Судья: Питукина Н.Н. Дело № 33-14371/2023
Уникальный идентификатор дела
50RS0035-01-2022-010987-19
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего Гулиной Е.М.,
судей Петруниной М.В., Деевой Е.Б.,
при помощнике судьи Гуляеве А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 апреля 2023 года апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области на решение Подольского городского суда Московской области от 18 января 2022 года по гражданскому делу № 2-872/2023 по иску ФИО к Министерству социального развития Московской области о признании отказа в постановке на учет многодетной семьи незаконным, об установлении факта постоянного проживания на территории Московской области, обязании выдать удостоверение и признании статуса многодетной семьи,
заслушав доклад судьи Петруниной М.В., объяснения истца, представителя ответчика,
УСТАНОВИЛА:
ФИО обратилась в суд с иском к Министерству социального развития Московской области о установлении факта проживания ФИО <данные изъяты> года рождения по адресу: <данные изъяты> более 5 лет, признани незаконным решения Окружного управления социального развития №16 Министерства социального развития Московской области об отказе государственной услуги «Присвоение льготного статуса многодетной семье» от 26.07.2022 № 265977, признании за ФИО право на признание статуса многодетная семья с выдачей удостоверения.
Свои требования мотивирует тем, что семья не имеет статуса многодетной семьи, поскольку на обращение к ответчику с заявлением, получили отказ, в связи с отсутствием у её сына ФИО <данные изъяты> года рождения, регистрации на территории Московской области, в то время как он постоянно проживает по адресу: <данные изъяты>.
Решением Подольского городского суда Московской области от 18 января 2023 года исковые требования ФИО удовлетворены.
Установлен факт проживания ФИО <данные изъяты> года рождения по адресу: <данные изъяты> более 5 лет.
Признано незаконным решение Окружного управления социального развития №16 Министерства социального развития Московской области об отказе государственной услуги «Присвоение льготного статуса многодетной семье» от 26.07.2022 № 265977.
Признано за ФИО право на признание статуса многодетная семья и выдаче соответствующего удостоверения.
Не согласившись с решением суда, в апелляционной жалобе ответчик Министерство социального развития Московской области просит его отменить, как незаконное и необоснованное, и принять по делу новое судебное решение.
Судебная коллегия, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав объяснения истца, представителя ответчика, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 23 "О судебном решении" от 19.12.2003, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям обжалуемое решение суда в полной мере не отвечает.
Согласно Закону Московской области от 12.01.2006 N 1/2006-03 "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" меры социальной поддержки предоставляются многодетным семьям, имеющим место жительства в Московской области на основании удостоверения многодетной матери (отца) (п. 4 ст. 21).
Действие настоящего Закона распространяется на:
граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области, за исключением части 3 статьи 16, части 2 статьи 19;
иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе беженцев, имеющих место жительства в Московской области, за исключением мер социальной поддержки, предусмотренных статьями 6, 8, 9 и 20.9 настоящего Закона, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
На основании ст. 2 Закона многодетная семья - семья, воспитывающая трех или более несовершеннолетних детей.
Постановлением Правительства МО от 12.12.2017 № 1029/45 (ред. от 31.07.2019) "Об утверждении Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи" утвержден Порядок выдачи удостоверения многодетной семьи.
В соответствии с пунктом 2 Порядка удостоверение выдается лицу, состоящему в зарегистрированном браке, либо матери (отцу), не состоящим в зарегистрированном браке, имеющим троих и более детей (родившихся и (или) усыновленных (удочеренных), пасынков и падчериц) (далее - ребенок, дети) в возрасте до 18 лет, а также достигших совершеннолетия одного или нескольких детей, при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения (далее - образовательная организация) и не достигли 23 лет.
Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу ст. 2 Закона Российской Федерации № 5242-1 от 25.06.1993 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» местом жительства признается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Под местом пребывания в силу этой же нормы права понимается – гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно.
Согласно системного толкования ГК РФ и Закона Российской Федерации № 5242-1 от 25.06.1993 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» суд приходит к выводу о том, что регистрация не входит в понятие "место жительства" и является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства.
Таким образом, отсутствие постоянно регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.
В ст. 3 Закона Российской Федерации № 5242-1 от 25.06.1993 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» содержится прямое указание, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Из нормативного правового регулирования отношений, связанных с порядком присвоения лицам статуса многодетной семьи и выдачи удостоверений многодетной семьи, а также из смысла норм Закона Российской Федерации № 5242-1 от 25.06.1993 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и положений ГК РФ в их системной взаимосвязи следует, что право лиц, имеющих троих и более детей, на присвоение статуса многодетной семьи и выдачу удостоверения многодетной семьи связано с фактом совместного проживания этих лиц с детьми на территории Московской области, который устанавливается по данным органов регистрационного учета.
Вместе с тем, заявитель имеет право предоставить иные документы, подтверждающие совместное место жительство многодетной семьи в Московской области.
Эти нормы соответствуют требования ст. 3 Закона Российской Федерации № 5242-1 от 25.06.1993 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», согласно которой регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 02.02.1998 № 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав или обязанностей и согласно ч. 2 ст, 3 Закона Российской Федерации № 5242-1 от 25.06.1993 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 06.10.2008 № 619-О-П, на основании ранее высказанных в его постановлениях позиций, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.
Судом установлено, что ФИО, зарегистрированная по адресу: <данные изъяты> является матерью ФИО <данные изъяты> года рождения, ФИО 12.10.20019 года рождения, ФИО <данные изъяты> года рождения.
Согласно представленного паспорта, ФИО зарегистрирован по адресу: <данные изъяты>.
Решением Окружного управления социального развития №16 от 26.07.2022 № 265977 ФИО отказано в предоставлении государственной услуги «Присвоение льготного статуса многодетной семье», основанием для отказа в предоставлении истцу вышеуказанной меры социальной поддержки послужило то, что заявитель не соответствует категории лиц, имеющих право на получение государственной услуги, в связи с тем, что несовершеннолетий ФИО не имеет регистрации по месту жительства на территории Московской области.
Согласно договора № 5418050023 от 22 марта 2012 года найма жилого помещения в бездотационном доме жилищного фонда г. Москвы, квартира по адресу: <данные изъяты> предоставлена ФИО
Согласно дополнительного соглашения к договору № 5418050023 от 22 марта 2012 года № 5418050023-1 от 22.03.2012 года в качестве проживающего по адресу: <данные изъяты> указан сын – ФИО <данные изъяты> года рождения.
Справкой МОУ «СОШ №31» подтверждается, что ФИО обучается в 11а классе в 2022-2023 г.г. МОУ СОШ №31 с 31.08.2012.
ФИО прикреплен к ГБУЗ МО «Подольская ДГБ» по адресу места жительства: <данные изъяты>.
При рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции бесспорно установлено, что семья ФИО, включая истца, ее супруга и детей, постоянно проживает по адресу: <данные изъяты>.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции в части обязания выдать ФИО удостоверение многодетной семьи, законным и обоснованным, поскольку судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применен материальный закон, регулирующий правоотношения сторон, выводы суда подтверждены доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Вместе с тем, решение суда подлежит отмене в части установления юридического факта фактического проживания ФИО на территории Московской области, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Согласно ст. ст. 264, 265 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан в случае невозможности получения в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
В соответствии с ч. 3 ст. 263 ГПК РФ, в случае, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.
Судебная коллегия считает, что по данному делу требования об установлении факта постоянного проживания ФИО являются не предметом спора, а являются основанием для определения фактического места жительства с целью определения права на выдачу удостоверения многодетной семьи, и, соответственно, не требуют разрешения в порядке установления факта, имеющего юридическое значение.
С учетом изложенного, в соответствии с ч. 3 ст. 263 ГПК РФ решение суда подлежит отмене в части удовлетворения исковых требований ФИО об установления юридического факта фактического проживания ФИО с оставлением без рассмотрения требований в данной части.
Также судебная коллегия не может согласиться с выводами суда в части признания незаконным решения Министерства социального развития Московской области №16 от 26.07.2022 № 265977 об отказе в предоставлении государственной услуги «Присвоение льготного статуса многодетной семье», поскольку у ответчика на дату принятия решения не имелось правовых оснований для вывода о постоянном проживании несовершеннолетнего ФИО по месту жительства в Московской области в отсутствие сведений о регистрации по месту жительства, при этом Министерство социального развития Московской области не является органом, наделенным полномочиями по установлению фактического места жительства заявителя и членов его семьи по адресу, отличному от адреса регистрации по месту жительства.
При таких обстоятельствах оснований для признания незаконным решения Окружного управления социального развития №16 от 26.07.2022 № 265977 об отказе в предоставлении государственной услуги «Присвоение льготного статуса многодетной семье» у суда не имелось, в связи с чем решение суда в указанной части подлежит отмене.
В остальной части решение суда является правильным, а доводы апелляционной жалобы в этой части - основанными на неверном толковании приведенных выше норм материального права.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Подольского городского суда Московской области от 18 января 2023 года в части удовлетворения требований о признании решения незаконным, об установления факта постоянного проживания ФИО на территории Московской области отменить.
В отмененной части принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований ФИО к Министерству социального развития Московской области о признании решения незаконным отказать.
Требования ФИО к Министерству социального развития Московской области об установлении факта проживания на территории Московской области ФИО оставить без рассмотрения.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области удовлетворить частично.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено <данные изъяты>