Председательствующий – Шнайдер О.А. дело № 33-158
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 февраля 2018 года г. Горно-Алтайск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи – Сарбашева В.Б.,
судей – Имансакиповой А.О., Красиковой О.Е.,
при секретаре – Слабодчиковой А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Карпова А, Карповой Е – Кукасовой Н, Карпова А в своих интересах и интересах несовершеннолетних М, С на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 07 декабря 2017 года, которым
отказано в удовлетворении исковых требований Карпова А, Карповой Е, действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних М, С к Министерству внутренних дел по Республике Алтай о восстановлении права на обеспечение жилым помещением в порядке и по нормам действующего законодательства в г. Горно-Алтайске Республики Алтай по договору социального найма до получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения, признании незаконными действий Министерства внутренних дел по Республике Алтай по выселению из занимаемого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>; взыскании с Министерства внутренних дел по Республике Алтай компенсации морального вреда, причиненного в результате незаконных действий, в размере 200000 рублей 00 копеек.
Заслушав доклад судьи Красиковой О.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Карпов А.И., Карпова Е.Г., действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних М, С обратились в суд с исковым заявлением к МВД по Республике Алтай о восстановлении права на обеспечение жилым помещением в порядке и по нормам действующего законодательства в г. Горно-Алтайске Республики Алтай по договору социального найма до получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения, признании незаконными действий МВД по Республике Алтай по выселению из занимаемого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>; взыскании с МВД по Республике Алтай компенсации морального вреда, причиненного в результате незаконных действий. Требования мотивированы тем, что 12 февраля 2016 года между МВД по Республике Алтай и Карповым А.И. был заключен договор найма жилого помещения, согласно которому Карпов А.И. и члены его семьи проживали в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. С 10 июня 2016 года Карпов А.И. был уволен со службы в органах внутренних дел по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. 13 октября 2016 года Карпов А.И. и члены его семьи выселились из служебного жилого помещения, в связи с подачей МВД по Республике Алтай искового заявления в суд о выселении из служебного жилого помещения. Карпов А.И., имеющий к моменту увольнения выслугу лет в правоохранительных органах более 10 лет, не имеющий иного жилого помещения в собственности, в пользовании, не мог быть выселен из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения. Право на обеспечение жилым помещением сотрудника внутренних дел и членов его семьи закреплено в Федеральном законе от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ». Карпов А.И. не имеет в собственности жилых помещений и в настоящее время вынужден снимать жилье. Данные обстоятельства сохраняют за Карповым А.И. право на обеспечение жилым помещением. Кроме этого, Карпов А.И. и члены его семьи стоят на учете на получение единовременной выплаты. Очередь Карпова А.И. по состоянию на 23 марта 2017 года № 53. Кроме того, незаконными действиями со стороны МВД России по Республике Алтай Карпову А.И. причинен моральный вред, выразившийся в переживаниях, страданиях по поводу лишения жилого помещения, а также поиском нового жилья. Причиненный моральный вред Карпов А.И. оценивает в 200000 рублей.
Суд вынес вышеизложенное решение, об отмене которого просят в апелляционной жалобе представитель Карпова А, Карповой Е – Кукасова Н, Карпов А в своих интересах и интересах несовершеннолетних М, С, считают решение суда необоснованным, поскольку судом допущены существенные нарушения норм материального права. Подача искового заявления МВД по Республике Алтай к Карпову А.И. о выселении из служебного жилого помещения, явилось неправомерным действием и нарушило право Карпова А.И. на обеспечение жилым помещением как сотрудника внутренних дел. МВД по Республике Алтай не имело права выселить истцов из квартиры без предоставления другого жилого помещения. В решении суда сделан вывод о том, что служебное помещение может быть предоставлено только сотруднику органов внутренних дел, при этом действующим законодательством не предусмотрен порядок восстановления права бывшего сотрудника органов внутренних дел на обеспечение жилым помещением по договору найма жилого помещения. Данный вывод суда истцы считают не отвечающим положениям Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247, поскольку Карпов А.И. относится к категории сотрудников органов внутренних дел, уволенных со службы, при этом имеющих стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет.
Изучив материалы дела, заслушав представителя истцов Кукасову Н.В., поддержавшую доводы жалобы, представителя ответчика МВД по Республике Алтай Красикову Т.В., возражавшую против доводов апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу судебного решения.
Судом первой инстанции в ходе судебного разбирательства установлено, что 12 февраля 2016 года между МВД по Республике Алтай и Карповым А.И. заключен договор найма служебного жилого помещения №, расположенного по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение принадлежит наймодателю на праве оперативного управления.
Согласно п. 5 договора найма служебного жилого помещения № от 12 февраля 2016 года договор заключается на время прохождения службы в органах внутренних дел, но не более, чем на 2 года. Пунктом 18 данного договора предусмотрено, что договор прекращается, в связи с окончанием срока службы.
Приказом МВД по Республике Алтай от <дата> № л/с Карпов А.И. с 10 июня 2016 года уволен со службы в органах внутренних дел по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
Также судом установлено, что истцы и их несовершеннолетние дети освободили служебное жилое помещение добровольно, передали ключи от квартиры наймодателю, МВД по Республике Алтай каких-либо действий по принудительному выселению не принимал.
Служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с ч. 3 ст. 104 Жилищного кодекса РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности.
Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Сотруднику, не имеющему жилого помещения в населенном пункте по месту службы, и совместно проживающим с ним членам его семьи может предоставляться служебное жилое помещение (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»).
Согласно ч. 1 ст. 103 Жилищного кодекса РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 и ч. 2 указанной статьи Жилищного кодекса РФ.
В силу п. 27, п. 28 Типового положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2002 года № 897, сотрудник (военнослужащий), проживающий в служебном жилом помещении и прекративший службу (военную службу), подлежит выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма. Без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.
Исходя анализа вышеприведенных норм, Карпов А.И., имеющий выслугу в органах внутренних дел более 10 лет, и члены его семьи, не могут быть выселены из занимаемого служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Однако, Карпов А.И. и члены его семьи, в добровольном порядке освободили занимаемое служебное жилое помещение, передали ключи от квартиры наймодателю, тем самым, воспользовавшись правом, предусмотренным ч. 2 ст. 101 Жилищного кодекса РФ, согласно которой наниматель специализированного жилого помещения в любое время может расторгнуть договор найма специализированного жилого помещения.
При таких обстоятельствах, обязанности у ответчика МВД по Республике Алтай предоставить другое жилое помещение Карпову А.И. и членам его семьи, не имеется.
Служебные жилые помещения могут быть предоставлены сотрудникам на период прохождения службы, но поскольку Карпов А.И. уволен из органов внутренних дел, то таким правом он не обладает.
Наличие такого критерия, как выслуга более 10 лет, дает гарантию уволенному сотруднику органов внутренних дел, что за ним может быть сохранено право пользования служебным жилым помещением до предоставления ему другого жилого помещения.
Что касается предоставления жилого помещения по договору социального найма, то данный вопрос регулируется положениями ст. 6 Федеральный закон от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которая не подлежит применению при разрешении рассматриваемого спора.
Проанализировав вышеуказанные нормы закона и установленные фактические обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что истцы не были лишены права на обеспечение жилым помещением до получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения, в связи с чем, данное право не может быть восстановлено.
Разрешая требования о признании незаконными действия МВД по Республике Алтай по выселению истцов из занимаемого служебного помещения, суд первой инстанции также пришел к правильному выводу, что действия по обращению ответчика в суд с исковым заявлением о выселении Карпова А.И. и членов его семьи, не могут быть признаны незаконными, поскольку обращение в суд является законным способом защиты своих прав.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит, что выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка обстоятельствам и доказательствам по делу дана в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения в апелляционном порядке, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 07 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Карпова А, Карповой Е – Кукасовой Н, Карпова А в своих интересах и интересах несовершеннолетних М, С – без удовлетворения.
Председательствующий судья В.Б. Сарбашев
Судьи А.О. Имансакипова
О.Е. Красикова