УИД 21МS0049-01-2023-004159-12
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-4209/2024
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
16 июля 2024 года город Самара
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Набиев Р.А., рассмотрев жалобу Семенова Андрея Александровича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 7 Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики от 14 марта 2024 г., решение судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 23 апреля 2024 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Профстройпроект» Семенова Андрея Александровича,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 7 Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики от 25 декабря 2023 г. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Профстройпроект» (далее – ООО «Профстройпроект», общество) Семенова А.А. прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с постановлением мирового судьи, заместитель прокурора Чувашской Республики ФИО принес протест в Калининский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики.
Решением судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 13 февраля 2024 г. постановление мирового судьи судебного участка № 7 Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики от 25 декабря 2023 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № 7 Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 7 Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики от 14 марта 2024 г., оставленным без изменения решением судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 23 апреля 2024 г., директор ООО «Профстройпроект» Семенов А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 77 596 рублей 77 копеек.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Семенов А.А. выражает несогласие с постановлением мирового судьи судебного участка № 7 Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики от 14 марта 2024 г., решением судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 23 апреля 2024 г., просит их отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействие) не влекут уголовной ответственности, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 5 до 15 процентов стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до двух лет; на юридических лиц - от однократного до трехкратного размера стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее трехсот тысяч рублей.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статей 432, 766 Гражданского кодекса Российской Федерации условие о сроках выполнения работ является существенным условием государственного или муниципального контракта.
Согласно части 2 статьи 34, части 1 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьями 34, 95 названного Федерального закона.
Из материалов дела следует, что на основании результатов электронного аукциона 9 января 2023 г. между некоммерческой организацией «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» (заказчик) и ООО «Профстройпроект» (исполнитель) заключен договор № на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Чувашской Республики, в том числе многоквартирного <адрес>.
Указанный контракт был заключен в целях реализации Республиканской программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чувашской Республики, на 2014 - 2055 годы, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республике от 14 марта 2014 г. № 77.
В соответствии пунктом 2.1 договора общая стоимость выполнения работ составляет 187 482 589 рублей 96 копеек, в том числе согласно приложению № 1 к договору стоимость ремонта системы теплоснабжения <адрес> составляет 4 610 098 рубля 70 копеек.
Согласно пункта 3.2 договора сроки выполнения работ по ремонту системы теплоснабжения, замене узлов управления и регулирования потребления тепловой энергии установлены до 1 сентября 2023 г.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики во исполнение Указания прокурора Чувашской Республики от 15 апреля 2021 г. № «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства», проведен анализ исполнения жилищного законодательства при проведении капитального ремонта многоквартирного жилого дома <адрес> ООО «Профстройпроект», и установлено, что по состоянию на 20 сентября 2023 г. в многоквартирном жилом доме <адрес> работы по капитальному ремонту системы теплоснабжения в установленный договором срок до 1 сентября 2023 г. в полном объеме не выполнены.
Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц директором ООО «Профстройпроект» (ИНН №) является Семенов А.А.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения директора ООО «Профстройпроект» (ИНН №) Семенова А.А. к административной ответственности на основании части 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.
В подтверждение приведенных обстоятельств предыдущие судебные инстанции указали на собранные по делу доказательства, получившим оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Соглашаясь при заключении государственного контракта с установленными в нем условиями, подрядчик обязан был проанализировать характер предполагаемых работ, возможные риски, влекущие для него правовые последствия, а также соразмерность объема работ и сроков, отведенных для их выполнения, надлежащим образом организовывать и обеспечивать своевременное и качественное решение задач и выполнение функций, совершать другие действия, направленные на соблюдение установленного срока выполнения контракта.
По делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обязательному выяснению подлежит причиненный неисполнением обязательств по контракту вред, который по своему размеру и характеру должен быть расценен в качестве существенного. Определение размера и характера вреда осуществляется исходя из представленных доказательств, оценка которых в силу статьи 26.11 названного кодекса во всяком случае основывается на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, притом что никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2021 г. № 7-П, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2020 г. № 1123-О).
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 марта 2018 г., существенность вреда может определяться его размером, характером, а также особой для потерпевшего ценностью нарушенного блага и, как правило, выражается в материальном ущербе, нарушении нормальной работы органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений (вопрос 4).
В своем постановлении мировой судья указал, что, соглашаясь при заключении контракта с установленными в нем условиями, директор ООО «Профстройпроект» Семенов А.А. обязан был проанализировать характер предполагаемых работ, возможные риски, влекущие правовые последствия для подрядчика, а также соразмерность объема работ и сроков, отведенных для их выполнения, надлежащим образом организовать и обеспечить своевременное и качественное решение задач и выполнение функций, возложенных на подрядчика, и совершать другие действия, направленные на соблюдение установленного срока выполнения контракта, чего сделано не было. Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на выводы о доказанности вины директора общества Семенова А.А. в совершении административного правонарушения, материалы дела не содержат.
Таким образом, директор общества Семенов А.А. по мнению предыдущих судебных инстанций обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, при назначении Семенову А.А. административного наказания мировой судья указал на необходимость назначения ему административного штрафа в размере 5% стоимости неисполненных обязательств с применением положений пунктов 2.2, 2.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установив, что по состоянию на 20 сентября 2023 г. по контракту от 30 мая 2022 г. сумма неисполненных ООО «Профстройпроект» обязательств составила 3 103 807,80 рублей.
Однако директору общества Семенову А.А. вменено неисполнение ООО «Профстройпроект» обязательств по контракту от 9 января 2023 г. Кроме того, материалы дела не содержат сведений о сумме неисполненных ООО «Профстройпроект» обязательств в размере 3 103 807,80 руб. и соответствующих расчетов, подтверждающих указанную сумму денежных средств.
Эти обстоятельства судьей районного суда при рассмотрении жалобы директора ООО «Профстройпроект» Семенова А.А. на постановление мирового судьи судебного участка № 7 Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики от 14 марта 2024 г. оставлены без должного внимания, что является существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В этой связи решение судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 23 апреля 2024 г., вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ООО «Профстройпроект» Семенова А.А., подлежит отмене, а дело возвращению в Калининский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики на новое рассмотрение жалобы на постановление мирового судьи судебного участка № 7 Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики от 14 марта 2024 г.
Поскольку решение судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 23 апреля 2024 г. подлежит отмене, а дело возвращению в Калининский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики на новое рассмотрение жалобы на постановление мирового судьи судебного участка № 7 Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики от 14 марта 2024 г., жалоба, в которой заявитель ставит вопрос об отмене постановления мирового судьи судебного участка № 7 Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики от 14 марта 2024 г., не может быть рассмотрена и проверена в Шестом кассационном суде общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
решение судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 23 апреля 2024 г., вынесенное в отношении директора ООО «Профстройпроект» Семенова Андрея Александровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело возвратить в Калининский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики.
Судья Р.А. Набиев