Дело № 2-922/2018
Решение
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
27 августа 2018 г. г. Вышний Волочек
Вышневолоцкий городской суд Тверской области в составе
председательствующего судьи Ворзониной В.В.,
с участием помощника Тверского межрайонного природоохранного прокурора по доверенности Крайновой М.Г.,
при секретаре Певцовой Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тверского межрайонного природоохранного прокурора Тверской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Овсищенского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области о возложении обязанности разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение,
установил:
Тверской межрайонный природоохранный прокурор Тверской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Овсищенского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области, в котором просил обязать последнего разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 18 мая 2016 г. № 87-кв и представить в Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области заявление об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанный проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В обоснование иска указано, что Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой в июне 2018 г. проведена проверка исполнения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления в деятельности администрации Овсищенского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области. Установлено, что муниципальное учреждение «Администрация Овсищенского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области» в качестве юридического лица осуществляет хозяйственную деятельность, в том числе эксплуатирует здание, расположенное по адресу: Тверская область, Вышневолоцкий район, пос.Овсище, ул.Просвещения, д. 1. В результате указанной деятельности, у администрации образуются следующие отходы производства и потребления: мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) – IV класса опасности (код по ФККО 7 33 100 01 72 4), отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства – V класса опасности (код по ФККО 4 05 122 02 60 5) и другие виды отходов. Муниципальное учреждение «Администрация Овсищенского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области» не входит в перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденному приказом Минприроды России от 24 августа 2011 г. № 687 (ред. от 31 января 2014 г.), следовательно, подлежит региональному государственному экологическому надзору. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для объектов, подлежащих региональному экологическому надзору, определен приказом Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 18 мая 2016 г. №8-нп. Вопреки требованиям законодательства, администрация Овсищенского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области осуществляет свою деятельность без разработанного проекта нормативов образования отходов и утвержденных лимитов на их размещение.
В судебном заседании помощник Тверского межрайонного природоохранного прокурора Крайнова М.Г. исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить. Просила суд установить срок, в течение которого решение должно быть исполнено – 3 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика администрации Овсищенского сельского поселения Вышневолоцкого района в судебное заседание при надлежащем извещении не явился.
Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области в судебное заседание при надлежащем извещении не явился.
Заслушав помощника прокурора Крайнову М.Г., исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению.
Как установлено в судебном заседании Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой в июне 2018 г. была проведена проверка исполнения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления в деятельности администрации Овсищенского сельского поселения Вышневолоцкого района.
Администрация Овсищенского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области является юридическом лицом и органом местного самоуправления.
В ходе проверки установлено, что в результате деятельности у администрации образуются отходы производства и потребления. Вопреки требованиям законодательства администрация Овсищенского сельского поселения осуществляет свою деятельность без разработанного проекта нормативов образования отходов и утвержденных лимитов на их размещение.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Муниципальное учреждение «Администрация Овсищенского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области» не входит в перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденный приказом Минприроды России от 24 августа 2011 г. № 687, следовательно, подлежит региональному государственному экологическому надзору.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для объектов, подлежащих региональному экологическому надзору, определен приказом Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 18 мая 2016 г. № 8-нп.
Согласно п. 4 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области (далее - Министерство) на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее – ПНООЛР), разрабатываемых хозяйствующими субъектами.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что проект нормативов образования отходов и утвержденных лимитов на их размещение, в нарушение требований законодательства, ответчиком не разработан.
В ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» эксплуатация строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Аналогичные требования установлены в ст. 11 Федерального закона РФ от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Невыполнение обязательных требований нарушает права неограниченного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе, обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
С учетом установленных обстоятельств суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Разрешая вопрос о сроке, в течение которого решение суда должно быть исполнено, суд приходит к следующему.
В судебном заседании участвующий в деле помощник прокурора Крайнова М.Г. полагала необходимым установить срок исполнения решения суда - три месяца с момента вступления решения суда в законную силу, считая его достаточным.
Учитывая изложенное, суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения суда в течение трёх месяцев со дня вступления данного решения суда в законную силу.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемых в судах общей юрисдикции в качестве ответчиков либо истцов, освобождаются от уплаты государственной пошлины, поэтому государственная пошлина взысканию с администрации Овсищенского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск Тверского межрайонного природоохранного прокурора Тверской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Овсищенского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области о возложении обязанности разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение удовлетворить.
Обязать администрацию Овсищенского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области в течение трёх месяцев со дня вступления указанного решения суда в законную силу разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 18 мая 2016 № 87-кв, и представить в Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области заявление об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанный проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Вышневолоцкий городской суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия.
РЎСѓРґСЊСЏ Р’.Р’.Р’РѕСЂР·РѕРЅРёРЅР°