Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 декабря 2021 года г. Кострома
Свердловский районный суд г. Костромы в составе:
Председательствующего судьи Морева Е.А.,
при секретаре Абсалямовой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иванина Олега Владимировича к Министерству Финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Костромской области, УФСИН России по Костромской области, ФСИН России о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Иванин О.В. обратился в Свердловский районный суд г. Костромы с настоящим иском, в обоснование заявленных требований указал, что в периоды времени: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> содержался в СИЗО-1 <адрес>. В СИЗО-1 условия содержания в указанные периоды были неблагоприятные, бесчеловечные, унижающие достоинство из-за острой нехватки пространства, спальных мест, ограниченного доступа дневного света и свежего воздуха, невозможности уединиться при пользовании туалетом. В камерах, площадь помещения, которая приходилась на одного человека была менее нормы, установленной действующим законодательством. Так, в период с 2004 по 2006 год в 14-15 метровых камерах постоянно содержали по 12-15 человек, спали не раздеваясь, по очереди в 2-3 смены (на данный момент данные камеры переделаны в трехместные), на человека приходилось 1-1,2 кв.м. На тот момент перегородки в туалете не были предусмотрены, не было возможности уединиться при пользовании туалетом, помывка в бане происходила только один раз в десять дней. В камерах арестованные содержались в скученности. Аналогичное явление имело место даже во время часовой прогулки. Прием пищи осуществлялся в непосредственной близости от не отгороженного туалета. В камеру было ограничено поступление дневного света – не было оконной рамы, зимой приходилось оконный проем закрывать шерстяным одеялом, на окнах была плотная сетка, затрудняющая доступ дневного света. Из-за переполненности камеры и отсутствия спальных принадлежностей не было возможности спать раздетым. Трех банных дней в месяц было явно недостаточно. В душе находилось 6 помывочных мест на 12-15 человек, на помывку отводилось 20-30 минут. В камерах имела место полная антисанитария (вши, тараканы, крысы), что вызвало заболевания желудочно-кишечного тракта. В период с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> условия содержания были значительно лучше. Однако также имели место нарушения прав истца, вызванные ненадлежащим содержанием: перенаселенность камер (содержалось в камерах площадью 28-30 кв.м. по 10-11 человек); туалет хоть и был отгорожен небольшой перегородкой, но этого было недостаточно для чувства уединения при отправлении естественных потребностей; помывка в бане проводилась один раза в неделю (при этом было оборудовано 6 помывочных мест на 10-11 человек, на помывку отводилось 20-30 минут); прием пищи проходил рядом с не полностью отгороженным туалетом; антисанитария (большое количество вшей, тараканов, крыс). Кроме того, в период нахождения в следственном изоляторе истец постоянно содержался в одной камере с ВИЧ-инфицированными, больными гепатитом, что представляло серьезную угрозу его здоровью. Истец, будучи некурящим, был вынужден постоянно находится в прокуренном помещении. Указанные нарушения причинили истцу нравственные страдания, вызывали чувство страха и тревоги. На основании изложенного истец просит взыскать с ФИО3 компенсацию морального вреда в размере 1 778 000 рублей.
В судебном заседании Иванин О.В. исковые требования поддержал.
Представитель ответчиков ФСИН России и УФСИН России по Костромской области Самсонов А.В. исковые требования не признал, полагал, что заявленные Иваниным О.В. нарушения, как и наличие причинно-следственной связи между ними и морально – нравственными страданиями истца надлежащими доказательствами не подтверждены.
Ответчик Министерство Финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Костромской области в судебное заседание своего представителя не направил, направили письменный отзыв, полагали требования необоснованными, просили отказать в их удовлетворении, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.
Представитель третьего лица ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Костромской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены.
В письменном отзыве представитель третьего лица ФИО7 указала, что истец действительно содержался в СИЗО-1 в период с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата> в камере №; с <дата> по <дата> в камере №; с <дата> по <дата> в камере №; с <дата> по <дата> в камере №; с <дата> по <дата> в камере №. Согласно книгам количественных проверок лиц, содержащихся в следственном изоляторе, количество человек, находившихся в камерах совместно с ФИО6, не превышало установленное количество мест в камере: камера № на 3 спальных места, где совместно с ФИО6 содержалось от 2 до 3 человек; камера № на 9 спальных места, где совместно с ФИО6 содержалось от 6 до 9 человек; камера № на 4 спальных места, где совместно с ФИО6 содержалось от 3 до 4 человек; камера № на 9 спальных мест, где совместно с ФИО6 содержалось от 7 до 9 человек; камера № на 7 спальных мест, где совместно с ФИО6 содержалось 7 человек. Определить в каких камерных помещениях находился истец в период 2004-2006 гг., установить их площадь, а также определить количество лиц, содержащихся одновременно с ним, не представилось возможным, поскольку камерные карточки и книги количественной проверки лиц, содержащихся в следственном изоляторе, за данный период уничтожены за истечением сроков их хранения. В соответствии с приказом ФСИН России от <дата> № «Об утверждении Перечня документов, образующихся в деятельности Федеральной службы исполнения наказаний, органов, учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, с указанием сроков хранения» срок хранения камерных карточек и книг количественной проверки составляет 10 лет. Санитарные узлы во всех камерных помещениях находятся на достаточном расстоянии от места приема пищи и спальных мест. В период содержания истца в СИЗО-1 <адрес> условия приватности при посещении туалета были соблюдены - туалет отгорожен от жилой зоны перегородкой высотой 1,1 метра от пола в соответствии с п. 8.66 СП-15-01 «Нормы проектирования следственных изоляторов и тюрем Федеральной службы исполнения наказаний», утв. Приказом ФИО3 Юстиции РФ от <дата> №. С января 2012 года туалеты в камерах оборудованы в соответствии с рекомендациями Европейского суда по правам человека - отделены полностью от жилой зоны как отдельное помещение перегородкой и дверью с запирающимся устройством (шпингалетом). В камерах искусственное освещение днем производится 2-мя светильниками с лампами накаливания по 100 Вт, что обеспечивает освещенность 50 лк, включается с подъемом в 6 часов утра и выключается в 22 часа с отбоем. В ночное время с 22 ч. 00 мин. до 6 ч. 00 мин. включается ночное освещение с одной лампой накаливания 70 Вт. Естественное освещение в камерных помещениях соответствует требованиям СНиП 23-05-95. Камеры оборудованы зарешеченными окнами размером не менее 1,2 м. по высоте и 0,9 м. по ширине в соответствии с требованиями Норм проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России. При остеклении камерных помещений используются двойные рамы. Согласно Нормам проектирования следственных изоляторов и тюрем Федеральной службы исполнения наказаний при невозможности достичь архитектурно – планировочными и режимно – технологическими решениями исключения визуальной и иной связи между камерными помещениями в одном здании, камерными помещениями соседних зданий, камерными помещениями и территорией, прилегающей к режимной и хозяйственной зонам, допускается устанавливать с наружной стороны оконных проемов камерных помещений жалюзийные решетки. В соответствии с п. 42 Приказа Минюста России от <дата> №, камеры СИЗО оборудуются, в том числе вентиляционным оборудованием (при наличии возможности). В камерах имеется система вытяжной вентиляции с механическим побуждением, технически исправна, выполнена согласно СНиП <дата>-91, <дата>-89; в окне имеется форточка для естественной вентиляции, также проветривание камеры осуществляется путем открытия камерных дверей во время помывки заключенных в душе или их нахождения на прогулке. Согласно п. 45 главы 5 Приказа ФИО3 Юстиции РФ № от <дата> «Об утверждении Правил внутреннего распорядка Следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе. Жалоба истца на антисанитарию, наличие в камерах вшей, тараканов и крыс также безосновательна, т.к. ежегодно в профилактических целях учреждением заключаются государственные контракты на оказание услуг по дезинсекции и дератизации. Государственные контракты за 2004-2014 гг. уничтожены (срок хранения составляет 5 лет). Согласно Приложению 1 Приказа МВД РФ от. <дата> № «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно исполнительной системы ФИО3 внутренних дел Российской Федерации» подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся под стражей в следственных изоляторах, обязаны соблюдать требования гигиены и санитарии, проводить уборку камер и других помещений в порядке очередности. Также, согласно Приложению 1 Приказа Минюста России от <дата> № «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся под стражей в следственных изоляторах, обязаны соблюдать требования гигиены и санитарии, содержать одежду и постельные принадлежности в чистоте и порядке, содержать в чистоте камеру, в том числе санузел, проводить уборку камер и других помещений в порядке очередности, установленной администрацией учреждения. Для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются предметы для уборки камеры. Федеральный закон от <дата> № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно - исполнительной системы не содержат прямого запрета на содержание в помещениях камерного типа курящих осужденных, подозреваемых, обвиняемых вместе с некурящими. Согласно ст.33 Федерального закона от <дата> № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» курящие по возможности помещаются отдельно от некурящих. Более того, согласно камерным карточкам, ФИО8 является курящим. Действующее законодательство не содержит требований о раздельном размещении ВИЧ и гепатит - инфицированных и остальных подозреваемых и обвиняемых. В ФКУ СИЗО-1 оборудованы прогулочные дворики следующих размеров: №,1 кв.м., №,58 кв.м., №,89 кв.м., №,53 кв.м., №,93 кв.м., №,44 кв.м., №,22 кв.м., №,99 кв.м., №,26 кв.м. Требования, предъявляемые к прогулочным дворикам, определены в приложении № к Инструкции об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми, осужденными, содержащихся в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом ФИО3 юстиции РФ от <дата> №-дсп. Согласно данному приложению, минимальный размер прогулочного двора составляет 12 квадратных метров, на каждого подозреваемого, обвиняемого или осужденного должно приходиться 2,5-3 метра прогулочного двора. С Учетом данных требований подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в одном камерном помещении, выводятся на прогулку при необходимости в два прогулочных двора. Полагают, что факт причинения морального вреда не доказан. Жалоб на ненадлежащие условия содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Костромской области от Иванина О.В. не поступало. Истец не представил ни одного доказательства, которое бы свидетельствовало об умышленных действиях (бездействии) со стороны администрации ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Костромской области нарушающих его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. При наличии неограниченного доступа к правосудию, гарантированного ст. 52 Конституции РФ, истец имел возможность обратиться за защитой своих прав в период содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Костромской области, как в суд, так и в контролирующие органы, общественные организации. Учитывая вышеизложенное, полагают, что факт причинения истцу морального вреда не доказан. Кроме того, размер компенсации морального вреда ничем не обоснован, не соответствует требованиям разумности и справедливости. Вины учреждения также не установлено.
Выслушав стороны, допросив свидетеля Абрамова С.А., изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (ст.17 Конституции РФ). Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (ст. 21 Конституции РФ).
В соответствии со ст. 3 Конвенции от 04.11.1950 «О защите прав человека и основных свобод» никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Согласно п. 1 ст. 10 УИК РФ Российская Федерация уважает и охраняет права и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказания.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В силу статьи 15 Федерального закона № 103-ФЗ в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РФ. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Содержание лица под стражей или отбывание им наказания в местах соответствующих установленным государственным нормативам, заведомо не может причинить физические и нравственные страдания, а, следовательно, не порождает у лица, содержащегося под стражей, в том числе и при нарушении условий содержания, безусловное право на компенсацию морального вреда.
В силу п. 1 ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Согласно ст. 1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Согласно ст. 1101 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 от 20.12.1994 «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда», суду необходимо выяснить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они причинены, степень вины причинителя, какие нравственные и физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме или иной материальной форме он их оценивает и их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
В соответствии с п. 11 постановления Верховного Суда РФ от 26.01.2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» установленная ст. 1064 ГК РФ презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт увечья или иного повреждения здоровья, размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
В соответствии со ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со ст.ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Исходя из приведенных правовых норм и разъяснений действующего законодательства, истец в силу ст. 56 ГПК РФ обязан представить суду доказательства, подтверждающие факт причинения ему физических и нравственных страданий условиями содержания, на которые он ссылается в обоснование своих исковых требований, и размер вреда.
Судом установлено, что Иванин О.В. содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Костромской области в период с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата> в качестве подозреваемого и обвиняемого в совершении преступлений.
Указанные обстоятельства подтверждаются личной карточкой осужденного и информацией ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Костромской области.
Обращаясь в суд с иском о компенсации морального вреда, Иванин О.В. ссылается на переполненность камер, отсутствие условий приватности при использовании туалета, ненадлежащего освещения помещений камер, отсутствие вентиляции в камере, нарушения периодичности и порядка санитарной обработки (помывки в бане), осуществление приема пищи рядом с туалетом, отсутствие остекления оконной рамы в камере, антисанитарию (наличие вшей, тараканов и т.д.), превышение допустимого количества подозреваемых (обвиняемых) одновременно находящихся в прогулочном дворе, содержание в камерах с курящими, а также ВИЧ и гепатит - инфицированными подозреваемыми и обвиняемыми.
Согласно ст. 16 Федерального закона № 103-ФЗ от 15.07.1995 года «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Согласно п.п. 2-4 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Минюста России от 14.10.2005 № 189 в СИЗО устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также решение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Режим представляет собой регламентируемые Федеральным законом, настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Обеспечение режима в СИЗО, поддержание в них внутреннего распорядка возлагается на администрацию СИЗО, а также на их сотрудников, которые несут установленную законом и ведомственными нормативными актами ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей. Лица, содержащиеся в СИЗО, должны выполнять возложенные на них Федеральным законом обязанности и соблюдать Правила поведения подозреваемых и обвиняемых (приложение № 1). Невыполнение ими своих обязанностей и правил поведения влечет ответственность в установленном порядке.
Согласно п. 40 Правил подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом; постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; постельным бельем.
В соответствии с п. 42 Правил камеры СИЗО оборудуются, в том числе: одноярусными или двухъярусными кроватями; столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; светильниками дневного и ночного освещения; вентиляционным оборудованием (при наличии возможности); напольной чашей (унитазом), умывальником.
Иванин О.В. содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Костромской области в период: с <дата> по <дата> в камере №; с <дата> по <дата> в камере №; с <дата> по <дата> в камере №; с <дата> по <дата> в камере №; с <дата> по <дата> в камере №.
Установить конкретное место содержания истца в период с <дата> по <дата> в ходе рассмотрения дела не представилось возможным в виду истечения срока хранения документов.
Вместе с тем, из представленных в материалы дела отзыва и справки от <дата> №/ТО/37/5-б/н следует, что в 2013, 2014, 2015 годы площадь: камеры № кв.м. (количество спальных мест – 4), камеры №,1 кв.м. (количество спальных мест – 3), камера №,8 кв.м. (количество спальных мест – 7), камеры №,7 кв.м. (количество спальных мест – 9), камеры №,9 кв.м. (количество спальных мест – 9).
Все камеры, в которых содержался истец, оборудованы в соответствии с вышеуказанным приказом. Обстоятельств свидетельствующих о переполненности камер не установлено.
Из материалов дела следует, что туалетная зона в камерах ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Костромской области представляет собой изолированное помещение с установленным санитарным оборудованием, которая в период содержания истца была оборудована экранами высотой 1 метр.
Такое оборудование туалетов соответствует Нормам проектирования следственных изоляторов и тюрем Министерства юстиции Российской Федерации (СП-15/01), утвержденными Приказом Минюста РФ № 161-дсп от 28 мая 2011 года.
Из пояснений представителя ответчиков и представленного отзыва 3-го лица на исковое заявление следует, что в камерных помещениях имеется система вытяжной вентиляции с механическим побуждением, технически исправна, выполнена согласно СНиП 2.04.05-91, 2.08.02-89, в окне имеется форточка для естественной вентиляции, проветривание помещений осуществляется путем открытия камерных дверей во время помывки заключенных в душе или их нахождения на прогулке.
Вопреки доводам истца об отсутствии необходимого освещения помещений камер, из материалов дела следует, что в камерах искусственное освещение осуществляется при помощи двух светильников с лампами накаливания по 100Вт, что обеспечивает освещенность 50 лк. Освещение включается с в 6 часов утра (подъем) и выключается в 22 часа (отбой). В ночное время с 22.00 по 06.00 часов включается ночное освещение с одной лампой накаливания 70 Вт. Естественное освещение в камерных помещениях определено согласно требованиям СНиП 23-05-95. Камеры оборудованы зарешеченными окнами размером не менее 1,2 м. по высоте и 0,9 м. по ширине в соответствии с требованиями приказа Минюста РФ № 161-дсп от 28.05.2011. При остеклении камерных помещений используются двойные рамы. В соответствии с Нормами проектирования следственных изоляторов и тюрем с наружной стороны оконных проемов камерных помещений устанавливаются жалюзийные решетки.
Относительно довода истца об отсутствии необходимой возможности помывки в бане, в ходе рассмотрения дела установлено, что согласно п. 45 главы 5 Приказа Министерства Юстиции РФ № 189 от 14.10.2005 г. «Об утверждении Правил внутреннего распорядка Следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе. Доказательств свидетельствующих о неисполнении данных требований суду не представлено.
Доводы истца о наличии антисанитарных условий в камерах (наличие вшей, тараканов и крыс) также какими – либо доказательствами не подтверждены.
Согласно пояснениям представителя ответчика и материалам дела документов ежегодно в профилактических целях учреждением заключаются государственные контракты на оказание услуг по дезинсекции и дератизации.
Вопреки доводам истца Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно - исполнительной системы, утвержденные приказом Министерства Юстиции РФ от 14.10.2005 № 189, не содержат прямого запрета на содержание в помещениях камерного типа курящих осужденных, подозреваемых, обвиняемых вместе с некурящими, а также не содержат требования о раздельном содержании ВИЧ и гепатит-инфицированных подозреваемых и обвиняемых.
Проанализировав материалы дела, суд приходит к выводу, что истцом в обоснование заявленных исковых требований не представлены достаточные доказательства факта причинения морального вреда при обстоятельствах, изложенных в исковом заявлении.
Ни в период нахождения в СИЗО-1, ни в последующем в течение 16 лет истец не обращался с жалобами на условия содержания к администрации учреждения.
Суд учитывает, что сам процесс содержания лица под стражей или отбывания им наказания законодательно урегулирован, осуществляется на основании нормативно-правовых актов и актов Министерства юстиции РФ, которыми регламентированы условия содержания, права и обязанности лиц, содержащихся под стражей. Соблюдение установленных государством нормативов для мест содержания под стражей или отбывания наказания направлено на обеспечение не только содержания в таких местах, но и реализации прав лиц, оказавшихся в них.
Само по себе содержание истца под стражей или отбывание наказания в местах лишения свободы в установленных условиях не порождает права на компенсацию морального вреда.
При принятии решения суд учитывает сформировавшуюся правовую позицию Европейского суда по правам человека, согласно которой «бесчеловечным обращением» с осужденными являются случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания. Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. Лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения. В некоторых случаях принимаются во внимание пол, возраст и состояние здоровья лица, которое подверглось бесчеловечному или унижающему достоинство обращению.
Оценив представленные в дело доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о недоказанности факта причинения истцу вреда в результате неправомерных действий (бездействия) исправительного учреждения и его должностных лиц, выразившихся в необеспечении надлежащих условий содержания.
В данном случае отсутствует совокупность приведенных в Постановлениях Европейского Суда обстоятельств, имеющих актуальное значение для применения положений Конвенции «О защите прав человека и основных свобод», которые позволили бы признать нарушение прав истца. Не доказано наличие недостатков в условиях содержания в исправительном учреждении, соответственно, отсутствуют основания для возникновения у ответчиков обязанности по возмещению истцу морального вреда.
Без доказанности вредного воздействия этих факторов на психическое и физическое состояние истца, данные обстоятельства не влекут возникновения у ответчика обязанности по возмещению истцу морального вреда.
Доказательств того, что в период содержания истца в указанном исправительном учреждении он обращался с жалобами на условия содержания, на состояние здоровья, в материалах дела не имеется и на такие доказательства истец не ссылался. В обоснование своей позиции по делу истец никаких документов не представил, о наличии таких доказательств и необходимости в их истребования не заявил.
Иных доказательств причинения истцу реальных физических и нравственных страданий условиями содержания, которые истец считает ненадлежащими и нарушающими его личные неимущественные права, в материалах дела не имеется.
Показания свидетеля ФИО9 не могут являться основанием к удовлетворению заявленных требований, поскольку не подтверждаются совокупностью доказательств, в том числе документами, объективно свидетельствующими о наличии вышеуказанных нарушений.
Доводы истца о наличии многочисленных решений судов по аналогичным спорам не могут быть приняты во внимание, поскольку указанные решения преюдициального значения при рассмотрении настоящего дела не имеют.
Таким образом, доводы истца о причинении нравственных страданий вышеуказанными нарушениями суд находит несостоятельными, поскольку истцом доказательств, свидетельствующих о нарушении его прав и причинении ему нравственных страданий в связи с вышеуказанными обстоятельствами, в судебное заседание не представлено.
Кроме того, сами по себе указанные Иваниным О.В. обстоятельства не могут свидетельствовать о причинении истцу морального вреда, поскольку не доказывают наличие каких-либо нравственных страданий, причиненных истцу.
Более того, сам факт того, что истец обратился в суд за возмещением морального вреда спустя длительное время после того, как ему стало известно о нарушении его прав, свидетельствует о низкой значимости для истца допущенных ФКУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области нарушений, а также о том, что в действительности истец не перенес каких-либо реальных страданий, которые требуют денежной компенсации.
Обратившись в суд по прошествии длительного времени после заявленных событий, подлежащих установлению в рамках настоящего гражданского дела, истец ухудшил условия реализации своего права на защиту, поскольку по истечении длительного периода времени утрачена возможность получения доказательств по делу.
При таких обстоятельствах законных оснований для удовлетворения исковых требований истца о компенсации морального вреда суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░