Решение по делу № 2-2373/2024 от 25.03.2024

УИД: 59RS0004-01-2024-002317-28

Дело № 2-2373/2024                                            

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 июля 2024 года      город Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Чикулаевой И.Б.,

при секретаре судебного заседания Ветелиной О.О.,

с участием старшего помощника прокурора Свердловского района г. Перми Габдрахмановой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску КВГ к администрации города Перми о взыскании возмещения за аварийное жилое помещение, судебных расходов,

установил:

КВГ обратилась с иском к администрации города Перми, в котором просит возложить обязанность принять решение об изъятии у нее аварийного жилого помещения - комнаты, общей площадью 18,1 кв.м, по адресу: <Адрес> (на поэтажном плане 29); взыскать выкупную цену за жилое помещение – комнату, общей площадью 18,1 кв.м, по адресу: <Адрес> (на поэтажном плане 29) в размере 1 522 933 руб.; взыскать расходы по оплате государственной пошлины – 300 руб., по оплате услуг за составление отчета об оценке – 15 000 руб. В обоснование требований указано, что истец на основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ и оглашения о разделе комнат в натуре от ДД.ММ.ГГГГ является собственником комнаты в доме коридорного типа, общей площадью 18,1 кв.м, по адресу: <Адрес> (на поэтажном плане 29). В спорном жилом помещении истец зарегистрирована одна. Многоквартирный дом трёхэтажный кирпичный с деревянными перекрытиями 1954 года постройки. Согласно акту межведомственной комиссии и заключения по обследованию дома от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. ДД.ММ.ГГГГ распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации <Адрес> принято решение о сносе многоквартирного дома, также определен срок сноса до ДД.ММ.ГГГГ. Дом находится в ужасном состоянии, грозит обвалом, дважды подвергался пожару. ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о введении в доме режима чрезвычайной ситуации, доступ к многоквартирному дому ограничен из-за ухудшения технического состояния несущих конструкций дома, в том числе в связи с износом более 80% системы теплоснабжения, которая восстановлению не подлежит. Все жильцы выселены в маневренный фонд, либо к родственникам, либо в арендованное жилое помещение. Многоквартирный дом непригоден к дальнейшей эксплуатации, почти разрушен. Несущая способность основных конструкций здания, их устойчивость и жесткость не обеспечены, имеется вероятность обрушения перекрытий неконтролируемого во времени, имеется значительная угроза жизни людей. Ответчик выкупную стоимость добровольно не выплачивает, другое жилое помещение взамен аварийного не предоставляет. Какие-либо противоаварийные меры ответчиком не предпринимаются, многоквартирный дом восстановлению не подлежит, в действующие адресные программы по расселению граждан г. Перми из аварийного жилищного фонда не включен, ответчик на протяжении длительного времени бездействует. Согласно отчету об оценке выкупная стоимость жилого помещения составляет 1 522 933 руб.

Истец в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, в котором на исковых требованиях настаивала.

Представитель ответчика в суд не явилась, направила отзыв, из которого усматривается, что администрация г. Перми с исковыми требованиями не согласна, придерживается ранее направленных пояснений. Также указано, что дата первой приватизации жилого помещения совершена ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжений об изъятии жилых помещений, земельного участка не издавались. Многоквартирный дом не включен в действующие адресные программы по переселению граждан г. Перми из аварийного жилищного фонда. Из ранее направленного письменного отзыва следует, что срок, установленный для отселения граждан, не истек. Истец имеет право обратиться с заявлением о предоставление жилого помещения маневренного фонда (л.д. 100-101).

Представитель управления жилищных отношений администрации г. Перми в суд не явилась, направила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, в котором с исковыми требованиями не согласилась, поддержала правовую позицию администрацию г. Перми.

Прокурор полагала исковые требования подлежащими удовлетворению.

Изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.

Согласно положениям статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).

Защита жилищных прав собственников жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, признанном в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в порядке, установленном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 указанной статьи.

В силу части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.

Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

На основании части 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения.

Порядок признания жилого помещения непригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».

В силу пункта 7 названного Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в Положении требованиям.

В пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом положения части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.

В судебном заседании установлено, что КВГ (л.д. 12) на основании договора безвозмездной передачи комнат в долевую собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13), соглашения о выделении долей в натуре от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14) на праве собственности принадлежит жилое помещение – комната, общей площадью 18,1 кв.м, жилой площадью 10,9 кв.м, расположенная по адресу: <Адрес>, ком. 79 (л.д. 15-22, 74-76).

КВГ с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по месту жительства по адресу: <Адрес>, ком. 79 (л.д. 12, 77).

КВГ помимо спорного жилого помещения на праве общей совместной собственности принадлежит жилое помещение, общей площадью 43,7 кв.м, по адресу: <Адрес>.

В 2020 году ООО «Бюро технической инвентаризации и кадастровых работ» вынесено заключение по результатам технического обследования многоквартирного <Адрес>, согласно выводам которого фундамент, наружные и внутренние стены, перекрытия, кровля находятся в ограниченно-работоспособном состоянии, перегородки, крыша, окна, двери, полы, крыльца, лестницы, козырьки, отмостка, балконы, сеть теплоснабжения, сеть холодного водоснабжения, сеть горячего водоснабжения, сеть водоотведения, сеть электроснабжения находятся в неудовлетворительном состоянии. По результатам обследования сделаны выводы о том, что физический износ здания в целом составляет 48%. В целом техническое состояние здания оценено как ограниченно-работоспособное, при котором дальнейшая эксплуатация конструкций многоквартирного дома допускается при проведении работ по капитальному ремонту (л.д. 104-119).

ДД.ММ.ГГГГ заключением межведомственной комиссии выявлены основания для признания <Адрес> в <Адрес> аварийным и подлежащим сносу (л.д. 121).

ДД.ММ.ГГГГ распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации <Адрес>, в том числе многоквартирный <Адрес> в <Адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Собственникам жилых помещений предписано освободить занимаемые жилые помещения и снести аварийные дома в течение одного месяца с даты получения уведомления. Отделу расселения жилищного фонда установлен срок для принятия мер по отселению граждан, проживающих в доме в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 120).

Постановлением администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ с 09:00 ДД.ММ.ГГГГ до особого распоряжения на территории <Адрес> введен режим функционирования «Чрезвычайная ситуация» для органов управления и районного звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций <Адрес>, уровень реагирования – местный. Установлены границы зоны чрезвычайной ситуации на земельном участке придомовой территории жилого аварийного многоквартирного жилого дома по адресу: <Адрес>. На главу администрации <Адрес> возложена обязанность организовать первоочередное жизнеобеспечение людей, эвакуированных из многоквартирного дома, в пунктах временного размещения населения; организовать работу с людьми, эвакуированными из аварийного дома по оперативному информированию о ситуации и принятии мер по ликвидации чрезвычайной ситуации, размещение жителей аварийного многоквартирного дома в пунктах временного размещения; принять дополнительные меры по ограничению доступа неопределённого круга лиц в аварийный многоквартирный дом (л.д. 11).

Из пояснительной записки к проекту постановления администрации г. Перми «О введении режима чрезвычайной ситуации» следует, что Проект подготовлен в связи с изменившейся обстановкой, связанной с ухудшением технического состояния несущих конструкций здания и аварией на коммуникациях жизнеобеспечения жилого аварийного многоквартирного дома, нарушением условий жизнедеятельности 50 человек и более на 1 сутки. Проект не является нормативным правовым актом, документом стратегического планирования, не устанавливает новые и не изменяет предусмотренные ранее обязанности (л.д. 10).

Согласно письму администрации Свердловского района от ДД.ММ.ГГГГ, управление многоквартирным домом осуществляет ООО «УК «Престижный дом». В настоящее время дом полностью расселен, в связи с чем коммунальные услуги не потребляются жителями. Комиссия по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности проведена ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 92).

Из протокола внепланового заседания комиссии по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ следует, что заседание комиссии проведено в связи с изменившейся обстановкой, связанной с ухудшением технического состояния несущих конструкций здания и аварией на коммуникациях жизнеобеспечения жилого аварийного многоквартирного дома, нарушением условий жизнедеятельности 50 человек и более на 1 сутки. По итогам принято решение ситуацию, связанную с ухудшением технического состояния несущих конструкций здания (критическое состояние междуэтажных деревянных перекрытий, в местах общего пользования отслоение штукатурного слоя, прогиб юлок перекрытия, превышающее нормативное техническое состояние, насыщение водой утеплителя, чердачного перекрытия, наблюдаются многочисленные протечки, вследствие обильных осадков во время проливных дождей и снеготаяния возможно увеличение нагрузки и внезапное обрушение чердачного перекрытия) и аварией на коммуникациях жизнеобеспечения жилого аварийного многоквартирного дома (система теплоснабжения восстановлению не подлежит в связи с ее износом более 80%), нарушением условий жизнедеятельности 50 человек и более на 1 сутки, признана чрезвычайной (л.д. 93-96).

Согласно копии технического паспорта на домовладение, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <Адрес>, 1954 года постройки. Сведения о проведении капитального ремонта отсутствуют (л.д. 79 оборот - 91).

Согласно справке ГБУ ПК «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведения о проведении капитального ремонта многоквартирного <Адрес> в <Адрес> отсутствуют (л.д. 79).

Многоквартирный дом включен региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2025-2030 годы, утвержденную постановлением правительства Пермского края от 08.05.2024 № 260-п.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что в 2021 году дом признан аварийным и подлежащим сносу, в 2023 году в отношении многоквартирного дома введен режим чрезвычайной ситуации, дом фактически полностью расселен, однако дальнейшие действия органами местного самоуправления по проведению процедуры, предусмотренной частью 10 либо частью 11 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, не предпринимаются.

Возражения представителя ответчика о том, что на момент рассмотрения дела не соблюдена процедура изъятия жилого помещения, суд находит несостоятельными, поскольку обязанность совершения действий, направленных на изъятие аварийного жилого помещения лежит на ответчике. На момент рассмотрения дела проживание в доме угрожает жизни и здоровью в связи с чем дом полностью расселен, однако соглашение об изъятии жилого помещения с собственниками не заключено.

Срок отселения граждан, предусмотренный распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми по расселению аварийного жилищного фонда, по мнению суда во внимание принимать не следует в связи с фактическим расселением дома.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что в нарушение статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации с момента признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, расселения многоквартирного дома, орган местного самоуправления на протяжении длительного времени не принимает решение об изъятии земельного участка, на котором расположен дом, и жилых помещений, принадлежащих собственникам, нарушая тем самым права собственников жилых помещений указанного многоквартирного дома, которые не могут использовать принадлежащее им жилое помещение по назначению.

Право граждан на благоприятные и безопасные условия проживания гарантировано Конституцией Российской Федерации, жилищным законодательством и законодательством Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Реализация данного права в установленных законом случаях должна быть обеспечена органами, исполняющими в соответствующей сфере полномочия и функции публичных органов и органов власти, и не может быть поставлена в зависимость от наличия установленного ответчиком срока расселения аварийного дома без какого-либо объективного обоснования к этому.

Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд предусмотрены статьей 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации.

Из пункта 4 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации усматривается, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, обоснованное решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 указанного Кодекса, которые принимаются, в том числе по их собственной инициативе.

В случае признания дома аварийным и подлежащим сносу и неосуществления собственниками в установленный органом местного самоуправления срок работ по сносу либо реконструкции жилого дома, земельный участок и расположенные на нем жилые помещения в составе многоквартирного дома подлежат изъятию на основании соответствующего решения органа местного самоуправления. При этом непринятие длительное время такого решения свидетельствует о ненадлежащем исполнении возложенных на орган местного самоуправления полномочий и нарушении жилищных прав граждан.

По истечении установленного срока сноса аварийного дома, у органа местного самоуправления возникает обязанность начать процедуру изъятия земельного участка и расположенных на нем жилых помещений, для чего требовалось принять соответствующее решение, на основании которого в силу подпунктов 1 - 4 пункта 10 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии должен осуществить размещение решения об изъятии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; обеспечить опубликование решения об изъятии (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки, подлежащие изъятию, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию; направить копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре недвижимости; направить копию решения об изъятии в орган регистрации прав.

Согласно пункту 1 статьи 56.7 Земельного кодекса Российской Федерации в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, в том числе, выступают заказчиком работ по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, а также по оценке недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества; осуществляют переговоры с правообладателем изымаемой недвижимости относительно условий ее изъятия; осуществляют совместно с уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, подготовку соглашения об изъятии недвижимости в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии; направляют проект соглашения об изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания.

Таким образом, законом прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд направлять проект соглашения об изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания.

Принимая во внимание, что решение об изъятии земельного участка ответчиком не принято, многоквартирный дом включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2025-2030 годы, утвержденную постановлением правительства Пермского края от 08.05.2024 № 260-п, фактически многоквартирный дом расселен ДД.ММ.ГГГГ, с этого же времени в отношении многоквартирного дома введен режим чрезвычайной ситуации, суд приходит к выводу, что со стороны ответчика усматривается бездействие по выполнению процедуры, предусмотренной положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, имеются основания для возложения на ответчика обязанности принять решение об изъятии у КВГ аварийного жилого помещения - комнаты, общей площадью 18,1 кв.м, по адресу: <Адрес> (на поэтажном плане 29).

Выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, рыночную стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночную стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Как разъяснено в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ), выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.

В связи с изъятием жилого помещения, собственнику подлежит выплата возмещения на основании пункта 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования о взыскании возмещения за жилое помещение – комнату, общей площадью 18,1 кв.м, по адресу: <Адрес>, ком. 79 (на поэтажном плане 29), с учетом убытков, возникающих у собственников при изъятии жилого помещения, компенсации за непроизведенный капитальный ремонт, подлежат удовлетворению.

При разрешении вопроса о размере возмещения суд исходит из следующего.

В подтверждение размера возмещения истцом представлен отчет от ДД.ММ.ГГГГ, выполненный ООО «Региональная оценочная компания» согласно, которому рыночная стоимость комнаты, общей площадью 18,1 кв.м, по адресу: <Адрес>, ком. 79 составляет 1 239 407 руб., убытки, причиненные собственнику жилого помещения при его изъятии – 83 900 руб., компенсация за непроизведенный капитальный ремонт – 199 627 руб. (л.д. 27-60).

Из отчета ООО «Региональная оценочная компания» от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом приложения следует, что жилой дом по адресу: <Адрес>, 1954 года постройки, относится ко II группе, общим сроком службы 125 лет. В домах данного типа следует проводить капитальный ремонт 1 раз за 30 лет эксплуатации. На момент начала приватизации капитальный ремонт должен был быть проведён 1 раз в 1989 году. В техническом паспорте сведения о проведении капитального ремонт многоквартирного дома отсутствуют, определён физический износ – 51%, что свидетельствует о том, что капитальный ремонт не был проведен.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, сведения об отсутствии капитального ремонта в отношении многоквартирного дома, необходимость проведения капитального ремонта в 1989 году, суд приходит к выводу, что имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается факт необходимости проведения капитального ремонта в многоквартирном доме в период его эксплуатации и отсутствие такого ремонта на дату первой приватизации жилого помещения в многоквартирном доме.

Ответчиком, доказательств отсутствия необходимости проведения капитального ремонта на дату первой приватизации в доме, не представлено.

Отсутствие капитального ремонта до первой приватизации жилого помещения в многоквартирном доме способствовало разрушению его конструкций и элементов, что в итоге и привело к признанию дома аварийным и подлежащим сносу в установленном порядке. Своевременное проведение капитального ремонта многоквартирного дома могло бы исключить необходимость его сноса, предотвратить снижение уровня его надежности, что дает собственнику право на получение дополнительной компенсации в виде стоимости непроизведенного капитального ремонта.

Ответчиком не представлено доказательств того, что на дату первой приватизации многоквартирный дом не требовал капитального ремонта и администрацией г. Перми производились действия по его проведению с целью предотвращения снижения уровня разрушения. В то время как истец, обращаясь в суд с указанным иском, мотивирует свои требования тем, что капитальный ремонт многоквартирного дома за все время эксплуатации не проводился, что подтверждается представленными суду доказательствами, ответчиком не опровергнуто.

Поскольку иных доказательств, свидетельствующих о размере возмещения за жилое помещение суду не представлено (статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), ответчиком возражения относительно размера возмещения с приложением доказательств не представлены, ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы не заявлено, суд считает возможным определить возмещение за жилое помещение, с учетом убытков, причиняемых изъятием жилого помещения, в том числе компенсации за непроизведенный капитальный ремонт, подлежащее взысканию с администрации г. Перми в пользу КВГ, с учетом положений части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в размере 1 522 933 руб.

Поскольку взыскание с ответчика в пользу истца возмещения за жилое помещение влечет прекращение права собственности истца на это жилое помещение и возникновение права собственности муниципального образования «Город Пермь» на данное жилое помещение после выплаты ответчиком истцу за это жилое помещение указанной суммы возмещения, решение суда будет являться основанием для внесения соответствующих записей в ЕГРН.

Разрешая требования истца о взыскании судебных расходов, суд приходит к следующему.

В силу статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

Истцом понесены расходы по оплате работ ООО «Региональная оценочная компания» по оценке рыночной стоимости имущества в размере 15 000 руб., что подтверждается договором услуг на оценку имущества от ДД.ММ.ГГГГ, техническим заданием на оценку имущества, актом выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ, квитанцией к приходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ, отчетом , представленными в материалы дела (л.д. 23-60).

Указанный отчет приложен истцом к исковому заявлению для подтверждения размера и обоснованности заявленных исковых требований, положен в основу решения, в связи с чем понесенные истцом расходы по оплате услуг по оценке подлежат возмещению за счет администрации г. Перми.

Также истцом при подаче искового заявления понесены расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. Факт уплаты государственной пошлины подтвержден чеком-ордером от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 4).

руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

возложить на муниципальное образование «город Пермь» в лице администрации города Перми принять решение об изъятии у КВГ аварийного жилого помещения - комнаты, общей площадью 18,1 кв.м, по адресу: <Адрес> (на поэтажном плане 29).

Взыскать с муниципального образования «город Пермь» в лице администрации города Перми (ИНН 5902290635, ОГРН 1025900532460) в пользу КВГ выкупную цену за жилое помещение – комнату, общей площадью 18,1 кв.м, по адресу: <Адрес> (на поэтажном плане 29), с учетом доли общего имущества включая земельный участок, компенсации за непроизведенный капитальный ремонт, убытков, всего в размере 1 522 933 руб.; также взыскать расходы по оплате государственной пошлины – 300 руб., по оплате услуг за составление отчета об оценке – 15 000 руб.

Решение суда после выплаты возмещения является основанием для прекращения права собственности КВГ на жилое помещение – комнату, общей площадью 18,1 кв.м, по адресу: <Адрес> (на поэтажном плане 29), и возникновения права муниципальной собственности.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

(мотивированное решение изготовлено 11.07.2024)

Председательствующий         - подпись - И.Б. Чикулаева

Копия верна

Судья И.Б. Чикулаева

2-2373/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Коротаева Валентина Геннадьевна
Прокуратура Свердловского района города Перми
Ответчики
Администрация города Перми
Суд
Ленинский районный суд г. Перми
Судья
Чикулаева И.Б.
Дело на странице суда
lenin.perm.sudrf.ru
25.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.03.2024Передача материалов судье
02.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.04.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
04.06.2024Предварительное судебное заседание
04.06.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
04.07.2024Предварительное судебное заседание
04.07.2024Судебное заседание
11.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.09.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
09.09.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
30.09.2024Судебное заседание
15.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
04.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее