Решение по делу № 2а-3565/2020 от 13.08.2020

Дело № 2а-3565/2020

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

17.08.2020 года      г. Шахты    

Шахтинский городской суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Кинзбурской Т.Л.,

помощника Калашник Д.В.

с участием прокурора Кулинич Н.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Чередниченко В.В. к Территориальной избирательной комиссии города Шахты, заинтересованному лицу - Ливенцеву А.Г. об оспаривании решения о регистрации кандидата в депутаты городской Думы города Шахты,

УСТАНОВИЛ:

Чередниченко В.В. обратился в суд с административным иском, ссылаясь на то, что решением городской Думы города Шахты от 23 июня 2020 года № 692 на 13 сентября 2020 года назначены выборы депутатов городской Думы города Шахты седьмого созыва.

Постановлением Территориальной избирательной комиссии города Шахты (далее - ТИК г. Шахты) от 6 августа 2020 года № 247-1 он зарегистрирован кандидатом в депутаты городской Думы города Шахты седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 15. Другим кандидатом, зарегистрированным по этому же избирательному округу Постановлением Территориальной избирательной комиссии города Шахты от 5 августа 2020 года № 246-2 является Ливенцев А.Г..

Считает, что Постановление ТИК г. Шахты от 5 августа 2020 года № 246-2 принято с нарушением положений Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ) и Областного закона от 12 мая 2016 № 525-ЗС «О выборах и референдумах в Ростовской области» (далее - Областной закон № 525-ЗС), при наличии основания для отказа кандидату Ливенцеву А.Г. в регистрации и подлежит отмене.

16 июля 2020 года Ливенцев А.Г. представил в ТИК г. Шахты документы, необходимые для уведомления о выдвижении в качестве кандидата в депутаты городской Думы города Шахты седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 15 в порядке самовыдвижения.

В заявлении о согласии баллотироваться в качестве кандидата по соответствующему избирательному округу он указал сведения об основном месте работы и занимаемой должности: «Общество с ограниченной ответственностью «Сиала», исполнительный директор». В подтверждении этих сведений кандидат Ливенцев А.Г. представил копию трудовой книжки, из которой следует, что указанную должность он занимает с 23 июня 2020 года.

27 июля 2020 года Территориальная избирательная комиссия города Шахты приняла у Ливенцева А.Г. документы, необходимые для его регистрации в качестве кандидата:

-    «Информацию об отсутствии изменений в сведениях о кандидате, указанных в заявлении о согласии баллотироваться» - на 1 листе в 1 экземпляре;

-    Подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата

-    37 листов, заявленное количество подписей - 37;

- Протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе на 1 листе в 1 экземпляре;

- Первый финансовый отчет кандидата на 6 листах в 1 экземпляре.

После окончания приема документов у кандидата Ливенцева А.Г. 27 июля 2020 года Рабочая группа по проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей при проведении выборов депутатов городской Думы города Шахты седьмого созыва (далее - Рабочая группа) в соответствии с пунктом 3 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, частью 4 статьи 32 Областного закона № 525-ЗС провела случайную выборку собранных в поддержку выдвижения кандидата подписей избирателей для проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей.

Для проверки были отобраны 17 подписей избирателей.

Согласно Итоговому протоколу проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата по результатам проведенной проверки недействительными были признаны: 2 подписи на основании подпункта «г» пункта 6.4 статьи 38; 1 подпись - на основании подпункта «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ. Таким образом, по результатам проверки Рабочей группы достоверными было признаны 14 подписей из 17 отобранных для проверки.

На основании выводов Рабочей группы Территориальная избирательная комиссия города Шахты посчитала общее количество достоверных подписей избирателей достаточным для регистрации кандидата. Однако полагает, что все 17 подписей избирателей в поддержку выдвижения Ливенцева А.Г. кандидатом должны были быть признаны недействительными, а также имелись основания для отказа в регистрации, установленные пп. «в» и «в2» п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ по следующим основаниям.

В подписных листах Ливенцев А.Г. указал место работы: «Общество с ограниченной ответственностью «Прогресс», директором». Хотя в качестве основного места работы и занимаемой должности в заявлении о согласии баллотироваться кандидат Ливенцев А.Г. указал «Общество с ограниченной ответственностью «Сиала», исполнительный директор» и представил подтверждающие это документы. Какие-либо изменения в заявление о согласии баллотироваться, в сведения, указанные в этом заявлении, не вносились. Копий документов, подтверждающих изменение основного места работы в избирательную комиссию, не представлялось.

Документом с названием «Информация об отсутствии изменений в сведениях о кандидате, указанных в заявлении о согласии баллотироваться» от 24 июля 2020 года, представленным в ТИК г. Шахты 27 июля 2020 года вместе с документами на регистрацию, кандидат Ливенцев А.Г. проинформировал избирательную комиссию об отсутствии изменений в сведениях о нем, указанных в заявлении о согласии баллотироваться, то есть фактически подтвердил, что в период между представлением документов на выдвижение и регистрацию место работы не менял. На официальном сайте ТИК г. Шахты и на сайте Центральной избирательной комиссии Российской Федерации информирующих избирателей о кандидатах, также содержится информация о том, что Ливенцев А.Г. работает в Обществе с ограниченной ответственностью «Сиала», исполнительным директором. То есть сведения о кандидате в подписном листе в части указания его основного места работы и занимаемой должности не соответствуют его заявлению о согласии баллотироваться и копиям представленных документов. В распоряжении ТИК г. Шахты на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата Ливенцева В.Г. отсутствовали сведения, предусмотренные п. 2 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ – актуальные и достоверные сведения об основном месте работы и занимаемой должности, а также документы, подтверждающие эти сведения.

Кроме того, в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не в полном объеме указана информация об адресе места жительства, а именно не приведено наименование субъекта Российской Федерации. Соответственно, не указание при написании адреса места жительства субъекта Российской Федерации является нарушением, правовым последствием которого является признание всех подписей избирателей в подписных листах недействительными.

Кроме того, имелись основания для признания ряда подписей избирателей, содержащихся в подписных листах в поддержку самовыдвижения Ливенцева А.Г. недействительными: 1) Лист № 5 подпись в строке 1: подпись избирателя внесена в подписной лист позднее даты заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей и кандидатом, что является основанием для признания данной подписи недействительной в силу подпункта «н» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ; 2) Лист № 8 подпись в строке 1: в графе «Подписной лист удостоверяю» сведения об адресе места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей не соответствуют действительности - вместо «<адрес>» явно указано «<адрес>», что является основанием для признания данной подписи недействительной в силу подпункта «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ; 3) Лист № 14 подпись в строке 1: в сведениях об адресе места жительства избирателя, имеются неоговоренные исправления - цифра «3» явно исправлена на букву «Д»,     что    является    основанием     для признания данной подписи недействительной в силу подпункта «ж» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, имеются неоговоренные исправления - в серии паспорта цифра «0» явно исправлена на цифру «6», что является основанием для признания данной подписи недействительной в силу подпункта «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ; 4) Лист № 16 подпись в строке 1: в дате заверения подписного листа кандидатом, имеются неоговоренные исправления - цифра «О» явно исправлена на цифру «6»,    что    является основанием    для    признания данной    подписи недействительной в силу подпункта «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ; 5) Лист № 22 подпись в строке 1: в сведениях об адресе места жительства избирателя, имеются неоговоренные исправления - цифра «7» явно исправлена на цифру «4» далее указано «д. 4, кв. 3», что является основанием для признания данной подписи недействительной в силу подпункта «ж» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ; 6) Лист № 24 подпись в строке 1: в графе «Подписной лист удостоверяю» сведения об адресе места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей не соответствуют действительности вместо «ул. Прибрежная» явно указано «ул. Приврежная», что является основанием для признания данной подписи недействительной в силу подпункта «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ; 7) Лист № 31 подпись в строке 1: в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, имеются неоговоренные исправления дата выдачи паспорта лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей указана то ли как «20.09.2004», то ли как «20.05.2004», это явное, специально не оговоренное исправление, что является основанием для признания данной подписи недействительной в силу подпункта «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ; 8) Лист № 33 подпись в строке 1: в дате заверения подписного листа кандидатом, имеются неоговоренные исправления - цифра «0» явно исправлена на цифру «6», что является основанием для признания данной подписи недействительной в силу подпункта «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ.

Поскольку все 17 подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата Ливенцева А.Г., отобранные для проверки являются недействительными по указанным основаниям, количество достоверных подписей избирателей, представленных кандидатом составляет 20.

Постановлением Территориальной избирательной комиссии города Шахты от 25 июня 2020 года № 218-21 установлено, что для регистрации кандидата в депутаты городской Думы города Шахты по одномандатному избирательному округу № 15 необходимо представить 33 подписи избирателей. То есть принимая обжалуемое Постановление ТИК г. Шахты имела основания для отказа в регистрации кандидата Ливенцева А.Г., предусмотренные подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ.

Кроме того, в представленном кандидатом Ливенцевым Протоколе об итогах сбора подписей избирателей указано, что это «Протокол об итогах сбора подписей... О.В.». Зачем кандидат Ливенцев А.Г. его подписал и представил в Территориальную избирательную комиссию города Шахты непонятно.

С нарушением установленных требований оформлен и «Учет поступления и расходования денежных средств кандидата» Ливенцева А.Г.

Зарегистрировав Ливенцева А.Т. кандидатом, при наличии оснований для отказа в регистрации, Территориальная избирательная комиссия города Шахты поставила его в привилегированное положение по отношению к другим зарегистрированным кандидатам, в том числе и представлявшим в поддержку своего выдвижения подписи избирателей, строго соблюдающим нормы действующего законодательства.

Просит признать незаконным и недействующим с момента принятия Постановление Территориальной избирательной комиссии города Шахты от 5 августа 2020 года № 246-2 «О регистрации кандидата в депутаты городской Думы города Шахты седьмого созыва Ливенцева А.Г. по одномандатному избирательному округу № 15».

Административный истец в судебное заседание в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменное заявление в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители административного истца Ермолаева О.А., Черкезова О.В. действующие на основании доверенности, в судебное заседание явились, заявленные исковые требования поддержали, в обоснование привели доводы аналогичные изложенным с исковом заявлении и письменных пояснениях по делу.

Представитель административного ответчика Кухтин А.В. в судебное заседание явился, просил вынести решение на усмотрение суда, в обоснование привел доводы аналогичные изложенным в письменном отзыве на иск.

Заинтересованное лицо Ливенцев А.Г. в судебное заседание явился, иск не признал, ссылаясь на основания, приведенные в его отзыве (возражениях) на административный иск.

Выслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора, полагавшей административное исковое заявление обоснованным, суд считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению исходя из следующего.

В силу п. 1 ст. 33 Областного закона Ростовской области от 12.05.2016 N 525-ЗС (ред. от 10.06.2020) "О выборах и референдумах в Ростовской области" регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей комиссией при наличии предусмотренных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и настоящим Областным законом документов, представляемых в соответствующую комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов.

В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Судом установлено, что решением городской Думы города Шахты от 23 июня 2020 года № 692 на 13 сентября 2020 года назначены выборы депутатов городской Думы города Шахты седьмого созыва. Постановлением ТИК г. Шахты г. Шахты от 5 августа 2020 года № 246-2 Ливенцв А.Г. зарегистрирован кандидатом в депутаты городской Думы города Шахты седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 15. Другим кандидатом, зарегистрированным по этому же избирательному округу является административный истец.

16 июля 2020 года Ливенцев А.Г. представил в ТИК г. Шахты документы, необходимые для уведомления о выдвижении в качестве кандидата в депутаты городской Думы города Шахты седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 15 в порядке самовыдвижения. В заявлении о согласии баллотироваться в качестве кандидата по соответствующему избирательному округу он указал сведения об основном месте работы и занимаемой должности: «Общество с ограниченной ответственностью «Сиала», исполнительный директор». В подтверждение была представлена копия трудовой книжки.

В тот же день после подачи документов Ливенцев А.Г. был уволен с должности исполнительного директора ООО «Сиала» приказом № 4к от 16.07.2020 по п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ. 17.07.2020 года приказом № 4к он был принят на основное место работы в ООО «Прогресс» директором. Также 17.07.2020 года приказом № 5к он был принят на работу в ООО «Сиала» на должность директора по совместительству на 0,5 ставки.

В силу п. 4 ст. 30 Областного закона Ростовской области от 12.05.2016 N 525-ЗС для регистрации кандидата в депутаты представительного органа муниципального образования, выдвинутого по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, кандидат представляет в соответствующую окружную комиссию следующие документы: 1) подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей); 2) протокол об итогах сбора подписей избирателей (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей); 3) информацию об изменениях в сведениях о кандидате, указанных в заявлении о согласии баллотироваться, либо об отсутствии изменений в указанных сведениях; 4) первый финансовый отчет кандидата (за исключением случая, предусмотренного частью 4 статьи 53 настоящего Областного закона).

27 июля 2020 года ТИК г. Шахты приняла у Ливенцева А.Г. документы, необходимые для его регистрации в качестве кандидата, в том числе «Информацию об отсутствии изменений в сведениях о кандидате, указанных в заявлении о согласии баллотироваться» - на 1 листе в 1 экземпляре и Подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата - 37 листов, заявленное количество подписей — 37.

В подписных листах оформленных 26-27 июля 2020 Ливенцев А.Г. указал действительное на тот момент основное место работы: «Общество с ограниченной ответственностью «Прогресс», директор», но в ТИК представил информацию об отсутствии изменений в сведениях о кандидате, указанных в заявлении о согласии баллотироваться, а не информации об изменениях в сведениях о кандидате, указанных в заявлении о согласии баллотироваться.

Поскольку сведения о кандидате Ливенцева А.Г. в подписных листах указаны в полном объеме и соответствуют действительности, то есть являются актуальными и достоверными в период их оформления, то оснований для признания подписных листов недействительными по п. «з» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ не имеется.

Согласно подпункту «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей и (или) кандидата, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом.

То обстоятельство, что Ливенцев А.Г. при представлении в ТИК г. Шахты документов на регистрацию кандидата представил информацию об отсутствии изменений в сведениях о кандидате, указанных в заявлении о согласии баллотироваться, а не информацию об изменениях в сведениях о кандидате, указанных в заявлении о согласии баллотироваться правомерно не было учтено избирательной комиссией в качестве основания для отказа в регистрации кандидата Ливенцева А.Г.

Согласно подпункту "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации являются, в том числе отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

Подпунктом 3 пункта 4 ст. 30 Областного закона Ростовской области от 12.05.2016 N 525-ЗС предусмотрена обязанность предоставить для регистрации кандидата в депутаты представительного органа муниципального образования, выдвинутого по одномандатному (многомандатному) избирательному округу информацию либо об изменениях в сведениях о кандидате, указанных в заявлении о согласии баллотироваться, либо об отсутствии изменений в указанных сведениях.

Ливенцев А.Г. исполнил данное требование закона и представил в ТИК информацию об отсутствии изменений в сведениях о кандидате, указанных в заявлении о согласии баллотироваться. Несоответствие действительности сведений в информации об отсутствии изменений в сведениях о кандидате, указанных в заявлении о согласии баллотироваться, федеральным законодателем не предусмотрено в качестве основания для отказа в регистрации кандидата.

Согласно подпункту "в.2" пункта 24 статьи 38 этого же федерального закона одним из самостоятельных оснований отказа в регистрации кандидата является отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом.

По смыслу этой правовой нормы основанием отказа в регистрации кандидата является именно отсутствие в представленных им документах сведений, предусмотренных пунктами 2, 3 статьи 33 названного федерального закона.

В заявлении Ливенцев А.Г. о согласии баллотироваться сведения о его работе (занятости) были указаны, и документы, подтверждающие данное обстоятельство им были представлены. Поэтому никаких оснований для отказа в регистрации кандидата Ливенцева А.Г. по подпункту "в.2" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ не имелось.

В случае установления указания кандидатом недостоверных сведений о своей работе (занятости) при подаче документов на регистрацию кандидата в депутаты, а именно, не информирования об изменении основного места работы после принятия ТИК заявления о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу, данное обстоятельство не является основанием для отказа в его регистрации в силу подпунктов «в» и «в.2» пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", поскольку на основании пункта 8 статьи 33 и подпункта "е" пункта 3 статьи 61 этого же федерального закона избирательная комиссия направляет в средства массовой информации сведения о выявленных фактах недостоверности представленных кандидатами сведений; в помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением участковая комиссия оборудует информационный стенд, на котором размещает информацию обо всех кандидатах, списках кандидатов, избирательных объединениях, внесенных в бюллетень, в том числе информацию о фактах представления кандидатами недостоверных сведений о месте работы.

Установлено, что после окончания приема документов у кандидата Ливенцева А.Г. 27 июля 2020 года Рабочая группа по проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей при проведении выборов депутатов городской Думы города Шахты седьмого созыва в соответствии с пунктом 3 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, частью 4 статьи 32 Областного закона № 525-ЗС провела случайную выборку собранных в поддержку выдвижения кандидата подписей избирателей для проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей.

Для проверки были отобраны следующие подписи избирателей: Лист № 1 подпись в строке 1;     Лист № 9 подпись в строке 1;.    Лист № 5 подпись в строке 1;    Лист № 16 подпись в строке 1;.     Лист № 21 подпись в строке 1; Лист № 33 подпись в строке 1;    Лист № 27 подпись в строке 1;     Лист № 6 подпись в строке 1;     Лист № 14 подпись в строке 1;    Лист № 31 подпись в строке 1; Лист № 22 подпись в строке 1;    Лист № 8 подпись в строке 1; Лист № 24 подпись в строке 1; Лист № 29 подпись в строке 1; Лист № 35 подпись в строке 1; Лист № 3 подпись в строке 1;. Лист № 19 подпись в строке 1. Всего для проверки было отобрано 17 подписей избирателей.

Согласно Итоговому протоколу проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата по результатам проведенной проверки недействительными были признаны: 2 подписи на основании подпункта «г» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ; 1 подпись - на основании подпункта «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ. По результатам проверки Рабочей группы достоверными было признаны 14 подписей из 17 отобранных для проверки.

Вместе с тем, имелись основания для признания и других подписей избирателей, содержащихся в подписных листах недействительными.

Подпунктом "н" п. 6.4 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что недействительными признаются подписи избирателей, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей.

Установлено, что в подписном листе № 5 (имеется одна подпись избирателя в строке 1) подпись избирателя внесена в подписной лист 27.07.2020, то есть позднее даты заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, - 26.07.2020, что является основанием для признания подписи избирателя имеющейся в этом подписном листе недействительной в силу подпункта «н» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ.

Согласно пункту 12 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.

Согласно подпункту «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности.

Установлено, что в подписном листе № 31 (имеется одна подпись избирателя в строке 1) в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, имеется неоговоренное исправление в дате выдачи паспорта лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и именно, в указании номера месяца. При этом, данное исправление не оговорено и выполнено так, что не позволяет однозначно определить дату выдачи паспорта. При таких обстоятельствах считать это исправление помаркой не имеется.

Согласно пункту 7 Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 июня 2012 года N 128/986-6 не могут считаться исправлениями помарки, не препятствующие однозначному толкованию сведений.

С учетом наличия исправления в дате выдачи паспорта лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, препятствующего однозначному толкованию сведений, и не оговоренному имеются предусмотренные законом основания для признания подписи избирателя в этом подписном листе № 31 недействительной в силу подпункта «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ.

Доводы истца о том, что в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не в полном объеме указана информация об адресе места жительства, а именно не приведено наименование субъекта Российской Федерации, не могут являться основанием для признания подписей избирателей.

В пункте 12 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ указано, что в подписных листах адрес места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номеров дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума.

Не указание в подписных листах в адресе места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, наименования субъекта Российской Федерации не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства Ливенцева А.Г., осуществлявшего сбор подписей избирателей и не может служить основанием для признания подписей избирателей по этому основанию недействительными.

Суд считает, что у ТИК г. Шахты правомерно не имелось оснований для признания недействительными подписей избирателей в подписных листах №№ 8 и 24, поскольку адрес лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей указан в них правильно, имеются особенности почерка в написании наименования «<адрес>», которые не препятствующие однозначному толкованию данных адреса.

Доводы истца о том, что в подписном листе № 14 в сведениях об адресе места жительства избирателя, имеются неоговоренные исправления - цифра «3» исправлена на букву «Д»,     а в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, имеются неоговоренные исправления - в серии паспорта цифра «0» исправлена на цифру «6», суд не может принять во внимание, поскольку в написании в адресе буквы «д» имеется помарка, но она не препятствует однозначному толкованию сведений об адресе места жительства избирателя. Никаких исправлений цифры «0» на цифру «6» в серии паспорта лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей не имеется. Эта цифра в серии паспорта воспринимается однозначно, четко и ясно. Особенности начертания цифр не могут являться основанием для недействительности подписей избирателей в подписных листах.

Также не имеется оснований для признания недействительными подписей избирателей в подписных листах №№ 16 и 33, поскольку никаких исправлений цифры «0» на цифру «6» в дате заверения подписного листа кандидатом не имеется. Цифра «6» в дате заверения подписного листа кандидатом воспринимается однозначно, четко и ясно. Особенности почерка при начертании цифр не препятствует однозначному прочтению цифр и не могут являться основанием для недействительности подписей избирателей в подписных листах.

Установлено, что в подписном листе № 22 в сведениях об адресе места жительства избирателя после наименования улицы указано «4 д.4 кв.3». Эти сведения внесены рукописным способом, их написание связано с особенностями почерка избирателя, каких-либо исправлений указанные сведения не содержат. Нечеткое написание первой цифры 4 связано с особенностями почерка избирателя. Указание в адресе дважды номера дома не может быть расценено как исправления в том смысле, который вложен в данное понятие избирательным законодательством, а является помаркой, не препятствующими однозначному толкованию сведений об адресе избирателя.

Установлено, что в представленном кандидатом Ливенцевым А.Г. Протоколе об итогах сбора подписей избирателей… указано, что это Протокол об итогах сбора подписей… кандидата О.В.». Вместе с тем данный документ подписан кандидатом Ливенцевым А.Г. и содержит сведения об итогах сбора подписей избирателей в поддержку его выдвижения кандидатом.

Никаких нарушений в оформлении документа «Учет поступления и расходования денежных средств кандидата» Ливенцевым А.Г. не имеется. Представленные Ливенцевым А.Г. документы подтверждают достоверность внесенных им сведений в этот документ.

Согласно части 2 статьи 29 Областного закона № 525-ЗС на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего одномандатного избирательного округа, указанного в схеме избирательных кругов, но не менее 10 подписей.

Постановлением Территориальной избирательной комиссии города Шахты от 25 июня 2020 года № 218-21 установлено, что для регистрации кандидата в депутаты городской Думы города Шахты по одномандатному избирательному округу № 15 необходимо представить 33 подписи избирателей.

В силу подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации.

Поскольку избирательной комиссией были признаны недействительными 3 подписи избирателей в подписных листах №№ 3,19,29, а также суд считает недействительными 2 подписи избирателей в подписных листах №№ 5 и 31. То достоверными являются только 32 подписи избирателей в поддержку кандидата Ливенцева А.Г. из 37, что не достаточно для регистрации его кандидатом.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить постановление Территориальной избирательной комиссии города Шахты от 05.08.2020г. № 246-2 «О регистрации кандидата в депутаты городской Думы города Шахты от седьмого созыва Ливенцева А.Г. по одномандатному избирательному округу № 15».

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд Ростовской области в течение пяти дней со дня его принятия.

    Решение в окончательной форме изготовлено 18.08.2020 г.

Судья          Т.Л. Кинзбурская

2а-3565/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Чередниченко Валерий Валерьевич
Ответчики
Территориальная избирательная комиссии г.Шахты
Другие
Ливенцев Александр Геннадьевич
Черкезова Ольга Витальевна
Ермолаева Ольга Алексеевна
Суд
Шахтинский городской суд Ростовской области
Судья
Кинзбурская Татьяна Леонидовна
Дело на сайте суда
shahtinsky.ros.sudrf.ru
13.08.2020Регистрация административного искового заявления
13.08.2020Передача материалов судье
13.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
13.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.08.2020Подготовка дела (собеседование)
14.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.08.2020Судебное заседание
18.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.08.2020Дело оформлено
17.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее