в 17 часов 30 минут составлен протокол об административном правонарушении.
<дата> представитель административного истца Лесникова М.А. обратилась к начальнику ФИО1 по <адрес> с заявлением о выдаче копий протокола о доставлении и протокола об административном задержании в отношении Шодмоновой Г.Э., копии приказа ФИО1 по <адрес> от <дата> <номер> «О проведении на территории Артемовского городского округа оперативно-профилактического мероприятия «Нелегальный мигрант», копий страниц из журнала доставленных. Указанное подтверждается талоном-уведомлением от <дата> о принятии заявления.
Заместителем начальника – начальником полиции ФИО5 было принято решение, оформленное письмом от <дата> <номер> об отказе в выдаче испрашиваемых документов.
Основанием для отказа послужило отнесение запрашиваемых заявителем документов к информации ограниченного распространения (п. 5 Приказа МВД ФИО1 от <дата> <номер>).
В силу части 1 статьи 25.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - ФИО1.
Защитник и ФИО1, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом (часть 5 статьи).
Согласно части статьи 27.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под доставлением понимается принудительное препровождение физического лица, а в случаях, предусмотренных пунктами 3, 8 и 10.1 настоящей части, судна и других орудий совершения административного правонарушения в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным.
В соответствии с частью 3 настоящей статьи о доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу по его просьбе.
В соответствии с частью 1 статьи 27.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным задержанием признается кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.
В силу части 1 статьи 27.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.
Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе (часть 2 статьи).
Согласно пункту 5 Приказа МВД ФИО1 от <дата> N 755 "О некоторых вопросах обращения со служебной информацией ограниченного распространения в системе МВД ФИО1", служебная информация ограниченного распространения не подлежит разглашению (распространению) без письменного разрешения уполномоченного должностного лица, которым были введены ограничения доступа к данной информации, либо вышестоящего руководителя.
По смыслу приведенных норм протокол о доставлении и протокол об административном правонарушении нельзя отнести к служебной информации ограниченного распространения, а защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, имеет право получить копии протоколов о доставлении и административном задержании, знакомиться с указанными документами.
В развитие закрепленной в статье 46 Конституции РФ гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина часть 1 статьи 4 КАС РФ устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Судебный способ защиты своих прав и интересов является исключительным способом и применяется в случае, если другие способы не приведут к более быстрому и эффективному восстановлению нарушенных либо оспариваемых прав и интересов. Под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав. Таким образом, избранный способ защиты в случае удовлетворения требований заявителя должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав. Именно по этой причине принцип судебной защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, предполагает, что суд, удовлетворяя требования заявителя, обеспечивает реальную защиту либо восстановление нарушенного (оспоренного) права.
При этом, решение о признании действия (бездействия) незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение о возложении обязанности на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
Таким образом, заявление об оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод заявителя и с непременным указанием на способ восстановления такого права.
Как следует из пояснения ФИО1 ответчика в судебном заседании и подтверждается письмом Врио начальника ФИО1 по <адрес> на имя ФИО6 от <дата> выдать копии протокола о доставлении и протокола об административном правонарушении не представляется возможным по причине их отсутствия в материалах дела об административном правонарушении.
Принимая во внимание приведенные положения закона, установленные по делу обстоятельства, в том числе, что в настоящий момент испрашиваемые ФИО1 административного истца документы отсутствуют, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца о признании незаконным решения.
Вопреки доводам ФИО1 административных ответчиков о наличии оснований для прекращения производства по настоящему делу суд указывает на следующее.
В силу пункта 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 настоящего Кодекса;
Согласно пункту 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.
Как разъяснено в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", действия (бездействие) должностных лиц, связанные с применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (например, связанные с задержанием транспортного средства или его возвратом после устранения причины задержания), которые не могут оказать влияние на вывод о виновности либо невиновности лица, в отношении которого ведется производство по делу, но повлекшие нарушение прав и свобод участников производства по делу, могут быть обжалованы ими в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
По смыслу указанных разъяснений одним из оснований для рассмотрения жалоб на действия должностных лиц в рамках административного судопроизводства является отсутствие возможности при рассмотрении жалобы оказать влияние на вывод о виновности либо невиновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Суд полагает, что рассмотрение дела по жалобе на действия должностных лиц по невручению копий протокола о доставлении и протокола об административном правонарушении не может каким-либо образом повлиять на вывод о виновности либо невиновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Более того обжалуемый ответ от <дата> <номер> об отказе в выдаче документов вынесен должностным лицом, не рассматривающим дело об административном правонарушении в отношении Шодмоновой Г.Э.
Руководствуясь статьей 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Шодмоновой Гузаль Эшмуродовны к ОМВД России по <адрес>, УМВД ФИО1 по <адрес> о признании незаконным решения, возложении обязанности, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение одного месяца с даты изготовления мотивированного решения путем подачи жалобы через Артемовский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено <дата>.
Судья |
Гладских Д.Ю. |